это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1661284
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в статье анализируются профессиональные стандарты в сфере образования и науки, а именно квалификационные требования к специалистам-педагогам дошкольного и школьного образования, педагога-психолога и педагога в сфере дополнительного образования для детей и взрослых. Также в процессе исследования выявляются противоречия между требованиями образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено понятие профессионального стандарта.
Ключевые слова профессиональный стандарт, образовательные стандарты, трудовая функция, компетенция
Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что для оценки работы педагога в современной структуре образования и науки необходимы некий эталон, позволяющий оценить квалификационный уровень педагога и соответствие занимаемой должности.
С этой целью на федеральном уровне были разработаны профессиональные стандарты для специалистов данного профиля, соответствие или несоответствие которым позволяет говорить о степени профессиональной пригодности специалиста.
Под профессиональным стандартом понимается совокупность конкретных квалификационных характеристик квалификации, которые необходимы специалисту в процессе выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
Современные профессиональные стандарты, принятые в сфере образования и науки выгодно отличаются от применяемых ранее квалификационных характеристик и должностных инструкций не создает строгие рамки вокруг деятельности педагога, а дает возможность применения творческого и креативного подхода к работе. Главным критерием принятия на работу данных специалистов в образовательное учреждение на должность учителя или воспитателя является наличие высшего или среднего профобразования по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профпереподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Далее проанализируем профессиональные стандарты следующих специальностей.
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). В структуру данного стандарта входят следующие трудовые функции, которые должен выполнять специалист данного профиля. К ним относится: общепедагогическая функция, которая подразумевает обучение учеников; воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие личностных характеристик ребенка и подростка; развивающая деятельность, позволяющая раскрыть внутренний потенциал личности ребенка; педагогическая деятельность по проектированию и применению образовательных программ и программ дошкольного образования, которая предполагает методическую работу по составлению планов.
Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Согласно профессиональному стандарту основой профессиональной деятельности данного специалиста является оказание психолого-педагогической помощи учащимся посредством следующих мер: оказание психолого-педагогического сопровождения учебного процесса; участие в методической работе по составлению образовательных программ; профилактика психологического здоровья учеников; помощь ученикам, имеющим сложности в освоении общей образовательной программы, а также ученикам, которые в силу обстоятельств признаны виновными или подозреваемыми в совершении противоправных действий. Помимо всего вышеперечисленного в обязанности педагога-психолога входит также дополнительная разъяснительная работа среди преподавательского состава о важности психологического здоровья учеников.
Педагог дополнительного образования для детей и взрослых. В качестве основной трудовой функции данного специалиста выступают: организация деятельности учеников с целью освоения ими дополнительной общеобразовательной программы, в структуру которой входит разработка обучающей программы, осуществление обучения, контроль над степенью освоения материалов, методическое сопровождение педагогов по дополнительному образованию. Одним из важных моментов помимо обучения является обязательная организация досуговой деятельности между занятиями.
Важной особенностью профессиональных стандартов в сфере образования и науки заключается в том, что они выступают в качестве катализатора к действию педагога и поиску и применению новых решений ф процессе обучения, не выступая при этом в качестве инструмента жесткого контроля его деятельности.
Это существенно отличает профессиональные стандарты от национальной рамки квалификаций.
Национальная рамка квалификаций РФ (НРК) - основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России
В национальной рамке квалификаций предложены основные приоритеты отрасли образования и науки, определены квалификационные уровни, которые соответствуют системе образования РФ. Также данный регламент предоставляет оценить квалификационный уровень специалиста посредством применения показателей профессиональной деятельности.
Но главным отличием профессиональных стандартов в сфере образования и науки, а национальной рамки квалификаций в РФ заключается перечне обязательных работ, которые должен выполнять специалист, в то время как профессиональные стандарты говорят о качестве работ для каждого сотрудника и особенностях деятельности в рамках каждой трудовой функции.
Следует говорить о том, что, что профессиональный стандарт педагога намного шире, он подробно излагает то что должен знать, чем должен владеть современный педагог. В нем учтены особенности всех ступеней образования, однако подчеркнуто то, что педагог должен стать универсальным (иметь квалификацию психолога, логопеда и дефектолога).
Далее рассмотри основные компетенции педагогов в рамках проанализированных профессиональных стандартов:
Примерная квалификационная характеристика учителя математики. Деятельность учителя математики должна быть направлена на формирование, прежде всего, способности к логическому мышлению у ученика и возможности рассуждать соответствующим образом. Достигается этот навык путем изучения основ математических моделей реального объекта или процесса. Эти знания позволят применять метод моделирования в процессе построения объектов или разработок этапов производственных процессов. Также учитель математики должен способствовать развитию навыка прогнозирования за счет определения свойств и результатов конкретных явлений. Важным моментом несомненно является способность применять полученные знания в практической жизни. Это предполагает, что учитель должен уделять значительное внимание прикладным практическим заданиям, способным привлечь внимание учащихся к предмету и закрепить полученные знания.
Примерная квалификационная характеристика учителя иностранного языка. Согласно данной компетенции учитель обязан привить определенные коммуникационные навыки в сфере изучаемого иностранного языка, применять стандартные и нестандартные решения стратегических и тактических вопросов обучения иностранным языкам в организации и управлении учебным процессом в разных условиях и конкретных учебных ситуациях, умением творчески смоделировать различные ситуация общения, что позволит заинтересовать ученика и закрепить полученную теоретическую информацию.
Примерная квалификационная характеристика учителя русского языка. Помимо объяснения теоретического материала предполагается, что учитель русского языка должен осуществлять совместно с учениками поиск и обсуждение изменений в структуре родного языка и особенности принятия или неприятия данных обстоятельств социумом. Данный навык, который приобретается в процессе данной учебной деятельности, называется «чувством меняющегося языка». Также учитель русского языка осуществляет мониторинг и анализ источников языковой информации для того, чтобы решить практические или познавательные задачи, к которым можно этимологию языка, что позволит разграничить процесс научного познания языка и его изучения в процессе бытовой деятельности. Учитель русского языка должен сформировать у ученика культуру диалога посредством организации устных и письменных диалогов с целью получения навыка грамотного разрешения конфликта.
Примерная квалификационная характеристика дефектолога. Основой профессиональной деятельности дефектолога является работы с детьми, имеющими сложности в процессе обучения по стандартным образовательным стандартам. В процессе работы происходит изучение особенностей ребенка, воспитание, адаптация к условиям образовательного учреждения. Главная задача дефектолога - выявить возможных аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности. Полученная информация позволяет подобрать наиболее оптимальную и эффективную методику коррекции. В качестве результата успешной работы данного специалиста является способность ребенка к социализации и приобщению к окружающему миру. Деятельность дефектолога также подразумевает консультирование родителей ребенка по вопросам воспитания и понимании своего ребенка.
Примерная квалификационная характеристика логопеда. Сущность профессиональной деятельности логопеда заключается в процессе исправления дикции у детей и взрослых, устранения ее недостатков, к которым могут относиться заикание, картавость, шепелявости и прочее. Задачей данного специалиста способствовать коррекции речи посредством применения следующих методик речь: речевые упражнения, массаж способов, направленных на улучшение артикуляции.
Исходя из всего вышесказанного, можно подвести итог о том, что профессиональный стандарт намного шире и объективней, он является более гибким в плане компетенций, министерство труда и социальной защиты определяет обобщенные трудовые функции, действия, необходимые умения, знания и навыки. Он дополнен новыми компетенциями учителя, например, работа с одаренными учащимися, преподавания русского языка учащимся, для которых он не является родным, работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии и т.д.
Список информационных источников:
Позднякова Ж. С. Проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 539-542.
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/docs/69/0/2/1. Дата обращения: 28.09.2019
Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70035136/, Дата обращения: 28.09.2019
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!