это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1605469
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация (Abstract). В статье рассмотрена проблематика государственного регулирования обращения нового вида электронных денег – криптовалют. Российская практика финансовой институционализации развивается путем наработки правовых механизмов. В настоящее время в мире представлены несколько моделей поведения по отношению к операциям с криптовалютами.
Выводы данной научной статьи могут использоваться для анализа текущего периода экономического развития и введения новых платежных систем – при изучении финансовых систем в вузах, в процессе рассмотрения перспектив взаимодействия государственных регуляторов и инновационных механизмов в сфере финансов в условиях перехода к рыночной экономике.
The article deals with the problems of state regulation of circulation of cryptocurrency. The Russian practice of financial institutionalization is the development of legal mechanisms. Currently, the world presents several models of behavior in relation to operations with cryptocurrencies.
The conclusions of this scientific article can be used to analyze the current period of economic development and the introduction of new payment systems – in the study of financial systems in universities, in the process of considering the prospects of interaction of state regulators and innovative mechanisms in the field of Finance in the transition to a market economy.
Ключевые слова (Keywords): криптовалюта; Биткойн, платежная система; электронные деньги; финансы, глобализация; эволюция денег; налогообложение, кредитно-бюджетная политика; денежная единица, регулятор, эмиссия; cryptocurrency; Bitcoin, payment system; electronic money; Finance, globalization; evolution of money; taxation, credit and budget policy; monetary unit, regulator, emission.
В связи с глобализацией мировых экономических систем, в настоящий момент весьма актуальными представляются проблемы адаптации национальных финансовых систем к современным процессам: перехода к рыночной системе, глобализации, кризисов и цикличности экономических процессов, что является предметом современной финансовой науки [1].
В этой связи особенно актуальным является установление и развитие рационально направленного, всесторонне обоснованного управления финансами, а с ним – и самой сети финансовых институтов, которые поддерживают, координируют и проводят работу по внедрению новых рыночных механизмов в сфере финансов. Одним из таких инновационных механизмов являются криптовалюты.
В конце февраля 2019 г. президент России Владимир Путин поручил ввести регулирование рынка цифровых денег до 1 июля. А уже в апреле Центробанк опубликовал доклад «Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков», о том, что криптовалюты от центральных банков (CBDC) могут стать «наименее рисковым и наиболее ликвидным активом, доступным широкому кругу лиц» [2].
Финансовый регулятор, в соответствии с «Основными направлениями развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов», определил главные цели и задачи развития инновационных технологий на финансовом рынке, среди которых – поддержка инноваций и обеспечение доступности финансовых продуктов и услуг. Основными инструментами регулирования процессов в области инновационных финансовых сервисов и технологий, которые нуждаются в правовом регулировании, могут считаться регулятивная «песочница» ЦБ РФ, с помощью которой осуществляется моделирование инноваций и проверка гипотез о положительных эффектах от их внедрения [3].
Сегодня данное направление действительно можно считать одним из самых стремительно развивающихся частных финансовых систем. Криптовалюта, которую можно определить как «особую разновидность электронных денег, функционирование которых основано на децентрализованном механизме эмиссии и обращении», в реалии представляет собой сложную систему информационно-технологических процедур, построенных на криптографических методах защиты, регламентирующих идентификацию владельцев и фиксацию факта их смены [4]. Появление и популярность криптовалют обеспечены рядом технологических, организационных и экономических условий.
Анализ ситуации с криптовалютами весной 2019 г. в очередной раз показал, что данный вид финансовых средств подвержен хаотичному спаду и подъему. Так, в апреле текущего года в обращении было около 48 миллионов долларов. Аналогичный показатель предыдущего периода (I квартал 2019 г.) составил 59,6 млн долл., из которых долю в 17,6 млн занимали биткойны. Существенное падение объема криптовалют, по мнению аналитиков, объясняется ростом стоимости за единицу криптовалют. Наращивание стало закономерным после серьезного в декабре 2018 г., которое последовало за периодом «сброса» цен и бурных продаж биткойнов и других электронных денег, получившим название «криптокраха» [5].
В то же время рост стоимости, которые демонстрируют «электронные деньги», открывают широкие возможности для торговли ими на электронных биржах, пополнение доходов всех финансовых структур, в том числе налоговой базы всех уровней. На данные преимущества не в состоянии даже повлиять серьезные проблемы, связанные с производством криптовалют: ряд актуальных проблем биткойн-сообщества (использование централизованных бирж, высокое потребление электричества и большое время транзакций), а также проблемы государственной финансовой безопасности.
В международном сообществе утвердились определенные нормы поведения по отношению к биткойну и другим криптовалютам. Нужно сказать, что центральные банки в большинстве развитых стран, где модель сценария по регулированию рынка криптовалют проходит апробацию, производит оценку потенциала криптовалюты. При этом не ясным в большинстве стран остается вопрос реализации концепции такой валюты на практике. В настоящий момент ни в одной стране мира не существует ни одной успешной, полноценно функционирующей и доступной широкой публике цифровой валюты.
Основные препятствия, которые называют эксперты по электронным биржевым торгам, финансисты и аналитики – едины. Это недостаточная открытость транзакций криптовалют, создающая опасность перевода денежных средств различным террористическим группировкам, и внеплановые сценарии развития событий. Аналогичные возражения выдвигались в начале 2000-х годов, на этапе развития электронных биржевых торгов и онлайн-торговли. До тех пор, пока не были внедрены механизмы регулирования в данной сфере, система была невыгодна для государства.
В этом смысле феномен криптовалют в нынешних реалиях экономики можно сопоставить с появлением новых финансовых инструментов или активов, похожих на классические механизмы, такие как фьючерсы. Последние обращаются на независимых от государства специализированных биржах, имеющих схожие черты с классическими биржами [6].
В таблице 1 представлены варианты поведения по отношению к криптовалютам в различных странах мира.
Таблица 1. Виды политических и финансовых регуляторов денежного обращения в развитых странах [по 2, 6, 7]
Государство Сценарий по обращению с криптовалютами Механизмы регулирования
США Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями не считает криптовалюты законным платежным средством, при этом КВ приобрела официальный статус недокументарных ценных бумаг. Служба валютного контроля в 2016 г. стала выдавать лицензии для специализированных бирж в ограниченном объеме. Токены признаются «ценностью, которая заменяет валюту». Последовательный правовой подход к криптовалютам не выработан. Законы, регулирующие обмены, варьируются, в зависимости от штата.
Криптовалюты рассматриваются как собственность, в соответствии с налоговым руководством
Канада На федеральном уровне власти рассматривают криптовалюту как ценные бумаги. В августе 2017 г. администрация ценных бумаг (CSA) выпустила уведомление о применимости существующих законов о ценных бумагах к криптовалютам, а в январе 2018 г. Центробанк Канады назвал их «технически» ценными бумагами Правовой механизм регулирования обращения с криптовалютой находится на пути становления
Сингапур Обмены и торговля криптовалютами являются законными, хотя биткойны не признаются платежным средством Мягкий подход к правовому регулированию обмена.
Предупреждение о мерах предотвращения и наказания за валютные спекуляции
Австралия Криптовалюты и обмены являются законными с 2017 г. Страна занимает прогрессивную позицию.
В 2018 г. Австралийский центр отчетов и анализа транзакций объявил о введении более надежных правил обмена КВ. Строгий учет регистрации бирж, работающих в Австралии, в системе AUSTRAC, идентификация и проверка пользователей, требование соблюдения государственных обязательств по отчетности
Япония Страна-родоначальница криптовалют имеет самый прогрессивный нормативный климат в мире для криптовалют. С апреля 2017 г. биткойн и другие цифровые валюты признаются законной собственностью Закон о платежных услугах полностью регулирует оборот КВ, при этом вводятся дополнительные механизмы, например, соглашение о создании саморегулируемого органа – Японской ассоциации виртуальных валютных бирж(JVCEA).
Южная Корея Криптовалюты не считаются законным платежным средством, а легальные обмены являются частью строго контролируемой системы регулирования. Налогообложение криптовалют не проводится. Существуют запреты на использование анонимных счетов в торговле криптовалютами, а также прием сделок фьючерсов на биткойн Служба финансового надзора Правила обмена криптовалютой в Южной Корее являются строгими и предусматривают государственную регистрацию и другие меры, контролируемые Службой финансового надзора Южной Кореи
Китай Народный банк считает криптовалюту незаконным платежным средством. Запрет на внешнюю торговлю КВ с 2013 г. и на внутренние операции обмена – с 2017г. Регулирование на уровне майнинга не производится: операции не запрещены, но и не узаконены. Правительство КНР выразило поддержку внедрению глобальной нормативно-правовой базы для криптовалют
Великобритания Специальных законов о КВ нет; они не считаются законным платежным средством; биржи предъявляют требования к регистрации. Описание криптовалют, их «уникальной идентичности» ведет к налогообложению прибылей и убытков Целевые правила КВ в разработке, как-то: стратегия борьбы с рисками криптовалюты; особое внимание уделяется финансовой стабильности. Вводятся новые правила обращения криптовалют
Швейцария Прогрессивная позиция по отношению к криптовалютам; при условии регистрации для участия в обменном процессе.
Осознанная необходимость продвижения криптовалют без ущерба для существующих финансовых стандартов. Проводится работа по созданию нормативно-правовой среды, дружественной к криптовалютам. Биткойн – способ оплаты городских сборов в г. Цуг. Стремление сделать Швейцарию «крипто-нацией» (2018 г.)
Российская Федерация Криптовалюта не фигурирует как иностранная валюта или валютная ценность. Вводятся ограничения на и направлены на предотвращение приобретения частными и юридическими лицами Правоотношения с использованием КВ имеют пояснительный характер.
Законодательная база отсутствует
Таким образом, исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что большинство стран относится к электронным деньгам с осторожностью, что объясняется необходимостью обеспечения финансовой безопасности и заботой о судьбе национальных валют. Совершенного правового механизма по регулированию криптовалют не выработано, однако в некоторых странах, понимая необходимость данного шага приступили к его разработке.
В Европейском союзе операции с биткойнами четыре года назад освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, на что нацеливало решение Европейского суда, которому вынуждены были последовать все страны Европы.
Основные правила введены Европейским Центробанком с 2018 г. Среди них:
обязанность идентифицировать пользователей;
введение ограничений на использование prepaid-карточек для расчетов;
меры по получению открытого доступа к информации (в том числе по банковским счетам) для следственных органов;
доступ к данным о доверительной собственности.
В России проведение рыночных реформ привело к серьезному пересмотру отдельных и системных требований к финансовой сфере. Поскольку процессы распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и валового внешнего продукта весьма сложны, они осуществляются с помощью ряда разнообразных экономических категорий и финансовых инструментов. Для исследователей трансформационных изменений, происходящих в финансовой системе России под воздействием финансовой глобализации, сегодня самыми важными вопросами являются процессы возникновения, изменения финансовых институтов и их дальнейшее совершенствование, влияющее на состояние всех звеньев государственной финансовой системы. Пока предпринимаемых государством мер явно недостаточно, так как основное противоречие – между необходимостью государственного управления в сфере финансов и свободным развитием финансовых рынков – не проработано.
Основой для проработки являются модели государственного регулирования рынка криптовалют. По мнению ученых, на данный момент выделяют либеральную, консервативную, репрессивную модели и модель ожидания. К примеру, в США, Швейцарии, Японии и Австралии принята либеральная модель; в Китае – репрессивная; в Южной Корее, Сингапуре – консервативная. В нашей стране применяется модель ожидания. Так, ранее рассмотрение законопроекта «О цифровых финансовых активах» перенесли на апрель. Причины внесения изменений не сообщаются, документ рассматривают в Госдуме уже больше года [2].
Стоит отметить, что практически во всех странах введено налогообложение операций с криптовалютами в пределах консервативной и частично – либеральной моделей.
Императивность, или государственно-властный характер регуляции, называют в качестве основополагающего принципа проявления финансов многие исследователи. В то же время частный капитал и его функционирование на данном этапе рассматривается как важный фактор стабильности финансовых отношений. При этом нельзя не учитывать, что в секторе криптовалют существует несколько заинтересованных сторон:
частные лица, занимающиеся майнингом, с целью личного обогащения;
онлайн-биржи;
биткоин-платформы;
онлайн-«кошельки» криптовалют;
государство как налогополучатель.
Поскольку ключевым элементом перераспределения финансов является государственный бюджет, целесообразно сосредоточить внимание на спорных вопросах, без решения которых бюджетно-финансовые методы регулирования экономических процессов не смогут играть роль императива в проявлении финансов. Наработка рыночного инструментария по использованию государственных финансов в целях стратегического развития государства является важной задачей на данном этапе, поскольку неэффективное перераспределение может порождать серьезные проблемы, в том числе социального характера.
Часто развитие денежных систем происходит другим путем, когда государство еще не сформировало институциональную среду эмиссии денег, поэтому неформальные организации берут на себя эту функцию с целью получения прибыли. Благодаря развитию глобального электронного финансового сектора, экономические агенты научились получать прибыль от эмиссии денег, но из-за отсутствия институционального согласования, конвертация электронных денег становится крайне сложной [8].
В свою очередь, государственное финансовое регулирование предполагает перераспределение доходов бизнес-структур, регулируемое рыночными механизмами. В процессе перехода к рыночным условиям возникают трудности, связанные с чрезмерным налоговым бременем предприятий, недостаточной прибыльностью производственных вложений, снижением стимулов к развитию бизнеса и трудовой деятельности.
Особое значение в условиях перехода к рыночной экономике принимает совершенствование кредитно-финансовой политики государства и самого института кредитования. На данном этапе предпринимаются некоторые шаги в отношении модернизации названной сферы.
Так, ряд современных исследователей отмечают положительные сдвиги в разработке «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 г. и период 2019 и 2020 гг.». В документе присутствует «более четко прописанная нацеленность деятельности Банка России в сфере реализации денежно-кредитной политики на обеспечение устойчивого экономического роста России» [9], наличие теоретически обоснованных положений о мерах по координации денежно-кредитной политики с иными направлениями экономической политики, с целью решения структурных проблем в рамках согласованной системы государственного стратегического и оперативного планирования. Справедливо заметить, что будут иметь особое значение внутренние источники развития, среди которых совершенствование механизмов перераспределения финансовыми институтами имеющихся долгосрочных внутренних ресурсов [11].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в отношении криптовалют в России получает развитие современная парадигма финансовой системы государства. Параллельно в научно-практической сфере идет поиск подходов и принципов, направленных на развитие функций содержания финансов.
Появление криптовалют в обращении на территории Российской Федерации вызвало ситуацию, которая не была предусмотрена федеральным законодательством, и выявившую отсутствие правовых механизмов, регулирующих правоотношения в финансово-валютной сфере. Выработка подхода к законодательному и рыночному, финансовому регулированию может занять значительный период времени. Прежде всего, для развития данного направления требуется официальное признание криптовалюты. Однако в скором времени присвоение статуса платежного инструмента денежного актива ожидать не приходится.
Динамика распространения и обращения криптовалют, которые в настоящий момент насчитывают свыше 500 разновидностей при общей капитализации в 5,4 млрд. долл. США [12] позволяет судить о перспективах развития данного направления, мощном стимуле для торговли, развития цифровой экономики. Однако рассогласованность действий, отсутствие нормативно правовой базы, регулирующей взаимоотношения между пользователями сильно тормозит данные процессы, что требует не только подробнейшего научного изучения криптовалют, но и необходимости разработки институциональных норм.
Список использованных источников:
Макарова Г.А. Роль системы государственных финансов в рыночной экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13438 (дата обращения: 18.01.2019).
Теткин М. Центральный банк России поверил в перспективы криптовалют. // РБК / Валюты / Крипто. – [Электронный ресурс]. – URL: Режим доступа: https://www.rbc.ru/crypto/news/5cb97f329a79471a04b85a53 (дата обращения: 21.06.2019).
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов. – [Электронный ресурс]. – URL: Режим доступа: https://www.banknn.ru/issledovaniya/osnovnye-napravleniya-razvitiya-finansovogo-rynka-rossiyskoy-federacii-na-period-2019-2021-godov (дата обращения: 21.06.2019).
Криптовалюта как феномен современной информационной экономики: проблемы теоретического осмысления (дата обращения: 18.06.2019).
Уймет С. Анализ цен на биткойны в 2019 году обусловлен ростом реальных транзакций. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.coindesk.com/bitcoins-2019-price-run-driven-by-real-transaction-growth-analysis-shows (дата обращения: 21.06.2019).
Струков В.М. Становление и регулирование обращения криптовалют: мировой и Российский опыт // Теория и практика общественного развития. – 2017. – №12.
Правила криптовалюты во всем мире. // Интернет-портал Comply Adventage. – – [Электронный ресурс]. – URL: https://complyadvantage.com/blog/cryptocurrency-regulations-around-world/ (дата обращения: 21.06.2019).
Юрьева А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Институционализация системы регулирования криптовалют: вопросы обеспечения безопасности финансовой системы России Проблемы рыночной экономики. – 2018. - № 4. – С. 38-47.
Фадеева Н.В. Трансформация финансовых отношений под воздействием глобализации: финансовая система России в условиях глобальной конвергенции // Финансы и кредит. – 2007, №14 (254).
Федоров В.А., Бурик О.В. Проблемные вопросы сущности финансов в современной рыночной системе экономики. – в Сборнике Материалов международной научно-практической конференции: «Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий» в 2 т. – 2016. – Издательство: Тихоокеанский гос. ун-тет (Хабаровск).
Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Пшеничников В.В., Тюлин А.С. Криптовалюта и блокчейн-технология в цифровой экономике: генезис развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 5. С. 9-22. Изд-во: CПбПТГУ им. Петра Великого
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!