это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1694442
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Первая часть задания
Вопросы, на которые необходимо представить развернутые ответы в виде эссе:
1. Масса и ее особенности. Суть критики Фрейдом Лебона.
Фрейд для разъяснения понятий массовой психологии применяет понятие либидо, в котором усматривал энергии первобытных сексуальных влечений. Вклад Фрейда в развитие психологии масс заключается в формулировке положения о том, что за взаимоотношениями вождь - масса скрытые либидозные отношения. Однако взаимоотношения людей в массе нельзя объяснить только поведением имеет целью прямые сексуальные цели. В массе первоначальное половое влечение подвергается определенной деформации, отклоняется от непосредственной сексуальной цели.
Такое отклонение от прямой сексуальной цели наблюдается не только во взаимоотношениях индивидов в массе, оно присуще также и индивидуальному поведению. В извращениях сексуального поведения ( "гомосексуальность", "меланхолия", "влюбленность") Фрейд усматривал ключ к пониманию психологии массы.
В учении о вожде возникает один из главных парадоксов теории массового общества. С одной стороны, массовое общество порождает вождя, массы имитируют своего лидера, склоняются перед ним, с другой - происходит упадок и бюрократизация лидерства. Ряд социологических исследований показывает, что в условиях "массового общества" немало волевых людей, способных противостоять "массовым предрассудкам", превращаются в изгоев, а лидерами становятся те, кто угодно массовым вкусам, идя на поводу групповых экспектаций. В результате лидером становится человек "без качеств", то есть такая личность, которая выдвинулась в руководители благодаря своей абсолютной безликости.
2. Разновидности масс. Две искусственные массы: церковь и войско.
Фрейд рассматривает массу на примере церкви и войска (армии). И церковь, и войско представляет собой искусственная (связанные с наличием внешнего принуждения) масса. Функционирование церкви и войска основано на культивировании иллюзии о наличии верховного властителя, любящего равной любовью каждого члена массы (Христа в церкви, полководца в армии), или заменяющей его ведущей идеи.
3. Либидные связи как сущность массы. Феномен паники.
Связь каждого члена массы с верховным существом является, по мнению Фрейда, одновременно и причиной связи между членами массы. В этой массе каждый человек либидонозно связана в двух направлениях: с одной стороны, с вождем, а с другой - с другими членами массы. При этом общность индивидов в данной массе коррелирует с враждебностью к остальной массы. Объединение людей в массу рассматривается как манящее за собой ограничение индивидуального нарциссизма.
4. Идентификация как механизм массообразования.
В процессе идентификаци тождество восприятия предполагает соотнесения внутреннего (потребности) и внешнего (условиям внешнего мира) для удовлетворения желаний. И это важный момент формирования ощущение собственной идентичности вместе с ощущением реальности меняющегося внешнего мира. Хотя внешние ситуации постоянно меняются, но в наших реакциях на них сочетается стабильность желаний и разнообразие способов их удовлетворения.
5. Влюбленность, гипноз, массообразование: функция Я-Идеала.
Фрейд говорит о том, что в состоянии влюбленности с объектом обращаются, как с собственным Я, и это означает, ч то при влюбленности большая часть нарциссического либидо перетекает на объект. В иных случаях мы можем даже наблюдать, как объект служит заменой не достигаемого собственного Я-идеала. В этой ситуации этому объекту приписываются и его любят за те качества, которые человек хотел бы достичь сам, желал бы иметь в самом себе, чтобы удовлетворить собственный нарциссизм. В случае идентификации Я обогащается качествами объекта, Я вбирает в себя объект, в случае же влюбленности Я обеднело, отдалось объекту, на место своей наиважнейшей части (Я-идеала) поставило объект. При идентификации объект утрачивается, но он воссоздается в Я, при этом Я изменяется в соответствие с качествами объекта, обогащаясь новыми характеристиками. Гипнотическое состояние очень похоже на состояние влюбленности – та же идеализация объекта (гипнотизера), отсутствие критики, слепое подчинение, уступчивость. Т.е. мы видим, что как и в состоянии влюбленности, так и в состоянии гипноза объект занимает место Я-идеала. И все это происходит благодаря идентификационным процессам в Я в связи с его отношениями с значимым для индивида объектом. Но в гипнозе сексуальные устремления полностью заторможены. Далее Фрейд развивает аналогию состояний влюбленности, гипноза и процесса массообразования, подчеркивая, что гипноз от массообразования отличается лишь численностью участников, а состояние влюбленности отличается от массобразования только наличием сексуальных целей в отношении объекта. И в состоянии гипноза, и в состоянии массообразования происходит замена прямых сексуальных стремлений стремлениями, в отношении цели заторможенными, что способствует отделению Я от Я-идеала, и начало этого процесса можно наблюдать в состоянии влюбленности. В процессе массообразования происходит замена Я-идеала объектом (вождь), и к этому присоединяется идентификация с другими индивидами, принадлежащими данной массе. Любовь и идеализация вождя объединяют всех членов массы, позволяя осуществиться этой идентификации друг с другом.
6. Масса и первобытная орда.
Фрейд утверждает, что в массе просыпаются социально-психологические механизмы "первобытной орды". К ним относятся «психология индивидов" и "психология отца, возглавителя, вождя". Вождь - "прародитель", считает Фрейд, не был связан либидонознимы ограничениями и при этом препятствовал удовлетворению сексуальных потребностей своих сыновей. Отношения в массе трактуются как восходящие к таковым в первобытной орде. Вождь массы является эквивалентом прародителя, к которому все полны страха. Прародитель является идеалом массы и вместо Меня-идеала обладает человеческим Я. В учении о вожде возникает один из главных парадоксов теории массового общества. С одной стороны, массовое общество порождает вождя, массы имитируют своего лидера, склоняются перед ним, с другой - происходит упадок и бюрократизация лидерства. Ряд социологических исследований показывает, что в условиях "массового общества" немало волевых людей, способных противостоять "массовым предрассудкам", превращаются в изгоев, а лидерами становятся те, кто угодно массовым вкусам, идя на поводу групповых экспектаций. В результате лидером становится человек "без качеств", то есть такая личность, которая выдвинулась в руководители благодаря своей абсолютной безликости.
7. Прояснение механизма гипноза через сведение массы к первобытной орде.
Сущность гипноза мы можем глубже понять через аналогию с отношением к вождю в первобытной орде, фигура которого воспринималась как нечто абсолютно непререкаемое, чуть ли не обожествленное, наделенное некоей загадочной силой, против которой нельзя было ничего противопоставлять. Гипнозу присуще нечто ужасное, в этом всегда есть нечто пугающее. Для человека, подвергающегося гипнозу, гипнотизер представляется абсолютным авторитетом, уничтожающим его собственную волю. Фрейд сравнивает эту таинственную силу гипнотизера с тем, что у примитивных народов считалось источником табу, с той силой, которая исходит от вождя, некий сакральный элемент в жизни массы. И человек, подвергающийся гипнозу, невольно этой силой наделяет гипнотизера.
8. Одна ступень в конституировании человеческого Я.
Основная мысль Фрейда заключается в том, что без массы нет индивида, но также и массы нет без каждого отдельного индивида. Мы видим, что каждый человек является частью различных масс, и он связан идентификацией с совершенно разных сторон, он создал свой Я-идеал, используя с этой целью разные образцы.
Фрейд постепенно подводит нас к пониманию аналогии структуры массы и собственного Я. Он описывает важную ступень в развитии Я – формирование инстанции «Я-Идеал», которая может очень многое нам объяснить и в психологии масс и в плане понимания индивидуальной психологии.
Появляется важный аспект - Идеал Я благодаря замене прямых сексуальных устремлений в отношении цели заторможенными устремлениями. Вождь, или тот человек, в кого мы влюблены, гипнотизер – для всех этих объектов есть психическое место во внутреннем мире человека. И на это место, которое уже психически прописано, может попадать вождь, полководец, гипнотизер, значимая идея и т.п.
Эта инстанция Я-идеал очень важна. Либидинозная структура массы видится Фрейдом через различия между Я и Я-идеалом и возникающим на этой почве двойном виде связи – идентификации и замещении Я-идеала объектом. В этом Фрейд видит возможность для первого шага к анализу Я, к индивидуальной психологии.
Вторая часть задания
Прокомментируйте следующие высказывания Фрейда:
1. "...индивидуальная психология с самого начала является одновременно и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном понимании".
В самом деле, так как в дальнейшем процессе социализации и социальной жизни индивид все больше переноси стадии нарциссизма и Я-идеала на социальные компоненты, такие как государство, вождь, сослевие и т.д.
2. "...во-первых, идентификация является первоначальной формой эмоциональной связи с объектом, во-вторых, она становится регрессивным путем, так сказать, благодаря интроекции объекта в Я, заменой либидинозной связи с объектом, и, в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь воспринятой общности с человеком, не являющимся объектом сексуальных влечений".
Идентификация – одно из самых ранних проявлений эмоциональной связи с объектом. В развитии ребенка она играет важную роль, особенно в ситуации Эдипового комплекса. У ребенка возникают два типа психологически различных связи – одна связь с матерью, другая с отцом. К родителю противоположного пола ребенок, как правило, испытывает сексуальную захваченность, с родителем своего пола происходит идентификация, как бы уподобление. Обе эти связи сосуществуют одновременно, не мешая одна другой.
3. "... социальное чувство покоится на изменении чувства, бывшего когда-то враждебным, в позитивно окрашенную связь, носящую характер идентификации".
Идентификация изначально амбивалентна, она может стать выражением как нежности, так и агрессии. Суть этого процесса в том, что ребенок берет за образец другого и формирует собственное Я по его подобию.Фрейд описывает различные сюжеты, характерные для идентификационных процессов – идентификация с отцом или с матерью в Эдипе, идентификация при невротическом образовании симптомов, когда идентификация лишена объектного отношения к копируемому лицу, особенности идентификации в случаях мужской гомосексуальности, идентификация с потерянным объектом путем его интроекции и заключения объекта в себе при меланхолии.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!