это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1722843
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность определяется высокой ролью самодержавия и правящей личности в политической истории России, особенно в императорский период. Император являлся гарантом эффективности управления и правосудия. Он занимал место ведущего системообразующего элемента в политической системе России. Вступление на престол нового монарха часто сопровождалось сменой политического курса и существенной ротацией кадров. При этом многое зависело от политических взглядов императора
Павел I - неординарная фигура в истории России и, прежде всего в истории политико-правовой мысли и государственного управления. Хотя Павел I царствовал всего четыре года, его политика явилась основополагающей для России первой половины XIX в. Как доказали Ю.Д. Марголис и Т.Н. Жуковская, законодательство Павла I во многом предопределило магистральную линию эволюции российского самодержавия в XIX в.
Эта линия заключалась в предельной бюрократизации государственного управления, вытеснении сословных привилегий чиновной иерархией, постепенном урегулировании «сверху» отношений крестьян и помещиков[3, с.99].
В философии власти Павла I слились три модели государственной власти (византийско-самодержавная, немецкая регулярная, средневековая рыцарская), по разному трактующих основополагающие проблемы политической теории — происхождение государственности и источники верховной власти. Российский император смог соединить три временные и пространственные модели, доказав, что Россия традиционно является европейской державой и для нее характерны та же система ценностей, которая существовала в Европе, хотя и в разные периоды ее истории[3, с.101].
Хронологические рамки мы обозначили датами жизни Павла I: 20 октября 1754 г. - 11 марта 1801 г. Выбор в качестве точки отсчета даты рождения определяется обстоятельствами формирования взглядов будущего российского монарха. Практически с момента рождения Павла Петровича стали готовить к роли наследника, а после вступления на престол Екатерины II - к роли правящего монарха. Особенности его воспитания, образования и самообразования, влияние придворного общества в России, впечатления, полученные во время путешествий по России и Европе, определили формирование и эволюцию его политических взглядов, обусловили стремление принести максимальную пользу отечеству.
В свою очередь это подвигает его на политическое творчество, на разработку всеобъемлющей политической доктрины, смысл которой сводится к разработке образа идеального государства. Воплощение в жизнь теоретической модели является главным фактором практической деятельности цесаревича. Вступив на престол, Павел I старался максимально учесть теоретические наработки предшествующего времени.
Однако объективные российские реалии накладывали отпечаток на его деятельность, придавая ей видимость непоследовательности и нелогичности, создавая нестабильность положения лиц, принимавших участие в реализации политической доктрины императора.
В конце концов, это привело к формированию заговора, а затем к перевороту и убийству Павла I 11 марта 1801 г. Смерть Павла I привела к существенным изменениям в политическом курсе России: официально был провозглашен отказ от его идей и практики, хотя общие тенденции развития государственного строя и правовой сферы оставались определяющими на последующие полстолетия[2, с.87].
Павел I был первым российским императором, которого практически с момента рождения стали готовить к наследованию престола. Именно теоретическими и практическими потребностями и знаниями, необходимыми ему, как будущему монарху, определялись выбор предметов и методов обучения. Несмотря на широко распространенное в историографии мнение о его недостаточной образованности, он получил хорошее, разностороннее образование, расширив его впоследствии путем чтения философской и политической литературы и практических наблюдений за функционированием российской и европейских государственных машин. Полученные знания позволили ему еще до вступления на престол разработать политико-правовую доктрину, основные положения которой определили характер его внутренней и внешней политики[1, с.78].
Целью политической доктрины Павла I было создание полицейского, бюрократического государства, существование которого невозможно без четкой регламентации всех сторон жизни общества и государства. Это объективно ставило перед Павлом Петровичем проблему реформирования правовой системы России. Реорганизацию права он считал одной из важнейших государственных задач.
Смыслом этой реформы становилось уже не частичное решение разрозненных внутриполитических проблем, но единое общегосударственное урегулирование всего правопорядка. В расстройстве правовой системы Павел Петрович видел еще одну основную причину государственных переворотов.
С целью совершенствования системы права Павел Петрович предполагал провести кодификационную работу. В отличие от Екатерины II, желавшей создать новое Уложение, т.е. осуществить кодификацию в полном смысле этого понятия, Павел Петрович более точно уловил потребность исторического момента. Его кодификационные планы предусматривали скорее не кодификацию (упорядочивание норм права), а консолидацию (упорядочивание нормативных актов). По его мнению, требовалось, не принимая никаких новых законов, лишь соотнести уже действующие нормы с современным «государственным внутренним положением», убрав противоречия, т.е. систематизировать действующее право.
На первом месте среди источников права стоят «фундаментальные законы», которые исполняют роль конституции, фиксируя правовой статус государства и власти. Отсутствие «фундаментальных законов», по мнению Павла Петровича, низводило Россию на уровень азиатской державы.
Наиболее полно логика системы «фундаментальных законов» раскрыта в произведениях Н.И. Панина, прежде всего, в «Рассуждениях о непременных государственных законах», составленных накануне его смерти в 1783 г. и переданных Павлу Петровичу.
Рассуждения эти типичны для XVIII в.:
1. Власть вручается государю единственно для блага народа.
2. Благо может дать абсолютно добродетельный государь.
3. Учитывая естественные для государя как человека слабости, достичь абсолютной добродетели немыслимо.
Отсюда вытекает вывод: государь может достичь блага народа единственным путем - «постановя в государстве своем правила непреложные, основанные на благе общем и которых не мог бы нарушить сам»[4].
Первейшим «фундаментальным законом» выступает положение, что монарх является источником всякой государственной власти. Вторым «фундаментальным законом» был закон о престолонаследии по прямой мужской нисходящей линии. В отсутствии такого закона он видел причину политической нестабильности в России XVIII в. и своего неустойчивого положения.
Согласно политической доктрине цесаревича, законы - это такие государственные установления, которые не должны изменяться ни при каких условиях. В них должны выразиться фундаментальные принципы общественной и государственной организации. Вторая часть законодательства - временные учреждения, т.е. акты подзаконного управления по текущим делам, которые могут при необходимости изменяться или вообще отменяться.
Составленные в позитивном плане законы должны описывать конкретные правоотношения, избегая толкований и исключений. Они должны быть рассчитаны на общедоступное понимание, составлены по возможности просто, четко и конкретно в своих предписаниях и запрещениях. Закон не должен регулировать того, что не может быть оценено с точки зрения морали, в том числе действия. Принципы кодификационной программы, изложенной в политической доктрине Павла Петровича в общих чертах, предполагали разрыв с традицией систематизации правовых норм и даже законотворчества в целом в русском праве.
Определяющим провозглашалось формально-законодательное переосмысление изначально существующей (и познанной законодателем) природы общественных и государственных связей. Кодификационная схема, классификация норм и т.д. должны были соответствовать «естественным» соподчинениям этих связей.
Принципы кодификационной программы Павла Петровича предполагали общее законодательное переосмысление природы общественных и государственных связей в целом. Классификация законов и их система должны были отвечать естественным соподчинениям этих связей.
Создаваемый в ходе консолидации Свод законов должен был включить только законы. Однако как законы, так и указы подлежат непременному исполнению. Всякое проявление воли самодержавного монарха, выраженное в определенной форме, должно служить нормой, исполнение которой является обязанностью каждого верноподданного.
По существу, Павел Петрович изложил идею правовой регламентации самодержавия, которая в следующем столетии вылилась в формулу 47-й статьи «Основных законов Российской империи». Согласно этой статье, Россия управлялась «на твердом основании положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих»[4].
Вступив на престол, Павел I приступил к реализации правовой реформы, входе которой его взгляды претерпели некоторую трансформацию под влиянием исторических условий и состояния предшествующего российского законодательства.
В числе указов, изданных им в день коронации и призванных стать «фундаментальными законами», были «Установление для орденов российских»; Манифест о престолонаследии, Уложение об императорской фамилии, Манифест «О трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика и о непринуждении крестьян к работе в воскресные дни»[2, с.88].
Еще ранее Павел I преобразовал Уложенную Комиссию Екатерины II, поставив в качестве основной цели не создание нового Уложения, а консолидацию предшествующих правовых актов. Указом от 16 декабря 1796 г. «Уложенной комиссии», возглавляемой генерал-прокурором, было поручено собрать из архивов все законы и составить из них три книги законов: уголовных, гражданских и казенных дел. Сенату вменялось в обязанность утверждать эти книги к изданию.
Указом от 30 декабря 1796 г. Комиссия для сочинения проекта нового Уложения была переименована в Комиссию для составления законов Российской империи.
Составляемые Комиссией три книги должны были составить свод действующих законов. Распоряжения же по текущим делам он считал подзаконными актами, хотя они также должны были строго исполняться. Всякое проявление воли самодержавного монарха, выраженное в определенной форме, служит правовой нормой, исполнение которой является обязанностью подданного.
К концу царствования Павла I Комиссия частично справилась со своей работой: практически была завершена работа над книгой гражданских дел и составлены планы книг уголовных и казенных дел. В ходе работы над ними император был вынужден согласиться с мнением Комиссии, что при отсутствии нормативных актов по какой-либо проблеме необходимо создать новые, чтобы восполнить пробел в праве. Однако поскольку она не была еще полностью завершена, новый свод законов не был издан[4].
Таким образом, в политической доктрине Павла I содержался достаточно конкретный кодификационный план, направленный на консолидацию имеющихся правовых актов и создание Свода действующих законов, который он попытался претворить в жизнь. Фактически идеи Павла I и деятельность Комиссию для составления законов Российской империи заложили основы кодификационной работы в первой половине XIX в.
Анализ законотворческой деятельности Павла I после восшествия на трон и особенно коронации, легитимизировавшей божественный статус его власти, позволили сделать вывод, что император стремился распространить свои преобразовательные планы на все социально-политическое пространство России. Он стремился вертикально и горизонтально максимально институализировать систему государственной власти и управления, определить правовой статус основных социальных групп российского общества, поставив под контроль любые возможности социальной мобильности их представителей[4].
Заключение
Таким образом, в целом нельзя назвать политику Павла антидворянской. Напротив, он стремился не допустить в дворянскую среду выходцев из «подлых» сословий, учредил банк для помощи нуждающимся дворянам и т.п. Было бы ошибочно считать всю политику императора абсурдной, тем более что многие из его установлений в политической, социальной и военной области были разумны и пережили самодержца.
В этом ряду: «Учреждение об императорской фамилии» (1797 г.), образование ведомства «уделов», наведение порядка в армии и пр. Кроме того, замысел Павла I состоял в восстановлении теократических принципов легитимизации императорской власти. «Государи Российские суть главою Церкви», — формулировалось в составленном императором указе о престолонаследии[4].
Как и во времена Екатерины II, в правление Павла четко просматривается чередование внутренних реформ и внешнеполитической активности. После выхода из второй антифранцузской коалиции, Павел переориентируется на Францию. Союз с последней, по мнению императора, мог подорвать само существование Британской империи. Именно в этом русле следует рассматривать поход казаков М.И. Платова в Индию.
Список использованной литературы
Скоробогатов, A.B. Цесаревич Павел Петрович: Политический дискурс и социальная практика. - М.: Изд-во РГГУ, 2005 – С.345
Скоробогатов, A.B. Государство и общество в идеологии и политике императора Павла I / Науч. ред. А.Б. Каменский. - Казань: Таглимат, 2004 – С.445.
Сорокин, Ю.А. Исторический портрет императора Павла I. Ю.А. Сорокин. - СПб.: Питер, 2007 – С.200.
http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/NYE/18_19/18_19_3.HTM#Chapter_3
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!