это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1624517
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. Обзор литературы 4
Раздел 2. Методы исследования 6
Раздел 3. Анализ структурно-организационного обособления ОРД
как одного из основных ее признаков в России и зарубежных странах 7
Заключение 14
Библиографический список 15
Введение
Актуальность темы настоящего исследования заключается, прежде всего, в специфичности такой дисциплины как оперативно-розыскная деятельность, поскольку она основана на особенных разведывательных и контрразведывательных действиях, установленных федеральном законодательство, который урегулировал не только гласные, но и негласные, скрытные, замаскированные правоотношения. Этим самым государство и общество признало эффективность применения оперативно-розыскных сил и средств, как единственных и основных способов противодействия преступности.
Кроме того, следует отметить, что вопросы общей теории оперативно-розыскной деятельности, в число которых входит и исследуемая тема, имеют огромное значение в качественном улучшении оперативно-розыскной практики борьбы с преступностью в современных условиях. Более того, следует подчеркнуть исключительное значение ее в доказательственном обеспечении предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам
Целью работы является анализ структурно-организационного обособления ОРД как одного из основных ее признаков.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
- провести обзор литературы по теме исследования;
- выделить методы исследования, которые будут использованы в работе;
- проанализировать структурно-организационное обособление ОРД как одного из основных ее признаков в России и зарубежных странах;
- на основе проведённого исследования сделать выводы.
Раздел 1. Обзор литературы
Признаки оперативно-розыскной деятельности рассматриваются во многих учебно-методических пособиях по оперативно-розыскной деятельности. Например, в учебном пособии Алферова В.Ю. и соавторов «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности», учебнике под редакцией К.К. Горяинова «Оперативно-розыскная деятельность» и других. Однако, во всех учебных пособиях признаки оперативно-розыскной деятельности раскрыты очень кратко, а структурно-организационное обособление как один из важнейших признаков - лишь называется, но не анализируется. Аналогичный подход присутствует и в комментариях к Федеральному закону от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – закон об ОРД, в частности, в комментарии М. П. Смирнова.
Относительно подробный анализ признаков оперативно-розыскной деятельности в целом содержится в работах С.И.Захарцева, Н.О.Кирюшкина, И. Д. Симонова, Д. А. Писарева, О. Е. Рыжковой, Т. А. Симаковой. Признак структурно-организационного обособления авторами выделяется как один из важнейших, приводится перечень подразделений, полномочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность и анализ из полномочий.
Особенно оперативно-розыскной деятельности, в том числе применительно к признаку структурно-организационного обособления, исследуются в трудах Л. В. Михайловой (автор рассматривает целесообразность включения в перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности капитана морского судна), А. А. Крымова (автор анализирует оперативно-розыскную деятельность в системе исполнения наказаний) , С. И. Захарцева - применительно к органам полиции. В работах этих ученых следует отметить подробный анализ компетенции отдельных подразделений, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, их полномочий и ограничений.
Отдельный интерес представляют работы С. Г. Агапова и И. А. Станкевича. Учеными анализируется опыт правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности, в том числе, ее признаки, в зарубежных странах.
Раздел 2. Методы исследования
Методологической основой настоящего исследования является общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, технико-юридический, сравнительного правоведения и др. Кроме того, в работе использовались: логический метод (при изложении всего материала, формировании рекомендаций, предложений и выводов) и метод системного анализа.
Их использование позволило проанализировать структурно-организационное обособление ОРД как один из основных ее признаков во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Раздел 3. Анализ структурно-организационного обособления ОРД как одного из основных ее признаков в России и зарубежных странахВ теории оперативно-розыскного права основными признаками оперативно-розыскной деятельности считаются:
- государственно-властный характер;
-структурное и организационное обособление от иных организаций уголовной юстиции;
-наличие собственных средств и методик;
-направленность на противодействие преступности.
Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельной функцией органов уголовной юстиции в первую очередь за счет ее структурно-организационного обособления, что «предполагает создание отдельных служб, ее осуществляющих». В ст. 13 Закона об ОРД они обозначены как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Существует закрытый перечень таких органов. Причем, законодателем указано, что оперативно-розыскная деятельность ограничена пределом компетенции оперативных подразделений по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Рассмотрим, как проявляется анализируемый признак на практике.
Согласно ст. 13 Закона об ОРД, на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
-Органов внутренних дел Российской Федерации.
- Органов федеральной службы безопасности.
- Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
- Таможенных органов Российской Федерации.
- Службы внешней разведки Российской Федерации.
- Федеральной службы исполнения наказаний.
Причем, оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности.
Под оперативным подразделением, о котором говорится выше, понимается организационно-штатное звено (подразделение), входящее в структуру соответствующего правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных или контрразведывательных либо разведывательных задач, предусмотренных федеральным законодательством.
Оперативные подразделения конкретного оперативно-розыскного органа структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Им может выступать оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное, информационно-аналитическое отделение, отдел, служба, управление, а равно подразделение собственной безопасности.
Итак, первым в списке органов, полномочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории нашей страны являются оперативные подразделения органов внутренних дел РФ.
Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", в обязанности полиции входит в том числе осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных комментируемым Законом.
Одни подразделения, как указывает С. И. Захарцев, осуществляющие оперативно-розыскные функции, выполняют их в полном объеме, другие вправе проводить лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.
Вторыми в списке органов, полномочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России стоят органы ФСБ.
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении. Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с преступностью, борьба с терроризмом; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.
В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Органы федеральной службы безопасности имеют право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом; проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ, и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом; осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления, совершать иные действия, регламентированные ст. 13 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности".
Следующим органом, полномочным осуществлять оперативно-розыскную деятельность являются Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны в лице задачами Федеральной службы охраны РФ. Они осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства. Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Основными задачами органов государственной охраны являются прогнозирование и выявление угрозы безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны; обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования связи для нужд органов государственной власти; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом и другие.
Четвертым органом, полномочным осуществлять оперативно-розыскную деятельность является Федеральная таможенная служба (ФТС России). К числу полномочий ФТС России относится осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности.
Пятым из рассматриваемых органов являются органы внешней разведка. Согласно Федеральному закону от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке" такие органы является составной частью сил обеспечения безопасности России и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ.
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:
- Службой внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
- органом внешней разведки Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан РФ на территории РФ не допускается.
Органы внешней разведки РФ для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие установленным требованиям. Содержание нормативных правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.
Последним, шестым, органом, обладающих правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью являются Федеральная служба исполнения наказаний является правопреемником Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. ФСИН России подведомственна Минюсту России.
Оперативно-розыскная деятельность уголовно-исполнительных органов России может проводиться для: обеспечения личной безопасности как персонала, так и осужденных и иных граждан; выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в исправительных учреждениях; розыск сбежавших и уклоняющих от отбывания наказания осужденных. Для выполнения целей оперативно-розыскной деятельности, органами уголовно-исполнительной издаются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и тактики проведения тех или иных оперативно-розыскных мероприятия.
Решение вышеуказанных задач возложено на следующие структурные подразделения уголовно-исполнительной системы:
- оперативные отделы;
- подразделения собственной безопасности;
- оперативно-технические подразделения;
- подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.
Эти подразделения уголовно-исполнительной системы полномочны проводить оперативно-розыскные мероприятие как на территории учреждений этой системы, так и за их пределами. Но обычно в таких случаях оперативно-розыскная работа проводится во взаимодействии с иными полномочными на то органами.
Интересно отметить, что все органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельность имеют право проводит оперативно-розыскные мероприятия в пределах следственных изоляторах. Но фактически, в силу прямого указания закона, это возможно только совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Этим закон устанавливает исключение из территориально принципа проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Важным является законодательное закрепление возможности изменять и дополнять перечень органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, только путем принятия федерального закона. Отдельные элементы организации оперативно-розыскной деятельности, такие как, например, структура и полномочия конкретного органа, определяет руководителем такого органа. Это позволяет быстро реагировать на те или иные изменения в оперативной обстановке. Следует отметить, что конкретные полномочия тех или иных оперативно-розыскных подразделений тесно связаны их процессуальной компетенцией и теми функциями, которые они выполняют. Руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, не имеет права при установлении полномочий подчиненного органа выходить за рамки полномочий, определённых федеральным законом. Так, все органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, могу решать поставленные перед ними в Законе об ОРД задачи только в пределах своей компетенции, которая определяется специальными нормативно-правовыми актами.
Говоря о регламентации оперативно-розыскной деятельности в зарубежных странах, можно сделать вывод о том, что во многих также как и в России используется принцип структурно-организационного обособления таких органов. Это характерно, как отмечают С. Г. Агапов и И. А. Станкевич, прежде всего для стран постсоветского пространства и большей части стран Европы. Противоположный подход наблюдается в США. В этой стране оперативно-розыскную деятельность осуществляет огромного число органов, как федерального уровня, так и уровня отдельных штатов. При этом законодательства об ОРД в отдельных штатах сильно отличается между собой.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Оперативно-розыскная деятельность - есть самостоятельная функция органов уголовной юстиции. Это достигается в основном за счет ее структурно-организационного обособления.
Структурно-организационное обособление оперативно-розыскной деятельности означает создание отдельных служб, которые ее осуществляют. Существует закрытый перечень таких органов.
На нормативном уровне закреплено, что оперативно-розыскная деятельность ограничивается пределом компетенции конкретных подразделений по проведению ими тех или иных оперативно-розыскных мероприятий.
В России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность дано следующим органам:
-Органы внутренних дел РФ.
- Органы федеральной службы безопасности.
- Федеральное органы исполнительной власти в области государственной охраны.
- Таможенные органы РФ.
- Служба внешней разведки РФ.
- Федеральная служба исполнения наказаний.
Закон закрепляет возможность изменять и дополнять перечень органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, только путем принятия федерального закона. Отдельные элементы организации оперативно-розыскной деятельности, такие как, например, структура и полномочия конкретного органа, определяет руководителем такого органа.
Все органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, могу решать поставленные перед ними в Законе об ОРД задачи только в пределах своей компетенции, которая определяется специальными нормативно-правовыми актами.
Во многих зарубежных странах также как и в России используется принцип структурно-организационного обособления таких органов.
Библиографический список
Нормативно- правовые акты
Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"// Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. ст. 1269.
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. ст. 3349.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке"// Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. ст. 143.
Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" //Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. ст. 2594.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"// Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. ст. 900.
Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. N 42. ст. 4109.
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 2011. N 10. ст. 1334.
Научная и учебная литература
Агапов С. Г. Оперативно-розыскная деятельность полиции в России и зарубежных странах// Юрист. 2019. N 3. С. 50 - 61.
Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 296 с.
Захарцев С.И. Оперативно-розыскная деятельность полиции в современных условиях // Российский следователь. 2019. № 5. С. 5-7.
Захарцев С.И., Кирюшкина Н.О. Признаки и определение оперативно-розыскной деятельности // Правовое поле современной экономики. 2016. № 6. С. 199-206.
Крымов А.А. Осуществление действий сотрудниками УИС при выявлении признаков незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в ИУ. Практические рекомендации / Рязань, 2015. Сер. Библиотечка сотрудника УИС. Том 114. С. 17-20.
Михайлова Л.В. О целесообразности включения в перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности капитана морского судна // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 1. С. 247-250.
Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 7-е изд., доп. и перераб. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2015. 848 с.
Писарев Д. А. Оперативный розыск в России. Общая характеристика // Lex russica. 2017. N 11. С. 72 - 81.
Рыжкова О. Е. Особенности оперативно-розыскной деятельности в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. N 2. С. 34 - 36.
Симакова Т. А. Органы и подразделения, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность // Юрист. 2017. N 6. С. 52 - 58.
Симонова И. Д. Общая характеристика ОРД в системе уголовной юстиции // Российский следователь. 2018. № 2. С. 8-10.
Смирнов М.П. Комментарии законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: учебное пособие (постатейный). 7-е изд., расширенное и перераб. [Электронный ресурс: Правовой сайт Консультант Плюс] - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 29.06.2019).
Станкевич И. А. Оперативный розыск в странах Европы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 11. С. 30 - 34.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!