это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1717553
Ознакомительный фрагмент работы:
Каждый из нас время от времени задумывается, что делает человека человеком. Кто-то считает, что это ум, кто-то полагает, что творческие способности. Но я думаю, что называться человеком в полной мере может лишь тот, кто проявляет настоящие чувства, например, любовь, милосердие, раскаяние и, конечно же, самопожертвование; кто честь и честность считает своими нравственными ориентирами.
Эта проблема находит отражение в сатирическом рассказе «Пещера» Евгения Замятина. «Пещера» становится местом, где разворачивается драма борьбы главных героев с дикой природой за выживание. Сохранение жизни, в свою очередь, оказывается сопряжено с утратой личности, со смертью духовной.
Рассказы «Дракон», «Пещера» и «Тулумбас», написанные с 1918 по 1922 годы, посвящены изображению картин постреволюционной повседневности и составляют своего рода небольшой цикл о бытии человека в трагедийных обстоятельствах современности.
Не легко решить, предлагает ли Е. Замятин читателям судить своих героев как наказуемых или идеализировать их как романтичных персонажей, любовь которых превышает социальные нормы и обычную мораль. Рассказ фактически сконструирован вокруг двух параллельных сюжетных линий: первая половина рассказа сосредоточена на изображении эпохи военного коммунизма. Писатель сравнивает ее с доисторическим, пещерным периодом развития человечества и “отражает это метафорически в фантастически отстраненном, доходящем до гротеска стиле своих произведений” [1. С. 100].
Так, «пещера» – это главная метафора, которая используется в рассказе. «Пещера» – это не только комната-убежище Мартина Мартиныча и Маши, это то, что замещает город Петербург, который превращается в рассказе в кошмарный бесчеловечный мир страха и стыда. По замечанию М. Ч. Ила, введение образа пещеры позволяет «остранить» жизнь 1919 года [1].
В рассказе «Пещера» одновременно с отражением реальных и трудных, невыносимых условий послереволюционной жизни в России присутствует явная символика и задается мифологическая структура. Временем действия становится 1919 год и – каменный век. Временем года – зима и – вновь наступивший ледниковый период.
Пространственно-временные отношения выступают в этом рассказе как одна из главных метафор, с помощью которой удивительным образом воссоздаются реалии периода военного коммунизма.
Так, комната, превращенная в пещеру, для героев становится отдельным микрокосмом. В центре их нового космоса Бог – печка-буржуйка – «жадный пещерный бог». И вот уже вчерашний интеллигентный человек не просто поклоняется огню, а огонь в печи для него всё. Но это вовсе не милостивое божество. Бог-печь требует постоянных жертвоприношений. Сначала божеству в качестве жертвы приносят дрова и бумаги, но, в конце концов, Мартину Мартинычу приходится пожертвовать своей честью, нравственно умереть.
Именно с личной трагедией связана вторая сюжетная линия, более драматичная. Она сосредоточена на отношениях Мартин Мартиныча и Маши. Герои оставлены один на один с необходимостью влачить жалкое существование. Колесо времени не щадит их. С этим не могут смириться герои рассказа. Оба живут прошлым, вспоминают былой Петербург, свою счастливую семейную жизнь, полную мелких радостей и забот. От них самих уже ничего не осталось – только обрывки прошлого. Книги, рояли, шкафы из красного дерева, которые жечь нельзя, потому что это не их собственность... У них из своего была только одна синяя бутылочка да память.
Главный герой – Мартин Мартиныч – принадлежит другому миру – бывшему цивилизованному миру. В этой связи символично само его имя. Оно указывает на весну, весна – время прошлого, а время настоящего – зима. Только одно это свидетельствует о том, что он не принадлежит пещерному веку. Человек, у которого есть совесть, понятие о чести, не может существовать в ледниковом периоде. Поэтому для Мартина Мартиныча пещера – не место спасения, а место стремительного угасания. Герой из-за своей истинно человеческой природы не может приспособиться к законам каменного века.
Однако война из интеллигентов превращает людей в первобытных, пещерных “нечистых тварей”. И как выжить такому Мартину Мартинычу в условиях полного обыдления и деградации?
Проще, конечно же, приспособиться к «пещерным» законам: красть, наушничать, где-то с кем-то пить самогон... Так выживет очень удачно «мамонтоподобный» Селихов, спрятавшийся в «пиджачной скорлупе» [2. С. 96]. «Выдержать осаду» смогут и такие, как Обертышев, с «каменными зубами», «каменнозубой улыбкой», «пропыленным голосом», легко орудующий «каменным топором». Он сохранит и семью – «обертышевская самка и трое обертышат» хорошо освоились в “пещере”.
В финале истории материальная необходимость побеждает нравственный закон. Раз за разом себя приносит в жертву главный герой. Ломая себя, поступая наперекор собственному сердцу, руководствуясь лишь стремлением сохранить жизнь любимому человеку, он крадет дрова. Мартин признает себя побежденным и подчиняется закону каменного века.
“Грехопадение” Мартин Мартиныча выступает как знак гибели чего-то большего – как знак гибели личности и цивилизации. Город умирает, умирает культура на уровне отношений между гражданами; жестокие революционные волны уничтожают в человеке личность. Остается только элементарная борьба за существование, за выживание: “Дальше отступать было некуда: тут надо было выдержать осаду – или умереть”. В этом контексте хронотоп – зима, ночь, ледниковый период, умирающий город – становится важным элементом, символизирующим жестокость и безысходность исторического момента.
Очевидно, что писатель сопереживает своим героям, сочувствует их горю, но считает, что им, непрактичным, чистым, неспособным жить по законам каменного века, остается одно – умереть.
Только «умереть» – единственное средство исхода из этого нечеловеческого мира и единственный путь восстановить потерянную честь. Замятин демонстрирует, что в настоящем для главных героев рассказа нет спасения.
Первой “уходит” из пещеры Маша. Благодаря самопожертвованию Мартина, героиня, «смертью смерть поправ», обретает свободу ценой отказа от невыносимого бытия, возвращает себе статус человека, обретает себя. Главный герой сразу замечает эти изменения. А за ним и читатель.
Таким образом, Евгений Замятин создает обобщенный образ человека, изменения его сути под влиянием глобальной катастрофы. Развязка рассказа демонстрирует историю отношений простых людей в трагических обстоятельствах, наталкивает на мысль о невозможности достижения человеческого счастья в подобных нечеловеческих условиях.
Писатель показал, какой надлом происходит в общественном сознании, когда случаются подобные трагедии. Год совершенно не важен. Просто кто-то не сможет прижиться в новых “ледниковых” условиях, а кто-то, несмотря на то, что выживет, останется только существовать, превратится в тень на стене пещеры.
Произведение "Пещера” имеет яркий гуманистический характер, поэтому данный рассказ Замятина будет актуален всегда.
Литература
1. Ил М.Ч. Лейтмотивная структура в рассказе Евгения Замятина "Пещера" // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. НА Добролюбова. – 2009. – №. 7. – С. 98-107.
2. Шенцева Н.В. Интеллигенция и революция в произведениях Л. Леонова и Е. Замятина (опыт сопоставительного анализа) // Анализ художественного текста: проблемы и перспективы: Межвузовский сборник. – Йошкар-Ола: МарГУ, 1991. – С. 96
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!