это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1640486
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………..………………………..……………………….…..…...… 3
Глава I. Понятие общественного воспроизводства, его элементы,
виды и фазы……………...…………………....….………………………….… 5
1.1 Виды воспроизводства и их характеристики…..…………..………..5
1.2 Основные макроэкономические показатели воспроизводства…… 8
Глава II. Экономический потенциал и его развитие……………….……… 13
2.1 Понятие экономического потенциала и его структура…….…….. 13
2.2 Развитие экономического потенциала……………………………. 17
2.3 Экономический потенциал России………………………..………. 23
2.4 Экономический потенциал Франции………………………..……. 27
Заключение………………………………….…………………………........... 33
Список литературы…………………………….…………………………….. 35
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что жизнедеятельность человеческого общества непрерывна и бесконечна. Таковым же является и общественное воспроизводство, ведь оно является результатом жизнедеятельности человечества. Люди не могут прекратить производство, поскольку они не могут прекратить потребление. Ведь производство это все то, чем и благодаря чему человек как биологическое существо живет и развивается. Производство, выступает как непрерывный процесс его возобновления, повторения, продолжения и представляет собой воспроизводство.
Спрос в системе общественного воспроизводства занимает, несомненно, одно из главных мест и играет значительную роль. Ведь спрос это потребность в товарах и услугах, а общественное воспроизводство, как известно это воспроизводство в масштабе общества, означающее непрерывное воспроизведение материальных благ и услуг и не только.
Данной теме уделялось особое внимание во все времена и, особенно в современные годы. Ведь уровень общественного воспроизводства определяет развитие стран, их экономическую и социальную благополучность.
Теоретическим значением курсовой работы является узнать и понять что такое общественное воспроизводство, узнать его структуру, виды. Также предстоит определить основные макроэкономические показатели воспроизводства. А практическим значением является характеристика уровня роста экономического потенциала, то есть уровня воспроизводства России.
Вышеизложенное является подтверждением актуальности выбранной темы, теоретической и практической значимости предмета ее исследования.
Основной целью работы является исследование экономического потенциала России и развитие процессов воспроизводства в ней.
Для реализации поставленной цели работы необходимо решить следующие основные задачи:
- исследовать понятие воспроизводства и провести характеристику его составляющих;
- сформулировать содержание и структура экономического потенциала;
- определить роль воспроизводства в экономическом развитии России.
Предметом исследования являются воспроизводство и экономический потенциал России.
Объектом исследования экономика России.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, глав основной части работы, заключения, списка источников использованной литературы.
Глава I. Понятие общественного воспроизводства, его элементы, виды и фазы
1.1 Виды воспроизводства и их характеристики
Общественное воспроизводство - воспроизводство в масштабе общества, означающее непрерывное возобновление макроэкономических явлений и процессов с их количественными и качественными параметрами и выражающее тем самым изменения в социально-экономической системе.
Первичная характеристика общественного воспроизводства связана с непрерывностью возобновления производства материальных благ и услуг, обеспечивающих личное и производственное потребление, причем в увеличивающихся размерах и растущем многообразии. Количественная характеристика воспроизводства материальных благ и услуг находит выражение в такой категории, как экономический рост, макроэкономическими показателями которого служат валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), конечная чистая продукция (КЧП), национальный доход. Воспроизводству подлежат не только потребленные материальные блага и услуги личного и производственного назначения, но и население, трудовые ресурсы, рабочая сила (способность к труду), а также система социально-экономических отношений, в рамках которых осуществляется экономическое развитие. Важнейшим элементом общественного воспроизводства является восстановление среды жизнеобитания и жизнедеятельности человека. Воспроизводство в любом обществе осуществляется на основе превращения продукта одного периода производства в элементы его нового периода, то есть превращения результатов производства в его предпосылки. Вместе с воспроизводством рабочей силы и средств производства каждый раз возобновляется и общественная форма их соединения в процесс производства - общинная или рабская, феодальная или найма труда капиталов. Следовательно, воспроизводство предполагает возобновление исторически конкретных производственных отношений между людьми. Итак, всякое воспроизводство включает три элемента: 1) воспроизводство средств производства; 2) воспроизводство рабочей силы; 3) воспроизводство производственных отношений.
Простое воспроизводство характеризуется неизменностью объемов производства материальных благ и услуг, рабочей силы, а также содержания социально-экономических отношений. При простом воспроизводстве капитала и постоянная, и переменная его части как факторы производства возобновляются в неизменных размерах, а вся создаваемая при этом прибавочная стоимость идет на личное потребление капиталиста и его семьи. Непрерывное повторение производства раскрывает в капиталистических производственных отношениях новые черты:
1) нанимая работников, предприниматель выплачивает им заработную плату лишь после того, как они произвели товары, в которых уже содержится стоимость их рабочей силы, и прибавочная стоимость. Стало быть, работники сами создают фонд оплаты своей рабочей силы. Труд в течение прошлого дня, недели или последнего полугодия и является источником, из которого оплачивается сегодняшний или будущий труд работников. Следовательно, не капиталист авансирует заработную плату, а работники авансируют капиталиста своим трудом, сами создают стоимость фонда жизненных средств, принимающих форму переменного капитала.
2) существует и другой взгляд, согласно которому капиталист благодаря воздержанию от потребления дохода, ограничивая себя во всем, сколачивает капитал и создает рабочие места для наемных работников, которые в отличие от капиталистов расточительны, небережливы и этим вынуждают себя и свою семью жить за счет продажи рабочей силы. Создание же ими прибавочной стоимости есть своего рода вознаграждение капиталистам за их бережливость и создание рабочих мест.
3) процесс простого воспроизводства по-иному определяет сущность индивидуального потребления наемных работников. При анализе одного акта процесса производства представлялось, что капитал определяет их труд на предприятии, а за его пределами рабочие свободны в выборе товаров и в характере их потребления. Однако, потребляя жизненные блага, работники не только удовлетворяют жизненные потребности, а производят свою рабочую силу, готовят ее к новому процессу возрастания капитала. Если они не будут воспроизводить ее потреблением, то рискуют остаться вообще без работы и средств существования. Поэтому в своем потреблении они должны предъявлять спрос на те товары и услуги, которые в наибольшей мере отвечают воспроизводству их рабочей силы, необходимой капиталу для возрастания.
4) Простое воспроизводство показывает, что работники вступают в процесс труда потому, что лишены средств производства. Но и выходят они из него в том же качестве - работниками, чей заработок обеспечивает восстановление их рабочей силы. Капиталист же, как собственник средств производства организует производство и присваивает все его результаты. Таким образом, результат производства создает само капиталистическое отношение для нового цикла производства - капиталистов на одной стороне и наемных работников - на другой. Докапиталистическим формациям в основном было присуще простое воспроизводство. Простое воспроизводство - это исходный пункт и составная часть расширенного воспроизводства.
Расширенное воспроизводство проявляется в экономическом росте, в увеличивающимся количестве рабочей силы и развитии ее качественных характеристик (образование, квалификация), совершенствовании и упрочении наиболее эффективных социально-экономических отношений, в улучшении среды жизнеобитания человека. Это процесс производства в постоянно возрастающих масштабах. Такое воспроизводство предполагает строгое соблюдение определенных пропорций в производстве материальных благ и услуг, то есть должно существовать в каждый данный момент равновесие между различными частями общественного продукта: средствами производства, рабочей силой, а также производством средств производства и производством предметов потребления. При расширенном воспроизводстве прибавочная стоимость используется иначе, чем при простом.1.2 Основные макроэкономические показатели воспроизводства
Типология воспроизводства характеризуется большим разнообразием и имеет многокритериальный характер. Наиболее известны следующие два критерия:
1) характер использования полученного ресурса доходов;
2) качественная характеристика факторов производства и их функционирования.
В соответствии с первым критерием можно определить следующие типы воспроизводства:
1. простое - это повторение процесса производства в прежних масштабах, так как весь полученный доход идет в личное (конечное) потребление;
2. расширенное - это повторение процесса производства в увеличенном размере, так как часть полученных доходов используется для приобретения дополнительных ресурсов, за счет использования которых производство возобновляется в увеличенных масштабах;
3. суженное - это повторение процесса производства в сокращенном объеме в силу отсутствия доходов или нецелесообразности развития данного вида производства.
Этот критерий позволяет дать количественную характеристику воспроизводства. Но общество развивается и качественно, социально-экономические явления никогда не воспроизводятся точно в первоначальном виде. История общественного прогресса показывает, что такое развитие невозможно.
В соответствии со вторым критерием различают экстенсивное, смешанное и интенсивное воспроизводство.
Экстенсивное воспроизводство представляет собой одну из конкретных (изначальных) форм воспроизводства расширенного типа, которая означает увеличение масштабов производства за счет дополнительных трудовых и материально-вещественных ресурсов (факторов) производства на прежней технической основе и при том же уровне квалификации работников.Это означает, что получаемый прирост товаров и услуг достигается за счет соответствующего увеличения всех расходов необходимых ресурсов. Пути обеспечения экстенсификации производства следующие:
рост численности занятых,
увеличение рабочего дня,
рост объема инвестиций,
освоение новых земель,
расширение аппарата управления,
рост объема добываемого сырья и энергии и др.
Метод ведения хозяйства в этом случае затратный, а форма воспроизводства- фондо- и ресурсоемкая.
Экстенсивный тип воспроизводства не имеет перспективы, ибо наталкивается на ограниченность ресурсов, а потому и сам является весьма ограниченным.
Важным типом является интенсивное воспроизводство, которое в отличие от экстенсивного характеризуется качественным изменением факторов производства, переходом производства на новую техническую основу.
В реальной жизни интенсивные и экстенсивные факторы всегда находятся в определенной комбинации, дополняя друг друга. Границы между ними относительны, подвижны. В процессе исторического развития осуществляется их постоянный взаимопереход, поэтому можно говорить лишь о преобладающем значении тех или других. Это дает основание при анализе процесса интенсификации различать интенсификацию в прямом значении этого понятия как усиление напряженности труда и как перевод экономики на преимущественно интенсивный путь развития, т.е. когда более половины всего дохода (его прироста) в народном хозяйстве получено за счет интенсивных факторов.
Для адекватной оценки и анализа происходящих в экономической системе процессов и оценки типа общественного воспроизводства используются агрегированные макроэкономические показатели.
Прежде всего, анализируют ВВП (валовой внутренний продукт) и ВНП (валовой национальный продукт).
Валовой внутренний продукт является обобщающим экономическим показателем, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны.
Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:
1) по доходам: суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ, частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности и органов государственного управления в виде налогов на производство и импорт;
2) по расходам: суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственное потребление), на капиталовложения и сальдо внешней торговли;
3) по добавленной стоимости (производственный метод): суммируется стоимость условно чистой продукции всех сфер экономики.
Добавленная стоимость (ДС) – это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль, амортизацию, процент за кредит и т.д.
Стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретены у поставщиков, в создании которых конкретное предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость не включается. Иначе говоря, добавленная стоимость –это валовая продукция предприятия, или рыночная цена произведенной продукции, за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию, ибо основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции. В советской практике этот показатель носил название «условно чистая продукция».
Анализ показателя ВВП по методу расчета добавленной стоимости (или отраслям) позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП. Если рассмотреть структуру ВВП по отраслям за ряд лет, то можно охарактеризовать осуществляемую в стране структурную политику на основе изменения его структуры и развития отдельных отраслей.
Валовой национальный продукт (ВНП) – второй важнейший макроэкономический показатель.
Валовой национальный продукт, в отличие от валового внутреннего продукта, выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. Валовой национальный продукт рассчитывается так же, как валовой внутренний продукт, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. То есть, если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП.
ВНП, исчисленный в текущих рыночных ценах, называется номинальным. Для получения истинной величины ВНП – реального ВНП – необходимо очистить номинальный ВНП от влияния инфляции, т.е. применить индекс цен.
Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период. Таким образом, реальный ВНП будет равен отношению номинального ВНП к индексу цен, умноженному на 100%.
Если суммировать произведенные в стране товары и услуги во всех отраслях экономики, неизбежен многократный повторный счет, существенно искажающий реальный объем ВНП. Поэтому вводится показатель чистого национального продукта.
Чистый национальный продукт (ЧНП) – это созданный валовой национальный продукт за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления). Формула его определения:
ЧНП = ВНП – А,
где ЧНП – чистый национальный продукт; ВНП – валовой национальный продукт; А-амортизация.
Еще одним важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.Национальный доход, согласно американской статистике, определяется как сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, т.е. оценивается по так называемой факторной стоимости за вычетом косвенных, налогов.
Глава II. Экономический потенциал и его развитие
2.1 Понятие экономического потенциала и его структура
Термин «потенциал» возник от латинского слова potentia - сила. В данном случае это означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения каких-либо целей. В данном случае имеются в виду задачи государства в достижении высокого материального и культурного уровня жизни народа.
Под экономическим потенциалом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению и т.д.
Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются имеющиеся трудовые ресурсы, производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, развития транспортных сетей страны, социальной инфраструктуры, достижения научно-технического прогресса. В экономической науке для оценки экономического потенциала используются следующие показатели: численность трудовых ресурсов, основные производственные и непроизводственные фонды, валовой национальный продукт, национальный доход, объем производительных сил, объем выпуска промышленной продукции, объем сельскохозяйственного производства, абсолютные приросты общественного продукта и национального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемы энергетических, водных, минерально-сырьевых и других ресурсов, а также ряд других показателей.Структура экономического потенциала. Экономический потенциал страны характеризуется взаимоувязанными потенциями: научно-технической, производственной, сельскохозяйственной и социальной, каждая из которых может быть определена совокупностью отраслей народного хозяйства, производящих промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию.
Экономический потенциал зависит от абсолютных производственных возможностей отраслей экономики и степени их использования. Высокий уровень экономического потенциала имеют крупные страны с развитыми производительными силами, большим национальным богатством.
I. Под научно-техническим потенциалом понимается совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов сферы науки и научного обслуживания, накопленных знаний в области общественных естественных, технических наук, а также производственного опыта, которым располагает страна и который она может использовать в процессе практической реализации достижений научно-технического прогресса.
Весьма существенное значение в научно-техническом потенциале занимает информационный потенциал, который определяет сферу деятельности, связанную со сбором, переработкой и выдачей информации, необходимой для функционирования народного хозяйства, управления экономическими процессами.
Наиболее важной частью научно-технического потенциала является совокупность научно-технических знаний, которыми располагает общество, поскольку на их основе можно достигнуть существенных качественных сдвигов в структуре народного хозяйства, ускорения темпов развития экономики. В этой связи движущей силой научно-технического потенциала следует считать научно-исследовательские, научно-технические и производственные кадры, которые создают и углубляют знания, систематизируют и совершенствуют производственный опыт, материализируют достижения современной научно-технической революции в сфере производства в виде новых средств труда, предметов труда и предметов потребления, а также используют имеющиеся знания и опыт.
II. Промышленно-производственный потенциал представляет совокупность отраслей материального производства, строительной индустрии, транспорта и связи, трудовых ресурсов, производственных мощностей.
Основу промышленно-производственного потенциала представляют основные фонды и трудовые ресурсы черной и цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, строительства, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства. Промышленно-производственный потенциал необходимо рассматривать в единой связи с потенциалом продовольственного комплекса и потенциалом социальной инфраструктуры.
Необходимо иметь в виду, что понятие промышленно-производственного потенциала относится к типу открытых понятий, в связи с чем его составляющие могут быть дополнены, изменены с учетом развития и совершенствования экономики.
III. Потенциал агропромышленного комплекса означает совокупную способность отраслей, входящих в его состав агропромышленного комплекса, обеспечивать производство, переработку, хранение, доставку и реализацию продукции населению и отраслям-потребителям в объемах, удовлетворяющих научно обоснованные потребности.
В состав отраслей агропромышленного комплекса входит сельское хозяйство, рыбная, пищевая, мясная, молочная, микробиологическая, мукомольная и комбикормовая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, пищевые отрасли промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, а также предприятия и организации торговли, заготовок и потребительской кооперации.
Для эффективного использования имевшегося потенциала агропромышленного комплекса необходимы и новые метода управления и планирования смежных отраслей народного хозяйства, производящих, перерабатывающих и доставляющих проекты питания до потребителя. В этой связи агропромышленный комплекс представляет собой самостоятельный объект планирования и управления, что позволяет эффективно реализовать территориальное, отраслевое и программно-целевое планирование.
Интенсификация развития агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от эффективного использования потенциала земельных угодий, водных и лесных ресурсов. А в этой связи встает крупная задача большой экономической важности - охрана окружающей среды, рациональное использование водных ресурсов и охрана их от загрязнения и истощения. Необходимо широкое использование экономичных и надежных в эксплуатации оросительных систем с механизированным и автоматизированным водораспределением.
IV. Потенциал социального развития представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, различные виды общественной деятельности, здания и сооружения, обеспечивающие жизнедеятельность трудящихся и населения того иди иного административно-экономического объекта.
Развитие отраслей непроизводственной сферы в значительной степени обусловливается уровнем концентрации населения, формами и масштабами селитебных систем, отраслевой структурой хозяйства, социально-экономическими и другими факторами. Потенциал социального развития определяется уровнем развития социальной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную жизнедеятельность трудящихся, занятых в сфере производства, и населения, занятого в сфере семьи и быта, культуры, общественно-политической жизни.
В состав потенциала социального развития входит потенциал таких отраслей, как здравоохранение, культура и искусство, спорт, туризм, общее и профессиональное образование, подготовка кадров, сфера, услуг и др. Одной из характерных черт социальной инфраструктуры является её значительное влияние на эффективность работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где производятся материальные блага и создается национальный доход страны.
2.2 Развитие экономического потенциала
Рассмотрим в виде таблице паспорт государственной программы развития Росии, УФО, Ханты-Мансийский округ.
Таблица 1 – Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы Развитие экономического потенциала
Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) Ответственный исполнитель государственной программы Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Депэкономики Югры, автономный округ)
Соисполнители государственной программы Региональная служба по тарифам автономного округа (далее - РСТ Югры)
Цели государственной программы 1. Развитие конкуренции, повышение качества государственного стратегического планирования и управления, обеспечение сбалансированности регулируемых рынков товаров и услуг в сфере государственного ценового регулирования и государственного контроля в области регулирования тарифов.
2. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата.
3. Трансформация делового климата и совершенствование бесшовной системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
Задачи государственной программы 1. Совершенствование системы стратегического управления социально-экономическим развитием. 2. Повышение инвестиционной привлекательности и развитие конкуренции. 3. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также качества предоставления государственных и муниципальных услуг. 4. Повышение среднего дохода пенсионера в результате внедрения дополнительных механизмов пенсионного обеспечения. 5. Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях. 6. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Подпрограммы или основные мероприятия Подпрограмма 1 "Совершенствование системы государственного стратегического управления и повышение инвестиционной привлекательности".
Подпрограмма 2 "Совершенствование государственного и муниципального управления".
Подпрограмма 3 "Дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан".
Подпрограмма 4 "Развитие малого и среднего предпринимательства"
Наименование проектов (портфелей проектов), в том числе направленных на реализацию в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) национальных проектов (программ) Российской Федерации "Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
Целевые показатели государственной программы 1. Среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти автономного округа (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг - 15 минут.
2. Среднее число обращений представителей бизнес-сообществ в исполнительный орган государственной власти автономного округа (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, - 2 обращения.
3. Увеличение валового регионального продукта на душу населения с 2002,9 до 2489,4 тыс. рублей
4. Сохранение объема инвестиций в основной капитал в общем объеме валового регионального продукта (далее также - ВРП) не менее 27,0%.
5. Уровень удовлетворенности населения автономного округа качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - не менее 90%.
6. Увеличение доли жителей автономного округа, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, с 99,0% до 99,5%.
7. Увеличение уровня развития государственно-частного партнерства с 66,5% до 100%.
8. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей с 180,8 до 250,0 тыс. человек
9. Отношение фактического изменения (прироста) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям к установленному индексу изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по автономному округу - не более 100%
Сроки реализации государственной программы (разрабатывается на срок от трех лет) 2019 - 2025 годы и на период до 2030 года
Параметры финансового обеспечения государственной программы общий объем финансирования государственной программы в 2019 - 2030 годах составит 49792495,8 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 4466798,1 тыс. рублей;
2020 год - 4705800,2 тыс. рублей;
2021 год - 4074610,9 тыс. рублей;
2022 год - 4060587,4 тыс. рублей;
2023 год - 4060587,4 тыс. рублей;
2024 год - 4060587,4 тыс. рублей;
2025 год - 4060587,4 тыс. рублей;
2026 - 2030 годы - 20302937,0 тыс. рублей
Параметры финансового обеспечения проектов (портфелей проектов), в том числе направленных на реализацию в автономном округе национальных проектов (программ) Российской Федерации, реализуемых в составе государственной программы общий объем финансирования составляет 6439500,0 тыс. рублей, в том числе: на 2019 год - 1326300,0 тыс. рублей; на 2020 год - 1278300,0 тыс. рублей; на 2021 год - 1278300,0 тыс. рублей; на 2022 год - 1278300,0 тыс. рублей; на 2023 год - 1278300,0 тыс. рублей2.3 Экономический потенциал России
Россия располагает огромными природными ресурсами — минеральными, водными, гидроэнергетическими, биологическими. Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в XX в., в отдельные периоды ее истории экспорт минерального сырья и топлива, леса, пушнины играл важнейшую роль в экономике. Могут ли эти природные богатства обеспечить процветание России в будущем?
Оценка природных ресурсов России (прежде всего, минеральных) колебалась в последние 100 лет от весьма пессимистической до самой оптимистической. В дореволюционной России преобладала точка зрения, что наиболее населенная часть страны лишена сколько-нибудь значительных минеральных ресурсов, из-за равнинности рельефа нет пригодных для освоения гидроэнергетических ресурсов. Значительную часть необходимого топлива, минерального сырья Россия импортировала.
В советские годы такую оценку сочли результатом научно-технической отсталости России, были приложены колоссальные усилия для геологической разведки месторождений в разных районах страны, давшие хорошие результаты. Появилось убеждение, что Советский Союз обладает всеми необходимыми для развития промышленности природными ресурсами, гарантирующими полное само обеспечение. Однако при этом не считались с затратами на разведку, на освоение и эксплуатацию открытых месторождений, с себестоимостью получаемой продукции. Ставились задачи само обеспечения любой ценой, чтобы оградить экономику от влияния мирового рынка и обезопасить себя на случай войны.
В последнее десятилетие — в условиях вхождения России в мировой рынок — отношение к оценке природных ресурсов вновь меняется. Имеет значение не сам факт наличия запасов тех или иных полезных ископаемых, а только таких, которые по качеству, горно-геологическим условиям добычи способны при разработке дать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию с учетом себестоимости добычи и транспортировки. Если же затраты на разведку, освоение, добычу и транспортировку окажутся выше, чем стоимость продукции на мировом рынке, то иностранный капитал не пойдет на инвестиции в разработку ископаемых, а отечественные потребители предпочтут покупать эти виды сырья и продукцию из них за рубежом. Приходится учитывать и отрицательные экологические последствия разработки природных ресурсов (нарушение земель при открытой добыче полезных ископаемых, большие площади затопления при строительстве гидроэлектростанций на равнинных реках). В связи с этим реальная экономическая оценка массы природных ресурсов России значительно ниже, чем полученная путем простой их инвентаризации. К тому же самые крупные и пока не истощенные эксплуатацией ресурсы сосредоточены в районах, удаленных от мировых путей, особенно морских, от внутренних потребителей.
Экстремальные природные условия многих районов страны многократно усложняют и удорожают организацию добычи, обустройство необходимого для освоения ресурсов населения. При этом снижается и производительность труда. Например, добычей золота в стране (около 120т в год) занято 350 тыс. человек, каждый в среднем добывает в день по 1 г золота (350 г в год), в мировой практике на занятого добычей приходится 10 кг драгоценного металла в год. При такой производительности столь ли важно, что по разведанным запасам золота Россия занимает третье место в мире? Нерентабельна добыча олова на всех месторождениях страны, по этой же причине пришлось отказаться от эксплуатации месторождения ртути (в высокогорном Алтае) и освоения нового месторождения на Чукотке.
Все же общая оценка запасов важнейших видов минерального сырья России превышает 28,5 трлн. долл., что дает основания для оптимизма. Наибольшая часть этой суммы приходится на топливные ресурсы. Потенциальные запасы природного газа составляют 35% мировых — 212 трлн. м3 , из них 159 трлн. м3 — на суше. На балансовые запасы (категории А + В + C) приходится чуть менее четверти указанного количества.
Запасы нефти этих категорий около 19,5 млрд. т. Подавляющая часть запасов газа и нефти находится за Уралом (в месторождениях Западной Сибири), там же расположены и перспективные районы Красноярского края, Центральной Якутии, шельфа Сахалина. В европейской части месторождения истощены, надежды возлагаются на шельф Баренцева моря (рис. 1).
Рисунок 1 – Нефтегазоносные регионы России
Балансовые запасы угля превышают 200 млрд. т, половина из них — каменный уголь, пятая часть пригодна для коксования. Более половины можно разработать открытым способом. Самый большой по балансовым запасам Канско-Ачинский бассейн (80 млрд. т энергетических углей), на втором месте Кузнецкий бассейн с каменным углем, пригодным для коксования. Вместе на Западную и Восточную Сибирь приходится 4/5 всех запасов угля России — при том, что самые крупные бассейны (Ленский, Тунгусский и др.) еще почти не разведаны. На три самых крупных бассейна европейской части — Печорский, Восточный Донбасс и Подмосковный — приходится всего 20 млрд т запасов угля, из них только печорский уголь коксуется.
Наибольший экономический эффект дает разработка крупных месторождений. Из 1860 разведанных месторо?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!