это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1724246
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Загляните в прошлое — славные деяния ваших предков, — это поможет Вам и Вашим потомкам открыть дорогу в будущее.
В. В. НиколаевВ условиях научно-технического прогресса судьба человека перестала считаться чем-то мистическим или паранормальным. С точки зрения современной антропоцентрической парадигмы науки судьба человека рассматривается в качестве социально-психологического феномена. Об этом свидетельствует ряд статей отечественных и зарубежных ученых, посвященный изучению жизненного сценария личности как психологической проблемы.
Актуальной научной проблемой является изучение судьбы человека сквозь призму трансактного анализа. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о взаимосвязи и взаимообусловленности судьбы человека и влияния предков. Если попытаться предельно лаконично сформулировать проблему, вызвавшую огромный научный интерес отечественных и западных исследователей, то она сводится к вопросу о том, насколько человек является свободным в отношении своей судьбы.
1.Теоретические основы изучения судьбы человека
Проблема судьбы человека была освещена в трудах многих отечественных и зарубежных ученых (А. Адлер, Э. Берн, Н. В. Гришина, В.Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, К.Г Юнг и др.).
О некой заданной предопределенности человеческой жизни говорилось задолго до научного осмысления данной проблемы. И предопределенность эта в разные периоды именовалась по-разному: судьбой, роком, фатумом, кармой и др.
На сегодняшний день в науке сложились две диаметрально противоположные точки зрения на феномен судьбы.
Если в отечественной психологической науке судьба рассматривается как социально-психологический феномен, связанный со способностью планирования, конструирования и структурирования жизни (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, И.А. Мизинова, М.В. Розин, З.И. Рябикина, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.), то для ученых, представляющих зарубежную школу психологии, традиционным является положение о бессознательном характере формирования и реализации человеком своего судьбы (А. Адлер, Э. Берн, С. Гроф, A.A. Schutzenberger и др.), т.е. отечественная школа психологии первостепенное значение придает осознанности, а следовательно, возможности выбора человеком своей судьбы. Представители западной науки в большей степени склонны считать, что формирование и реализация жизненного сценария происходят неосознанно, а, следовательно, человек не может в достаточной степени быть хозяином своей судьбы.
2. Понятие жизненного сценария в контексте трансактного анализа
Несмотря на то, что феномен повторяющихся моделей поведения в науке исследуется достаточно интенсивно, тем не менее термин «сценарий» вошел в терминологический аппарат психологической науки сравнительно недавно.
У истоков концепции жизненного сценария стоял американский психолог и психиатр Эрик Берн. В настоящее жизненный сценарий Э. Берна является центральной идеей трансактного анализа.
В концепции Э. Берна жизненный сценарий определяется как «План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала» [Цит. по Арпентьева 2016: 18].
Из вышесказанного вытекает, что жизненный сценарий – это некая бессознательная структура, программа поступательного развития, управляющая жизнью человека и определяющая его поведение в важных жизненных ситуациях.
Трансактные аналитики особое внимание уделяют феномену повторяющегося поведения, которое в рамках трансактного подхода получило название «сценарное поведение».
В работах Э. Берна и его последователей описаны два фактора, наличие которых повышает вероятность «включения» сценарного поведения:
1) ситуация «здесь и теперь» переживается как стрессовая;
2) имеется некоторое сходство между ситуацией «здесь и теперь» и стрессовой ситуацией в детстве, в которой сформировалась программа сценарного поведения.
Признаком сценарного поведения, согласно точке зрения С.Н. Петросьян и З.И. Рябикиной, является «определенная, зафиксированная последовательность мыслей, чувств и действий, которая воспроизводится каждый раз в неизменном виде, в одном и том же порядке» [Петросьян 2016: 128]. Может меняться контекст, обстоятельства и даже содержание ситуаций, но распознаваться и трактоваться личностью они будут всегда схожим образом, соответственно и вести себя человек будет схожим способом. Каждый раз по завершении сценарного цикла (в терминологии Э. Берна) личность делает из состоявшегося события одни и те же выводы, подкрепляет одни и те же когнитивные и эмоциональные установки, способствуя тем самым закреплению модели сценарного поведения.
Таким образом, можно говорить о некоторой устоявшейся модели поведения или схеме действий, которая воспроизводится в ряде аналогичных жизненных ситуаций.
3. Взаимосвязь судьбы человека и влияния предков
В жизни каждого индивида бывают ситуации, когда «память предков» подталкивает к повторению позитивного или негативного опыта: выбор качества жизни, выбор второй половинки, выбор способа смерти и др. Какое на самом деле влияние оказывают предки на судьбу человека? И если подобное влияние на самом деле существует, то как избежать фатальности и суметь обрести настоящую свободу действий?
В распоряжении современных исследователей – широкий арсенал инструментов изучения феномена судьбы. На сегодняшний день представляется возможным анализ связи поколений. Для этого прекрасно подходит метод генограммы, широко применяемый в системной семейной терапии, и позволяющий графически изобразить родовые связи с указанием особенно важных данных: возраст, даты смерти и причина, легенды и мифы, связанные со смертью, разница в возрасте между супругами, количество детей, профессии, болезни и алкоголизм, тюрьмы, репрессии, суициды, инцесты.
Чем больше человеку известно о своем роде, тем больше у него возможностей обращения с этой информацией. Мы полагаем, что сильное Эго (в рамках психоаналитической парадигмы) позволяет человеку брать ответственность на самого себя, за свой род, дает ему множество возможностей переработки прошлого травматического опыта.
Следует отметить, что вопрос о значимости предков в судьбе человека в разных культурах рассматривается по-разному. Например, в России бабушки и дедушки нередко ради сохранения своей жизни и жизни своих потомков бывают вынуждены утаивать и замалчивать факты своей жизни. По мнению многих авторов, призраки прошлого находят свое выражение в симптомах и неясных способах реагирования в тех или иных жизненных ситуациях, тайна рода окутывает потомков шлейфом неизвестных или скрытых фактов.
Семья, в которой тайны и жесткие предписания в виде «кармы» и проклятий передаются из поколения в поколение, называется игрой в «обжигающе горячую картофелину» [Макаров 2008]. Родственники перебрасывают из рук в руки, а удержать, чтобы осмыслить и раскрыть тайну – нет сил, смелости, ведь скрытое очень пугает и страшит. Ребенок, ловя «горячую картошку», верит, что ему удастся избежать трагичной судьбы и злого рока, если он сумеет передать его кому-нибудь другому.
В трансактном анализе такой способ называется сценариями неудачников третьей степени, сверхсценарием или эпискриптом.
Под эпискриптом понимается сценарное послание, передающееся из поколения в поколение. Члены семьи могут сами выполнять, так и передавать своим детям, как эстафетную палочку, надеясь на то, что они сами смогут освободиться от влияния этого послания.
Полученные послания в детстве влияют на индивида до определенного возраста. На сознательном уровне, взрослый родитель совсем не желает передать ребенку послание «Умри!», чтобы прожить самому дольше. При этом, нам известно, что детские решения, находящиеся глубоко в недрах бессознательного, могут реализовываться автоматически, помимо воли.
Эпискрипт или сверхсценарий представляется в двух видах: родовое проклятие или цель. Когда несколько поколений реализуют один и тот же сценарий, стремясь достигнуть материального благополучия, научных открытий, спортивных побед и т.д., то мы говорим о «положительном» сценарии. Если это родовое проклятие, то из поколения в поколение повторяется негативное уничтожающее послание. Послание «Умри!» формируется в аутоагресивные и уничтожающие действия: наркотики, алкоголизм, суицид, экстремальные виды деятельности. Послание «Жертвуй собой» представляется в созависимом и мазохистическом поведении. В первом случае, мы видим поколения алкоголиков, суицидентов, во втором случае, поколения страдающих жен, на долю которых выпала тяжкая судьба.
Феномен замещения в родовых сценариях часто наблюдается, например, в виде замещающего ребенка, который замещает кого-то ушедшего, умершего. Данное поведение трактуется как невозможность прожить горе и утрату, на ребенка проецируются ожидания и незавершенные чувства. Печально, что жизнь такого ребенка не назовешь счастливой, ему приходится нести печать былой утраты и неоправдавшихся надежд.
Почему взрослые родители, передают по эстафете сценарные предписания предков? Что мешает им самим взять в руки «горячий картофель» и столкнуться с фрустрацией? Отвечая на данный вопрос, мы можем увидеть многообразие причинно-следственных связей, детерминантой которой, может являться травмированное, фрустрированное Эго-состояние ребенка. Вследствие этого, взрослый не может справиться со страхом и виной, может лишь отдать другому – своему ребенку. Ведь, чтобы взять на себя «тяжелый крест» рода, нужно иметь сильные Эго-состояния внутри психики.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить значимость влияния родовых сценариев, которые могут быть, как удачные, так и неудачные. Особенно, привлекает внимание эпискрипт неудачных сценариев, с семейной тайной и страшными историями. Чем более закрытая семейная система, согласно концепции семейной системной психотерапии, тем более ригидны и жестки установки [Варга 2012]. При открытой системе есть вероятность «проветривания», свежий воздух разгоняет туман, тайну и мрачность семейного проклятия.
Для корректировки жизненного сценария эффективным представляется метод психодраматического разговора со значимым предком, позволяющий отделить судьбу предка от судьбы потомка, давая право на так называемую автономию жизненного сценария.
Метод реконструкции рода позволяет человеку встретиться почти со всем своим родом. Реконструкция рода в концентрированном виде восстанавливает бессознательную и сознательную информацию, окружающую человека, особую энергетику, где функционирует семейная система.
Таким образом, осмысление вопроса о влиянии предков на судьбу человека в контексте трансактного анализа открывает обширную область для исследования, анализа, новых вопросов и ответов. Сужая свой исследовательский интерес и отвечая на поставленный основной вопрос о возможностях изменения влияния предков на судьбу человека, необходимо отметить основные составляющие:
- знание родовой истории
- собственный исследовательский интерес
- тип семейной системы
- сильное Эго.
К сожалению, жизнь и внутренняя психика не может предложить все богатство возможностей, что может сделать человек, не обладающий вышеперечисленными характеристиками. Мы полагаем, что мотивация и желание избавиться от влияния предков на собственную судьбу могут привести человека в кабинет психотерапевта или заняться самостоятельной исследовательской работой, на которую, пожалуй, нужно много лет и терпения.
Заключение
Анализ и осмысление изучаемой нами научной проблемы позволяет прийти к следующим выводам:
Жизненный сценарий является устойчивой бессознательной структурой, определяющей многие способы реагирования субъекта, решение нестандартных задач, возможности установления социальных контактов, формирование когнитивных стратегий и психических установок;
Доказательная база взаимообусловленности судьбы человека и влияния предков, на наш взгляд, достаточно слаба. В этой связи мы смеем предположить, что человек обладает всеми возможностями коррекции своего жизненного сценария;
Современная наука располагает широким спектром способов корректировки жизненного сценария личности, применение которых будет способствовать гармонизации психического здоровья субъекта;
Для анализа семейных тайн, изучения семейной истории, исследования влияния предков на судьбу человека эффективным считаем использование интегративного подхода, основанного на синтезе системной семейной терапии, психодрамы, трансгенерационного подхода и трансактного анализа.
Мы полагаем, что любая отдельно взятая проблема будет решаться эффективнее при условии ее рассмотрения в контексте истории личности и истории рода и семьи.
Литература
Арпентьева М.Р. Жизнеутверждающий потенциал семьи и личности: формирование, развитие, восстановление / М.Р. Арпентьева // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: коллективная научная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 414 с. С. 17-56
Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ, восточная версия. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 399 с.
Петросьян С.Н., Рябикина З.И. Современные подходы к проблеме жизненного сценария личности как социально-психологического феномена // Журнал Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: ПедагогикаN и психология. N3 (183). 2016. С. 123-134
Системная психотерапия супружеских пар. Варга А.Я. (научный редактор и составитель) М.: «Когито-Центр», 2012. – 342 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!