это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1698594
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕЖДУНАРОДНЫХ И
НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ 5
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ И
НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ В РОСССИ И КИТАЕ 8
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ В СТРАНАХ
БРИКС 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
ВВЕДЕНИЕ
Последние двадцать лет почти во всех государствах активно проистекает развитие рейтинговой деятельности. Если в конце восьмидесятых годов, рейтинговая деятельность была развита только в США, а в других государствах имелось не больше тридцати рейтинговых агентств, то сегодня в мире существует уже более ста рейтинговых агентств. С периода появления первых рейтинговых агентств в США в начале века рейтинговая культура являлась крайне американской спецификой. Получение рейтингов в данном государстве выступило для эмитентов привычным процессом. В Японии и европейских государствах присвоение рейтинга продолжительное время оставалось экзотикой, а если он и присваивался, то исключительно крупнейшим организациям, ведущим международную деятельность. И только в конце восьмидесятых годов развитие рейтинговой деятельности в мире приобрело стремительный характер. Международные рейтинговые агентства существенно увеличили локализацию работы в России в последние годы с целью роста аналитической экспертизы. При этом конкуренция, как между самими международными рейтинговыми агентствами, так и национальными агентствами сохраняется на очень высоком уровне.
Необходимо отметить, что актуальность данного исследования обусловливается рядом причин. Во-первых, рейтинговые агентства занимают одну из важнейших ролей привлечения иностранных инвесторов в различные государства. Во-вторых, они совершают присвоение рейтингов с целью роста объема инвестиций и увеличения уровня доверия к данным государствам. В-третьих, рейтинги реализуют функцию инструмента лицензирования, что определяет интерес к ним со стороны не только инвесторов, но и государственных органов. В четвертых, рейтинги стали выставлять требования достаточности капитала банков и брокеров, избрание инвестиционных инструментов для фондов денежного рынка, инвестиционные возможности пенсионных фондов. Что касается соотношения сил международных и отечественных РА на национальном рынке рейтинговых услуг, то здесь необходимо выбрать эволюционный подход, обеспечив и тем и иным равноправные возможности для развития. Задача обеспечения преобладания на рынке национальных игроков не выступает актуальной даже в далекой перспективе. Более чем 100-й опыт работы международных агентств еще весьма долго будет гарантировать им, так именуемое репутационное превосходство на рынке. Необходимо применять в качестве примера практику европейских государств и Китая, где глобальные и национальные игроки обладают крайне сильными конкурентными позициями, понемногу осваивая соответствующие рыночные ниши.
Цель исследования – раскрыть деятельность международных и национальные рейтинговых агентств в России и в одной из стран БРИКС.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность международных и национальных рейтинговых агентств, а также осветить их исторический аспект;
- сравнить деятельность международных и национальных рейтинговых агентств в России и в Китае;
- осветить направления развития рейтинговых агентств в странах БРИКС.
Предмет исследования – развитие международных и национальных рейтинговых агентств.
Объект исследования – характеристика ведущих рейтинговых агентств в России и Китае.
Теоретико-методологической базой исследования выступает применение системного, сравнительного, статистического и структурно-функционального анализа, а также список подобранных согласно теме литературных источников: учебные пособия, научные издания, статьи, электронные ресурсы.
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ
В российских нормативных актах общее определение рейтинга дано только единожды: «Рейтинг это оценка платежеспособности (кредитоспособности) компании, базированная на оценке факторов риска и являющая собой общую оценку способности компании к полному и своевременному выполнению обязательств с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и общественно-политической ситуации».
Рейтинговые агентства (РА) это организации, которые специализируются на оценке кредитоспособности эмитентов и инвестиционном качестве эмитируемых ценных бумаг. По итогам своих исследований РА присваивают кредитные рейтинги.
Инвестиционный рейтинг передает инвесторам информацию о том, что базовый инструмент будет выплачивать купонные проценты и основную сумму в соответствии с условиями договора.
Кредитный рейтинг ‒ мера кредитоспособности организации, частного лица, государства или региона. Определяются кредитные рейтинги на базе текущей и прошлой финансовой истории участников рынка, а также отталкиваясь от оценок величины их собственности и взятых на себя долгов (финансовых обязательств).
РА являются институтом информационной инфраструктуры финансового рынка в части объективного раскрытия информации об эмитенте публичных долговых обязательств, поэтому рейтинги востребованы на финансовых рынках и воспринимаются как необходимый инструмент их инфраструктуры, обеспечивающий реализацию права инвестора на получение объективной независимой информации о кредитоспособности заемщика, а для эмитентов они являются, прежде всего, инструментом улучшения условий заимствования на национальных и глобальном рынках капиталов.
Посмотрим на историю создания рейтинговых агентств, и оценим перспективы рейтинговой индустрии.
История создания международных организаций «большой тройки» – Moody’s, Standard and Poors и FitchRatings – началась весьма давно, но не так уж давно, как это может показаться. Первые две организации – ведущие на рынке США, имеющие более чем 100-ю историю: первое исследование Г. В. Пура было издано в 1860 г., а первый отчет Джона Муди – в 1900 г. Fitch Ratings же стал основательным конкурентом весьма недавно: агентство основалось вследствие серии объединений и поглощений, начиная с покупки французским холдингом Fimalac небольшого английского агентства IBCA в 1992 г. Именно Fitch Investors Services, прародительница, которой была основана Джоном Фитчем в 1913 г., была приобретена только в 1998 г., и далее это имя стало уже брендом организации. Таким образом, у Fitch существенные европейские корни, и она пользуется большей известностью в Европе и Азии, чем в США. В тоже время на рынке появлялись и наличествовали территориальные, или нишевые, агентства: в частности, Dominion Bond Rating Service (DBRS) было организовано в 1976 г. в Канаде, а также A. M. Best, функционирующее на страховом рынке.
Практика основания Fitch также свидетельствует о том, что появление новых конкурентов неминуемо. Развивающиеся молодые агентства дышат в спину ведущим РА: кроме «большой тройки», в Европе и США аккредитовано уже 24 и 7 агентств соответственно. В Китае активно работает агентство Dagong, которое вышло, в том числе на отечественный рынок. В России сегодня действуют четыре локальных рейтинговых агентства: «Рус-рейтинг», «Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство и AK & M. Так как ведущие игроки исторически направлены на рынки США и Европы, а мир значительно трансформировался за последние десять лет, развивающиеся государства весьма недостаточно представлены на рейтинговом поле.
Инициатива основания рейтингового агентства БРИКС была впервые выдвинута в 2015 году, в период российского председательства. Она имеет особенное значение и для БРИКС, и для всех стран формирующихся рынков, где по сравнению с развитыми государствами риски выше, а нередко просто не хватает надежных данных. Для БРИКС при выставлении рейтингов важны объективность и независимость от политического воздействия. В частности, страны БРИКС создали Новый банк развития и Пул условных валютных резервов, основан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, осуществлены иные инициативы на финансовых рынках, но на развивающихся рынках по-прежнему нет авторитетных и независимых источников оценки рисков на международном уровне. Необходимо отметить, что основываемое отечественное агентство поначалу сможет работать скорее на локальном рынке, для роста и завоевания доверия международных инвесторов понадобится время и качественная и глубокая работа. Также обязаны соблюдаться лучшие практики корпоративного менеджмента, поскольку рейтинговая индустрия весьма чувствительна к репутационным рискам.
Все РА пользуются для обозначения своих рейтингов весьма схожими символами и применяют аналогичные аналитические методы. Поэтому может показаться рациональным требование о том, чтобы все РА применяли одинаковые символы и методику.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ В РОСССИ И КИТАЕ
Национальные рейтинговые агентства в России имеют существенные преимущества перед международными, так как они максимально точно учитывают особенность российского рынка. У каждого отечественного РА существует своя рейтинговая шкала, которая выделяется от международной шкалы. Обычно, шкала выражается в буквенном виде от «ААА» до «D». Рейтинги делятся на 2 основные категории: инвестиционные («AAA» до «BBB-») и спекулятивные (ниже «ВВВ-»). Одному рейтинговому классу по международной шкале может соответствовать несколько классов по российской шкале вследствие разной емкости классов. Международная шкала выступает наиболее дробной, чем отечественная. Отметим, что рейтинги по международной шкале Эксперт РА (RAEX) и иных международных рейтинговых агентств соотносятся линейно.
Рейтингами отечественных агентств пользуются главным образом отечественные инвесторы. Для них существенным фактором выступает учет национальной практики ведения бизнеса. Получается, международными рейтингами пользуются в большей степени инвесторы из Америки. Им подручнее оценивать организацию-эмитента, используя свои стандарты. Услугами инвестиционных агентств России лучше воспользоваться организацией, не планирующей при выпуске облигаций выхода на международные фондовые рынки. Для работы на внутреннем рынке российская рейтинговая система максимально удобна и адекватна.
Относительно ценовой категории, услуги отечественных РА существенно менее затратные, их стоимость от 3 до 30 тыс. руб., а вот цены на рейтинги международных РА составляют 50-100 тысяч американских долларов. Помимо этого, российские РА особенное внимание уделяют сопровождению рейтинга корпоративных облигаций после присвоения, а у международных агентств этого не практикуется. Национальные агентства предоставляют эмитенту также и информационно-аналитические услуги на российском фондовом рынке, что дает ему возможность отслеживать изменения стоимости своих ценных бумаг и выявлять причины снижения или роста их цены.
Рассмотрим методику рейтинговых агентств Эксперт РА, РусРейтинг, НРА, АКРА.
Рейтинговое агентство Эксперт РА специализируется на кредитных рейтингах компаний всех сфер экономики, регионов и муниципальных образований. Эксперт РА так же публикует рейтинги инвестиционной привлекательности регионов и рэнкинги самых крупных компаний РФ. В ходе присвоения рейтинга используется собственная методологическая база. Агентство производит комплексный анализ рисков, свойственных деятельности организации. Обозначения рейтингов облигационных займов и кредитных рейтингов могут иметь сопутствующий индекс (PI).
На определении кредитоспособности банков России специализируется компания РусРейтинг. Отчет о банке РФ составляется этим агентством исходя из анализа как финансовой, так и нефинансовой информации о банке. Процесс оценки кредитоспособности банка РусРейтингом отличается от процесса анализа других рейтинговых агентств, так как является дистанционной и не требует прямых контактов с банковскими представителями. Еще одним значимым отличием является и то, что организатором исследования выступает компания, а не сам банк.
Работа агентства НАР отличается от работы других российских рейтинговых агентств. Рейтинги этого агентства являются некоммерческим проектом. Своей целью они преследуют развитие информационной прозрачности отечественного фондового рынка. Рейтинги инвестиционных агентств являют собой не количественный, а качественный и сравнительный уровень рисков, сгруппированный в виде рейтинговых таблиц и прогнозов.
Несмотря на то, что рейтинговый бизнес в России присутствует более пятнадцати лет, лишь в июле 2015 г. Президент РФ В.В. Путин подписал законопроект «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ», регламентирующий работу профильных агентств. Общий уровень данного бизнеса в России обязано поднять формируемое в наше время новое национальное рейтинговое агентство АКРА, с капиталом 3 млрд. руб. и крупнейшими финансово-промышленными группами в качестве акционеров.
ЦБ и Министерство финансов планируют использовать АКРА для замены так именуемой «большой тройки» в качестве критерия оценки инвестиционной кредитоспособности.
Агентство Dagong было основано в 1994 году Народным банком Китая и китайским департаментом экономики и торговли. В июне 2013 года оно было официально признано Европейской организацией по ценным бумагам и рынкам. Dagong оказывает кредитные услуги более пяти тысяч клиентов в год. Его рейтинговая шкала начинается с С и заканчивается наивысшим рейтингом ААА. По версии Dagong, Россия обладает рейтингом на одну ступень выше, чем США: у России — А, у США — A-. Зато у Китая и Канады — AA+.
Dagong, который планирует сотрудничать с новой национальной кредитной рейтинговой компанией России, также готовится открыть там филиал, чтобы воспользоваться увеличившимся спросом на свои услуги.
Компания China Chengxin International Credit Rating Co, Ltd (CCXI) была учреждена в 1992 году. Она является первым национальным кредитным агентством КНР и входит в тройку крупнейших рейтинговых агентств Китая. Организации предоставляют полный спектр услуг в области составления кредитных рейтингов организациям и компаниям, реализовывающим заимствования на рынке Китая. Рейтинги, составленные China Chengxin Credit Rating Group за двадцать четыре года работы, охватывают более десять тысяч корпораций, банков и финансовых компаний на внутреннем рынке Китая и на международном рынке.
Рейтинг кредитоспособности, определяемый CCXR, изменяется от АAA (крайне высокий уровень) до C (неспособность выполнять долговые обязательства).
Рейтинг кредитоспособности уровня AA (следующий за наивысшим уровнем AAA) описывается высокой платежеспособностью и относительной неподверженностью каким-либо негативным изменениям экономической ситуации и, следовательно, весьма низким риском неисполнения финансовых обязательств.
Власти Китая допустили международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings к внутреннему рынку: Народный банк Китая (НБК, центробанк) в понедельник сообщил об основании в Пекине дочернего предприятия S&P Credit Rating (China) Co в полной собственности S&P Global Ratings.
Причем, как повествуется в сообщении ЦБ, Государственная ассоциация институциональных инвесторов на финансовом рынке (NAFMII) Китая объявила, что примет регистрацию S&P Credit Rating (China) Co. на рынке межбанковских облигаций с целью рейтингового покрытия внутреннего рынка облигаций материкового Китая. Fitch первым среди международных агентство объявило о запуске китайского подразделения Fitch (China) Bohua Credit Ratings Ltd. (Fitch Bohua) для обслуживания внутреннего рынка облигаций КНР. В дальнейшем схожие действия предприняло РА Moody's.
В мае 2018 года стало известно, что Fitch и S&P Global Ratings расположены обратиться к властям КНР за лицензиями, которые разрешат им проводить рейтинг китайским облигациям для внутреннего рынка, и в случае положительного решения сформируют подразделения в Китае.
Если смотреть на территорию таких стран, как Россия и Китай, и вообще страны БРИКС и близкие им страны, то потеснить большую тройку вполне возможно. Но если говорить об основательном рейтинговом бизнесе, то, разумеется, это не тема ближайшего будущего, потому как на тот рынок попасть весьма сложно.
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ В СТРАНАХ БРИКС
Коллективное лидерство – это современная практика, которую цивилизация осуществляет в пределах БРИКС в условиях глобализации. Задача БРИКС содержится в выработке новой глобальной модели менеджмента, которая обязана быть не однополярной, а консолидированной и конструктивной. Цель также заключается в том, чтобы избежать неблагоприятного сценария разворачивающейся глобализации и начать сложное объединение глобальных развивающихся экономик, не искажая и не нарушая единого финансово-экономического континуума мира.
В последнее время, в международном академическом сообществе прошли многочисленные дебаты о нынешнем мире и нынешнем миропорядке. Некоторые эксперты полагают, что, несмотря на падение американской мощи, мировой порядок остается прежним, так как международный порядок выступает либеральным и базирован на лидерстве США, которое все еще хорошо действует. Она может ассимилировать растущие державы, такие как Китай, Индия и Бразилия. Следовательно, борьба между существующими и вновь возникающими державами ведется не за основополагающие принципы, а за дополнительные лидерские преимущества в ее рамках.
Можно выделить следующие причины для БРИКС по созданию собственного международного независимого агентства: американская юрисдикции, т.е. их деятельность контролируется единым органом – Комиссией по ценным бумагам и биржам; высокая роль государственного регулирования; неформальные инструменты воздействия в отношении «большой тройки»; у США имеется возможность безосновательного с экономической точки зрения отзыва присвоенных ранее рейтингов; слабые возможности национальных агентств по признанию своих рейтингов на международном уровне; субъективность мнения.
Идея создания альтернативного кредитного рейтингового агентства во главе с блоком стран БРИКС набирает обороты. Но есть вопросы о том, будет ли он процветать, учитывая основные проблемы, с которыми он должен столкнуться.
Лидеры блока из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки выступают за эту идею. Идея прежде возникла в процессе саммита БРИКС 2015 года в Уфе и была подтверждена декларацией Гоа на 8-м саммите БРИКС. Весьма недавно президент Южной Африки Джейкоб Зума сказал, что страны БРИКС приняли решение, что они могут оценить себя, и, возможно, другие тоже. Цель будет содержаться в обеспечении более «сбалансированного подхода» при составлении рейтингов. И Бразилия, и Россия недавно были понижены Moody's. И вот уже более года Южная Африка живет с возможным понижением рейтинга «большой тройки» западных кредитных рейтинговых агентств Standard & Poor's, Moody's и Fitch.
Большая тройка столкнулась с растущей критикой. Критики утверждают, что частые понижения рейтинга развивающихся стран несправедливы и служат политическим интересам Запада. БРИКС начал привлекать финансовых экспертов к разработке бизнес-модели нового рейтингового агентства, а также методологии его работы.
Самой главной задачей для нового кредитного РА БРИКС будет уверить инвесторов, в особенности из США и Европы, в том, что присвоенные рейтинги политически беспристрастны. Один из способов сделать это – принять модель «инвестор платит», когда инвесторы подписываются на рейтинги, издаваемые агентствами, а доходы от подписки являются источником дохода. Это обеспечит транспарентность и доверие, избегая при этом конфликта интересов.
Россия заинтересована в данном проекте, в первую очередь, потому что инвестиционный рейтинг государства весьма сильно пострадал с конца 2013 года. Бесспорно, это сказалось на инвестиционном климате государства. Инвестиции в период с 2013 по 2017 год сократились в десять раз, хоть сейчас и имеется постепенный рост, это, к сожалению все равно не достигает прежних результатов. Экономика последние десятилетие находилась в состояние упадка или стагнации. Государству весьма необходим существенный приток прямых инвестиций в реальные сектора экономики.
Высокая вовлеченность Китая в данный проект также понятна. Китай, который имеет более широкие планы медленно развивать «параллельный порядок», чтобы медленно уменьшить свою зависимость от институтов, возглавляемых Западом. Следовательно, основание собственного РА выступает только одной из многих иных инициатив, начиная от интернационализации юаня, продвижения China Union Pay и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
Суммируя все вышеизложенное, хочется сказать, что риск краха проекта весьма высок. Все же нельзя отрицать, что успех проекта может глубоко изменить баланс сил в мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данного исследования были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность международных и национальных рейтинговых агентств, а также дан их исторический очерк;
- дана сравнительная характеристика рейтинговых агентств в России и в Китае;
- освещены направления развития рейтинговых агентств в странах БРИКС.
Стоит подчеркнуть, что формирование индустрии рейтингов обусловлено присущей финансовому рынку информационной асимметрией и всеобщей заинтересованностью в преобразовании большого объема разрозненной финансовой информации в простую и ясную оценку кредитоспособности должников – кредитный рейтинг. В США практика присвоения кредитных рейтингов эмитентам долговых обязательств насчитывает уже более ста лет, в то время как европейский и национальные рынки кредитно-рейтинговых услуг получили развитие лишь в последние два десятилетия.
Подводя итог, следует сказать, что опасность рейтингов состоит в том, что, с одной стороны, это всего лишь независимые мнения аналитиков агентств, сделанные на основании большого объема информации, а с другой - они оказывают существенное воздействие на финансовую судьбу субъектов рейтинга. Учитывая огромное воздействие деятельности международных и национальных РА на экономику целых государств, в целях сохранения экономической стабильности России требуется создать независимую национальную систему рейтингования отечественных эмитентов и заемщиков и исключить из действующих нормативно-правовых актов требование о наличии международных рейтингов, особенно если речь идет об операциях на внутреннем рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 13.07.2015 N 222-ФЗ (последняя редакция)
2. Ласкина Л.Ю., Смирнова О.Ю. Национальное кредитное рейтинговое агентство как альтернатива международным рейтинговым агентствам // Учебные записки международного банковского института. – 2016. - №17. – С. 56-63.
3. Маркелов В.С. К вопросу о создании и деятельности рейтинговых агентств // Деньги и кредит. – 2015. - №8. – С. 37-38.
4. Просвирина И.И., Батина И.Н. Кредитные рейтинги и показатели качества услуг российских рейтинговых компаний // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 225-228.
5. Прексин О.М., Казарцев А.В. БРИКС, далее – везде? // Финансы Башкортостана. – 2017. - №3(074). – С. 27-31.
6. Савина О.В. Новации в регулировании деятельности рейтинговых агентств // Банковские услуги. – 2011. - №8. – С. 12-17.
7. Усманова К.Н. Рейтинговая система стран БРИКС и ее влияние на инвестиционную деятельность России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - №1-2. – С. 105-109.
8. Хомяков А.И. Институциональные подходы к регулированию деятельности рейтинговых агентств в России и за рубежом: сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. - №8. – С. 273-284.
9. Рейтинговые агентства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.banki.ru/wikibank/reytingovyie_agentstva/ (дата обр. 28.10.20198)
10. Ангеловская И. Особенности кредитного рейтинга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fincentre.solass.com (дата обр. 28.10.2019)
11. BRICS information portal. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infobrics.org/ (дата обр. 28.10.2019)
12. За рейтингом в Китай. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/ (дата обр. 28.10.2019)
14. Рейтинговое агентство CCXR присвоило РУСАЛу корпоративный рейтинг кредитоспособности на уровне АА+. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusal.ru/press-center/press-releases/15061/ (дата обр. 28.10.2019)
15. Власти Китая допустили рейтинговое агентство S&P Global Ratings к внутреннему рынку. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/648024 (дата обр. 28.10.2019)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!