это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1658047
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье описываются история формирования международных взаимоотношений на постсоветском пространстве в рамках экономических, политических и таможенных объединений. Автором проанализированы характерные особенности и исторические этапы развития международных интеграционных процессов на примере межгосударственных политических, экономических и таможенных союзов. История международной интеграции на постсоветском представлена как политический и социально-экономический процесс, который приводит к формированию международных интеграционных объединений.Ключевые слова: постсоветское пространство, СНГ, международная интеграция, общий рынок, экономический союз, политический союз, таможенный союз.
Annotation. The article describes the history of the formation of international relations in the post-Soviet space in the framework of economic, political and customs associations. The author analyzes the characteristic features and historical stages of the development of international integration processes on the example of interstate political, economic and customs unions. The history of international integration in the post-Soviet is presented as a political and socio-economic process, which leads to the formation of international integration associations.
Key words: post-Soviet space, CIS, international integration, common market, economic union, political union, customs union.
В рамках данной статьи мы рассмотрим экономические, политические, и таможенные интеграционные процессы, происходившие и продолжаю происходить на постсоветском пространстве в период с 1991 по 2019 гг.
Начать необходимо с анализа теоретического аспекта заявленной темы, а именно с определения постсоветского пространства и обозначения понятия и признаков политического, экономического и экономического союза.
Под постсоветским пространством принято понимать и обозначать «совокупность всех независимых государств, вышедших из состава СССР во время финального этапа его существования, а также после его распада в 1991 году». Под постсоветским пространством обозначают страны СНГ и Прибалтики, а также ближнего зарубежья (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР).
Стоит отметить, что постсоветские государства являются предметом исследований не только в области политики, но и в других различных областях, таких как: география, история, экономика, культура и т.д.
Теперь перейдём к понятию политического союза. Под политическим союзом принято обозначать полную политическую интеграцию двух или более стран, которая позволяет этим странам действовать как единое целое.
Как уже было обозначено, образованию политического союза предшествует процесс политической интеграции. Под политической интеграцией принято обозначать процесс сближения двух или более политических структур, который направлен в направлении взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне. Эксперты выделяют межгосударственную и внутригосударственную политические интеграции. Что касается признаков интеграции, то тут, по мнению Авдеевой Т. Г., Алешина В. В. и Ашавского Б. М можно выделить 3 основных признака:
Проникновение и взаимозависимость процессов национального производства.
Структурные изменения в экономике стран-участниц.
Необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.
Под экономическими союзами понимается экономическая интеграция государств, имеющая следующие признаки:
Отмена тарифов в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма со стороны третьих стран
Существование соглашений о свободном перемещении других факторов производства, т. е. финансовых и человеческих.
Наличие соглашений по гармонизации финансовой и денежно-кредитной политики.
Наконец, перейдём к рассмотрению понятия и признаков таможенного союза. Под таможенным союзом обозначают соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Исследователь Федоткин В.В, в своей работе «Виды таможенных союзов и их классификация» в качестве основных признаков таможенного союза выделил следующие:
Создание зоны свободной торговли на территории всех стран-участниц Таможенного союза.
Создание единого таможенного пространства.
Принятие единого закона о таможенном союзе о таможенных отношениях.
Применение единой политики коллективных переговоров к отношениям со странами, которые не являются членами союза.
Наличие общей системы запретов и ограничений.
Общий бюджет для сбора пошлин и сборов.
Консолидация национальных таможенных органов в централизованной наднациональной системе.
Наличие вышестоящего суда, решение которого является обязательным для всех участников таможенных отношений и чье выполнение фактически гарантировано.
Что касается истории формирования экономических, политических, и таможенных союзов на постсоветском пространстве, то её можно разделить на 2 периода: с 1991 года по 2000 год и с 2000 года по 2019 год.
После распада Советского Союза в 1991 году была создана региональная международная организация Содружество Независимых Государств с целью регулирования отношений сотрудничества между странами бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Дальнейшее развитие экономических отношений на постсоветском пространстве нашло отражение в создании новых интеграционных объединений, в том числе Евразийского экономического сообщества. Вектор интеграции России - это инновационный путь развития. Несомненно, существуют экономические условия для дальнейшей интеграции стран Евразийского экономического сообщества и создания успешно функционирующего валютного союза. При дальнейшем развитии валютно-финансовых отношений, а также экономической интеграции необходимо учитывать региональные особенности. Следует отметить, что опыт создания единого экономического пространства и валютного союза из третьих стран нельзя спроецировать непосредственно в страны Содружества Независимых Государств. Следует отметить, что соответствующие страны существенно различаются с точки зрения социально-экономического развития. Согласно опыту Европейского Союза, можно утверждать, что экономическая интеграция основана на валютно-финансовом сотрудничестве. Однако в странах соответствующего региона не было разработано каких-либо специальных систем платежей и расчетов, которые бы способствовали переходу от стран к единой валюте. Унификация в контексте валютного союза является одной из форм валютно-финансового сотрудничества, присущей странам с определенной степенью экономической и политической интеграции, если они готовы ограничить свой суверенитет в денежном и финансовом секторах.
В 2007 году Совет глав государств и правительств СНГ одобрил концепцию развития Содружества. На основе этой концепции в 2008 году решением Совета глав правительств стран СНГ была разработана стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Согласно этой концепции, межгосударственные экономические, финансовые и политические отношения между государствами СНГ должны углубляться к данному году. В рамках этого подхода будут разработаны проекты документов для расширения многостороннего валютно-финансового сотрудничества, а также для разработки и реализации предложений по расширению использования национальных валют государств-участников СНГ в практике взаимного сравнения.
Дальнейшее направление развития экономических отношений на постсоветском пространстве нашло отражение в создании других интеграционных федераций, Союзного государства России и Белоруссии, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), ЕврАзЭС - Россия и Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан. В рамках ЕврАзЭС Таможенный союз уже работает (Россия, Беларусь, Казахстан). Организация сотрудничества ЦАК и Центральной Азии также развивается на основе ЕврАзЭС. Он фактически прекратил свое существование и был интегрирован в ЕврАзЭС.
Евразийское экономическое сообщество состоялось в Астане 10 октября 2000 года, после того как главы государств и правительств пяти государств Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана подписали соглашение о создании фонда. Узбекистан также был членом сообщества, но приостановил свое членство в 2008 году из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности этой межправительственной федерации. Эта региональная ассоциация является одной из крупнейших в мире, так как объединяет страны с населением около 180 миллионов человек на площади около 20 миллионов квадратных километров, а на долю ЕврАзЭС приходится более половины ВВП всех стран СНГ. В настоящее время торговля товарами, производимыми на территории государств-членов Союза, является беспошлинной и без количественных ограничений, подтверждающих прохождение первого этапа экономической интеграции.
Второй этап региональной интеграции ознаменовался созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС между Россией, Беларусью и Казахстаном в 2010 году. Этот таможенный союз является одним из самых эффективных таможенных союзов в мире, который осуществляет отмену таможенного контроля, а не бумажного. Таможенный союз помог странам-участницам решить ряд спорных вопросов, предоставил определенные преимущества в рамках Таможенного союза и определил направление экономической интеграции - создание единого экономического пространства. Единые внешние тарифы способствовали повышению конкурентоспособности отечественных товаров. Это оказалось особенно выгодным для Казахстана, так как тарифы были ниже до того, как был создан KE. По данным Евразийского банка развития, единая таможенная пошлина на все виды товаров, передача всех видов контроля на внешние границы Союза, устранение тарифных и других административных барьеров увеличит ВВП на душу населения еще на 10%, 15-20%. до 2015 года.
Однако пока еще рано оценивать конкретные результаты создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, поскольку он сформировался сравнительно недавно и отношения углубляются, а переход к новому этапу экономической интеграции происходит только на Основа договоренностей глав государств и правительств. Соглашение от декабря 2011 г. «О согласованной макроэкономической политике стран Таможенного союза» предполагает достижение макроэкономических количественных параметров, которые, как показал анализ, в целом соответствуют критериям конвергенции ЕС. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в рамках Интеграционного блока поможет увеличить российские инвестиции в Беларусь и Казахстан и создаст конкурентные преимущества для российских инвесторов.
Общая таможенная территория трех стран не только повышает инвестиционную привлекательность иностранных инвесторов, но и повышает конкурентоспособность российских компаний. «Важным компонентом конкурентоспособности является конкуренция между институтами. В международном рейтинге Doingbusiness.org Россия довольно низка по качеству своей деловой среды. Россия во многом уступает своим партнерам по Таможенному союзу.
Подводя итоги стоит отметить несколько важных аспектов. Во-первых, анализируя теоретические аспекты политической, экономической и таможенной интеграции мы пришли к выводу, что данные виды интеграции и союзов, выступающих в качестве результата интеграции, обладают очень схожими, взаимосвязанными признаками. Этот факт является следствием сложности и комплексности интеграционных процессов как таковых. Во-вторых, стоит отметить, что интеграционные процесс на постсоветской территории сегодня продолжаются. Исторически эти процессы были связаны с общим историческим, культурным и экономическим наследием стран бывшего СССР, что привело к необходимости интеграции с целью стабилизации экономических, политических и таможенных процессов в молодых, вновь созданных демократических республиках.
Используемая литература:
Авдеева Т. Г., Алешин В. В., Ашавский Б. М. и др. Словарь международного права / отв. ред. С. А. Егоров. 3-е изд. М., 2014.
Авладеев А. А. Уточнение понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция» / А. А. Авладеев // Молодой учёный. — 2014. — № 21. — С. 260—263.
Бусурманов Ж. Д. Евразийский экономический союз как новая гуманистическая ценность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 4.
Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. К новому парламентскому измерению евразийской интеграции // Журнал российского права. 2012. № 8.
Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2007. 512 с.
Федоткин В.В. Виды таможенных союзов и их классификация // Вестник МФЮА. 2013. №2.
Филиппова И.А. Мировая экономика и международный бизнес: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 168 с.
Цыганкова П.А. Международные отношения: теории, конфликты, организации. М.: Альфа-М, 2004. 288 с.
Шеров-Игнатьев, В.Г. Евразийская интеграция как фактор изменения конкурентоспособности российских предприятий / В.Г. Шеров-Игнатьев. -Материалы международной конференции «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы». - СПб: Скифия-Принт, 2012. - С. 56.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!