это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1640461
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Концепция синтеза науки и религии в современном богословии...................5
Религия и будущее Интеллекта.........................................................................7
Заключение.............................................................................................................11
Список литературы................................................................................................13
Введение
Служители религии занимаются поисками высшего разума во Вселенной.
Например, христианская эсхатология – «учение о конечных судьбах человечества и мира, — хотя и говорит о грядущем катастрофическом конце мироздания, связывает его не столько с физическими закономерностями, сколько с нравственным состоянием человечества и путями Божественного Промысла» [2, с.259].
Вопрос «конечной судьбы» или «вечного разума и интеллекта» – соотношение науки и богословия – актуальный симбиоз в современном естествознании [2, с.259].
Сегодня проблема разума во Вселенной волнует и ученых. Но если высший разум, с точки зрения религии, — это божественный разум, оторванный от материи и стоящий над природой, то разум, который привлекает внимание науки, — это свойство высокоорганизованной материи, свойство существ, являющихся высшей формой ее развития.
Проблема жизни во Вселенной, и в особенности разумной жизни, — одна из фундаментальных проблем современного естествознания, имеющая не только научное, но и мировоззренческое значение. Ведь человек и другие подобные ему разумные существа, если они обитают в иных космических мирах, занимают совершенно особое место в мироздании. Человек не только познает окружающий мир, но и на основе изучения его закономерностей сознательно использует различные природные процессы, активно перестраивает природу.
Если принять во внимание огромные масштабы Метагалактики, а также то, что в связи с нестационарностью Вселенной, благоприятные для жизни условия существуют в тех или иных ее областях отнюдь не бесконечно длительное время, станет ясно, что степень участия разумных существ в процессах, протекающих во Вселенной, и уровень их воздействия на эти процессы непосредственно зависят от распространенности разума в космосе.
Цель работы: выяснить Будущее Интеллекта с точки зрения современного естествознания.
Задачи: - рассмотреть концепцию синтеза науки и религии в современном богословии;
- предположить возможное будущее Интеллекта, через призму религиозного взгляда.
Концепция синтеза науки и религии в современном богословии
Утверждение религиозной картины мира было и остается одной из важнейших задач теологии. Главным из них является согласование учение о Боге как о абсолютной причине всего существующего, с изменениями научных представлений о мире и человеке. Религиозному мировоззрению присуще: признание творения мира (креационизм); целесообразности и целенаправленности явлений реальности, началом и завершением которых является Бог (телеология); представление о направляющей силе и Божественном управлении миром. Теология стремится объяснить с религиозных позиций реально существующую упорядоченность, закономерность и всеобщую связь явлений.
Религиозному мировоззрению присуще также специфическое истолкование вопроса о месте и роли человека в мире, которое выражено в концепции антропоцентризма. Человек объявляется центром Вселенной, венцом Божественного творения, образом и подобием Бога. В богословии' традиционно провозглашалось преимущество веры над разумом. В то же время характерным было стремление примирить веру и разум, чтобы использовать разум для дальнейшего обоснования религии.
Неоспоримость успехов науки стимулировали богословия пересмотреть отношение к разуму. Теологическая концепция истины призвана служить возвышению веры над разумом и религии над наукой.
Христианство в контексте современности - это Бог как воплощение абсолютного знания; с другой, - пытаясь примирить науку и религию, теологи развивают концепцию множественности истин, каждая из которых может использоваться только в определенной сфере бытия. В соответствии с этим делением сферой религии считается мир сверхъестественный, потусторонний, а также вся сфера духовной жизни. Что же до науки, то она ограничивается проблемами естествознания без права на решение мировоззренческих вопросов.
Богословское восприятие достижений науки - накопление конкретных положительных знаний о живой и неживой природе, изначально, не нарушало религиозной картины мира. Иногда даже духовные лица участвовали, в исследовании природы, полагая, что полученные результаты откроют с большей очевидностью для человека могущество Бога-творца. Когда исследование природы приняло системный характер и положило начало естествознания, в современном его понимании, накопленные факты подготовили обобщения, которые привели к конфликту науки с религиозным мировоззрением.
Первый вопрос в традиционной религиозной картине мира, определила в середине XVI века, теория М. Коперника. Гелиоцентрическая система, обоснованная ним, подрывала тогдашние богословские представления о Земле, как о неподвижном центре Вселенной. Она подкрепила идею существования других миров, подобных Солнечной системе и идею бесконечности Вселенной.
Эта идея, как известно, вызвала сопротивление католической Церкви, спровоцировала репрессии против ряда ученых, которые поддерживали и развивали научные представления, связанные с революцией в естествознании. Сейчас католическая Церковь признала свою ошибку и реабилитировала жертвы своих преследований. В Апостольском Послании «Tertio millennio adveniente» («Приближаясь к Третьему Тысячелетию») обращается внимание на «болезненное явление» в истории христианства – «защита правды методами насилия».
Речь идет о том, что в истории Церкви было много случаев, когда под прикрытием «защиты неоспоримых истин» была спрятана точка зрения противоположных лиц.
В течение последних веков, особенно в XIX и XX, не раз возникали конфликты между религией и наукой. Но, как впоследствии выяснялось, такие конфликты можно уладить признанием компетентности и самоценности результатов научных исследований, а также договоренности о невмешательстве науки в сферу религиозных мировоззренческих приоритетов. Таким образом, конфликт между наукой и религией удавалось разумно преодолевать. Так, накопленный к началу XIX века, материал наблюдений живой природой способствовал выдвижению идеи об изменчивости и развитии видов животных и растений. Первые такие идеи, высказанные Ж. Ламарком (1744-1829 гг.), защитники религиозных взглядов на мир стали отвергать с помощью «теории катастроф» Х. Кювье (1769-1832 гг.), которая допускала многократность повторения на Земле по воле Бога, катастроф масштаба библейского всемирного потопа.
Религия и будущее Интеллекта
Американские космологи Ф. Дайсон (Freeman Dyson; род. в 1923 г.) и Ф. Типлер (Frank Tipler; род. в 1947 г.) видят возможность вечного существования человечества в переходе в далеком будущем от физической, телесной формы бытия к «чисто информационной» — бестелесной. Они не исключают перспективы появления в ходе этого процесса нового «космического интеллекта», а в будущем — полного контроля над развитием Вселенной вплоть до изменения фундаментальных физических законов. Эту фантастическую «интеллектуальную космическую информационную сеть» Ф. Типлер называет «вечным продолжением Разума» и даже «эволюционирующим Богом» [1, с.266].
Барбур справедливо замечает, что человек является целостным единством духа, души и тела. Из этого следует, что гипотеза о возможности перехода к «интеллектуально-информационному уровню существования» не соответствует ни современным естественно-научным, ни библейским представлениям о человеческой природе [2, с.267]
К концу ХХ в. осуществляется значительный прорыв в нейронауках: нейробиологии, изучающей на базе генетики, биохимии, биофизики, физиологии устройство и функционирование нервной системы, в первую очередь — головного мозга высших млекопитающих и человека; а также в нейропсихологии — междисциплинарном направлении, лежащем на стыке психологии и нейробиологии. Современные исследования нацелены на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением. В 1948 г. американским математиком и философом Н. Винером (Norbert Wiener; 1894–1964) был предложен термин кибернетика (греч. κυβερνητική — искусство управления), в настоящее время обозначающий науку об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных, в том числе самовоспроизводящихся, системах: машинах, живых организмах или социуме [5, с. 80].
Были высказаны предположения, правда, не имеющие пока под собой достаточных оснований, что биологические нейронные сети, объединяющие между собой нервные клетки — нейроны мозга животных или человека, — могут быть математически смоделированы. Это, в свою очередь, породило проблему познаваемости человеческого мышления средствами компьютерных технологий, а также обсуждение перспектив создания искусственного интеллекта.
Противление Богу в «научно-технической» деятельности начинается еще со времен строителей первых городов — Каина и ближайших его потомков. Знание об окружающем мире с неизменной целью властвовать над ним, а значит и техника, постепенно становятся идолами. При выстраивании правильной последовательности иерархических ступеней в познании мира через Бога и Бога в мире «природа и наука получают свое истолкование из их конечного предназначения и цели», формируется целостное, непротиворечивое отношение человека к Богу, к самому себе и к окружающему миру. Но там, где абсолютизируется лишь интеллект и «техническая мощь», человек окончательно теряет целостное, адекватное восприятие Бога и всей реальности при мнимом господстве над ней [5, с.86].
Уже в начале XX века. модернистское богословие начало трактовать библейские дни творения как эпохи, которые длились миллионы, а даже миллиарды лет. Это должно было устранить расхождение между наукой и Библией в вопросах о сроке существования Вселенной. Это нововведение было постепенно воспринято большинством теологов. Так иносказательно начала трактоваться вся библейская картина мироздания. Наконец, выдвигается концепция, согласно которой сотворение мира Богом не завершилось за шесть дней, или периодов, а продолжается и до сегодня как преобразующая деятельность человека, но уже в других формах.
Современные богословы, согласовывая религиозную картину мира с современными; научными открытиями в астрономии и астрофизике и других науках, готовы предположить, что Бог непосредственно творит лишь первичную материю. Процесс же формирования конкретных объектов происходит без прямого участия Бога, а является следствием преобразований материи по установленным им законам. Однако в поворотных моментах мировой истории (возникновение жизни, человека и его сознания) теологи считают необходимым признать непосредственное участие Бога. Чередование природных процессов с актами творческого вмешательства Бога создает картину прогрессивных изменений в мире, которую наука называет эволюцией или развитием.
Обращаясь к проблемам соотношения науки и религии богословы разных конфессий отмечают, что многим кажется, будто развитие науки и техники свидетельствует о полной зрелости разума, его самодостаточность в поисках истины. От этого атмосфера нашего времени пронизана духом секуляризма. Если при этом религиозной вере и отводится еще какое-то место, то лишь где-то в глубине души, а из повседневной духовной жизни она всячески исключается. Увлечение достижениями науки и техники, отмечают теологи, приобретает особую силу в тех, кто склоняется к рационализму и верит в способность нашего разума проникать в самые сокровенные сферы мира.
Однако известно, что левое полушарие мозга обеспечивает рациональное (логическое) мышление, а правое - образное восприятия. Для целостного же восприятия мира одинаково важно и то, и другое, и пренебрежение одним из них пагубно как для личности, так и для общества. Это прежде всего эмоционально-образное, а не логическое восприятие окружающего мира. Религия, как и искусство, участвует в создании именно «нелогичного» знания о мире, которое не опирается на рационально выстроенные мышлении конструкта, а возникает сразу и внезапно.
Высшие силы воспринимаются нелогично, частью человеческого сознания, а, следовательно, не поддаются какой-либо логической проверке. Поэтому наука вопрос их существования решить не в состоянии.
Заключение
Человечеству нужно целостное мировоззрение, основанное не только на научной картине мира, но и вненаучном восприятии его. Лишь совокупность научной и «сердечной» картины дает полное отображение мира в сознании человека. Именно оно может быть надежной основой ее существования.
Современные богословы, сохраняя веру, стремятся совместить достижения науки и культуры, призывают верующих приобщаться ко всему, что является истинным.
Противопоставление веры и знания, подчеркивают они, это выдумка тех, кто борется против веры и Церкви. Свое призвание они видят в том, чтобы во всех тех точках, в которых возникает действительное или воображаемое различие между наукой и религией, показать, что правда последней остается непоколебимой. Христианские богословы при этом напоминают, что знание находится в постоянном развитии.
В отличие от религии, теории и гипотезы науки сменяют друг друга. То, что казалось в науке неоспоримым вчера, бесследно исчезает сегодня. Науке, замечают они, должна быть предоставлена полная свобода в построении любых гипотез при выяснении природы тех или иных явлений. Только надо помнить, что все эти гипотезы могут быть заменены другими, как это не раз уже было. В отличие от этого основные положения христианского вероучения остаются неизменными с того времени, как Господь Иисус Христос был на Земле. Христианское учение о мире и человеке опирается на вечные данные Откровения и является предметом веры.
Разворачивая исследование отношения веры и интеллекта, богословы акцентируют внимание прежде всего на том, что христианство настолько высоко ценит разум, что может быть названо «религией разума». При этом они ссылаются на то, что Сын Божий Иисус Христос именуется в Евангелии от Иоанна Логосом. [4, с.5]
Необходимо разработать новое видение по развитию современной институциональной среды для «воспроизводства интеллекта». Это видение должно содержать не просто набор умных фраз и благих пожеланий, а действенный и системный подход по реализации этой важнейшей задачи для нашей страны. Результатом такого долгосрочного «интеллектуального проекта» может стать появление в обозримом будущем нового поколения интеллектуалов, мыслителей, учёных и креативных людей. В этом случае мы можем рассчитывать на появление новых идей, без которых трудно себе представить развитие страны в XXI веке.
Список литературы
Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2001. С. 266–267.
Мумриков Олег, иерей. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. — 2-е изд., испр. Сергиев Посад; М.: Паломник, 2014. — 704 с.
Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. – М.: КомКнига, 2005. – 520 с.
Наука и религия. Сборник // Голос гражданина. - 1991. - № 42. - С. 5.
Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание / Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. С. 80–81; 85–86. (Серия «Богословие и наука»).
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – СПб.: Сатис, 2007. – 352 с.
Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви//Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!