это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1566394
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в статье рассматривается понятие бедности как социальной и экономической проблемы современности. Вызывая возникновение социальной напряженности, бедность порождает множество других проблем социально-экономического характера. Рассмотрены причины, порождающие бедность, а также условия её существования с социальной и экономической точки зрения.
Ключевые слова: бедность, причины бедности, последствия бедности, государственная политика, меры социальной поддержки.
Бедность считается наиболее актуальной социальной проблемой современного общества. Проблемы бедности исследуются экономистами и социологами, которые признают закономерность существования бедности в обществе, её зависимости от производства и разделения труда, а также необходимость вмешательства государства в решение проблемы бедности.
В научной литературе она определяется как невозможность индивида или социальной группы, семьи удовлетворять минимальный круг своих потребностей, как специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление [1, С. 34-38; 2, C. 342-344].
Граждане, относящиеся к категории бедных, упоминаются в действующем законодательстве, как малоимущие. Малоимущие граждане – это лица, имеющие доход ниже установленного прожиточного минимума [3].
При определении размера дохода учитываются заработная плата, пенсии, стипендии, алименты, доходы от использования имущества и т.п.
В современной научной литературе выделяется несколько факторов, влияющих на появление бедности:
- экономические - снижение количества квалифицированных специалистов; трудовая миграция населения; неофициальное трудоустройство, а также работа не по специальности.
- социально-медицинские – заболевания; инвалидность; пенсионный возраст;
- демографические – в семье только один кормилец, много иждивенцев;
- образовательно-квалификационные - низкий уровень образования; отсутствие опыта работы [4, С. 3-4; 5, С. 131-135].
Указанные последствия связаны между собой и имеют причинно-следственные связи.
Бедность имеет и определенную психологическую сторону. Люди, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, имеют общую апатию, не проявляют интереса к образованию, поиску источников доходов, испытывают депрессию. Также считается, что если родители бедные, то и дети также будут бедными, поскольку: отсутствует финансовая возможность получить образование, и соответственно, найти достойную, высокооплачиваемую работу, отсутствует опыт обращения с финансами, в частности, умение экономить [6, С. 113-117].
В то же время можно сказать, что из бедной семьи могут выйти состоятельные граждане, поскольку желают вырваться из бедности, достичь финансовых, профессиональных и семейных успехов.
Кроме того, к бедности могут привести определенные факторы – потеря работы или прогорание бизнеса, ухудшение состояния здоровья, смерть члена семьи, развод и т.д.
Анализируя социальные и экономические причины бедности, государство принимает меры по снижению её уровня.
Согласно статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [7]. Государство реализует государственную политику по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан социальной помощи следующих видов:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- адресного использования бюджетных средств;
- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- снижения уровня социального неравенства;
- повышения доходов населения [8, С. 163-167].
Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять виды и размеры государственной социальной помощи с учетом объемов финансирования. Органы местного самоуправления также обладают полномочиями по оказанию социальной помощи гражданам. Для этого создаются специальные резервные фонды.
Социальная помощь требует индивидуальной оценки материального положения заявителя. Специалисты службы социальной защиты населения выезжают на место для оценки жилищно-бытовых условий, оценивают структуру доходов семьи и т.п. На основании собранных документов специально созданная комиссия принимает решение.
Оказание социальной помощи основывается на принципах адресности. К достоинствам адресности можно отнести то, что она позволяет наиболее эффективно расходовать бюджетные средства на оказание социальной поддержки населения и контролировать их использование [9, С. 182].
Данный принцип нашел законодательное отражение. К примеру, в Законе Пермского края от 10.03.2017 № 69-ПК «О государственной семейной политике в Пермском крае и о внесении изменений в Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» указано, что адресная социальная помощь и поддержка семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, оказывается с учетом нуждаемости на основе принципа адресности, дифференцированного и индивидуального подхода к проблемам семьи [10].
Наиболее предпочтительным является оказание помощи в виде денежных выплат, поскольку граждане самостоятельно могут определить на что потратить средства.
Денежные пособия – вид ежемесячных выплат, в целях возмещения расходов или оказания дополнительной материальной помощи.
Для назначения пособия устанавливается совокупный размер доходов всех членов семьи за последние 3 месяца. Полученная сумма делится на членов семьи и выходит сумма, которая приходится на каждого – среднедушевой доход.
Если полученная сумма ниже установленного на текущий квартал прожиточного минимума (для каждого субъекта РФ установлен свой прожиточный минимум), то семья признается малообеспеченной.
Денежное пособие предоставляется на приобретение товаров, входящих в потребительскую корзину, на получение детского питания, на льготное пользование общественным транспортом, на льготное питание в столовых государственных учреждений, на компенсацию затрат, потраченных на одежду.
Субсидии представляют другую денежную форму социальной поддержки граждан. Законодательство также устанавливает большое количество различных субсидий – на оплату жилья и коммунальных услуг, твердого топлива, на оплату детского сада и т.д.
Одной из форм адресной помощи является единовременная материальная помощь в виде социального пособия и (или) жизненно необходимых товаров (продукты питания, одежда, обувь, средства санитарии и гигиены, мебель, бытовая техника).
К примеру, в Республике Бурятия отделы социальной защиты населения совместно с сельскими поселениями помогают малообеспеченным гражданам в посадке картофеля [11].
По нашему мнению адресная помощь единственная мера социальной поддержки, которая предусматривает все методы оценки материального положения семьи.
Помимо финансовой помощи малообеспеченным гражданам оказывается помощь в виде получения образования, трудоустройстве, санаторно-курортном лечении, обеспечении жильем по договорам социального найма.
На основании изложенного можно сказать, что меры социальной поддержки оказываются не всем гражданам, а только тем, уровень доходов которых не позволяет удовлетворять свои потребности.
Совсем ликвидировать бедность невозможно. Можно только снизить её уровень, минимизировать характер её воздействия путём реализации государственных мер по поддержке малообеспеченных категорий граждан.
Список литературы:
Шаховская Л.С., Климкова К.О. Перспективные институты борьбы с бедностью в Российской Федерации // WschodnioeuropejskieCzasopismoNaukowe. – 2018. – № 3-4 (31). – С. 34-38.Климкова, К.О. Институциональные проблемы борьбы с бедностью в России // Глобальная экономика в XXI веке: диалектика конфронтации и солидарности : сб. науч. тр. [по итогам IV-й междунар. науч. конф.]. – 2017. – C. 342-344.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи» // Российская газета, № 142, 23.07.1999.
Аниденкова М.М. Бедность как социальная проблема // Сборник научных трудов SWorld. – 2012. – Т. 15. – № 2. – С. 3-4.
Костина Е.А. Благосостояние и бедность // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № Т39. – С. 131-135.
Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Бедность и богатство как социально-философские категории // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. – 2013. – № 35. – С. 113-117.
Конституция Российской Федерации // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, Ст. 4398.
Кашапова Л.Р. Проблемы минимизации последствий бедности в условиях всестороннего построения среднезажиточного общества // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2018. – Т. 9. – № 4 (36). – С. 163-167.
Сорокина Н.А. Адресная социальная помощь как механизм социальной политики // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам XVIII международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 182-183.
Закон Пермского края от 10.03.2017 № 69-ПК «О государственной семейной политике в Пермском крае и о внесении изменений в Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 11, 20.03.2017.
Малоимущим семьям Прибайкальского района помогли посадить картофель // http://egov-buryatia.ru/minsoc/press_center/news/detail.php?ID=433
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!