это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1646434
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: Данная научная статья освещает правовую природу и предназначение института уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. В статье рассматриваются вопросы, посвященные возникновению данного института в России и мире, его правовое регулирование и существующие проблемы.
Ключевые слова: Россия, уполномоченный по правам человека, защита прав человека и гражданина, субъект федерации, институт.
Annotation: This scientific article highlights the legal nature and purpose of the institution of the Commissioner for Human Rights in the subject of the Russian Federation. The article discusses issues related to the emergence of this institution in Russia and the world, its legal regulation and existing problems.
Keywords: Russia, Commissioner for Human Rights, protection of human and civil rights, subject of federation, institute.
Возникновение института Уполномоченного по правам человека, или как его обобщенно называют – институт омбудсмана, произошло в 1809 г. в Швеции, одновременно с принятием швейцарским парламентом новой конституции страны. Несмотря на тот факт, что первое время идея возникновения данного института не нашла своего распространения в других государствах, спустя 90 лет он стал учреждаться в других странах Скандинавии: Финляндии (1919 г.), Норвегии (1952 г.) и Дании (1953 г.). Последовали в дальнейшем скандинавскому примеру и неевропейские страны, например Новая Зеландия (1962 г.), и социалистические, в частности, Польша (1987 г.). На сегодняшний день должность Уполномоченного существует более чем в 100 странах мира.
В России, должность Уполномоченного по правам человека предусматривается п. «д» ч.1 ст.103 Конституции РФ, согласно которой назначение и освобождение Уполномоченного относится к ведению Государственной Думы РФ. Закрепление института Уполномоченного по правам человека на уровне Конституции РФ оправдано, поскольку именно Конституция РФ закрепляет наиболее важные права человека и гражданина, обладающие особой значимостью в том числе для общества и государства.
Кроме того, как справедливо обращают внимание В.В. Касьянов и С.В. Мышак, отсутствие института омбудсмана приводит к тому, что граждане лишены одного из средств правовой защиты своих прав и свобод, а «система оказывается неполной».
Правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне осуществляется Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Кроме должности Уполномоченного по правам человека РФ, существуют также и должности Уполномоченного по правам человека на уровне субъектов РФ. Порядок их назначения и деятельности осуществляется в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Как указывает И.И. Хейккинен, необходимость закрепления правового регулирования на уровне указанного Федерального закона необходимо с той целью, чтобы «охватить проблемы защиты прав всех без исключения граждан при отсутствии каких-либо вертикальных связей».
Согласно данной статье, региональный омбудсман наделен правом рассматривать жалобы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта Российской Федерации на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации. В рамках рассмотрения данных жалоб, региональный омбудсман по правам человек уполномочен:
а) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации;
б) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
в) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.
Кроме этого, региональный омбудсман наделен правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.
Однако, с течением времени указанной нормы оказалось недостаточно и институт регионального омбудсмена потребовал необходимость реформирования. Основной проблемой института регионального омбудсмена является существующее регулирование порядка работы региональных омбудсменов. Как указывают эксперты, данное обстоятельство не позволяет обеспечить им должный уровень независимости от органов власти – в ряде субъектов, например, обеспечение деятельности аппарата уполномоченного осуществляется региональным правительством, аппаратом губернатора и т. д.
Поэтому, в целях реформирования данного института, 25.10.2018 в Государственную Думу был внесен Паспорт проекта Федерального закона N 573725-7 "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (по состоянию на 29.05.2019 принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении (Постановление N 6226-7 ГД)). Принятие указанного законопроекта позволит четко определить правовой статус региональных омбудсменов и комплексно урегулировать деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и в частности:
1) устанавливает единые принципы и стандарты деятельности региональных омбудсманов;
2) расширяет и уточняет перечень гарантий независимости деятельности региональных уполномоченных (принцип неподотчётности, специальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении уполномоченного и производства по нему; установление административной ответственности за вмешательство в законную деятельность уполномоченных; предоставление уполномоченным права отказаться от дачи свидетельских показаний в связи с исполнением должностных обязанностей; установление исключительно на уровне федерального закона требований, ограничений и запретов, которые обязан соблюдать уполномоченный);
3) уточняет правовой статус (полномочия) региональных уполномоченных;
4) закрепляет общие начала взаимодействия уполномоченных с органами государственной власти в регионе, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества.
5) устанавливает порядок рассмотрения жалоб граждан, поступающих к региональным уполномоченным по правам человека;
6) регламентирует порядок взаимоотношений федерального Уполномоченного и региональных властей при назначении уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Закрепляется возможность согласования федеральным уполномоченным нескольких кандидатур на должность регионального уполномоченного.
Таким образом, несмотря на то, что правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ на сегодняшний день имеет определенные проблемы, ряд улучшений в этой области ведется, что несомненно окажет только позитивное влияние на развитие механизма защиты своих прав и свобод человека и гражданина.
Библиографический список:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31 ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Российская газета. N 43-44. 1997.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета. N 206. 1999.
Законопроект о региональных уполномоченных по правам человека может быть рассмотрен в первом чтении в рамках осенней сессии Госдумы [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/news/1225599/ (дата обращения 08.09.2019).
Паспорт проекта Федерального закона N 573725-7 "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (внесен членами Совета Федерации ФС РФ А.А. Клишасом, Е.В. Афанасьевой, Л.Н. Боковой, Э.В. Исаковым, В.В. Полетаевым, А.А. Салпагаровым, В.А. Петренко) // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.
Касьянов В. В., Мышак С. В. История становления института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации //Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. №. 3-2.
Хейккинен И. И. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как элемент правозащитного механизма государства //Право и современное общество: ценности, развитие и проблемы. 2017. С. 11-27.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!