это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1597808
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Ведение……………………………………………………………………………..3
1 История возникновения нефтегазового комплекса Западной Сибири……….4
2 Реформа нефтегазового комплекса Западной Сибири…………………………5
3 Современное состояние западно-сибирского нефтегазового комплекса…...15
Заключение………………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении вопроса о развитии нефтяной промышленности в 1990-2000гг. необходимо помнить, что в это время Российская Федерация стала самостоятельным суверенным государством. Ее нефтегазовая промышленность представляла собой многоотраслевой комплекс, осуществлявший по существу на всей территории страны работы по поиску и разведке новых месторождений, строительству скважин, обустройству площадей добычи нефти, комплексному освоению морских месторождений нефти, производству и ремонту нефтяного оборудования, развитию магистрального трубопроводного транспорта нефти. На территории России действовало около 2 тыс. объединений, предприятий и организаций.
1990-2000 гг. – время интенсивного развития и становления промышленного комплекса нашей страны и Западной Сибири, как одного из основных нефтегазовых регионов, а также время интенсивной работы по разведыванию и освоению новых запасов нефти и газа. За этот период были проведены исследования природных месторождений, оценка их рентабельности, произведена их разработка и начата добыча природного газа и нефти. Это явилось важным моментом в истории развития всего нефтегазового комплекса Западной Сибири. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Цель реферата – рассмотреть основные моменты развития западно-сибирского нефтегазового комплекса в период с 1990 по 2000 гг. на территории Российской Федерации, доказать важность этого периода для экономики страны в целом.
1. История возникновения нефтегазового комплекса Западной Сибири
Впервые в Западной Сибири на окраине посёлка Берёзово 21 сентября 1953 года одна из разведочных скважин дала мощный фонтан газа. Это открытие дало стимул для дальнейшего развёртывания геолого-разведочных работ. Вскоре начался период целого ряда открытий нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. 21 июня 1960 года было открыто первое в Западной Сибири Трёхозёрное, 24 марта 1961 года – Мегионское, 15 октября 1961 года - Усть–Балыкское, в агусте 1962 года – Советское, 15 ноября 1962 года – Западно–Сургутское, 1 декабря 1964 года – Правдинское, 3 апреля 1965 года – Мамонтовское, 29 мая 1965 года – Самотлорское нефтяные месторождения.
Около 30 лет назад Западно-Сибирский нефтегазовый регион вышел на первое место по объёму добычи нефти и газа в нашей стране. В настоящее время здесь добывается 66% российской нефти и газового конденсата, 92% природного газа. Ежегодное потребление в мире топливно-энергетических ресурсов составляет более 14 млрд. т условного топлива, из них 35% приходится на долю нефти и свыше 25% на долю природного газа. Суммарные запасы нефти и газа на севере Западной Сибири составляют более четверти мировых запасов этих видов топливно-энергетических ресурсов и позволят Западносибирской нефтегазовой провинции ещё несколько десятков лет оставаться не только ведущим регионом в российской нефтегазодобывающей отрасли, но и в целом экономике всей страны. В доходную базу федерального бюджета России от топливно-энергетического комплекса Западной Сибири поступает более 40% налоговых платежей. [7, c. 110]
Самое крупное нефтяное месторождение в нашей стране – Самотлорское нефтегазоконденсатное – начальные извлекаемые запасы 3,3 млрд. т. Из недр этого месторождения уже добыто 2,2 млрд. т. Далее идут Приобское нефтяное месторождение с начальными извлекаемыми запасами свыше 0,7 млрд. т, Фёдоровское нефтегазоконденсатное – 0,7 млрд. т, Мамонтовское нефтяное – 0,6 млрд. т, Русское газо–нефтяное – 0,4 млрд. т и т.д. Крупнейшие месторождения природного газа с начальными извлекаемыми запасами газа соответственно: Уренгойское – 10,2 трлн. м3, Ямбургское – 6,1 трлн. м3, Бованенковское – 4,4 трлн. м3, Заполярное – 3,5 трлн. м3, Медвежье – 2,3 трлн. м3.
Нефтегазодобывающий комплекс Западной Сибири обеспечен ресурсами на многие десятки лет. Развитие нефтяной промышленности, согласно энергетической стратегии Российской Федерации, должно быть обеспечено за счёт увеличения добычи нефти в Западной Сибири до 255 – 270 млн. т, в том числе в Ханты–Мансийском автономном округе – до 200–220 млн. т, в Ямало-Ненецком автономном округе до 40–50 млн. т, на юге Тюменской области до 1,5–2,0 млн. т и т.д. Добыча нефти и конденсата в Ханты–Мансийском автономном округе может быть доведена в 2010 г. до 235 млн. т, с последующим сохранением достигнутого уровня за счёт ввода в действие новых месторождений.
2 Реформа нефтегазовой отрасли в 1990-2000 гг
С 70-х годов начинается освоение месторождений Западной Сибири. В Западной Сибири имеется около 500 месторождений нефти, из них 9 месторождений относятся к гигантам, с запасами от 100 до 500 млн. тонн каждое. Есть два месторождения сверх-гиганта, в частности Самотлор. Сверх-гигант - это более 500 млн. тонн. Благодаря Самотлору в 70-80-х годах, как считают большинство экспертов, Советский Союз продлил свое существование на 10 лет. Потому что на Самотлоре добыча за пять лет с начала освоение выросла с нуля 160 млн. тонн нефти, то есть 25% всей добычи страны. Советский Союз начал экспорт нефти в 60-е годы, сначала в страны СЭВ, то есть страны социализма - Восточная Европа, Вьетнам, Монголия, Куба. Этот экспорт был экономически невыгоден Советскому Союзу, потому что в обмен на поставки дешевой нефти, СССР закупал промышленную продукцию по завышенным ценам.
Пик советского нефтеэкспорта был в 1980-м году по странам СЭВ, а в 1984-м году - абсолютный пик экспорта. Советский Союз тогда экспортировал 172 млн тонн нефти, то есть, больше, чем Россия экспортирует сейчас. Нефтедоллары в то время помогли советской экономике отложить время абсолютного краха на некоторое время, так как благодаря им СССР мог закупать на мировом рынке продовольствие и потребительские товары.
Как была организована структура нефтяной промышленности СССР? С 1970-го года существовало Министерство нефтяной промышленности, которое занималось установлением планов по добыче, транспортировке и переработке нефти и их реализацией. В структуре Министерства нефтяной промышленности были производственные объединения, которые занимались добычей нефти и нефтеперерабатывающие заводы. Структура была строго иерархической, естественно, все средства производства находились в руках у государства. Затем, когда Советский Союз распался, в России начались реформы. Основные причины реформ: почему были нужны реформы именно в этой отрасли? Тогда в России была очень высокая себестоимость добычи нефти - она составляла 11-14 долларов за баррель, в то время как мировые цены в то время составляли 13-18 долларов за баррель.
В результате разрушения хозяйственных связей, неопределенности правовых и экономических механизмов, либерализации цен в промышленности при фиксированных ценах на нефть спад производства в отрасли приобрел явно затяжной характер. В 1992 г. в отрасли продолжалось снижение среднесуточной добычи нефти, уменьшился объем эксплуатационного оборудования, усилился рост фонда скважин с незавершенным строительством и находившихся в простое или ремонте; массовый характер приняли простои буровых и строительно-монтажных бригад из-за недопоставок материальных ресурсов и оборудования.
В начале 1992 г. Миннефтегазпром был ликвидирован. Новые организационные формы управления отраслью закладывались еще при существовании СССР. Так, 24 сентября 1991 г. представители производственных объединений, машиностроительного концерна «Нефтегазмаш», хозяйственной Ассоциации «Нефтегазгеофизика» учредили Российскую государственную нефтегазовую корпорацию «Роснефтегаз». В 1992 г. Роснефтегаз практически был монополистом в нефтяной промышленности. Распад СССР повлек за собой серьезные проблемы в экономике, и в нефтяной промышленности, в частности,
К 1992 г. за два предыдущих года было создано два акционерных общества в отрасли (Саратовнефтегеофизика и Грозненское предприятие производственного обслуживания «Союзнефтебурмашремонт»), а 60 объединений, предприятий и организаций работали на аренде, часть из них — с правом выкупа. Предполагалось создать на базе корпорации «Роснефтегаз» и нефтяного комитета Минтопэнерго Российской Федерации национальную компанию, которая будет выполнять функцию холдинга от имени государственного пакета акций, представлять функции государства в отношениях с иностранными инвесторами и быть представителем отрасли для защиты ее интересов в правительственных органах. В более полном объеме приватизация должна была начаться в 1992 г. и осуществляться поэтапно на базе наиболее подготовленных предприятий, с согласия их трудовых коллективов. Предполагалось закончить работу по акционированию в 1995.
Для выхода из кризиса проводилась реформа нефтегазовой отрасли.
Реформа отрасли состояла из трех основных аспектов: 1) демонополизация - в Советском Союзе существовала лишь одна структура, которая занималась всей отраслью в Министерстве нефтяной промышленности. Было решено создать конкурентную среду, соответственно было решено создать некоторое количество компаний. Правительство решило, что отрасль будет реорганизована через вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Каждая из этих компаний занимается разведкой, разработкой, добычей, переработкой нефти, распределением получаемых нефтепродуктов и продажей их на автозаправочных станциях. То есть, каждая компания работает по технологическому циклу: от добычи нефти до продажи нефтепродуктов, бензина на бензоколонках. В 1992-93-м годах были организованы такие компании, как "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "ЮКОС". Вот эти первые компании, как считается, получили наиболее привлекательные, наиболее интересные российские нефтяные активы, потому что, например, созданием компании "ЛУКОЙЛ". Формированием "ЛУКОЙЛа" в единую компанию вертикально-интегрированную занимался тогдашний 1-й замминистра нефтяной промышленности Вагит Алекперов, который позже возглавил компанию "ЛУКОЙЛ" и сейчас является одним из ее владельцев. Похожее происходило с компанией "Сургутнефтегаз", штаб-квартира которой находится в Сургуге и компания "ЮКОС", штаб-квартира которой официально находится в Нефтеюганске, тоже Западная Сибирь. Когда были сформированы эти компании, первоначально государство сохраняло долю акций во всех новых нефтяных компаниях через государственную компанию "Роснефть". Затем произошло преобразование новых компаний в акционерные. Компании были сформированы как холдинги с только частичными долями в дочерних компаниях. Обычно 51% голосующих акций против 38% обычных. Вслед за этими тремя в 1994-м из "Роснефти" были выделены еще несколько вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как "Славнефть" и Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания "Сиданко", затем Восточная нефтяная компания "ВНК" и Оренбургская нефтяная компания "ОНАКО". В 1995-м демонополизация завершилась формированием компаний Тюменская нефтяная компания "ТНК", Сибирская нефтяная, Татарская нефтяная компания "Татнефть", Башкирская "Башнефть" и компания "Коми-ТЭК" - Республики Коми. Последние три компании были образованы на базе нефтяных предприятий, расположенных на территории автономных республик.
Вторым элементом реформы была приватизация. То есть, сначала государство создало конкурентную среду, а затем решило, что продаст эти активы и передаст их эффективным собственникам, которые будут эффективно ими управлять. Приватизация шла в 3 этапа.
Сначала приватизация шла через передачу акций служащим компании в форме неголосующих или привилегированных акций. Тогда же передача акций шла не только сотрудникам компании, но и менеджменту компании, что делалось для того, чтобы менеджмент не противился приватизации. Это происходило в 1992-1995 годы.
Вторым этапом приватизации стали залоговые аукционы. В середине 90-х российское правительство испытывало недостаток в средствах. Это было связано с тем, что в Государственной Думе преобладало левое большинство, которое принимало бюджеты сверстанные с большим дефицитом и правительство вынуждено было занимать средства для покрытия дефицита. В тот момент, российские банки, которые заработали капиталы во время высокой инфляции начала 90-х, предложили правительству кредиты под залог акций крупнейших компаний. В случае, если правительство не возвращает кредиты в срок, то акции, которые находятся в залоге у банков, могут быть проданы через аукционы по цене не меньше установленной договором. Когда пришло время правительству возвращать кредиты в 1996 году, денег на это у правительства не оказалось, поэтому эти акции были проданы с залоговых аукционов. Банк "Менатеп" приобрел компанию "ЮКОС": 45% акций "ЮКОС" было приобретено "Менатепом" за 160,1 млн. долларов. Похожим способом была продана компания "Сибнефть", 51% был продан за 110 млн долларов и она попала под контроль банков, которые, как считается, находились под контролем Романа Абрамовича и Бориса Березовского. 51% акций "Сиданко" (Сибирско-Дальневосточная компания) были проданы банку "ОНЭКСИМ". И сумма контракта была 129,8 млн долларов при том, что аукцион начинался со 125 млн . В компании "ЛУКОЙЛ" 30% акций ушло за 320 млн долларов Инвестиционному фонду "ЛУКОЙЛ". "Сургутнефтегаз" тогда же был продан, 60% было продано за 260 млн. долларов Пенсионному фонду "Сургут". Лишь более поздние приватизации — такие как продажа Тюменской нефтяной компании группе «Альфа» в 1998-1999 годах — характеризовались, по мнению наблюдателей, «более честной ценой». ТНК, резервы которой в момент продажи были значительно меньше резервов того же ЮКОСа была продана с двух аукционов за 1,7 млрд. долларов. В итоге сейчас у российского правительства остались акции лишь таких компаний - компания "Роснефть" 100%, компания "Славнефть" 75%, затем "ЛУКОЙЛ" 6%. У правительств республик в составе РФ также сохранились пакеты: Башкортостану принадлежит 64,7% "Башнефть", а Татарстану принадлежит 30,6% компании "Татнефть".
При изучении проблем отрасли, обращаем внимание на то, что в 1992 г. было расформировано 140 буровых бригад. Неудовлетворительное финансовое обеспечение отрасли, в том числе и валютными средствами, которые были заморожены в 1991 г., не позволяло нефтяникам произвести закупки оборудования. В условиях всеобщей неплатежеспособности промышленных предприятий, а также нерешенности расчетов за нефть со странами СНГ предприятия нефтяной промышленности были лишены возможности приобретения даже отечественного оборудования. На начало 1993 г. задолженность нефтеперерабатывающих заводов составила около 396 млрд., в том числе по России 361 млрд. руб. Это привело к неплатежеспособности нефтедобывающих предприятий.
Среди положительных моментов следует отметить некоторое увеличение эксплуатационного фонда скважин. Число неработающих скважин за 9 месяцев 1993 г. уменьшилось на 1266 ед. Для сокращения простаивающего фонда скважин привлечено более 20 инофирм, и ими выполнено 1455 ремонтов по 43 контрактам, что позволило из отремонтированных скважин извлечь дополнительно 4 млн. т нефти. С начала 1990-х гг. идет расширение сотрудничества с ведущими фирмами различных стран. Наиболее распространенной формой сотрудничества являются совместные предприятия (СП). С 1990 г. к началу 1994 г. в России функционировало более 40 СП. Использование современных технологий СП дало определенные результаты. Так, в 1992 г. собственная продукция СП составила 4,5 млн. т., в 1993 г. — 12,2 млн. т., а к 1996 г предусматривалось до 23 млн. т. Но и проблем в работе СП существовало огромное количество: это сложившаяся практика выбора случайных объектов для инвестирования, сложности в налогообложении СП, невыполнение договорных отношений, неплатежи за добытую нефть внутри России и т. д. Все это значительно тормозило дальнейшее развитие СП и инвестирование иностранного капитала в нефтяную промышленность.
Третьим элементом реформ оказалась дерегулирование. В России в 90-е года государство отказалось от функций прямого менеджмента отраслью, как это происходило в советские годы и сейчас нефтяная отрасль косвенным образом регулирует через несколько государственных органов, которыми являются Министерство энергетики (отвечает за отрасль в целом), Министерство природных ресурсов (отвечает за лицензирование месторождений и проводит экспертизу исполнения лицензий, что очень важно в России, потому что лицензии могут быть отозваны). Есть еще Министерство экономического развития и торговли, оно отвечает в нефтяной отрасли только за один блок, который называется СРП (Соглашение о разделе продукции), по-английски PSA. Соглашение о разделе продукции -это договоры между компаниями и государством, оформляемые в форме федеральных законов, в этих договорах установлены правила раздела продукции между компаниями и государством.
В результате реформ вместо одного сверх-министерства в российской нефтяной отрасли образовались 132 нефтяных компании, из которых 11 являются вертикально интегрированными. В 2001 г. на ВИНК приходилось 88,2% добычи нефти в стране и 78,8% мощностей нефтепереработки. В результате, к концу 90-х в России сформировались три типа крупных нефтяных компаний. Одни из них оказались «ЮКОС», «Сибнефть», «ТНК», «Сиданко», которые стали составной частью финансово-промышленных групп. Учитывая, что нефть была наиболее ликвидным российским товаром на мировых рынках, они стали «дойными коровами» для их материнских ФПГ. Со времени продажи они пережили период масштабной реструктуризации, когда из них были выведены непрофильные активы, сокращался персонал и повышалась эффективность деятельности. Все это было сделано для того, чтобы как можно быстрее заработать деньги для инвестиций в другие отрасли — телекоммуникации, недвижимость, банки, нефтехимию и т.д. ЛУКойл и «Сургутнефтегаз», с момента основания возглавляемые Вагитом Алекперовым и Владимиром Богдановым соответственно, оказались под контролем высшего менеджмента, вышедшего из нефтяной отрасли, а не финансовых кругов, как в компаниях первого типа. Не входя в финансово-промышленные группы, обе компании создали вокруг себя целый ряд финансовых структур (пенсионные, инвестиционные фонды), в которые они направляли заработанные средства. Они иначе строили свои стратегии, и в меньшей степени подверглись реструктуризации. В то же время, они гораздо больше внимания уделили социальным программам — на сегодняшний день работники компаний и их «нефтяные города» (такие как, лукойловские Лангепас или Когалым) оказались наиболее социально защищенными в отрасли. Третья группа компаний включает в себя те, в которых государство по-прежнему играет важную роль в управлении. Среди них — почти на 100% государственная «Роснефть», российско-белорусская «Славнефть», и подконтрольные правительствам своих республик «Татнефть» и «Башнефть». Они все в меньшей степени были затронуты реструктуризацией (особенно по части своей эффективности), чем компании, находящиеся в частных руках. Лишь «Татнефть», которая в последние годы стала проявлять все большую активность за пределами Татарстана, начала движение в сторону более рыночной стратегии. По данным Госкомстата, в середине 2000 г. в России нефть добывали 132 компании, и только у 12 из них (11 вертикально интегрированных и Газпром) годовая добыча превышала 10 млн. т. (табл.2). Хотя в сфере нефтедобычи преобладают ВИК, в 2000 г. около 3% от общего объема добыли свыше 100 небольших независимых нефтяных компаний. К крупнейшим из независимых нефтедобывающих компаний относятся БелКамнефть (1,6 млн. т), Тебукнефть (1,0 млн. т) и РИТЕК (0,9 млн. т). Независимые добывающие компании увеличили свою долю в общей нефтедобыче с чуть более 2% в 1997 г. до более чем 3% в 2000 г. Доля совместных предприятий с иностранным участием в 2000 г. составила 6% суммарной добычи или 18,9 млн. т. Многие партнеры российских компаний, представляемые как “иностранные”, на самом деле — те же российские компании, но зарегистрированные за рубежом, что дает им возможность использовать специальные привилегии, гарантированные совместным предприятиям с иностранным участием. По примерной оценке, совместные предприятия с участием истинно иностранных компаний добыли в 1999 г. около 9 млн. т. нефти — менее половины общей добычи совместными предприятиями. Реальная роль российских участников совместных предприятий в последующем, вероятно, возрастет, так как некоторые из них выкупают доли в проектах их иностранных партнеров.
В 1993 г. продолжалась работа по акционированию предприятий нефтяной промышленности, но как показали результаты, этот процесс слишком затянулся. Так, из 189 предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, входивших в состав государственного предприятия «Роснефть», только 82 (43,4 %) завершили работу в этом направлении; 48 предприятий (25,4 %), расположенных на территориях Башкортостана, Татарстана, Чечни и Коми, акционировались по законам соответствующих республик; 44 предприятия (23,3 %) направили документы для рассмотрения. Медленное продвижение в акционировании, естественно, накладывало свой отпечаток на общую деятельность предприятий в целом. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация была запрещена.
В 1993 г. добыча нефти с газовым конденсатом по России сократилось в целом на 46,8 млн. (или на 11,7 %) и составила 354 млн. т. По уровню добычи Россия уступала Саудовской Аравии и США. При характеристике состояния нефтяной промышленности начала 90-х годов необходимо учитывать, что нефтяной комплекс России в 1993 г. включал 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км. магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 300 млн. т. В разработке находилось 840 месторождений. Основным нефтяным регионом являлась Тюменская область, где было сосредоточено более 70 % текущих запасов и добывалось 66 % российской нефти. В 1992г. там были введены в эксплуатацию Кошильское, Восточно-Придорожное и Кальчигинское месторождения. В 1993г. – Тянское, Сургутское, Умсейское, Северо-Тарасовское и Южно-Харампурское месторождения. В Тимано-Печерской провинции месторождения: Припразломное, Северо-Гуляевское, Поморское, Западно-Санатышское, Медынская, Полярная.
Снижение добычи нефти и нефти с газовым конденсатом с 1988 по 1993 гг. более чем на 210 млн.т. можно объяснить тем, что нефтяная отрасль в этот период находилась в состоянии глубокого кризиса. Это обусловлено целым комплексом факторов, совпадение которых во времени усилило их негативный эффект, а именно:
1.Качественно изменилось состояние сырьевой базы отрасли. Высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере были выработаны, и по крупным залежам происходило интенсивное снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин перевели с фонтанного на механизированный способ добычи. Вводились в эксплуатацию мелкие нефтепродуктивные месторождения. Все это вызвало резкий рост потребностей отрасли в материальных и финансовых ресурсах.
2. Произошли значительные экономические и политические изменения в народном хозяйстве страны. Нарушились хозяйственные связи между предприятиями, что сорвало обеспечение отрасли материальными ресурсами. Особенно негативное влияние оказало разрушение экономических связей с Азербайджаном и Украиной, на территории которых находилось большинство заводов бывшего СССР по производству нефтепромыслового оборудования и труб нефтяного сортамента.
3. Проводившаяся в ходе экономических реформ ценовая и налоговая политика не позволила предприятиям нефтяной промышленности получать достаточный объем собственных средств для замещения централизованных бюджетных инвестиций, за счет которых развивалась отрасль. Дефицит финансовых ресурсов для развития нефтяной промышленности еще более усугубился в результате всеобщего кризиса неплатежей в экономике России. В результате одновременного действия указанных и других факторов и наступил спад в нефтяной промышленности России.
Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство России и Министерство топлива и энергетики видело не в дополнительных государственных инвестициях, а в последовательном развитии рыночных отношений. Предприятия отрасли должны были самостоятельно зарабатывать необходимые средства, а Правительство — создавать им для этого необходимые экономические условия.
В 1993-1995 гг. в этом направлении принимались меры, к которым можно отнести:
1. Задания по поставкам нефти для государственных нужд сокращались до 20 % ее добычи, остальные 80 % предприятия имели право реализовать самостоятельно.
2. Практически был снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулировало лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене.
3. Проводилась приватизация и акционирование, особенности, которых отмечены выше.
4. Осуществлялась политика формирования новых организационных форм: прежде всего, создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, объединяющих акционерные общества по добыче, переработке нефти и нефтепродуктообеспечению.
5. Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России в количественном отношении как достаточную для решения текущих задач и прогнозируемого будущего, правительство учитывало, что разработка новых месторождений и эксплуатация старых потребуют в дальнейшем более сложных и дорогостоящих технических средств и технологических процессов, а также применения новых, более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов.
6. Расширялось сотрудничество с иностранными фирмами, что было вызвано и необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, и стремлением использовать применяемые в мировой практике наиболее прогрессивные технологии и технику разработки нефтегазовых месторождений, которые не получали должного развития в отечественной промышленности.
В итоге можем может сделать вывод: с середины девяностых годов нефтяная промышленность Западной Сибири, как и России в целом начала постепенно выходить из кризиса. О об свидетельствуют следующие показатели:
Таблица 1. Показатели добычи нефти и газа в 1990-2000 гг.
Показатели 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Добыча нефти и газового конденсата млн.т.
в т.ч. экспорт 518,0 461,0 399,0 354,0 318,0 307,0 293,0 306,5 303,8 305,0
223 126,1 136,2 131,8
Переработка нефти млн.т. 244,0 181,8 176,0 178,3 163,7 169,2
Экспорт нефтепродуктов млн.т. 41,6 43,8 42,55
Таблица2 Основные районы добычи нефти
Районы добычи Доля %
РФ ВСЕГО: 100
В т.ч.: Западно-Сибирская провинция 68,7
Урало-Поволжье9,2
Тимано-Печерская провинция 7,6
Республика САХА, Красноярский край, Иркутская область, шельфы Охотского моря 4,4
Прочие (Северные месторождения) 10,1
3. Современное состояние западно-сибирского нефтегазового комплекса
Согласно проведенного исследования на тему: «Возможное развитее нефтегазового комплекса России до 2030 года», проведенного ФГУП Всеросийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт (ВНИГРИ), западно-сибирский нефтегазовый комплекс на период до 2030 остается лидером России по добыче углеводородов, что приведено в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. – Оптимистический прогноз добычи УВ в Западной Сибири (без Ванкорской группы месторождений)
Таблица 4.- Прогноз добычи газа (без попутного) в России до 2030 г., млрд. м3*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня Западная Сибирь — крупнейшая нефтегазоносная провинция, суммарные ресурсы, которой составляют 60% национального сырьевого ресурса России. Здесь открыто около 500 нефтяных, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений, содержащих 73% текущих разведанных запасов нефти России. За десятилетия большая нефть преобразовала купеческий городок Тюмень в крупный административный и научный центр, дала толчок развитию целого ряда новых предметных отраслей в науке. Было создано конкурентное преимущество, на основе которого, благодаря усилиям сегодняшних потомков пионеров нефти и газа, Тюменская область превратилась в самодостаточный регион.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрейкина Л.В., Булкатов А.Н. Газовая промышленность Западной Сибири. // Материалы IV Международной научной конференции, посвящённой 55-летию Уфимского государственного нефтяного технического университета. «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела». / / История науки и техники, – 2003. – С. 16–17.
2. Булкатов А.Н., Мовсум-заде М.Э. Становление газопереработки в Западной Сибири. // Нефть, газ и бизнес.– 2003.– № 6.–С. 58–61.
3. Геология нефти и газа Западной Сибири. //А.Э. Конторович, И.И. Нестеров, Ф.К. Салманов, B.C. Сурков, А.А. Трофимук, Ю.Г. Эрвье. - М.: Недра, 1975.
4. Канторович А.Э., Фотиади Э.Э., Демин В.И. Прогноз месторождений нефти и газа. - М.: Недра, 1981.
5. Крылов Н.А. О возможности использования показателя кратности запасов нефти при планировании добычи и геологоразведочных работ// Геология нефти и газа. -1984. - № 12. - С. 30-33.
6. Крылов Н.А., Батурин Ю.Н., Рыжик В.М. Прогнозирование крупности запасов месторождений нефти и газа неразведанных ресурсов// Системный подход в геологии. - М., 1986. - С. 14-15.
7. Нефть и газ Западной Сибири. Межвузовский сборник, Тюмень, ТюмИИ, 1987. – 224 с.
8. Коржубаев А.Г. и др. Современные проблемы функционирования газового комплекса Западной Сибири // Экономика природопользования Алтайского региона: история, современность, перспективы. Матер. регион. науч.-практ. конф. Барнаул: АлтГУ, 2000
9. Скуридин С. Андрейкина Л.В., Тищенко С.Н. Некоторые исторические аспекты зарождения газоперерабатывающей отрасли. // Башкирский химический журнал.– 2003.– № 3.– С. 105–106.
10. Холимое Э.М., Гомзиков В.К., Фурсов А.Я. Управление запасами нефти. - М.: Недра, 1991.
11. Андреев А.Ф., Дунаев В.Ф., Зубарева В.Д. Основы проектного анализа нефтяной и газовой промышленности – Москва, Акрил, 2005;
12. Лаффлер У.Л. Переработка нефти – М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 224с.;
13. Богданчиков С.М. Технологии – наш путь к лидерству // Роснефть, Вестник компании. 2008. № 63;
14. Заложники барреля // Нефтесервис. 2008. № 4 (41). С. 11 – 12;
15. Махов П. Буровой нефтесервис заминирован? // Нефтегазовая вертикаль, 2009. № 4;
16. Скиткин К.В. Время действовать // Нефтесервис. 2008. № 4 (41). С. 16 – 19;
17. Шаповалов А.Г. Планирование, финансирование и экономическое стимулирование буровых работ. М.: Недра. 1986. 229 с.
18. Андреев А.Ф., Дунаев В.Ф., Зубарева В.Д. Основы проектного анализа нефтяной и газовой промышленности – Москва, Акрил, 2005;
19. Лаффлер У.Л. Переработка нефти – М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 224с.;
20. Богданчиков С.М. Технологии – наш путь к лидерству // Роснефть, Вестник компании. 2008. № 63;
21. Заложники барреля // Нефтесервис. 2008. № 4 (41). С. 11 – 12;
22. Махов П. Буровой нефтесервис заминирован? // Нефтегазовая вертикаль, 2009. № 4;
23. Скиткин К.В. Время действовать // Нефтесервис. 2008. № 4 (41). С. 16 – 19;
24. Шаповалов А.Г. Планирование, финансирование и экономическое стимулирование буровых работ. М.: Недра. 1986. 229 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!