это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1601660
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Спорт в последние десятилетия плотно вошел в повседневною жизнь человека, образуя специфическую сферу социальной реальности и общественной деятельности. «Мир спорта» - это уже далеко не только блок новостей про текущие победы и поражения спортивных команд. Социальная, экономическая и политическая значимость спорта в системе общественный отношений выросла пропорционально ценностным ориентациям населения на здоровье и благополучие. [8, С.75] Другими словами, спорт в современной цивилизации занял важную межотраслевую нишу, наряду с творчеством, профилактикой, физическим воспитанием, культурой тела, патриотическими тенденциями.
Таким образом, исторически, в ходе развития общества, возникла необходимость онтологически осмыслить спорт, связать все его противоречия умозрительно:
противоречия телесной, биологической и духовной, идеальной составляющей спорта;
противоречия индивидуального и массового в спорте;
противоречия воли и разума в спорте;
противоречия экономической и культурной составляющей спорта.
Следовательно, спортивная реальность (как и любая иная, общественно значимая), подлежит философскому осмыслению. Данное эссе опирается на философско-мировоззренческие исследования спорта, предпринятые отечественными учеными за последние двенадцать лет (см. список источников). Однако главная цель работы заключается не в компилировании различных точек зрения, а выработке собственной философской позиции в отношении спорта как довольно многогранного явления.
Для удобства классификации личных мыслей и лучшего структурирования философского дискурса, эссе разбито на небольшие части, в каждой из которых обосновывается отдельная мысль, раскрывающая специфику одной из сторон философии спорта.
Спорт как форма бытия
Определений понятию «философией спорта» уже накопилось достаточно много. [3, С.230] Все их объединяет то, что в них признаётся междисциплинарность, констатируется культурно-исторический характер самого феномена и постулируется важность и ценность здоровья как центральной мировоззренческой категории. [1, С.8] Однако это только начало философии спорта, поскольку современный спорт вместе с процессами глобализации в значительной мере подвергается тенденциям профессионализации и коммерциализации, идеологической популяризации и расширения спектра спортивных субкультур.
«Философия спорта» - уже не экзотическое или маргинальное направление, потому что сущность и смысл спорта как социокультурного явления нуждается в осмыслении с точки зрения онтологии и аксиологии.
Можно ли рассматривать спортивные достижения, соревнования, подготовку и сознательную работу над собой как форму бытия, как своеобразную реальность? Безусловно, можно, и даже нужно. Философия дает методологическую основу познания многих закономерностей и противоречий, которые за последние десятилетия громко заявили о себе, например:
Законы идеализации спортивных достижений, «геройство» в спорте,
Законы развития спорта как массового социального явления,
Законы гуманизации социального отношения к телу и здоровью.
Краткий обзор научных публикаций, касающихся философии спорта, позволяет условно выделить среди всех теоретических источников два направления осмысления спорта как наличного бытия: через онтологические основания (что движет развитием спорта, что в его основе?) и через гносеологические основания (как спорт может быть познан, какие ценности он несёт и как к ним относиться?). Рассмотрим подробнее эти и другие подходы к спорту как разнонаправленному феномену.
Онтологические основания спорта
Основоположник герменевтики Г. Гадамер полагал, что онтологию спорта определяет понятие «игра». У Гадамера игра рассматривается как природное явление, полное движения, лишенного конечной цели ради самого движения. Физические и психологические нагрузки спортсменов очевидны, особенно на соревнованиях. Поскольку соревнования – это напряжение именно игрового характера в определенном пространстве по определенным правилам, следовательно, онтология спорта с позиций герменевтики – это онтология игры. [10, С.97] Но не детской, а взрослой, не без цели, а с целью победить, не ради самой игры, а также ради зрителя, болельщика. Вот почему нарушения судейства в спорте так больно отзывается в сознании спортсменов и так сильно вредит самому спорту: дело в игровой составляющей.
Чувственное и рациональное познание спорта близки в том, что они оба констатируют мобилизацию духовных ресурсов спортсмена. Можно даже сказать, что спорт – это самотрансценденция, превозможение самого себя. Причем развитие адаптивных способностей организма в динамично изменяющейся окружающей среде как процесс не имеет смысла, если он не несёт в себе определенной культурной, духовной, сознательной составляющей. Это очевидно уже из древней мудрости «В здоровом теле – здоровый дух», которая в оригинале звучит на самом деле иначе: «Дай бог, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». [5, С.87] Как справедливо отмечает А. Передельский, «Только умение разложить спортивный поединок на составляющие, проанализировать свои действия и действия соперника с гарантией позволяет спортсмену и тренеру исправить ошибки и недочеты в подготовке… А это умение не в последнюю очередь направляется философской методологией, научным мировоззрением, разгоняющим мистический туман человеческого суеверия и заставляющим иметь дело с реальными практическими фактами». [7, С.16]
Социально-философские детерминанты спорта
Даже фрагментарный критический обзор круга спортивных проблем в качестве социально-философских противоречий уже выводит на повестку дня многие иррационально-парадоксальные темы. [9, С.33] Спорт как общественное явление отличается значительной степенью отчуждения. Причиной этого является коммерциализация, идеологизация, использование биохимической и генной инженерии, фармакологии, медицины. [2, С.10] Это внутри самой спортивной «кухни». Вне её мы видим, как агрессивно эксплуатируются чувства зрителей, с удовольствием испытывающих радость от спортивных представлений. Благородство идеалов спорта подменяется примитивным идолопоклонничеством, фанатством.
В этом плане лично мне ценным представляет мнение М. Каддафи, высказанное им в «Зелёной книге», в который знаменитый арабский борец за свободы уделил спортивному отчуждению целую главу: «Тысячи аплодирующих и смеющихся зрителей, заполняющих трибуны стадионов, – это тысячи введённых в заблуждение людей, которые, не имея возможности заниматься спортом лично, праздно сидят на трибунах и аплодируют чемпионам, которые перехватили у них инициативу, оттеснили их и монополизировали спорт, используя в своих интересах возможности, предоставленные им массами. Трибуны стадионов существуют лишь для того, чтобы закрыть массам доступ на спортивные поля и к спортивным сооружениям, не дать массам возможности заниматься спортом». [4, С.34] Выход из ситуации отчуждения спорта от болельщиков видится автором только один: «Трибуны стадионов опустеют и исчезнут тогда, когда массы, осознав, что спорт – это вид социальной активности, хлынут на спортивные арены и начнут заниматься спортом, выступая в качестве участников, а не зрителей». [4, С.35]
С позиций марксизма спорт также можно трактовать как социокультурный продукт капитализма, не только возвеличивающий человека в его собственных глазах, но и обнажающий существующие в обществе пороки. Один из ведущих пороков – использование спорта как средства для утилизации протестной энергии масс. Массы требуют «хлеба и зрелищ», получают их, революционный протест таким образом «канализируется», то есть направляется в безопасное русло фанатских стычек и зрительских эмоций.
Многие философы (Ф. Ницше, Ж. Бодрийяр), восторженно отзываясь о страстях, кипевших в греческом обществе вокруг Олимпийских игр, призывают провести «переоценку ценностей» спорта, сделать его более искренним и открытым. Они призывают сделать спорт не просто внешним искусством телесного превозможения и перевоплощения, а раскрыть его скрытые человеческие свойства. В современном спорте мало личности спортсмена, потому что личность спортсмена становится поводом для средств массовой информации сделать из него кумира, скандальную фигуру, мифологизировать его поведение. Тем временем, связь здоровья и жизнеспособности, личности и достижений, не является сама по себе коммерческой и «медийной», таковой их делает само общество. [6]
Следовательно, в кругу социально-философских проблем спорта можно наблюдать взаимосвязь категорий, фиксирующих культурно-исторический контекст различных спортивных практик. Рассуждая же в целом, я могу сказать, что прогресс в одной области спорта, как отмечают многие философы, оборачивается регрессом в общественных условиях его существования. Профессиональный спортсмен, который становится инвалидом, и оказывается в ситуации памятника своим громким прошлым достижениями – яркий тому пример, который с точки зрения социальной философии можно осмыслить, только прибегая к категории отчуждения или экзистенции.
На этом фоне, на мой взгляд, древнеиндийская и древнекитайская философская традиция намного более гармонично и органично выстраивают органическое единство тела и духа, спорта и общества.
Восточная мудрость и западный рационализм как спортивные парадигмы
Целостность духа в буддизме или даосизме связана с определенными физическими упражнениями. Но ими нельзя достигнуть гармонии или, тем более, просветления. Состояние озарения приходит из сознания, следовательно, спортивный экстаз носит не физическую природу, а «природу будды».
Восток проповедует не столько моральное отношение к спорту и даже не почитание физической культуры, сколько осознание прямой связи между телом и сознанием. Поскольку сознание омрачено неведением, всяческими заблуждениями, то только очищение сознания через самоотречение, отказ от индивидуализма, от собственного «эго», даёт возможность обрести путь к гармонии тела. Древняя восточная традиция лишена морализаторства, в ней речь идёт исключительно о поиске невыразимого в словах состояния всеединства, в том числе и человеческого организма с духом человека.
Другими словами, если в западной философской традиции здоровье воспринимается как физическое состояние индивида, нацеленного на победу, то в восточной традиции здоровье в большей мере представляет собой целостность организма со средой, со всем миром. Если целостность обретена, то спорт становится не средством социальных достижений, а способом самовыражения, реализации свободы.
Конечно, это лишь одна из интерпретаций множества подходов к пониманию спорта, но она мне кажется вполне целесообразной и диалектичной. На фоне востока, западно-европейская рационалистическая парадигма философского отражения спорта традиции далека от платоновского «мира идей», но зато близка к «миру вещей». Утрата гармонии между этими мирами порождает диссонанс, который в том числе через спорт и пытается преодолеть человек, тренируясь и выступая на соревнованиях с такими же как он, стремящимися к совершенству людьми.
Заключение
В своё время, Гераклит полагал, что зная природу космоса, можно легко познать собственную, в том числе, телесную природу. Сегодня спортивная философия исходит зачастую из противоположного тезиса: познав первенство в спорте, можно приблизиться к пониманию мира.
Эти две феноменологические установки, два принципа, на протяжении всей истории постоянно соперничали, давая возможность людям выбирать, как осваивать мир, как практиковать понимание его всеобщих законов.
На мой взгляд, сегодня дихотомии «болен-здоров», «спортсмен-болельщик», «движение-покой», «достижение-забвение» уже перестают играть ту роль, которую играли в XX веке. Современная жизнь, а точнее, научно-техническое и культурное развитие цивилизации делает спорт более доступным, а виды спорта более обширными. Границы спорта стираются. О спорте уже говорят и когда речь идет о шахматах, о компьютерных играх, об экстремальных трюках и др. Вместе с тем, растёт и актуальность понимания спорта как равновесия всех форм внутренних сил.
Я думаю, что философия спорта в XXI веке – это философия не столько здоровья, сколько философия тотальной самореализации. При всей отчужденности современного спорта, постмодернистская философия прекрасно возродила то стремление к синтезу бытия и сознания, которое было, например, у древних греков или в буддизме. Сегодня уже нельзя категорически утверждать, что спорт – это спорт достижений, спорт здоровья. Сегодня это образ жизни, способ коммуникации, способ сублимации негативных энергий. Следовательно, философия спорта должна дать ключ к осознанию путей наилучшей реализации этих возможностей. Дело только за нами: готовы ли мы отнестись к спорту по-новому, более мудро, или нет.
Список литературы
Бацунов С.Н. Философия спорта как отрасль научного знания // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2007. Т. 6. № 4. С. 7-10.
Булгаков Д.А. Философия и спорт: общий методологический подход к индивидуализации подготовки атлетов-единоборцев (классический бокс, кикбоксинг, контактное карате) // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2007. № 1. С. 9-17.
Ибрагимов М.М. «Философия спорта» и кризис современного физкультурно-спортивного мировоззрения // Слобожанський науково-спортивний вісник. 2011. № 4 (28). С. 229-236.
Муаммар Аль-Каддафи. Зеленая книга. М.: Международные отношения, 1989. 36 с.
Константинов Д.В., Петров С.С. Философия физической культуры и спорта: перспективы метафизического подхода // Омский научный вестник. 2012. № 3 (109). С. 85-88.
Литвиненко С.Н. Обсуждаем проблемы философии и социологии спорта // Теория и практика физической культуры. 2012. № 5. С. 104.
Передельский А.А. Философия и спорт: перспективы интерпретации философского знания в педагогике спортивных единоборств // Вестник спортивной науки. 2009. № 1. С. 15-18.
Передельский А.А. Философия спорта как метанаучная дисциплина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 1. С. 75-77.
Собянин Ф.И., Щербин Д.В. О некоторых проблемах философии спорта // Теория и практика физической культуры. 2012. № 7. С. 32-34.
Фомин Ю.А. Методологические основы теории спорта или философия спорта? // Теория и практика физической культуры. 2011. № 12. С. 94-98.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить контрольную работу по Теоретической механике. М-08023
Контрольная, Теоретическая механика
Срок сдачи к 30 дек.
Пересечение криволинейных поверхностей плоскостью треугольника АВС
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 10 янв.
выполнить задания
Решение задач, Актуальные проблемы права интеллектуального собственности
Срок сдачи к 28 янв.
Органихзация рекламного агенства
Другое, Организация рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 2 янв.
Тема: имидж современного руководителя
Курсовая, менеджмент сфере культуры и искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Практическая работа по дисциплине «Информационное обеспечение логистических процессов»
Другое, Операционная деятельность в логистике
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!