это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1625322
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Краткая историческая справка развития физической культуры как равной среди
равных в семье социальных феноменов (техника, наука, искусство) 3
Биосоциальные факторы здорового образа жизни 7
Список информационных источников 9
Краткая историческая справка развития физической культуры как равной среди равных в семье социальных феноменов (техника, наука, искусство)Физическая культура — это пласт культуры, представляющий собой совокупность знаний, направленных на развитие и укрепление физического здоровья человека и общества. Как социальное явление, физическая культура функционирует на протяжении всей истории развития человеческого общества.
Время зарождения первых ростков физической культуры определить невозможно, так как корни культуры уходят в далекие времена. Но можно сказать смело, что возникла и развивалась физическая культура одновременно с общечеловеческой культурой.
На развитие физической культуры в обществе оказывали влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура имеет столь же древнюю историю, как и общество.
Физическая культура не только выполняет задачи физического развития человека, но и развивает социальные функции в области морали, нравственности, воспитания, этики и эстетики.
Исторически физическая культура развивалась под влиянием реальных потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем, по мере развития системы образования и системы воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
Предпосылки зарождения физического воспитания можно наблюдать еще с древних времен. У древних славян физическая культура начала развиваться в VI—IX вв. Образ гармонично развитой личности прекрасно раскрывается в былинах, сказаниях, сказках, легендах, песнях того времени. Емкие по содержанию, раскрывающие идеальный образ умного и сильного богатыря — воина, олицетворяющего весь русский народ, былины, сказания, летописи, песни по своей сути являются основными источниками развития физической культуры на Руси. Древнерусский эпос изображает идеальный образ богатыря-воина. Кому не известны былинные герои Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Богатырь предстает перед нами не только как физически развитая и непобедимая личность, но и как человек, в совершенстве владеющий жизненным опытом и трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством и смекалкой над своими врагами. Человеку того времени необходима физическая сила, чтобы он мог защитить не только себя и родных, но и своих соплеменников от внешних врагов, чтобы «мог постоять за землю Русскую». Достижение физического совершенства славянами осуществляется в состязательности.
Широкое распространение у славян получают игры, в основе которых лежат элементы трудовой деятельности. Из древних времен до наших дней дошли известные игры того времени, такие как городки и лапта. Городки упоминаются не только в народных сказках, но и даже в летописях. Эта молодецкая забава была распространена по всей Руси. Без состязаний городошников не обходилось ни одно народное гулянье. Еще А.В. Суворов, военный теоретик, великий полководец, писал: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск».
Родители обучали своих детей верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию, борьбе и другим видам физических упражнений. Немаловажное место в воспитании молодежи занимали охота и игрища. В процессе охоты приобретались необходимые в жизни и быту качества — сила, выносливость, ловкость, смелость, решительность, смекалка, умение.
В связи с тем, что Русь вынуждена была вести много войн, поэтому основной целью физического воспитания вплоть до XVIII в. было военно-физическая подготовка.
Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, автор первой древнерусской летописи «Повесть временных лет», впервые описывал о древних физических упражнениях, «об игрищах между селами, на которые сходились почти все люди от мала до велика». Во время игрищ проводились состязания в различных состязаниях: прыжках, борьбе, рукопашном бое, «медвежьей борьбе», играх с бегом, стрельбе из лука, конных скачках.
Одной из массовых народных форм физического воспитания на Руси были кулачные бои. Самыми увлекаемыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые бои «стенка на стенку», и среди древних народных состязаний они занимали особое место.
К концу XVII в. России произошли значительные изменения в развитии экономики и культуры. Первым из царей, ставившим приоритетной задачей развития физической культуры, становится Петр I. Именно в эпоху его правления среди увлечений самым популярным становятся катание на коньках, фехтование, конная езда. В условиях колоссальных преобразований, проводимых в России со времен Петра I, неизмеримо взрастают потребности в образованных и компетентных кадрах. В стране открываются специальные учебные заведения. Они готовят кадры для промышленности, армии, флота и государственной службы. В Москве открывается школа математических и навигационных наук, в которой физическая подготовка впервые вводится в качестве обязательного учебного предмета. К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились фехтование («рапирная наука»), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.
Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. сыграли значительную роль в формировании системы военно-физической подготовки в русской армии. Петр I организовывает Семеновский и Преображенский потешные полки. Вся военно-физическая подготовка и учения в полках проводятся в условиях, приближенных к боевым. Значительное время в физической подготовке отводится овладению штыковым боем.
В конце 30-х годов XIX в. физическая подготовка начинает выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. Приоритетными задачами ставятся физическое развитие солдат и укрепление их здоровья, а также способность к лучшему освоению боевых приемов с оружием.
Вторая половина XIX в. — 1917 г. — немало значимый период в области физического воспитания, сыгравшее весомую роль в развитии физической культуры. В этот период зарождаются педагогические и естественно-научные пласты физического воспитания, создается система физического воспитания (образования), развиваются современные виды спорта.
В России появляются первые опытные частные школы для детей, где немаловажной первостепенной идеей является воспитание в области физического развития детей. Большое значение в развитии физической культуры придавалось возникновению нового типа физкультурных организаций — общественных физкультурно-спортивных организаций, которые призывали к здоровому образу жизни, занятию гимнастикой, спортом и туризмом.
Зарождаются и начинают свое развитие многие современные виды спорта, по которым впервые проводятся национальные первенства, создаются Всероссийские спортивные организации. Россия начинает активно участвовать в работе международных спортивных объединений.
К 1910 году создаются футбольная, конькобежная, лыжная, и другие лиги. Впервые русские спортсмены выезжают на международные соревнования и имеют возможность проводить их у себя в стране, завоевывают звание чемпионов Европы и Мира. Россия постепенно становится спортивной державой.
Впервые русские спортсмены участвуют в Олимпийских играх в 1908 году в Лондоне. На Игры приезжают всего пять спортсменов, и трое из них завоевывают 3 медали — одну золотую и две серебряные. В 1912 году в V Олимпийских играх уже участвует 178 русских спортсменов.
После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года развитие физической культуры в корне меняется. Новое Советское государство и Коммунистическая партия начинают массово развивать спорт в молодой стране. Народная власть делает физическую культуру и спорт всеобщим достоянием, открывает к нему дорогу всем, кто стремится к всестороннему физическому развитию. В стране формируется идеологическая культура, и как ее составная часть — культура физическая.
На фабриках и заводах возникают физкультурные кружки. К спорту начинает тянуться молодежь. В 1920 году в молодой Советской Республике был впервые открыт институт физической культуры.
С первых лет Советской власти государственные и физкультурно-спортивные объединения внедряют программу массового развития физической культуры и спорта среди народа. Все чаще и чаще проводятся легкоатлетические кроссы, велогонки, лыжные и другие массовые соревнования. Впервые в мае 1920 года в стране проводится День спорта.
17 августа 1928 года на Красной площади открывается первая всесоюзная Спартакиада, которая превращается в массовый всенародный смотр достижений советского физкультурного движения, становится важным средством выявления физических способностей среди молодежи и роста достижений советских спортсменов.
Процесс развития научных основ физической культуры во многом тормозили их чрезмерная идеологизация и политизация. В 30—50-е гг. советская физическая культура и спорт становятся частью идеологии тоталитарного режима, их методологической основой провозглашения философии марксизма-ленинизма. Основные усилия науки в СССР были направлены на развитие спорта высших достижений.
В 1931 году в Советском Союзе разработан физкультурный комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне СССР», в основу которого легли программно-оценочные нормативы и требования по физическому воспитанию различных возрастных групп населения. Система ГТО явилась основой советской системы физического воспитания и имела целью всестороннее физическое развитие людей, укрепление и сохранение их здоровья, подготовку к высокопроизводительному труду и защите Родины, способствовала формированию духовного и морального облика советского человека.
В предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны усилия в развитии физической культуры направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры. В 1939 г. утверждается новый комплекс ГТО. В него включаются такие виды испытаний, как метание связки гранат, скоростной пеший поход, преодоление водных переправ, переползание, штыковой бой. Эти нормы стали основными и обязательными для того времени.
К воспитанию физической культуры в стране вернулись сразу после окончания Великой Отечественной войны. Уже в августе 1945 г. на Красной площади в Москве проходит Всесоюзный парад физкультурников. В стране начинают массово привлекать молодежь к физкультурному движению, начинают проводиться первенства страны по различным видам спорта, физкультурные праздники, спартакиады, соревнования.
Биосоциальные факторы здорового образа жизниБиосоциальные факторы здорового образа жизни – это результат комплексного воздействия среды жизнедеятельности, проявляющийся через состояние здоровья (физическое развитие организма, функциональное состояние систем организма, физическая работоспособность и уровень развития физических способностей).
К основным факторам, укрепляющим здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек, рациональное питание, адекватная физическая нагрузка, здоровый психологический климат, внимательное отношение к своему здоровью, сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.
К основным факторам, ухудшающим здоровье человека, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами, несбалансированное в количественном и качественном отношении питание, гиподинамия, гипердинамия, стрессовые ситуации, недостаточная медицинская активность, сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.
К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д.
К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые, конституционные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.
Рациональное питание – питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.
Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия. Сон – своеобразное психофизиологическое состояние человека, форма торможения ЦНС. Во время сна нервные клетки получают отдых и восстанавливают свою работоспособность. Такие же процессы происходят и в других тканях и органах. Восстановление сил и физиологического равновесия во время нормального ночного сна не может быть компенсировано никакими другими способами, а поэтому бережное отношение к собственному здоровью требует от каждого человека соблюдения режима сна.
Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.
Рис.1. Составляющие ЗОЖ
Рис.2. Основы ЗОЖ
Список информационных источников
Арнст Н. В. , Пономарев В.В. Теоретические и практические основы занятий спортом студентов вуза во внеучебное время. - Красноярск: СибГТУ , 2013. - 151 с.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие для студ. высших пед. учебных заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
Захаров П.Я. История физической культуры и спорта. Учебно-методический комплекс. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009 г.
Третьякова Н.В., Андрюхина Т.В., Кетриш Е.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры : учебное пособие. - М.: Изд-во Спорт-Человек, 2016. - 280 с.
Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М. : ЮНИТИ, 2016. - 431 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!