это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1724267
200 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Сущность высшего образования в современном мире 4
1.1. Понятие высшего образования 4
1.2. Субъекты и объекты высшего образования 7
1.3. Цели, функции и принципы высшего образования 9
2. Роль и место высшего образования в современном мире 14
2.1. Система высшего образования в современном мире 14
2.2. Значение высшего образования в современном мире 17
2.3. Факторы, определяющие современные требования к высшему
образованию 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном
обществе высшее образование стало одним из самых обширных областей
человеческой деятельности. В нем занято более миллиарда студентов и почти
50 миллионов учителей.
В любой сфере деятельности, в любой социальной структуре всегда
нужны образованные, компетентные люди и квалифицированные
специалисты. Неважно, в какой области человек работает. Если человек не
образован, то ему отдают меньше предпочтений. Например, люди не будут
доверять свое здоровье врачу, который не имеет специального медицинского
образования. Сейчас грамотные и образованные люди в области экономики и
политики особенно востребованы. Везде требуются специалисты с высшим
образованием.
Цель данной работы – изучить роль высшего образования в
современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Дать определение понятию высшего образования.
2. Рассмотреть субъектов и объектов высшего образования.
3. Охарактеризовать цели, функции и принципы высшего образования.
4. Изучить систему высшего образования в современном мире.
5. Рассмотреть значение высшего образования в современном мире.
6. Выявить факторы, определяющие современные требования к
высшему образованию.
1. Сущность высшего образования в современном мире
1.1. Понятие высшего образования
Одним из основных моментов в формировании личности, ее
социализации, формировании полноправного члена общества является
образовательный процесс. В самых общих чертах, образование определяется
как процесс и результат усвоения систематических знаний, навыков.
Концепция образования очень сложна и многогранна. Есть много его
определений. Согласно педагогическому энциклопедическому словарю,
высшее профессиональное образование является уровнем квалификации по
специальности, получаемой в высших учебных заведениях (университетах)
на основе полного среднего образования, формально подтвержденной
дипломом об окончании. Опять же, более полное определение дает
психолого-педагогический словарь. Высшее образование:
- образование, содержание которого ориентировано на подготовку
работников сложных видов труда, выполнение функций управления
технологическими системами и группами людей, а также на подготовку
квалифицированных педагогических и научных работников;
- уровень образования, полученный на базе среднего образования в
высших учебных заведениях и подтвержденный официально признанными
документами (дипломами, аттестатами и т. д.).
Высшее образование - это уровень подготовки
высококвалифицированных кадров, обладающих знаниями и практическим
опытом по изучаемому профилю подготовки по различным дисциплинам:
промышленность, экономика, право, социальная сфера и др. в высших
учебных заведениях.
Высшее учебное заведение (университет) - это учебное заведение,
имеющее статус юридического лица, которое обеспечивает высшее
профессиональное образование, выпускает высококвалифицированных
специалистов и осуществляет научную деятельность.
Высшее образование - это результат усвоения такого сочетания
систематизированных знаний и навыков деятельности, которое позволяет
специалисту самостоятельно решать исследовательские и практические
задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и
техники. Специфика высшего образования заключается в непосредственном
взаимодействии образования и научной деятельности, преподавании учебных
дисциплин на уровне, максимально приближенном к современным
достижениям науки и практики, повышении требований к социальной и
гражданской и деловой подготовке выпускников.
В соответствии с последним российским законодательством
выделяются три уровня высшего образования:
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специальность, магистратура;
- высшее образование - подготовка высококвалифицированных кадров.
Бакалавриат - это законченное высшее образование. Абитуриенты на
программы бакалавриата могут быть обладателями среднего общего или
среднего профессионального образования. Обучение длится 4 года и
предполагает общую фундаментальную подготовку. Чтобы поступить в
университет, необходимо написать заявление в приемную комиссию
учреждения и представить паспорт и справку или диплом об окончании
школы или колледжа, результаты экзамена. По окончании бакалавриата
студенты защищают свою квалификацию выпускной работы. По его
результатам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации
(«Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право
работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Специалитет - в отличие от программ бакалавриата, специальные
программы ориентируют студентов на практическую работу в отрасли в
выбранном направлении. Они получают обладателей среднего общего или
среднего профессионального образования. Чтобы поступить в университет,
необходимо написать заявление в приемную комиссию учреждения и
представить паспорт и справку или диплом об окончании школы или
колледжа, результаты экзамена. Обучение длится не менее 5 лет. По
результатам экзаменов и защиты диссертации выдается диплом специалиста
с указанием присвоенной квалификации. Выпускники по специальности
имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить
обучение в магистратуре или аспирантуре.
Магистратура - позволяет углубить специализацию в выбранном
направлении. Бакалавры и специалисты могут подать заявку на магистерские
программы. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает
подготовку студента к исследовательской деятельности. Выпускники
защищают свою дипломную работу (магистерскую диссертацию), в
результате которой выдается диплом магистра и присуждается квалификация
«магистр». Аспиранты имеют право на профессиональную деятельность и
могут продолжить обучение в аспирантуре.
Аспирантура - это форма подготовки научно-педагогических кадров.
Аспиранты или выпускники могут поступить в аспирантуру. Образование
включает в себя учебную часть, педагогическую деятельность, практику,
научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное
направление, тему исследования для своей диссертации. Очное обучение
длится не менее 3 лет, заочное обучение - не менее 4 лет. Выдается диплом
об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь»,
«Учитель-исследователь»). По результатам защиты диссертации
присваивается степень кандидата наук - первая степень, официально
подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук принимаются до степени
доктора наук (вторая степень, подтверждающая статус ученого),
присуждается по результатам защиты докторской диссертации.
1.2. Субъекты и объекты высшего образования
Как и любая система, образование имеет субъект и объект, которые
играют определенную роль в образовательном процессе и тесно
взаимодействуют друг с другом.
Субъект образовательного процесса является носителем инициативы, т.
е. индивидуумом или группой лиц, обладающих определенными знаниями и
вовлеченными в привлечение их к объекту образовательного процесса.
Субъект является активным участником образовательного процесса.
Субъект образовательного процесса должен:
- быть в курсе целей обучения и знать гуманитарный подход к
окружающей среде;
- знать подходы к формированию и совершенствованию культуры
образования, цели и задачи, а также методы воспроизводства культуры в
системе образования, знать стандарты образовательного процесса и основные
способы передачи образовательной информации;
- владеть навыками построения образовательного процесса, грамотного
распространения информации, адаптации к окружающей действительности с
целью обеспечения эффективности обучения и уметь анализировать
результаты образовательного процесса.
В своей деятельности субъект образовательной системы должен
ориентироваться на следующие задачи:
- развитие собственного стимула к работе;
- выработка навыков следования образовательным стандартам и
правилам, выполнения заданий;
- совершенствовать свои навыки и изучать тематический материал;
- быть заинтересованым в своей деятельности и выбирать профессию,
осознавая все ее положительные и отрицательные стороны.
Таким образом, субъектами системы образования являются учителя и
ученики. Каждый играет свою функциональную роль.
Объектами образования являются различные ресурсы, которые
используются субъектами для достижения образовательных целей. Объекты
образовательного процесса включают учебные программы, материальную
базу, методы обучения, стандарты обучения, инструменты, используемые для
организации процесса, и способы взаимодействия участников
образовательного процесса.
Преподаватель как субъект образовательной системы. Выбор
профессии преподавателя должен быть четким и осознанным. Каждый
учитель должен иметь четкую социальную и профессиональную позицию.
Он должен иметь сочетание волевых, умственных и чувственных отношений
с миром и выбранной профессией. Мировоззрение и идеалы учителя должны
отражать цели и задачи образования.
В своей деятельности учитель должен занимать активную позицию.
Публичные взгляды учителя нередко отождествляют его
профессиональную позицию. Учитель должен быть:
- информатор;
- друг, чтобы поддержать студента или помочь сделать правильный
выбор, сделать вывод, принять решение;
- как диктатор, когда он пытается донести до учащихся понимание
норм и ценностных ориентаций;
- вдохновлять студентов и участвовать в учебном процессе;
- советник, при применении спокойного уговора;
Любая роль учителя может привести как к положительным, так и к
отрицательным результатам. Это зависит от личности учителя и его
профессиональной позиции.
Обучающий как субъект образовательной системы. Чтобы учащийся
стал активным субъектом образовательного процесса, он должен уметь
организовывать свою работу, составлять планы, конкретизировать
образовательные действия, выбирать и реализовывать те действия, которые
будут продуктивными в образовательном процессе. Студент должен умело
составить программу для реализации выбранных образовательных
мероприятий на конкретном учебном материале и организовать примеры для
их формирования.
Главной особенностью учителя как субъекта образовательной системы
является его способность следовать всем формам обучения и выполнять все
его формы. Формирование ученика как субъекта образовательного процесса
не происходит одновременно, но представляет собой длительный процесс
тесного сотрудничества между учителем и учеником, который имеет
адресный характер.
Формирование студента как субъекта образовательной системы
происходит в несколько этапов:
- адаптация к условиям учебного заведения, ознакомление с их
требованиями и особенностями;
- активное выполнение социальной роли - это разработка программы
деятельности и поведения, основанной на целях и мотивах;
- процесс самореализации - собственные навыки и качества становятся
сфокусированными;
- разработка программы профессионального развития - учитель
начинает проявлять субъективность, превращая свои качества, знания и
навыки в качества, необходимые для профессиональной работы и жизни в
обществе.
1.3. Цели, функции и принципы высшего образования
Высшее учебное заведение ставит в своей деятельности не только
образовательные, но и воспитательные цели, исходя из приоритета
общечеловеческих и нравственных ценностей. Университет обязан
содействовать развитию социально-образовательной составляющей
образовательного процесса, в том числе развитию студенческого
самоуправления, участию студентов в работе общественных организаций,
спортивных и творческих кружков, научных студенческих обществ.
Основные задачи высшего образования:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии путем получения высшего и (или)
последипломного профессионального образования;
- развитие науки и искусства через научные исследования и
творческую деятельность научно-педагогических работников и студентов,
использование результатов в образовательном процессе;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с
высшим образованием и научно-педагогических работников высшей
квалификации;
- формирование у студентов гражданства, умения работать и жить в
современной цивилизации и демократии;
- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных
ценностей общества;
- распространение знаний среди населения, повышение его
образовательного и культурного уровня.
Высшее образование выступает как социальный институт в системе
общества. Поэтому его функции следует рассматривать как в прямом, так и
косвенном влиянии на все аспекты развития как личности, так и общества.
Более того, представляется, что, поскольку в конечном итоге эти функции
отражаются в деятельности человека, социальных групп, слоев и классов,
выполнение функций высшего образования можно оценить только на основе
анализа этой деятельности.
По всей видимости, целесообразно ориентироваться на следующие
функции высшего образования:
1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных
обеспечить научно-технический прогресс. В противном случае мы можем
назвать эту образовательную функцию, которая включает в себя развитие
личности;
2) научная функция: развитие науки и искусства, создание новых
знаний;
3) повышение квалификации, переподготовка специалистов;
4) высшее образование выступает как один из факторов формирования
высокой политической культуры и активности личности, а также как фактор
формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает
активную жизненную позицию личности;
5) наконец, система высшего образования является одним из
важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в
конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности
специалиста является непрерывным, поэтому мера комплексности является
мобильной. Вероятно, существуют определенные специфические
исторические уровни всестороннего развития личности.
Как и любая другая деятельность, образование основано на
определенных принципах. Принципы обучения включают в себя:
- демократия, свобода и плюрализм образовательной сферы (равенство
членов общества перед образованием, то есть его доступность);
- гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах
обучения и воспитания (смысловой акцент в образовании переносится с
развития внешнего, направленного на внешний мир и подразумевающего его
подчинение и потребление, на внутреннее развитие, развитие самого
человека, его высших духовных потребностей. Гуманизация образования -
это принцип и объективная тенденция, направленные на создание условий
для реализации «человеческой» функции образования, преодоления
отчуждения человека от истинных общечеловеческих ценностей, допущения
которых являются гуманистическая направленность познавательных целей и
средств всех дисциплин, раскрытие антропоморфного характера их
концептуального аппарата;
- мобильность системы образования, научная обоснованность,
индивидуальность и вариативность его технологий;
- непрерывность образования и его адаптируемость к динамически
меняющимся условиям жизни и потребностям общества (в современном
мире знания быстро меняются, устаревают и теряют свою актуальность,
поэтому специалисты, отвечающие заявленным требованиям работодателей,
должны поддерживать свои знания на требуемом уровне, т.е.
самообразование и повышение квалификации);
- преемственность и культуроподобные процессы обучения и
воспитания;
- автономия образовательных учреждений (вопросы, касающиеся
содержания образования, методики преподавания, кадрового обеспечения,
учебных заведений решаются самостоятельно, государство обеспечивает
финансирование и создание условий для их деятельности);
- адресность и доступность образовательных услуг;
- единство образовательного пространства на федеральном и мировом
уровнях.
Подласый И.П. выдвигает на первый план принципы образования,
такие как:
- гуманность (обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей и
здоровья человека, свободное развитие личности);
- научность (проявляется в соответствии с последними достижениями
научного, социального и культурного прогресса, предложенными для
изучения знаний);
- последовательность (состоит в планировании контента, развитии по
восходящей линии, где каждое новое знание основывается на предыдущем и
следует из него);
- историзм (означает воспроизведение в истории курсов развития
определенной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с
изучаемыми проблемами деятельности ученых);
- систематичность (включает рассмотрение изученных знаний и
сформированных навыков в системе, построение всех учебных курсов и
всего содержания обучения как систем, которые являются частью друг друга
и в общей системе человеческой культуры);
- связь с жизнью (как способ проверить эффективность изучаемых
знаний и сформированных навыков и как универсальное средство
закрепления образования реальной практикой);
- соответствие возрастным способностям ученика (если материал
слишком легкий, знания и когнитивные силы растут медленно,
непропорционально их возможностям);
- доступность (определяется структурой учебных планов и программ,
способом экспонирования научных знаний в учебных книгах, а также
порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных
понятий и терминов).
2. Роль и место высшего образования в современном мире
2.1. Система высшего образования в современном мире
В США высшие учебные заведения делятся на две большие группы:
университеты, а также начальные и общественные колледжи. Категория
университетов включает в себя: интегративные университеты, в которых
проводятся исследования и преподавание; колледжи гуманитарных наук, где
они ограничены академическим образованием; профессиональные вузы,
прежде всего медицина и юриспруденция. Университеты являются самыми
престижными университетами и представляют собой двухступенчатые вузы
(бакалавриат). Колледжи обычно специализируются на предоставлении
степени бакалавра.
Право поступить в вуз зарезервировано только тем, кто закончил 12
классов средней школы и имеет соответствующий диплом. Процедура
приема абитуриентов состоит из нескольких этапов. Обычно они отправляют
ответы на стандартные тесты по почте в университет. Получив оценки, вы
можете отправлять сертификаты о них и другие документы в несколько
вузов. При поступлении учитываются не только академические достижения.
Рассматриваются различные типы документов и рекомендаций - от местной
церкви, полиции, соседей, органов власти, отчетов о школьных экзаменах,
спортивных показателей и т. д. Возможны собеседования.
Так называемые кооперативные программы широко распространены,
когда студенты одновременно получают академическое образование и
работают в промышленных и других компаниях.
В Германии университеты являются основой высшего образования.
Наряду с ними существуют специализированные университеты, высшие
школы искусств, менеджмент, теологический, педагогический университеты
и т. д. Успешные выпускники гимназий и других средних школ аналогичного
уровня обычно принимаются в учебные заведения университетского типа.
Прием осуществляется на основании конкурса сертификатов общего
образования или путем сдачи экзаменов, собеседований, тестирования. По
ряду специальностей прием ограничен квотами: медицина, ветеринария,
архитектура, управление бизнесом, психология. В этом случае
предусмотрена специальная процедура отбора претендентов. При
поступлении в высшие художественные школы должны быть представлены
сертификаты о соответствующей подготовке или продемонстрированы
художественные способности. Можно поступить в специальные
университеты без экзаменов, имея диплом средней профессиональной школы
или пройдя собеседование или тестирование.
В Китае высшие школы делятся на университеты и другие
университеты: технические, сельскохозяйственные, лесные, медицинские и
фармацевтические, филологические, финансовые, политические и
юридические, спортивные, художественные, педагогические и т. д. Китай
сталкивается с определенными проблемами в сфере высшего образования:
напряженность в финансовой сфере охрана, трудоустройство выпускников.
Система, которая отвечает вызовам рыночной экономики и автономии
университетов, сформирована не полностью. Проблемы повышения качества
образования и внедрения новых гибких программ, предусматривающих
более раннюю специализацию студентов, вышли на первый план.
В Японии около 600 университетов, в том числе 428 частных. Помимо
университетов, в высшие учебные заведения также входят младшие и
технические колледжи. Университеты в основном обеспечивают
академическое образование. В младших и технических колледжах основное
внимание уделяется профессиональной и практической подготовке.
Университеты делятся на несколько категорий: комплексные - со многими
факультетами, системой третьего цикла; смешанный - с небольшим
количеством факультетов; моно-университеты с одним факультетом или
областью образования; женские университеты. Реформы предусматривают
укрепление стандартизации, совершенствование программ, методов
обучения; совершенствование контроля качества, в частности, через систему
самопроверки учебной работы. Поиск новых типов высших учебных
заведений продолжается. Так, создан Университет в эфире. Он организует
лекции по радио и телевидению. Учителя дают советы в учебных центрах.
После пяти лет обучения и успешных экзаменов студенты получают степень
бакалавра.
В последние десятилетия система высшего образования Российской
Федерации находится в процессе непрерывного реформирования. Причиной
этого является необходимость постоянного развития общества, а именно
совершенствования интеллектуального ресурса человека, который является
основной составляющей социально-экономического благосостояния
государства.
Российская Федерация приняла участие в Болонском процессе в 2003
году, и этот шаг стал основным на пути к созданию новой системы высшего
образования, отвечающей всем нормам и стандартам, принятым в
европейских странах. Так, вузы страны имеют возможность разрабатывать
собственные образовательные программы с учетом требований и стандартов,
ориентированных на мировой рынок труда: многоуровневый
образовательный процесс, его переориентация на формирование
необходимых компетенций, обеспечение академической мобильности
студентов, и т.п.
Высшее образование Российской Федерации, опираясь на
территориальные, геополитические, интеллектуально-демографические,
научные и технико-технологические ресурсы страны, обладает мощным
потенциалом для повышения качества и значительными перспективами
дальнейшего развития.
2.2. Значение высшего образования в современном мире
В современном мире значение образования как важнейшего фактора
формирования нового качества экономики и общества возрастает вместе с
растущим влиянием человеческого капитала.
В настоящее время образование продвигается на первое место среди
факторов человеческого развития. Роль знаний в экономическом развитии
стран мира быстро растет, опережая важность средств производства и
природных ресурсов.
По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной
экономике составляет 16% от общего богатства каждой страны, природный -
20%, а человеческий капитал - 64%. В таких странах, как Япония и Германия,
доля человеческого капитала составляет 80% национального богатства. В
настоящее время ценности создаются за счет повышения
производительности и использования инноваций, то есть применения знаний
на практике. Экономическое процветание все больше зависит от способности
приобретать новые знания и применять их в жизни.
Проблемы сферы образования так или иначе затрагивают практически
всех членов нашего общества. Интерес, проявленный различными
социальными группами к проблемам образования, также понятен, поскольку
именно через образование решаются наиболее важные социальные
проблемы, такие как:
- социальная мобильность общества - повышение социального статуса
через образование и успех личности через карьеру;
- занятость и условия поиска работы на рынке труда;
- уровень дохода и др.
Высшее образование выполняет в обществе два типа взаимосвязанных
функций:
- функция воспроизводства, направленная на воспроизводство
культуры, социального опыта и методов деятельности в новых поколениях
людей;
- функция развития, направленная на развитие как личности человека,
так и общества в целом.
Мир сегодня объединяет усилия в области образования для решения не
только локальных, но и глобальных проблем человечества:
1. Межсоциальные проблемы - сдерживание распространения ядерного
оружия и предотвращение новой мировой войны, гармонизация
экономических отношений между развитыми и отстающими странами,
борьба с терроризмом и т. д.
2. Проблемы, порождаемые взаимодействием общества и природы -
предотвращение деградации природной среды, обеспечение
продовольствием быстро растущего населения планеты и т. д.
3. Проблемы взаимоотношений человека и общества - преодоление
кризиса здоровья, вызванного как экономическими, так и социокультурными
факторами (наркомания, алкоголизм, стресс), сокращение роста числа людей
с физическими и умственными недостатками, которые угрожают генофонду
человечество.
Также можно определить социальную значимость образования по
следующим факторам:
- понимание большей частью общества того, что сегодня высшее
образование становится как бы базовым, минимально необходимым для
творческой деятельности, которая приносит наибольшее удовлетворение
человеку;
- повышение в глазах многих людей ценности образования для
саморазвития, обретения самооценки и самооценки, расширения круга
общения между людьми путем понимания людей другого культурного
менталитета.
К числу основных современных тенденций мирового развития,
вызывающих существенные изменения в системе образования, относятся:
- ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость
подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу,
значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в
связи с чем особое значение приобретают факторы общительности и
толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть
решены только в результате сотрудничества в рамках международного
сообщества, что требует формирования современного мышления среди
молодого поколения;
- демократизация общества, расширение политического и социального
выбора, что обусловливает необходимость повышения уровня готовности
граждан к такому выбору;
- динамичное развитие экономики, усиление конкуренции, сокращение
масштабов неквалифицированной и неквалифицированной рабочей силы,
глубокие структурные изменения в сфере занятости, которые определяют
постоянную потребность в профессиональном развитии и переподготовке
работников, рост их профессиональной мобильности;
- рост стоимости человеческого капитала, который в развитых странах
составляет 70 - 80% национального богатства, что приводит к интенсивному,
ускоренному развитию образования как молодежи, так и взрослых.
Образование является одним из оптимальных и интенсивных способов
для человека войти в мир науки и культуры. Именно в процессе воспитания
человек осваивает культурные ценности. Содержание образования
извлекается и постоянно пополняется из культурного наследия разных стран
и народов, из различных отраслей постоянно развивающейся науки, а также
из человеческой жизни и практики. Мир сегодня объединяет усилия в
области образования, стремясь обучить гражданина мира и всей планеты.
Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому
мировое сообщество предъявляет требования к формированию глобальной
стратегии человеческого образования (независимо от места и страны
проживания, типа и уровня образования).
Образование - это процесс передачи знаний и культурных ценностей,
накопленных поколениями.
2.3. Факторы, определяющие современные требования к высшему образованию
На современном этапе развития глобализации переход к новой
экономике, основанной на знаниях, был четко определен. Принципиально
новым в новой экономике является потеря доминирующей роли финансового
капитала в создании материальных благ. Интеллектуальный и социальный
капитал начал играть решающую роль. Чтобы повысить интеллектуальный
уровень населения, необходимо изменить требования к образованию, которое
в основном формирует человеческий капитал.
В новых условиях требуется новый тип образования. В школе и
университете надо учить прежде всего творческому подходу. Истинно
современное образование включает в себя три элемента: формирование
творческой личности, обучение и воспитание. Только в этом случае новый
тип работников будет играть все более важную роль в государственном
аппарате и экономике: интеллектуальные работники. Это те умственные
работники, которые могут и хотят создавать новые вещи (новаторы). Они не
просто исполнители, а создатели. Сегодня качественное образование
становится высшим приоритетом для государства.
Каковы наиболее важные факторы, определяющие требования
современного образования? Прежде всего, переход на новую, шестую
технологическую структуру. Приоритетами нынешнего пятого
технологического уклада были телекоммуникации, интернет и электроника.
Новая технологическая структура предполагает переход к биотехнологии,
нанотехнологии, искусственному интеллекту, а также особую роль
инвестиций в человека. Эта структура предполагает систему образования
нового уровня. Это новая фаза развития цивилизации - фаза информационной
цивилизации. Главное - это создание и развитие системы накопления и
перевода в будущее информации, то есть системы образования.
Российские ученые говорят об очень быстром переходе мира в шестой
технологический режим - в 2015–2020 гг. Это качественный скачок в
развитии, который будет иметь серьезные последствия. Эффективность
производства и производительность труда резко возрастут, равно как и спрос
на сырье, энергию и рабочую силу. Миллионы людей, работающих в старых
отраслях, станут ненужными. Именно образование призвано в этих условиях
дать людям новые компетенции, которые будут востребованы в условиях
шестого технологического уклада.
Вторым фактором, определяющим новые требования к образованию,
является развитие инновационной экономики. Это новый тип экономики,
который отличается от традиционного за последние 300 лет. В частности,
меняется понятие экономических ресурсов. Классическая экономическая
теория рассматривает труд, капитал, землю и предпринимательство как
ресурсы. В случае с инновационной экономикой ситуация иная. Речь идет не
только о работе, но о работе высококвалифицированных рабочих. Уже
сегодня решающую роль в обществе и экономике играют работники нового
типа - интеллектуальные работники. Даже в лучших компаниях они
составляют меньшинство (12-15%), однако от их работы зависит не только
конкурентоспособность, но и само существование компаний в условиях
глобализации.
Сегодня ресурс инновационной экономики - это идея. Я думаю, что
идея является основным ресурсом. Труд и капитал в инновационной
экономике появляются только после возникновения идеи. Итак, сначала
возникла идея мобильной связи, затем было создано производство, которое
воплотило эту идею в реальных мобильных телефонах.
Примером успешного развития новой модели образования является
Китай. Именно уровень образования позволил поставить новую задачу для
экономики страны. На сессии Всекитайского собрания народных
представителей в 2010 году была поставлена задача: перейти от «китайского
сборочного производства» к «китайскому творчеству», то есть создавать
собственные бренды и разрабатывать свои собственные инновации. Уже
появились популярные автомобильные бренды, китайские технологии
становятся все более качественными. Китай разработал истребитель
четвертого поколения Цзянь-20, так называемый «самолет-невидимка». В
Китае расходы на науку растут в течение 10 лет подряд более чем на 20%
ежегодно. Из-за высокого уровня образования в Китае, есть кто-то, чтобы
работать в научной сфере, создавать новые продукты и услуги.
Правительство КНР подчеркивает: «Основой экономики знаний является
образование. В современном мире движущая сила экономики - конкуренция -
все больше сводится к конкуренции знаний ».
Руководство страны поставило перед собой цель: в 2020 году
китайские университеты должны войти в десятку лучших учебных заведений
планеты. Сегодня Китай занимает 30 позиций в списке 100 ведущих
университетов мира. Государство щедро финансирует университеты: бюджет
среднего китайского института составляет 120 миллионов долларов (для
сравнения, в России бюджет в 40 миллионов долларов считается большим),
бюджет крупных университетов КНР в 2–2,5 раза больше.
Одним из важных результатов развития образования в Китае является
растущая привлекательность обучения в китайских университетах. Долгое
время для китайцев считалось модным учиться на Западе или в Японии. В
2007 году произошел перелом: китайский диплом начал входить в моду.
Сейчас это ценится больше, чем диплом западных университетов, за
исключением пятерки ведущих американских университетов.
Важнейшим фактором, определяющим современные требования к
образованию, является потребность не только в производительности труда,
но и в творчестве. Уже сегодня тот, кто наилучшим образом раскрывает
творческий потенциал сотрудников, побеждает в конкурсе. Конечно, школа
может сформировать или разрушить этот потенциал. Творче
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!