это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1663197
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Статья посвящена изучению родительской компетентности как основы успешности ребенка. В статье рассматривается проблема родительской компетентности, рассматривается ее понятие и составляющие. Автор акцентирует внимание на компонентах родительской компетентности, условиях ее формирования. Подход к понятию «компетентности» рассматривается с точки зрения разных авторов. По мнению автора, родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях. К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. К сопутствующим компетенциям относятся те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей. Представлена авторская позиция по вопросу составляющих родительской компетентности - мотивационно-личностном, гностическом, коммуникативно-деятельностном и рефлексивном компонентах.
В настоящее время родители включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребенка. В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не сможет быть эффективным.
Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т.В. Бахуташвили, Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гладкова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С.С. Пиюкова, В.В. Селина). Последний подход позволяет наиболее полно и точно раскрыть сущностные характеристики педагогической компетентности родителей [6].
Компетентность чаще рассматривается в приложении к профессиональной деятельности. Компетентность — это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи. Родительство не профессия, а сложное многогранное социально-психологическое явление. Однако сегодня много говорится о компетентном родительстве, как о многомерном и многогранном феномене. На его формирование и развитие влияют самые разные факторы: культурно-исторические, социально-экономические, этические, психологические и др.
Родительская компетентность — это, прежде всего, сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.
Родительская компетентность структурно может быть представлена как совокупность содержательного (когнитивного), деятельностного (поведенческого) и эмоционально-личностного компонентов. То есть можно говорить о сочетании знаний, чувств и действий.
Бондаревская Е.В. считает, что родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях. К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач [2].
В качестве ключевых компетенций могут быть рассмотрена:
- информационная (когнитивная) компетенция, включающая определенный объем знаний по общим вопросам анатомии, физиологии, психологии, педагогики;
- мотивационная компетенция, отражающая наличие социально-значимых и субъективно-значимых мотивов и потребностей реализации воспитательной функции, интерес к личностному развитию своих детей;
- технологическая (процессуальная) компетенция, проявляющаяся в овладении способами организации взаимодействия со своими детьми в процессе решения воспитательных задач;
- коммуникативная компетенция, предполагающая ориентацию родителей на диалоговое, бесконфликтное общение;
- аналитическая (рефлексивная) компетенция, проявляющаяся в умении анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка.
К сопутствующим компетенциям относятся те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.
Современные родители достаточно грамотные люди, имеющие в массе своей среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, в том числе информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Тем не менее, специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско-родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи.
Компонентами родительской компетентности являются мотивационно-личностный компонент, гностический компонент, коммуникативно-деятельностный компонент, а также рефлексивный компонент.
Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности родителей и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных [10].
По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.
Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.
Гностический компонент связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации, наличием у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии ребенка.
Коммуникативно-деятельностный компонент, содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.
Таким образом, мы определили педагогическую компетентность родителей как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской и др., и зарубежных исследователей: А. Адлера, К. Роджерса, В. Сатир, Ф. Райса, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса и др. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей [8].
Несмотря на разнообразие инновационных процессов, происходящих в сфере современного воспитания, в большинстве случаев эти процессы практически не касаются родителей, т.е. они не осведомлены о необходимости повышения своего педагогического потенциала, что и является одним из основных факторов, определяющих уровень конфликтности поколений. Родители часто не осознают значимости собственного педагогического потенциала, и особенно остро проблема подготовки к родительской роли проявляется в условиях отсутствия преемственности родителей и детей: традиции и нормы меняются настолько быстро, что каждому следующему поколению приходится создавать во многом новую модель родительской роли.
Данный вопрос на сегодняшний день является одним из актуальных, и исследователи, как педагогики, так и психологии не обходят его стороной. К числу таких исследователей относятся Л.А. Алексеева, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова, Ю.Я. Левков, С.Н. Щербакова и многие другие.
Обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики можно встретить такие разновидности педагогических условий как организационно-педагогические и организационно-методические условия (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психолого-педагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.), дидактические условия (М.В. Рутковская и др.). Обратимся к более подробной характеристике каждой группы условий.
Первая группа – организационно-педагогические условия. Данный вид педагогических условий рассматривается учеными, во-первых, как совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач; совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [3].
Другая группа ученых указывает на их направленность и непосредственное отношение к развитию и функционированию педагогического процесса с позиции управления:
- совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, а также такие обстоятельства взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия, которые являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности;
- принципиальные основания для соединения процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической культуры личности.
Итак, анализ представленных определений понятия «организационно-педагогические условия», позволил выделить его особенности:
- данный вид условий рассматривается учеными как совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), способствующих успешному достижению образовательных целей;
- совокупность мер воздействия, отражающая рассматриваемые условия, лежит в основе управления педагогической системой (образовательным процессом или его составляющими) в той или иной ситуации;
- указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач;
- основной функцией организационно-педагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы [2].
Изучение и анализ передового педагогического опыта показал, что работа педагога по формированию родительской компетентности ребенка дошкольного возраста может осуществляться с учетом этих направлений при следующих организационно-методических условиях: формирование готовности родителей к личностному развитию, развитию родительского самосознания и самосовершенствованию; диагностика, оценка и предъявление родителям их индивидуальной динамики личностного развития; включение родителей в систематические коллективные формы просвещения, позволяющие организовать общение, сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь, а также способствующие развитию мотивационной готовности к самовоспитанию, познавательной активности; владение системой знаний о развитии педагогического потенциала, умений и навыков на основе обобщенного метода движения в материале, для которого характерно овладение системой способов действия при решении дифференцированных педагогических задач и осознания оснований их применения при переносе в реальные условия; предоставление родителям максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы, организация реального участия родителей в целостном процессе обучения; сотрудничество специалистов и родителей.
Список литературы:
1. Быковская Т.Е. Формирование педагогической компетентности родителей ребенка дошкольного возраста / Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сб. статей Международной научно-практической конференции «XIII Левитовские чтения». Т.2. - М.: «Перспектива», 2018. – 495 с. – Авт. С. 190-193. [Электронный ресурс].
2. Быковская Т.Е. Бадер О.А. Формирование педагогической культуры семьи и ее значение в формировании личности ребенка.- Гуманитарное пространство, 2018. Т.7. № 3. С. 375-384.
3. Горлова Е. Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию// Вестник РГГУ. Серия: психология, педагогика, образование. Издательство: Российский государственный гуманитарный университет (Москва). — 2010. — № 17(60). С.214–224.
4. Кабанченко Е. А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 43–47.
5. Лебедева, К. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. – с.84.
6. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-н/Д.: ИПО ЮФУ, 2013. №2 (28). — С. 93—98.
7. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. — С. 97—100.
8. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.– 496 с.
9. Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: Автореф.дис. канд. пед. наук. - В. Новгород, 2009.
10. Хрусталькова Н.А. Педагогическая компетентность родителей: содержание, структура, критерии и уровни сформированности/ Известия высших учебных заведений. Поволжский Регион. Гуманитарные науки. 2016. №3. 115 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!