это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1735254
Ознакомительный фрагмент работы:
Давайте рассмотрим основные тенденции мирового развития на сегодняшний день. Мы отметим реальные центры силы и обоснуем степень их влияния в мировой политике.
В начале XXI века мировое сообщество зафиксировало появление новых центров власти - Китая, Индии, Турции, Бразилии, Ирана. Их экономический рост, безусловно, будет связан с формированием глобализации и вовлечением новых держав в ход быстрого экономического роста. Это вызывает очень интересный вопрос о том, почему данный рост неравномерен. Что обусловливает успех одних держав и провал других? Таким образом, несмотря на большое количество населения, ресурсы и прогресс в общем уровне образования, такие страны, как Египет, Нигерия, Пакистан, Аргентина, не смогли принять участие в подобном митинге.
С экономической точки зрения формирование державы определяется несколькими факторами. Это, преимущественно, уровень образования, природные ресурсы, население и инвестиции на человека. Первые три перечисленные фактора по сути выступают данными, и вряд ли они изменятся за одно только десятилетие. Но уровень инвестиций весьма чувствителен не только к данным факторам, но и к иным не менее значимым. Данная группа факторов имеет, прежде всего, политический характер: стабильность политического режима, его взаимоотношение к бизнесу, коррупция и имущественные права. Не трудно допустить, что инвестиции не приходят в страну с неустойчивым политическим режимом, который будет не содействовать формированию бизнеса, нарушит права собственности и не борется с коррупцией. Таким образом, вопрос формирования новых центров власти во многом ведет к способности государства формировать вышеуказанные факторы, обеспечивая при этом высокий уровень инвестиций.
Но проблема состоит в том, что большинство новых центров силы - это "молодые" державы, сложившиеся в период после Второй мировой войны. Создание их государственных институтов произошло во время распада колониальной системы.[2]
Сейчас мы рассмотрим несколько примеров возникновения новых центров власти в начале XXI в. Самый главный из них на сегодняшний день - Китай. Последние 15 лет XX века в Китае проводили интенсивную экономическую реформу. Благодаря большой численности населения в данной стране появились условия для применения дешевой рабочей силы. Соединив современные технологии и традиции, Китай в конце XX в. демонстрировал высокие темпы роста - около 10-12% ВВП в год. Если в 2002г. по ВВП Китай занимал 5-е место, то в 2012г. занимает уже 2-е место в мире (после США). С точки зрения внешней торговли это тоже вторая позиция. Китай становится частью глобальной системы управления. Это касается действий в рамках «Большой двадцатки», Международного валютного фонда (МВФ), ООН, ООН, Всемирного банка и глобальных и региональных форумов проектов, БРИКС, ШОС, АТЭС и т.д. [3]
Авторитарная политическая система помогла Китаю укрепить доверие инвесторов, поскольку фактически было нужно вести переговоры об инвестициях только с одним агентом - правительством, которое и гарантировало бы точно безопасность инвестиций. Китайское правительство прекрасно знало, что в случае нарушения Договора поток денежных средств прекратится, потому Китай смог обеспечить исключительно высокий уровень инвестиций. Данному содействовало формирование особых экономических зон вдоль морского побережья с легким выходом на производственные площадки. Практически территория Китая была распределена на две части - свободные экономические зоны, где уровень жизни быстро вырос из-за высоких зарплат, а остальная часть страны по более маленьким ставкам. Китайские власти использовали данный принцип разделения, провозгласив лозунг: "одни разбогатеют раньше других". В Китае также высокие темпы роста производства, хотя в последние годы они составляют только 8-9% ВВП.
Китайские власти сосредоточились на японской модели экономического развития. В начальный период производство было ориентировано на низкотехнологичные товары-игрушки и одежду, которые широко экспортировались в США и страны ЕС. По мере продвижения лёгкой промышленности Китай перешёл к созданию бытовой электроники и компьютеров, а затем к развитию автомобильной промышленности. Большая часть товаров предназначалась для экспорта, что привело к концентрации значительных валютных средств в руках китайского правительства. Сейчас валютные резервы составляют около трех триллионов долларов, и они продолжают увеличиваться. Такая концентрация средств сделала США и ЕС несколько зависимыми от денежно-кредитной политики Китая, так как Пекин смог повлиять на курсы основных мировых валют. Китайский юань по-прежнему сильно недооценен, так как правительство, в частности, сохранило низкую ставку для облегчения экспорта.
Таким образом, роль современного Китая в мировой экономике определяется как активного быстро развивающегося лидера мировой экономики и экономики Азиатско-Тихоокеанского региона. Имея большую территорию, являясь крупнейшей страной по численности населения и занимая важное стратегическое положение, Китай на сегодняшний день является важнейшим игроком на мировой арене.
Приоритетными направлениями развития страны являются: расширение рынков сбыта; приобретение новых партнеров и источников сырья; вывоз высококачественной высокотехнологичной продукции.
Путь Индии был несколько иным. Эта страна довольно поздно перешла к принципам рыночной экономики, примерно одновременно с Китаем - в середине 80-х годов прошлого века. До этого основное внимание в развитии Индии уделялось индустриализации советской модели, то есть созданию мощных промышленных комплексов, принадлежащих государству. После изменения экономической политики основной упор был сделан на создание и совершенствование информационных технологий, Что в значительной степени объясняется особенностями индийской культуры-математики в Индии достиг высокого уровня развития в первом тысячелетии. Индийская культура всегда склонялась к развитию спекулятивных философских теорий, Которые также оказались очень полезными для обучения программистов и создания программного обеспечения.
Экономический рост в Индии никогда не достигал такого уровня, как в Китае. Обычная ставка составляла 5-6% в год. [1] Но даже этот относительно скромный рост, который сохраняется уже несколько десятилетий, привел к внушительному валовому производству. В последние годы Индия также приступила к реализации широкой программы экономической экспансии в Африке, где в начале XX века проживало значительное число индийских эмигрантов. К концу прошлого века Индия, как и Китай, стала ядерной державой и начала развивать космическую отрасль. На данный момент Индия реализует обширную программу перевооружения армии, закупая оружие как в России, так и на Западе. Учитывая огромное население страны, Индия довольно решительно начинает участвовать в мировой политике.
Учитывая тот факт, что Азия остается полем конкуренции между Китаем, который имеет экономическое и стратегическое влияние, несравнимое с другими странами, и Соединенными Штатами, которые стремятся сохранить значительную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, многие азиатские страны ожидают, что Индия будет играть более значительную роль в экономическом и стратегическом балансе в регионе. Индийские эксперты предлагают активнее использовать дополнительный политический ресурс, возникающий в этой связи, для развития отношений с азиатскими странами, важность которых пока не в полной мере учтена. При этом отмечается, что для получения стратегических преимуществ в азиатском регионе Индии необходимо наращивать военно-морской потенциал. [5]
Другие примеры быстрого роста штата - ЮАР и Бразилия. История Южно-Африканской Республики в XX веке осложнялась расовыми конфликтами. Несмотря на то, что Южная Африка является самой развитой страной Африки с действительно высоким уровнем технологического развития, трудности экономического роста все еще весьма заметны, а также следы расовых конфликтов. Белое население ЮАР, состоящее из буров (потомков голландских колонистов) и англоязычных потомков англичан, проводило политику сегрегации на протяжении большей части XX века, пытаясь помешать управлению чернокожим населением. В Южной Африке проживают значительные слои смешанного населения, а также многочисленные потомки индийских колонистов.
До исторического решения о прекращении апартеида в 1990-е годы страна успешно развивала ядерные и жидкие топливные технологии благодаря международным санкциям против южноафриканского правительства из-за расовой дискриминации. После соглашения, положившего конец политике, Южную Африку возглавил лауреат Нобелевской премии мира Нельсон Мандела, который последовательно стремился смягчить расовые конфликты. Несмотря на это, последствия продолжительной расовой конфронтации все еще ощущаются во внутренней политике. Уровень преступности очень высок, белое население продолжает покидать Южную Африку, но в целом, страна, обладающая огромным природным потенциалом в виде алмазов, золота, урана и угля, может обеспечить высокие темпы экономического роста в XXI веке. Об этом свидетельствует, в частности, присоединение ЮАР к группе БРИКС, которая является Ассоциацией пяти перспективных и быстрорастущих экономик, и, по мнению международных экономических аналитиков, имеет шансы к середине XXI века произвести более половины мирового ВВП. [4]
Новым экономическим гигантом является Бразилия, у которой развита современная промышленность, выпускающая разнообразные продукты - от компьютеров до самолетов и успешно конкурирующая на мировых рынках. Экономическому успеху способствовало то, что Бразилия была колонией Португалии, в отличие от большинства латиноамериканских стран, являвшихся колониями Испании - государства с жёсткой централизованной административной структурой и отсутствием навыков среди любительского населения. Многие современные авторы отмечают, что, хотя испанская колонизация привела к строгому разделению креолов (потомков испанских колонистов) и местного населения (индейцев и метисов), в португальских колониях такого разделения не было, и теперь население страны, с социологической точки зрения, кажется довольно однородным, несмотря на значительные различия в цвете кожи. Кроме того, торговые традиции, существовавшие в Португалии, создали в Бразилии более благоприятную атмосферу для участия в международной торговле и промышленном развитии. Бразилия приняла участие в "левом повороте" последних десятилетий в Латинской Америке, и в настоящее время страну возглавляет "левое" правительство, которое имеет достаточно сбалансированный подход к распределению экономических богатств.
Все четыре рассматриваемых примера - страны БРИКС, которые стремятся трансформировать систему управления международными финансами и торговлей, используя прежде всего такой инструмент, как "Группа двадцати" (G20), и интенсивно укреплять взаимную координацию. Такая слаженность, впрочем, не означает полного отсутствия политических конфликтов между странами БРИКС, но роль этих споров во многом компенсируется стремлением к реструктуризации мировой экономической системы совместными усилиями.
Оценивая перспективы новых промышленно развитых стран, следует отметить провал их усилий по достижению преимуществ в глобальном разделении труда и благосостояния. Их вовлеченность в региональные конфликты и неразвитость системы образования являются серьезными препятствиями на пути изменения баланса сил на мировой арене в их пользу. Не исключено, что к середине века эти страны смогут преодолеть существующие трудности, и тогда мы увидим новую экономическую и политическую конфигурацию в мире.
Но уже новые центры силы начинают влиять на мировую политику. О проникновении Китая в Африку, где Пекин в основном интересуется нефтяными ресурсами, говорилось выше. Саудовская Аравия проводит активную политику на Ближнем Востоке, оказывая поддержку сирийским повстанцам, воюющим против режима Башара Асада. Турция стремится наладить присутствие на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Страны БРИКС пытаются изменить ситуацию в мировой финансовой системе, действуя в основном через G20 саммиты. [4]
В различных областях мировой политики новые центры силы бросают вызов существующему балансу сил, особенно в области экономики. При этом они пользуются тем, что "старые" мировые державы были ослаблены экономическим кризисом, а также выгодами более быстрого роста ВВП. США и ЕС реагируют на новые индустриальные страны мерами в финансовом и высокотехнологичном секторах. В результате за последний год Бразилия, Турция, Россия и Индия столкнулись с необходимостью значительного обесценивания своих валют, из-за оттока западных инвестиций с развивающихся рынков, изменения торгового баланса в пользу "старых" центров силы ". Дисбаланс высоких технологий в пользу западных стран значительно упрощает эту задачу, так как развитие научного потенциала в новых центрах силы занимает много времени, возможно, более одного десятилетия.
Подводя итоги, мы можем предположить, что полная "легитимизация" новых центров власти будет отложена как минимум до середины XXI века, и оптимистичные прогнозы некоторых аналитиков, пообещавших, что к этому времени ВВП стран БРИКС превысит 50% мирового ВВП, вряд ли сбудутся.
Список использованной литературы
Ершова А. И. Индия на мировой арене // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 320-323.
Панова Е. П. «Мягкая власть» как способ воздействия в мировой политике: автореф. дис. канд. полит. наук: 23.00.04. М., 2012. С. 23.
Сайт Геополитика.ru «Китай в мировой политике». Режим доступа: https://www.geopolitica.ru/article/kitay-v-mirovoy-politikeСайт РСМД «Новые центры силы на мировой арене». Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novye-tsentry-sily-na-mirovoy-arene/Цели и задачи внешнеполитической стратегии Индии на современном этапе // Журнал Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/14989
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!