это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1636134
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Статья посвящена обзору научных исследований, посвященным условиям освоения ресурсов международного морского дна. Исследование правового режима международного района морского дна актуально в связи с тем, что современный уровень развития технологии позволяет осваивать глубоководные участки океана, что повлекло активную деятельность государств на данной территории, а вместе с тем и необходимость урегулирования интересов различных стран. В настоящее время международный район морского дна представляет собой особую территорию за пределами национальной юрисдикции, имеющую самостоятельный статус, отдельную систему управления, в отношении которой множество государств имеют свой интерес, также на данной территории осуществляется специфическая деятельность, очень сложная технически и весьма дорогостоящая.
Ключевые слова: морское дно; параллельный режим; ресурс; разведка ресурсов; разработка ресурсов освоение ресурсов; Южморгеология; контрактор; международный район.
Разведка и последующая разработка ресурсов Района осуществляется и контролируется Органом от имени всего населения мира. В рамках осуществления контроля над деятельностью подобного рода, Орган учитывает положения Конвенции 1982 года. Ключевым положением Конвенции можно назвать тезис, что деятельность в Районе осуществляется для развития мировой экономики и международной торговли, а также оптимизирует сотрудничество всех стран, в том числе, развивающихся государств [1].
В данном аспекте стоит отметить, что в Конвенции 1982 года получил свое определение термин «ресурсы». Так, в соответствии со ст. 133 Конвенции, под ресурсами стоит понимать жидкие, твердые или газообразные минеральные ресурсы, в том числе, полиметаллические конкреции в Районе на морском дне, а также его недрах. Ресурсы, которые извлечены из Района, в Конвенции 1982 года рассматриваются в качестве полезных ископаемых [1]. Одновременно с этим, далеко не все страны мира приняли Конвенцию 1952 года и осваивают Район, руководствуясь ее положениями. В связи с этим, некоторые государства используют ресурсы Района в обход Конвенции 1982 года, исключительно на базе лицензий, которые выдаются Правительством США [2, с. 27]. На практике, указанный режим именуется параллельным режимом.
Большинство государств, которые являются участниками так называемого «параллельного режима» разработали в рамках национального законодательства определенные правила, которые регламентируют деятельность в глубоководных районах морского дна. Стоит отметить, что анализируемый режим был сформирован в 80-е годы прошлого столетия государствами, которые не подписали Конвенцию 1982 года, однако указанный режим успешно функционирует и сегодня. Примером страны, которая осуществляет деятельность в рамках «параллельного режима» является США. Так, на территории данной страны сформировано достаточно объемное национальное законодательство в сфере осуществления деятельности в глубоководных районах морского дна. Указанные положения не нарушают положения Конвенции 1982 года, однако причины отказа вступления в Конвенцию 1982 года по-прежнему, непонятны [3, с. 27]. Однако с точки зрения международного права, такая ситуация легитимна, что следует из анализа Венской конвенции о праве международных договоров [4]
Как уже отмечалось ранее, освоение ресурсов Района возможно через Предприятие. Данное положение обусловлено тем, что правовой режим Района во многом основывается на принципе помощи развивающимся государствам, не способным осуществлять добычу ресурсов Района на самостоятельной основе. Отсюда следует, что наличие Предприятия выступает в качестве гаранта реализации указанного принципа в практической деятельности, а также формирует оптимальные условия для подготовки развивающихся государств к эксплуатации морских ресурсов, а также выгод от их освоения.
Одновременно с этим, Конвенция 1982 года предусматривает возможность на самостоятельной основе осуществлять освоение территорий Района государствами, а также частными лицами, устанавливая двойную систему разработки ресурсов Района. В частности, отмечается, что добыча может производиться либо Органом через Предприятие, лицо государствами, которые являются участниками Конвенции 1982 года и их предприятиями, физическими и юридическими лицами, находящимися под контролем государств-участников [1].
Система разработки ресурсов, в рамках которой могут принимать участие субъекты внутреннего права государств, кроме международных субъектов, получила название параллельной разработки.
При самостоятельном освоении ресурсов Района, такая деятельность государств, их предприятий, физических и юридических лиц осуществляется на основе контрактов с органом. Такие контракты могут также предусматривать осуществление совместных мероприятий. Все условия деятельности предприятий в Районе закрепляются в соответствующем контракте. Контроль над соблюдением положений этого контракта осуществляет Орган, который имеет «право в любое время принять любые меры» для обеспечения соблюдения условий контракта и других условий, предусмотренных в Конвенцией 1982 г. [5, с. 111].
Контракторы должны соответствовать ряду обязательных требований. Так, согласно ст. 4 Приложения III к Конвенции 1982 г. они должны иметь гражданство государства, либо находиться под его контролем (для организаций) и иметь поручительство. Кроме того, контракторы должны отвечать квалификационным стандартам, которые как правило, касаются финансовых и технических возможностей заявителя и его деятельности по любым предыдущим контрактам с Органом.[1].
За каждого заявителя в обязательном порядке поручается государство-участник, гражданином которого является заявитель. Государство, которое поручилось за заявителя, принимает на себя обязанность обеспечить условия, при которых контрактор будет осуществлять свою деятельность на территории Района исключительно в пределах условий контракта. Кроме того, государством подтверждается, что контрактор будет соблюдать принятые на себя обязательства, а также требования Конвенции 1982 года и иных международных актов отрасли. Представляется вполне естественным, что государство будет нести ответственность за все действия, осуществленные контрактором. Одновременно с этим, государство освобождается от ответственности за действия контрактора в случае, если оно приняло все необходимые меры для исполнения обязательств, однако исполнены надлежащим образом они так и не были.
Освоение ресурсов района также регулируется положениями Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года (далее - Соглашение 1994 г.), которое было призвано адаптировать конвенционный правовой режим деятельности в Районе и режим его ресурсов к интересам промышленно-развитых стран, многие из которых не ратифицировали Конвенцию 1982 г. из-за нежелания нести большие финансовые расходы и передавать технологии разведки и разработки ресурсов Района развивающимся государствам не на рыночных условиях. С одной стороны Соглашение 1994 г. стало некоторым компромиссом, благодаря которому доктринальные споры по поводу взглядов развитых и развивающихся государств на принципы деятельности в Районе и правовой режим такой деятельности были в большей степени разрешены, а с другой стороны - такой компромисс был принят не в пользу развивающихся государств. [3, с. 23].Соглашение 1994 г. вводит ряд существенных положений, влияющих на систему освоений ресурсов Района. Так, данным нормативно-правовым актом устанавливаются основные расходы для государств-участников Соглашения 1994, организационные процедуры, например, порядок утверждения плана работы по разведке, срок такого плана (которой составляет 15 лет).
Определяются принципы передачи технологии, в соответствии с которыми, технология глубоководной разработки морского дна осуществляется на основе разумных и максимально справедливых коммерческих условиях, в том числе, на открытом рынке или с помощью совместных предприятий. В свою очередь, в случае, если приобрести технологию на самостоятельной основе не представляется возможным, Орган может просить о содействии контракторов, так как они способны оптимизировать деятельность в данном направлении [6].
В практической деятельности, юридические и физические лица нередко выступают в качестве контракторов. Так, как отмечается в научной литературе, «для национальных добывающих компаний, намного целесообразней разрабатывать полезные ископаемые на таких участках морского дна, которые относятся к эксклюзивной зоне. Обусловлено это тем, что при этом они имеют дело исключительно с собственным правительством и национальным законодательством»[6]. Полагаем, что не согласиться с данной точкой зрения весьма затруднительно.
На территории нашей страны, лицом, которое осуществляет деятельность в сфере освоения ресурсов Района, является государственное геологическое предприятие научно-производственное объединение по морским геологоразведочным работам «Южморгеология» Федерального Агентства по недропользованию России. Назначение объединения было осуществлено Указом Президента РФ от 22.11.1994 года № 2099 [7, с. 106].
В соответствии с Указом Президента РФ № 2099, «Южморгеология» в рамках осуществления деятельности по разведке и последующей разработке минеральных ресурсов на территории Района находится под защитой национальной юрисдикции РФ. Более того, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ № 2099, отношения, которые возникают в связи с использованием участков морского дна, равно, как с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, регулируется действующим законодательством РФ [8].
Стоит отметить, что именно на основании рассматриваемого Указа, Правительством РФ было утверждено специальное Постановление, которое определяет применимое право для физических и юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность в Районе [9].
«Южморгеология» активно осваивает ресурсы района. Так, 29.03.2011 года, ГНЦ ФГУП «Южморгеология» заключило контракт с Органом. Суть контракта состояла в том, что «Южморгеология» проводит разведку полиметаллических конкреций на территории российского разведочного района. Общая площадь района составляет 75 тыс. кв. км, а расположен он в зоне ЗКК Тихого океана. 19.07.2011 года Советом Органа утверждается план разведки полиметаллических сульфидов в северной приэкваториальной зоне Срединно-Атлантического хребта. Стоит отметить, что изначально данный план был представлен Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Более того, Совет Органа поручил Генеральному секретарю Органа подписать контракт сроком на 15 лет, с правом продления на пять лет до конца года. В данном аспекте стоит отметить тот факт, что разведочный район нашей страны состоит из 100 блоков, а площадь каждого из них равна 100 тыс. кв. км. [10, с. 29].
Приходим к выводу, что на сегодняшний день, освоение ресурсов международного района морского дна осуществляется под руководством Органа. В свою очередь, разведка, а также разработка ресурсов Района также представляется возможной с помощью Предприятия. Отметим, что Предприятие действует от лица всех членов Конвенции. Кроме того, разработка ресурсов района допускается с помощью контракторов, в качестве которых могут выступать юридические или физические лица, а также государства. Одновременно с этим, контракторы должны в полной мере соответствовать требованиям, которые традиционно к ним предъявляются, и иметь поручительство государства, которое должно осуществлять контроль над их деятельностью и нести ответственность перед Органом.
Список литературы:
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (U№CLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) // Собрание законодательства Российской Федерации. –1997. – № 48. – Ст. 5493. (с посл. изм. и доп. от 23.07.1994).
Глумов И.Ф. Государственная политика в области минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа и дна мирового океана // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2013. – № 1. – С. 26-35.
Носиков, А. Н. Современные тенденции развития правового режима Международного района морского дна: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2010. – 31 с.
Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Ведомости ВС СССР. – 1986. – № 37. – Ст. 772.
Абашидзе, А.Х. Современное международное право об ответственности юридических лиц за правонарушения // Современное право. – 2013. – № 8. – С. 110 - 115.
Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 51. – Ст. 5720. (заключено в г. Нью-Йорке 23.07.1994).
Сорокина, Ю.В. Современный правовой режим использования ресурсов морского дна // Правовые институты и методы охраны окружающей среды в России, странах СНГ и европейского союза: состояние и эффективность: материалы III Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. – Саратов: Саратовский источник. – 2017. – С. 106-108.
О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа: указ Президента РФ от 22.11.1994 № 2099 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 31. – Ст. 3252.
О порядке осуществления деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа: постановление Правительства РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 18. – Ст. 1675.
Овлащенко, А.В. Международный орган по морскому дну и его недавние решения: Fata Morgana // Международное публичное и частное право. – 2012. – № 5. – С. 28 - 32.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!