это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1586196
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день воспитание является важнейшей составляющей в образовательной деятельности российских высших учебных заведений. Несомненно, в каждом учебном заведении имеется своя воспитательная система. Однако все такие системы обладают единой сущностью и структурой.
Если рассматривать воспитание с точки зрения широкого педагогического смысла, его можно определить как специально организованное и управляемое воздействие коллектива, направленное на формирование заданных качеств у так называемого воспитуемого и осуществляемое в учреждениях учебно-воспитательного характера. При этом воспитание полностью охватывает весь учебно-воспитательный процесс в данных учреждениях.
Роль воспитания не имеет однозначной оценки, поскольку кто-то считает его совершенно бессмысленным (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды общества), а кто-то признает воспитание исключительным возможным средством изменения человеческой природы. Однако важно отметить, что при помощи воспитания можно многого добиться, но полностью изменить человека нельзя.
Главнейшей задачей воспитания является выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с личностными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Согласно исследованиям известно, что воспитание может обуславливать формирование конкретных качеств, опираясь лишь на существующие заложенные природой задатки. При воздействии на развитие человека воспитание само имеет зависимость от развития. При этом воспитание постоянным образом опирается на уже достигнутый уровень развития.
Цели и методы воспитания должны находиться в соответствии как с уже достигнутым уровнем развития, так и с возможным последующим развитием. Воспитание считается действительно хорошим, если оно идет вперед развития. Формирует личность воспитание, которое ведет за собой развитие и ориентируется непосредственно на процессы, ещё не созревшие, но находящиеся в стадии становления.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА
Воспитательная система представляет собой развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, а именно: определенных целей, ради которых данная система и создается; совместной деятельности людей, которые занимаются её реализацией; самих людей как субъектов такой деятельности; управления, которое обеспечивает жизнеспособность и формирование воспитательной системы с её постоянным развитием.
Уровни воспитательной системы, которые отражают разные системные понимания, называются подсистемами. Среди таких системных пониманий выделяют следующие три:
Воспитательная система как организационно-содержательная структура, которая обеспечивает упорядоченность самой воспитательной деятельности и представляет собой совокупность компонентов, непосредственно связанных между собой.
Воспитательная система как целостный механизм, который объединяет совокупность нужных и достаточных условий достижения цели воспитания.
Воспитательная система как субъект совокупного характера воспитания.
Воспитательная система имеет свои определенные функции, среди которых можно выделить:
- смыслообразование;
- интегрирование;
- регулирование;
- технологизация.
Создание воспитательной системы в учреждении образования позволяет эффективным образом решить три значительно сложных и актуальных воспитательных задачи:
Ценностно-смысловая направленность воспитательного процесса.
Технологичность и результативность в деятельности воспитательного процесса.
Упорядоченность воспитательной деятельности.
Исходя из вышеперечисленных задач воспитательного процесса, можно выделить интегральные качества, которыми он обладает:
- смыслопорождение;
- результативность;
- упорядоченность;
- технологичность;
- автономность.
Воспитательная система вуза является целостно-ориентированной, открытой, самосовершенствующейся и самоуправляемой системой.
В основу создания воспитательной системы как модели положена теоретическая концепция, включающая в себя цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории и позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной личности, освоение культурных аспектов, включение молодого поколения в жизнь общества.
Концепция теоретического характера воспитательной системы реализуется непосредственно в четырёх связанных и зависимых между собой компонентах, к которым относится управление, содержание, организация и общение. Именно эти компоненты оказывают воздействие на саму сущность и содержание системы воспитания.
Содержание воспитательной системы представлено в виде совокупности знаний научного характера, различных информационных данных, достижений культуры. Кроме того, содержание данной системы является деятельностью по усвоению опыта и развитию творческих способностей личности человека.
Организация воспитательной системы, в свою очередь, предусматривает реализацию концепции теоретического характера в учебно-воспитательном процессе, основываясь на взаимосвязи цели, содержания, различных средств и методов, направленных непосредственно на сам результат.
Общение, являясь одним из компонентов воспитательной системы, является единством трёх элементов. К ним относится информационное общение, интерактивное и перцептивное.
Эффективность воспитательных систем зависит непосредственно от тех отношений, которые складываются вследствие совместной деятельности между воспитывающим и воспитываемым. Такая деятельность может возникать в результате сотрудничества, взаимного доверия и внимания, диалога и общения.
Для каждой воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими её компонентами, но и неделимое единство с обществом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность.
Теория формирования, совершенствования и управления воспитательной системы свидетельствует о её целесообразном характере, суть которого основана на том, что при использовании системного подхода в воспитании происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, усиливается взаимосвязь компонентов педагогического процесса. Под педагогическим процессом подразумевается совокупность целевого, содержательного, организационного и результативного характеров.
Стоит отметить, что многоаспектное и эффективное развитие личности может обеспечить только целостный воспитательный процесс. Создание воспитательной системы, которая включает в себя освоенную социальную и природную среду, позволяет значительным образом расширить диапазон возможностей воспитательного влияния на личность. При этом воспитательная система существенно экономит время и силы субъектов деятельности.
При построении системы важно уделить значительное внимание созданию традиций, поскольку они придают устойчивость системе, увеличивают её жизнеспособность. При построении воспитательной системы специальным образом моделируются условия для самореализации и самоутверждения личности, что способствует самосовершенствованию, развитию творческого потенциала, проявлению своих лидерских качеств, а также гуманизации отношений в коллективе.
Воспитание, являясь органической частью образовательной системы, создает условия для развития личности, её становления и самоутверждения.
При определении направлений и содержания воспитания личности будущего специалиста важно исходить из тех установок, которые содержатся в документации федеральных органов управления образованием. Это позволяет выделить в особый ряд задачи воспитания студентов, попадающие в разряд общественно значимых приоритетов.
В последние годы вузовская воспитательная практика с значительной степенью целеустремлённости была обращена к реализации таких программ воспитания:
Формирование установок толерантного характера и профилактика экстремизма в российском обществе.
Патриотическое воспитание граждан РФ.
Оказание социально-педагогической поддержки детям, которые лишены родительской опеки.
Программа по профилактике наркотизации и сохранению здоровья студентов.
Успешная реализация программ воспитания социального значения зависит непосредственно от активного взаимодействия каждого отдельного ВУЗа с другими высшими учебными заведениями региона и страны, органами молодёжной политики и молодёжным социальными организациями.
От каждого отдельного учебного заведения ожидается инициативная позиция по созданию и воплощению воспитательных проектов, которые позволяют развивать у студентов активную позицию гражданского характера и чувство общественной ответственности, а также причастности к решению существующих проблем всего общества и региона.
Обогащение воспитательной деятельности высшего учебного заведения в таком направлении происходит на основе внимательного изучения передовой педагогического опыта российских учебных заведений и его творческого применения в собственной практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Студенческие годы – период, когда развитие и становление личности происходит максимально быстро в интенсивной скорости. Данный период считается профессиональной подготовкой будущих специалистов разнообразных сфер и областей жизнедеятельности человека.
В данный период происходит полноценное развитие интеллектуальных способностей, пересматриваются и обрабатываются ценности студента, а также укрепляется здоровье и физические силы.
Преподаватели ВУЗа, несомненно, должны иметь представления обо всех особенностях и возможностях студентов во время данного периода. Именно преподаватели играют важнейшую роль в таком процессе, в особенности при решении задач воспитания.
Воспитание и обучение обладают общей целью – формирование личности будущего специалиста. Однако воспитание не является продолжением учебного процесса, поскольку его нельзя относить к чему-то дополнительному. Воспитание только опирается на общую с обучением цель и призвано своими методами и формами реализовывать собственную цель, содействуя всем аспектам развития студентов и формированию их личностных качеств. Воспитание значительным образом оказывает содействие на становление личности человека.
Воспитательная работа в ВУЗе руководствуется своей собственной целью – многоаспектное развитие личности будущего специалиста с опорой на её индивидуальность. Частичным образом данная цель реализуется и в процессе обучения, но только частично, поскольку обучение обладает своей целью и имеет ограничения в виде учебных планов и программ.
Воспитательная работа имеет все возможности для осуществления вышеуказанной цели, которая буквально представляет многоаспектный целенаправленный комплекс, который состоит из множества определенных и связанных между собой педагогических целей. Реализация таких возможностей способствует непосредственно многоаспектному и полноценному развитию личностных качеств студентов при воспитательной системе ВУЗа.
Таким образом, воспитательная система высшего учебного заведения, несомненно, важна для студентов, поскольку именно она задаёт развитие личностных качеств молодого поколения, обучающегося в данных заведениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2004. – 245 с.
Воспитательно-развивающая среда образовательного учреждения // Онлайн библиотека [Электронный ресурс]. – 2014.
Индивидуально воспитательная работа со студентами // Студенческая электронная библиотека [Электронный ресурс]. – 2009.
Как оценить качество воспитательной деятельности? // Образовательная онлайн-ярмарка [Электронный ресурс]. – 2014.
Сущность и направления воспитательной работы в вузе // Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – 2013.
Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой учёный №7. – 2015.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!