это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1728760
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является важным периодом в жизни каждого человека. Он сопровождается разнообразными психологическими процессами, которые зачастую носят проблемный характер. Прежде всего, это связано непосредственно с изменениями, происходящими в жизни подростков, а также преобразованиями в физическом и духовном плане. С данными проблемами сталкиваются не только сами подростки, но и их родители, которые могут ощущать тяжесть в воспитании детей такого возраста.
Подростковый возраст представляет собой период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. По хронологии границы не являются фиксированными. Данному возрасту отводится период от 11-12 до 15-16 лет.
Подростковый возраст считается довольно-таки необычным и интересным периодом для изучения. Успешность работы со школьниками полноценным образом имеет зависимость от учета их возрастных психологических особенностей. Подростковый возраст заслуженно считается переломным периодом. Многие исследователи и специалисты данной области считают такой возраст переходным, поскольку в течение данного периода происходит в некотором смысле переход от ребенка к взрослому. Подростковый возраст представляет собой и перестройку психических процессов, личности школьника в целом, организации его деятельности, изменение взаимоотношений со всеми. Трудности, которые могут встречаться в учебно-воспитательной работе с подростками, обусловлены следующими причинами:
1. Недостаточное знание особенностей психического развития в данном возрасте.
2. Намеренное игнорирование особенностей развития подростка.
3. Применение для работы с подростками таких методов, которые не подходят для их возрастных особенностей .
Кроме того, подростковый возраст является более сложным для обучения и воспитания, нежели младший и старший возрасты. Причина заключается в том, что ребенок превращается во взрослого человека (переход на более высокий уровень психического развития). Это является сложным процессом, поскольку он имеет связь с существенной перестройкой психики и ломкой старых, уже сложившихся форм отношений с людьми, а также изменением условий жизни и деятельности. Подросток может становиться невнимательным, раздражительным, ему не интересен объясняемый материал в школе и советы от родителей. Он начинает думать, что стал уже взрослым и может самостоятельно отвечать за свои действия, решать свои проблемы. Однако, если смотреть на его прошлый опыт, с уверенностью можно заключить, что это ещё ребенок, который ранее беспрекословным образом принимал требования взрослых, а теперь относится к ним критически, считая, что все указания должны быть полноценно аргументированы и убедительны. У подростка появляется свое мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, а также необъяснимая обидчивость. Именно такое подобное поведение может частым образом приводить к конфликтам подростка с взрослыми людьми.
Главная сложность заключается в осознании важности в изменении привычных методов обучения и воспитания, изменении форм воздействия на подростка (поощрение активности, проявление лояльности при допущении ошибок и т.д.).
Подросток заново открывает свой внутренний мир, у него появляются проблемы самосознания и самоопределения. Поиск смысла жизни и стремление узнать самого себя приобретают тесную связь. Кроме того, ребенок начинает познавать свои новые способности и потребности, пытается установить взаимоотношения со сверстниками. Единственной реальностью, которую он осознает, является внешний мир, куда он проецирует собственную фантазию. Для него окружающий мир становится одной из возможностей субъективного опыта. Подросток начинает погружаться в себя и оставаться наедине со своими переживаниями. Он начинает познавать свои новые чувства, переосмысливать эмоции. Любая информация может мотивировать ребенка к интроспекции и анализу своих проблем. Открытие собственного внутреннего мира является важным и интересным событием в жизни подростка, но вместе с этим оно вызывает множество тревожных и драматических переживаний. Подростковое «Я» становится диффузным, совсем неопределенным. Зачастую оно переживается как смутное беспокойство или чувство пустоты внутри себя, которую хочется чем-либо заполнить. Отсюда возникает потребность в общении и вместе с этим увеличивается избирательность общения, растет потребность в уединении. Сознание собственной особенности, непохожести на остальных вызывает у подростка чувство одиночества или его страх.
Ребенок начинает отождествлять себя с групповым понятием «мы» - сверстниками своего пола, однако данный образ может совсем не совпадать с действительностью.
Кроме того, множеству старших подростков характерно преувеличение своей неповторимости и уникальности, которое в результате проходит через неопределенное время. Подросток понимает, что он отличается от других, но вместе с этим является связанным с обществом, что на них также стоит обращать внимание. Пока подросток не приходит к такому пониманию, он как бы открывает для себя одиночество. Так, он может начать думать о конечности собственного существования и о смерти. Это существенная проблема подросткового кризиса. Не все склонны к такой рефлексии, и возникает другое чувство – подросток пытается не замечать, как проходит время, и поэтому чувствует себя слишком молодым, то наоборот очень старым и уже всё повидавшим. Такие представления являются, несомненно, субъективными.
Также стоит отметить, что подросток придает существенное значение своей внешности. Зачастую ребенок может считать себя не достаточно красивым, он не доволен своим телом, которое именно в данном периоде начинает изменяться. Так называемые эталоны красоты у подростка являются завышенными, которым он не сможет соответствовать, даже если приложит все усилия к этому. Данная проблема уходит с взрослением.
Так, подростковый возраст является довольно сложным периодом, состоящим из различных особенностей, через которые должен пройти каждый человек.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современное время вопрос самоутверждения детей подросткового возраста считается одной из острых проблем как для родителей, педагогов и психологов, так и для всего общества в целом. Данная проблема также является актуальной, поскольку в настоящее время в школах участились случаи жестокости и излишней агрессии подростков по отношению к взрослым и сверстникам.
Цель данной работы заключается в полноценном изучении психологических особенностей самоутверждения детей в подростковом возрасте.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить психологические особенности подросткового возраста.
2. Рассмотреть сущность процесса самоутверждения подростков.
3. Ознакомиться с видами самоутверждения в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей стратегий самоутверждения подростков.
5. Описать анализ результатов исследования особенностей самоутверждения подростков.
6. Выявить стратегии самоутверждения подростков.
Психологические аспекты в самоутверждении подростков освещались многими авторами и специалистами данной области: Аршинцева Н., Ньюфелд, Г., Федосенко, Е. В., Питер, Б. и др.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения в области психологии, отраженные в трудах различных авторов (Леванова, Е. А., Кружалова, А., Торшилова, Е. и т.д.). Тема является полноценно изученной и обеспеченной необходимыми источниками для исследования.
Исследование имеет значительную практическую значимость, поскольку изучение психологических особенностей самоутверждения детей подросткового возраста необходимо для возможности дальнейшего исследования данной темы. Кроме того, рассмотрение данных проблем будет способствовать более ясному пониманию поведения подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и педагогика / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. - 584 с.
2. Акатов Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева, Н.М. Россинская // Ученые записки Курского государственного университета. - 2014. - № 2 (30).
3. Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход / Л.И. Акатов. - Курск: КГУ, 2009. - 264 с.
4. Антонова Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2011. - № 2.
5. Аршинцева, Надежда Стратегии самоутверждения подростков: моногр. / Надежда Аршинцева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 827 c.
6. Белинская, Е. П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности / Е. II. Белинская //Психологические исследования. — 2014. — Т. 7. — № 36.
7. Богатырева, Т. Л. Практическому психологу. Цикл занятий с подростками 10-12 лет / Т.Л. Богатырева. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144 c.
8. Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008.
9. Грецов, Андрей Тренинги развития с подростками. Творчество, общение, самопознание / Андрей Грецов. - М.: Питер, 2011. - 416 c.
10. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 c.
11. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
12. Долъто, Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
13. Дружиненко, Д. А. Особенности переживания чувства вины подростками : дис.... канд. психол. наук / Д. А. Дружиненко. — М., 2007.
14. Дурнева, М. Ю. Формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста : дис. ... канд. психол. наук / М. К). Дурнева. - М„ 2014.
15. Зак, А. 3. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников /A. 3. Зак. - М.: Изд-во ПИ РАО, 2010.
16. Ипатов, Андрей Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи / Андрей Ипатов. - М.: Речь, 2011. - 112 c.
17. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2011. - 288 c.
18. Кендалл, Ф. Психотерапия детей и подростков / Ф. Кендалл. — СПб.: Питер, 2002.
19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб.: Питер, 2012.
20. Кружалова, Анастасия Социальная фасилитация как фактор активизации творчества подростков / Анастасия Кружалова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 894 c.
21. Крюков, С., Маканова, А. Коррекция познавательных процессов в младшем подростковом возрасте / Сергей Крюков und Анар Маканова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 156 c.
22. Леванова, Е. А. Родители и подростки. Навстречу друг другу: моногр. / Е.А. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская. - М.: Педагогическая литература, 2014. - 240 c.
23. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 3. период дошкольного и младшего возраста) / Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2017. - 155 c.
24. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
25. Питер, Блос Психоанализ подросткового возраста / Блос Питер. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 272 c.
26. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. — М.: Академия, 2000.
27. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2011.
28. Райс, Филип Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Питер, 2014. - 816 c.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015.
30. Собкин, В. С. Особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте / В. С. Собкин, Е. В. Баранова // Вопросы психологии. — 2006. — № 3.
31. Соловьева, А. В. Психологическая защита в подростковом возрасте. Сущность, содержание, причины / А.В. Соловьева. - М.: Наука, Флинта, 2015. - 184 c.
32. Торшилова, Е. Художественный вкус и мировосприятие современных детей и подростков: моногр. / Елена Торшилова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 104 c.
33. Шэффер, Д. Дети и подростки: Психология развития / Д. Шэффер. — СПб.: Питер, 2003.
34. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М. : Флинта ; МПСИ; Прогресс, 2006.
35. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия / И.В. Юрченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 144 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!