это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1603371
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 4
2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 6
2.1 Понятие и виды педагогического контроля 6
2.1.1 Хронометрирование занятия 8
2.1.2 Определение физической нагрузки во время занятия 9
2.1.3 Контрольные испытания 10
2.1.4 Педагогические наблюдения и анализ занятия 11
2.2 Методы контроля 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически
проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся,
уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности,
прилежание, поведение.
Проблема. Среди актуальных проблем физического воспитания
значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие
основных физических (двигательных) качеств. Важную роль здесь играют не
только пути их развития и совершенствования, но и средства их контроля,
особенно педагогического.
Актуальность. Практическая реализация педагогического контроля
осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в
содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют
вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:
степень усвоения техники двигательных действий и уровень развития
физических качеств. Данные педагогического контроля, зафиксированные в
журнале учета учебной работы позволяют проводить систематический
анализ и находить новые пути для улучшения качества учебного процесса.
Цель. Изучить составляющие педагогического контроля
занимающихся физическими упражнениями.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие педагогического контроля в системе
образования.
2) Раскрыть виды и методы педагогического контроля занимающихся
физическими упражнениями.
1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Педагогический контроль представляет собой единую
дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая
протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит
совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена
на оценку результатов учебного процесса [1, с.135].
Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности
К основным компонентам контрольно-оценочной деятельности
относятся:
- выделение тем, разделов и т.д., выступающих в роли понятийных
индикаторов;
- операционализация понятий путем формирования эмпирических
индикаторов (вопросов, заданий и т.д);
- создание модели желаемых результатов контроля;
- проведение контрольных мероприятий;
- сличение модели и реальных ответов учащихся;
- формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения
о продолжении контроля или выставлении оценок.
Содержание контроля
Среди компонентов структуры контрольно-оценочной деятельности
педагога наибольшую важность представляет выделение понятийных
индикаторов, определяющее содержание контроля и предмет оценивания.
Содержание контроля не только отражает, чему учат и что хотят видеть в
качестве результатов обучения, но и задает определенные приоритеты при
обучении. Требования, предъявляемые к учебным достижениям в процессе
контроля, неизбежно становятся ориентирами для учителя в его
повседневной работе, особенно в тех случаях, когда контроль имеет внешний
характер, а оценки используются для принятия административно-
управленческих решений в образовании.
Виды контроля в учебном процессе
По традиционной классификации видов педагогического контроля в
обучении выделяются входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль. Входной контроль в практике школьного обучения
систематически не проводится. Он используется лишь в случае отбора
учащихся при конкурсном зачислении в профильные классы или является
инициативой педагогов, уделяющих большое внимание индивидуализации
учебного процесса.
Текущий контроль. Цель текущего контроля – следить за ходом
обучения. Его осуществление позволяет преподавателю получить
оперативную информацию о ходе учебного процесса для его своевременной
коррекции и перестройки в нужном направлении.
Итоговый контроль. Итоговый контроль (поэтапный, рубежный,
заключительный контроль) предназначен для оценки учебных достижений
после завершения определенного этапа обучения, прохождения раздела или
всего учебного курса.
Функции контроля. В большинстве учебников для системы
педагогического образования в качестве основных функций педагогического
контроля выделяются контролирующая, диагностическая, обучающая,
воспитывающая и мотивирующая функции. В ходе исторического развития
педагогической науки и появления представлений о контроле как
составляющей управления качеством образования добавились
информационная, сравнительная и прогностическая функции.
Принципы контроля. Направляющая и регламентирующая роль по
отношению к процессу контроля принадлежит дидактическим принципам
(научности и эффективности, иерархической организации, систематичности,
объективности, справедливости и всесторонности), которыми должны
руководствоваться педагоги в своей контрольно-оценочной деятельности.
2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
2.1 Понятие и виды педагогического контроля
Планомерный процесс получения информации о физическом состоянии
занимающихся физической культурой и спортом проводится для того, чтобы
проверить насколько соответствует педагогическое воздействие повышению
эффективности учебно-тренировочных занятий.
Педагогический контроль – это система мероприятий,
обеспечивающих проверку запланированных показателей физического
воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок [3, с.97].
Основная цель педагогического контроля – это определение связи
между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми
изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья,
физического развития, спортивного мастерства и т.д.
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля
данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий
и вносятся коррективы в ход педагогического процесса.
Задачи педагогического контроля:
- оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
- выполнить план тренировки;
- установить контрольные нормативы, оценивающие физическую,
техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;
- выявить динамику развития спортивных результатов и
спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
- отобрать талантливых спортсменов.
Содержание педагогического контроля:
- контроль за посещаемостью занятий;
- контроль за тренировочными нагрузками;
- контроль за состоянием занимающихся;
- контроль за техникой упражнений;
- учет спортивных результатов;
- контроль за поведением во время соревнований.
В практике физического воспитания используется следующие виды
педагогического контроля:
1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного
года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава
занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность,
спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к
предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или
выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого
контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их
решения.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного
тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью
целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным
состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению
очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному
прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким
показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п.
Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать
динамику нагрузки на занятии.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма
занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время
восстановления работоспособности занимающихся после разных (по
величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего
состояния занимающихся служат основой для планирования содержания
ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
4. Этапный контроль служит для получения информации о
кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на
протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью
определяют правильность выбора и применения различных средств, методов,
дозирования физических нагрузок занимающихся.
5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для
определения успешности выполнения годового плана-графика учебного
процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и
отрицательных сторон процесса физического воспитания и его
составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья
занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и
учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются
основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.
Широко распространенными видами педагогического контроля за
проведением занятий по физическому воспитанию являются:
1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии;
2) определение физической нагрузки во время занятия;
3) контрольные испытания;
4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.
2.1.1 Хронометрирование занятия
Одним из показателей эффективности занятия является его плотность.
Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность
занятия.
Общей плотностью называется отношение педагогически
оправданных затрат времени к продолжительности занятия.
Двигательной плотностью принято считать отношение времени,
использованного непосредственно на любую двигательную деятельность
занимающихся во время занятия к его общей продолжительности.
Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды
педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы, могут
быть полностью или лишь частично целесообразными. В зависимости от
этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или
нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно
считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и
воспитания занимающихся.
При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая
плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что же
касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее
показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники
действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %, а
при разучивании двигательных действий и формировании знаний,
требующих значительных затрат времени на умственную деятельность
занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50 %
[5, с.223].
2.1.2 Определение физической нагрузки во время занятия
Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но
наиболее доступным из них и поэтому самым распространенным является
измерение частоты ударов пульса. На занятии у одного из студентов средней
подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс
измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и
после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью
занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с
помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной
частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 сек и
умножают на 6 с тем, чтобы установить количество ударов в минуту. По
окончании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали
время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали - частоту сердечных
сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей
занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в
виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и
величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на
занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной
силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии
возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые
частично фиксируются в протоколе.
2.1.3 Контрольные испытания
В целях контроля за результативностью педагогического процесса
проводится проверка физической подготовленности студентов. Контрольные
испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических
качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой
основе составить обоснованные планы направленного развития физических
качеств студентов [2, с.120].
В практике физического воспитания в учебных заведениях
используются следующие тесты:
- бег на 100 м (оценка скоростных способностей);
- прыжок в длину с места (показатель развития силовых способностей
мышц ног);
- подтягивание в висе (юноши) (показатель локальной силовой
выносливости);
- бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (показатель специальной
выносливости);
- бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель
общей выносливости);
- поднимание туловища из положения «лежа на спине руки за головой»
для студенток (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.
Для того чтобы полученные при тестировании показатели были
достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной
обстановке, в одно и тоже время суток, по одинаковой методике.
Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности
студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале
проводятся испытания в беге на 100 м, затем – в прыжках, подтягивании и в
беге на выносливость. В начале учебного года тесты проводятся как
контрольные, в конце – как фиксирующие изменения за прошедший учебный
год.
2.1.4 Педагогические наблюдения и анализ занятия
Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает
непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и
занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-
воспитательных задач.
Педагогическое наблюдение может быть полным, когда
контролируются все стороны и результаты преподавания и учения или
частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности
педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок
и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение
теоретических сведений и т.п.).
2.2 Методы контроля
В практике физического воспитания применяются следующие методы
контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов,
тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные
методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой
силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической
нагрузки на занятии по ЧСС и др. [4, с.310].
Педагогическое наблюдение позволяет преподавателю получать
информацию о проявлении интереса, степени внимания, внешних признаках
степени утомления (изменение дыхания, цвета и выражения лица,
координации движений, увеличение потливости и пр.).
Метод опроса представляет возможность получить информацию о
состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о
самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их
стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат
физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же
время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности
занимающихся.
Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить
объективные данные о степени тренированности и уровне физической
подготовленности занимающихся.
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный
опрос, требующий ответов в виде:
1) рассказа (например, о значении занятий физическими
упражнениями);
2) описания (например, внешней формы и последовательности
движений, составляющих двигательное действие);
3) объяснения (например, биомеханических закономерностей
конкретных движений);
4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его
отдельных компонентов.
В практике физического воспитания для контроля знаний применяется
письменный опрос в форме тестирования с выборочными вариантами
ответов.
Особое место при проведении педагогического контроля занимает
медицинское обеспечение - одно из решающих условий рационального
использования средств физической культуры и спорта, высокой
эффективности проведения учебно-тренировочных занятий. Медицинское
обеспечение способствует реализации принципа оздоровительной
направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде
врачебного контроля. Врачебный контроль - научно-практический раздел
медицины, изучающий вопросы физического развития, функционального
состояния и состояния здоровья человеческого организма в процессе занятий
физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль является
основным разделом спортивной медицины, имеющей свои четко
определенные принципы и задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель педагогического контроля - это определение связи
между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми
изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья,
физического развития, спортивного мастерства (факторы изменения).
Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение учащихся. Как
показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из
учебного процесса приводят к снижению качества обучения.
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля
данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий,
что создаёт возможность при необходимости вносить коррективы в ход
педагогического процесса.
Выводы:
1. Педагогический контроль представляет собой единую
дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая
протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит
совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена
на оценку результатов учебного процесса. Содержание педагогического
контроля отражает, чему учат и что хотят видеть в качестве результатов
обучения; задает приоритеты при обучении.
2. Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое
состояние занимающихся физической культурой. Широко
распространенными видами педагогического контроля за проведением
занятий по физическому воспитанию являются: хронометрирование
деятельности занимающихся на занятии; определение физической нагрузки
во время занятия; контрольные испытания; педагогические наблюдения за
учебно-воспитательным процессом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчуков И.С. Физическая культура: Учебник для студентов
учреждений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков; Под
общ.ред. Н.Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 c.
2. Жабаков В.Е. Педагогическое мастерство учителя физической
культуры [Текст]: учебное пособие / В.Е. Жабаков, Т.В. Жабакова. -
Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-
педагогического университета, 2016. - 195 с.
3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания / В.М.
Качашкин. - М.: Просвещение, 2015. - 304 c.
4. Копылов Ю. А. Система физического воспитания в образовательных
учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования,
2018. - 393 c.
5. Муллер А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО //
А.Б. Муллер. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424с. Муллер А.Б. Физическая
культура: Учебник и практикум для СПО // А.Б. Муллер. - Люберцы: Юрайт,
2016. - 424с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!