Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


История возникновения понятия «стресс»

Тип Статья
Предмет Психология

ID (номер) заказа
1714750

300 руб.

Просмотров
809
Размер файла
42.95 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Во второй половине девятнадцатого столетия, когда о стрессе еще не размышляли, французский физиолог Клод Бернар был первым, кто указал, что при любых колебаниях внешней среды, внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство.
Американский психофизиолог Уолтер Бредфорд Кеннон в начале 20 века ввел термин «гомеостазис» означающий умение сохранять постоянство. Данным термином ученый пользовался для того, что бы объяснить координированные физиологические процессы, благодаря которым у человека в организме поддерживается большинство устойчивых состояний [4].
Концепция единства и постоянной приспособленности организма к среде обнаружила своё эмпирическое доказательство в трудах российского ученого И.П. Павлова. Заслуженно стоит отметить, что научные исследования И.П. Павлова стали стержнем для формирования исторически первой, новой для науки середины двадцатого столетия теории стресса [2].
Считается, что в физиологию и психологию, термин «стресс» был введен именно Уолтером Кэнноном. Он использовал данный термин в своих основных работах по многофункциональной реакции «бороться или бежать» [4].
Концепция стресса Ганса Селье
Существует несколько определений, что же такое стресс. Автором первой теории стресса является канадский патолог Ганс Селье, который заметил, что наш организм одинаково реагирует на различные внешние воздействия (холод, жара, физическая травма). Основу его концепции стресса можно обобщить в ряд определенных ключевых положений.
1. Все без исключения биологические организмы обладают нативными механизмами поддержания состояния внутреннего баланса или устойчивого функционирования своих систем. Сохранение внутреннего баланса гарантируется процессами гомеостазиса. Главной задачей биологического организма является подержание гомеостазиса.
2. Мощные наружные раздражители (стрессоры), нарушают внутренний баланс. Организм откликается на положительный либо отрицательный стрессор неспецифическим физиологическим возбуждением. Такая реакция называется защитно – приспособительной.
3. Формирование стресса и адаптация к нему происходит в несколько этапов. Период течения и переход на каждый этап зависит от степени устойчивости организма и силе интенсивности воздействие стрессора.
4. Адаптационные возможности организма, которые предупреждают и уменьшают уровень стресса, имеют свой предел, это означает, что их полное истощение в итоге может привести организм к заболеванию, а в дальнейшем и к летальному исходу [3].
Синтез результатов исследования позволил Г. Селье аргументировать наличие трех стадий процесса, которому он в дальнейшем дал название общий адаптационный синдром.
1) Стадия тревоги появляется при первоначальном воздействие стрессора. На протяжении короткого периода уменьшается уровень сопротивляемости организма, нарушается функциональность вегетативных и соматических нервных систем. Но в дальнейшем происходит активизация механизмов саморегуляции защитных процессов, которые включатся при внутренней мобилизации резервов организма. В случае если защитные реакции оказываются результативными, беспокойство организма утихает, и он возобновляет свою стандартную активность. На этой стадии общего адаптационного синдрома разрешается большая часть стрессоров. Подобные кратковременные стрессы можно назвать острыми реакциями стресса.
2) Стадия резистентности настает, когда стрессор оказывает длительное влияние на организм, а так же при потребности поддержания у организма защитных реакций. Совершается сбалансированное использование адаптационных запасов, в обстановке адекватного внешним обстоятельствам напряжения многофункциональных систем.
3) Стадия истощения отображает состояние в котором происходит сбой в работе регуляции механизмов защитно – приспособительных функций, которые осуществляют борьбу организма с излишне активным и продолжительным влиянием стрессоров. Адаптационные запасы значительно сокращаются. Резистентность организма уменьшатся и в результате могут появиться морфологические перемены и функциональные нарушения организма [3].
В целом общий адаптационный синдром можно охарактеризовать как стремление организма, нацеленное на адаптацию к изменяющимся условиям среды, с помощью активизации сформированных в процессе эволюции особых механизмов защиты. Но немаловажно выделить то, что не всякое внешнее стимулирование вызывает напряжение. Определенные виды гормонов могут повыситься только под влиянием эмоциональных событий, а в дальнейшем по их воздействием изменяется деятельность систем организма. Кроме того, в адаптационном синдроме Ганс Селье выделил две формы стресса:
1) Эустресс – появляется при воздействии положительного события с высокой эмоциональной окраской. Предназначен для подержания жизни.
2) Дистресс – сопряжен с негативным воздействием (душевной травмой), он губительно влияет на человека и разрушает его здоровье. Имеет несколько различных форм (эмоциональный, биологический, затяжной, непродолжительный) [3].
В своей теории стресса Ганс Селье предложил разделять два вида адаптационной энергии. Первую он назвал «поверхностная», она, по его мнению, доступна организму по первому запросу и восстанавливается за счет второй. Второй он дал название «глубокая», она активизируется, когда гомеостатические механизмы организма начинают подвергаться своим адаптационным изменениям. Сильное сокращение «глубокой» энергии как полагал Селье невозвратимо и ведет к смерти организма [3].
С биологической точки зрения стресс в первую очередь действует на симпатическую нервную систему, активируя её медиаторы – адреналин и норадреналин. Данная система формирует или повышает готовность организма к действиям и мобилизует его внутренние ресурсы. Кровоснабжение мозга и мышц увеличивается, а внутренних органов и кожи уменьшается, усиливается сокращение сердечной мышцы. В кровь начинает поступать высвободившаяся глюкоза, которая служит источником энергии для мышечной активности. Вегетативная нервная система при поддержке парасимпатической нервной системы стремится сохранить гомеостаз организма и регулирует работу внутренних органов, дыхания и кровообращения [3].
Концепция Г. Селье оказала свое воздействие на интерес многочисленных исследователей, которые в свою очередь сконцентрировали внимание на биологических и физических преобразованиях организма, образующихся вследствие влияния стресс – факторов. При этом психологические особенности личности, а так же динамику связи реакций организма со стресс воздействием они отодвигают на второй план. Исследователи подробно изучали нейрохимические, метаболические и гормональные изменения при формировании стресса, но не учитывали воздействие психологических и социальных условий в процессе развития стресса. Недостаточно внимания было уделено корреляции стресса с познанием, эмоциями человека, а так же роль познавательных процессов в регуляции стрессовых реакций. Подход Селье к изучению стресса нередко подвергался критике со стороны ученых, ведь в своей концепции он практически не уделил внимания значению высших отделов центральной нервной системы в процессе образования адаптивных реакций организма. Однако критические высказывания, направленные в адрес концепции Ганса Селье, были учтены и рассмотрены в контексте психологической науки. В итоге, все положительные и отрицательные моменты отмеченные исследователями в рассмотренной нами концепции стресса со временем привели к дифференцированному и более глубокому подходу в исследование стресса. Необходимо отметить тот факт, что работы Селье приобрели известность среди психологов, исследующих такое понятие как стресс. Данная популярность объясняется тем, что авторская концепция включила в себя все то, что обуславливается такими понятиями как напряженное состояние, конфликт, тревога, фрустрация, эмоциональный дистресс. Помимо этого, из - за обширного использования данного определения в биологии, оно открывало реальную возможность установления взаимосвязи между психологическими и физическими явлениями.
Концепция стресса Р.Лазаруса
По мнению Р.Лазаруса адаптация к внешней среде детерминируется эмоциями, а когнитивные процессы определяют качество и силу эмоциональных реакций, при этом когнитивная оценка обуславливается взаимодействием стимулов среды, с которыми сталкивается человек и индивидуальных факторов его личности. Ричард Лазарус акцентирует внимание на особенностях отличия физиологического стресса от психологического, и считает необходимостью использовать соответствующие определения при описание такого понятия как «психологический стресс». В своем труде он пишет: «Психологические механизмы должны иметь отличный характер от физиологических, относясь к психологическим, а не физиологическим процессам. Мы можем искать формальные параллели и взаимосвязи, но процессы не являются тождественными и мы не можем объяснять зависимость в одной системе, используя понятия, изобретенные в другой» [5, с 191]. Он выдвигает мысль о том, что между ответной реакцией организма и действующим стимулом существуют промежуточные переменные психологического характера. Анализ угрозы и предвидение воздействия и последствий ситуации, в которой человек окажется, является процессом промежуточного характера. Понятие угрозы, а так же оценка последствий действия ситуации на индивидуума и его отношения к трудной ситуации – эти факторы являются одними из основных в данной концепции. Но не стоит забывать, что процессы оценки угрозы, которые сопряжены с анализом значимости ситуации по мнению Лазаруса обладают трудным характером и содержат в себе прошлый опыт субъекта, процессы памяти и еще множество различных факторов, а не только простые перцептивные функции. Можно сделать вывод, что согласно когнитивной теории стресса, стресс формируется, когда требования внешней среды, предъявляемые человеку превосходят его адаптивные ресурсы. Но при этом развитие стресса частично зависит от механизмов когнитивной защиты, а не только от факторов воздействия внешней среды. Когнитивную концепцию относят к трансактному подходу в изучении стресса, суть данного подхода описывается в трудах Водопьяновой Н.Е как: «Модель взаимодействия человека и среды, представляемая стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между возможностями личностями и требованиями со стороны среды» [1, c 10].
Другие концепции изучения стресса
В дальнейшем формирование различных концепций стресса, сопровождалось становлением новых теорий отображающих физиологические, биологические, психологические установки и взгляды на сущность стресса, предпосылки его формирования, характерные черты проявления и механизмы регуляции.
Феномен стресса открытый Гансом Селье приобрел обширное распространение в науке и за ее пределами. Нередко этот термин используется для определения ряда физиологических и психологических состояний индивидуума в сложных ситуациях. Большой вклад в учении о стрессе внесли такие ученые как У. Кэннон, (теория гомеостаза), И.П. Павлов, (теория экспериментального невроза), Л.А. Орбели (феномен «трофического» действия симпатических нервов) рассматривая стресс по большей части с биологической точки зрения. Однако такие исследования являются неполноценным.
Физиологи и врачи в результате клинических исследований первыми заметили физиологические свойства стресса и негативное воздействие стресс факторов на организм человека. Но со временем, после многочисленных экспериментов, стало очевидно, что сложная психика человека, способна изменить характер стресса который объясняют биологические теории. Стало понятно, что в создании концепции стресса, просто необходимо отдать одну из главных ролей практической психологии. В дальнейшем исследователи разделили типы напряжения на психологическое и физиологическое выражение. Психическому проявлению синдрома, изложенного в работах Селье, дали название «эмоциональный стресс» [1]. В основу этого термина инкорпорируют эмоционально – психические симптомы, порожденные физическими дефектами и основные эмоционально – психические реакции, образующиеся при критических психологических воздействиях, а так же физиологические механизмы, которые служат основой для аффективных реакций при стрессе.
Сложность в точном определении, что же такое стресс, заключается в том, что термин «стресс» был взят из физиологии и применен для объяснение поведения индивида в разнообразных жизненных ситуациях. Термином «стресс» связывают большую область задач, связанных с возникновением, проявлениями и результатами влияния тяжелой обстановки внешней среды, социальными конфликтами, важной и сложной производственной работой, небезопасной обстановкой и т.п.
Психологические особенности стресса
Термин «психологический стресс» не единственный, который используют в своих трудах исследователи данной проблемы, в научной литературе также используется термин «психоэмоциональный стресс» и «эмоциональный стресс». Формирование единой теории «эмоционального стресса» усложняет тот факт, что психологи, врачи, социологи, психиатры и все возможные исследователи вносят собственный смысл в данный термин. А некоторые из них, фиксируют, что появление этого термина, показывает нам то что, эмоции и стресс находятся в единой взаимосвязи.
Реакция организма на стресс корнями уходит еще в каменный век, ведь именно эта реакция помогала нашим предкам выживать в условиях экстремального существования, выброс адреналина помогал им либо убить зверя на охоте, либо спастись бегством. Но наши предки отдыхали и набирались сил после охоты, в это время организм восстанавливал свой баланс. Современный человек живет в очень энергичном ритме жизни и отдыхает намного меньше, получая все новую и новую дозу стрессогенного воздействия. А как мы уже знаем, интенсивное и длительное воздействия стресса приводит к тяжелым физиологическим и психологическим последствиям.
Психологическая особенность стресса находится в зависимости от внешних воздействий на человека и личностного смысла, целей, которые он преследует в трудовой деятельности. Определенная производственная обстановка как и трудовая деятельность может являться причиной появления у человека стрессового состояния. Предпосылки к формированию стресса, достаточно часто скрываются в индивидуальных особенностях субъекта трудовой деятельности, в его мировоззрениях, мотивах, установок, целях и стереотипах восприятия.
Литература:
Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
Павлов, И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах / Академия медицинских наук СССР. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. – 192 с.
Селье,Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Рига :Виеда, 1992. – 112 с.
Cannon, W. B. The Wisdom of the Body. New York, NY: The Classics of Medicine Library, 1989. – 333 p.
Lazarus R.S. Stress, Appraisal and Coping / R.S. Lazarus, S. Folkman. – N.Y., 1984. – 218 p.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ЮФУ
Спасибо большое за работу. Все сделали вовремя раскрыли тему широко ярко. Исполнитель прек...
star star star star star
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
МФЮА
«Работа выполнена досрочно, без замечаний, согласно требованиям задания. Исполнитель наход...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.