это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1740436
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматривается явление перфекционизма в качестве одного из факторов, который оказывает влияние на социально-психологическую адаптацию личности. Изучаются существующие особенности социально-психологической адаптации при нормальном и паталогическом перфекционизме у людей в юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирических исследований феномена перфекционизма: изучение взаимосвязи перфекционизма с разными типологическими характеристиками; сравнение проявлений перфекционизма у учащейся молодежи; выявление взаимосвязей перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачу Другого; выявление взаимосвязи факторов перфекционизма с мотивационным компонентом; изучение наличия высокого уровня субъективного страдания у лиц, имеющих высокий уровень перфекционизма. Проводится обобщение и анализ результатов различных эмпирических исследований. Делаются общие выводы о взаимосвязи перфекционизма и социально-психологической адаптации у людей в юношеском возрасте.
Ключевые слова: перфекционизм, нормальный перфекционизм, паталогический перфекционизм, социально-психологическая адаптация, юношеский возраст.
Введение. Юношеский возраст является непростым, но важным этапом в жизни человека. В данный период происходят психологические и физиологические изменения, а также возрастают и усложняются требования, предъявляемые со стороны общества. Перед человеком встают новые задачи, а также новые вопросы, касающиеся дальнейшего обучения и выбора будущей профессии. В связи с этим остро встает вопрос о социально-психологической адаптации личности, который возникает из-за повышенных требований к обучению в современном ВУЗе, качественно нового образа жизни и, нередко, смены места жительства. На адаптацию человека оказывают влияние различные факторы, в том числе и личностные особенности. Задача данной статьи состоит в рассмотрении явления перфекционизма, как одного из факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию личности.
Актуальность исследования. В настоящее время не существует единого подхода к пониманию перфекционизма, в связи с чем отмечаются методологические трудности при изучении данного феномена. Помимо этого, анализ научной литературы показал, что чаще всего перфекционизм изучается именно как патологический феномен, то есть признается его деструктивное влияние на психику человека. Практически неизученным остается вопрос о взаимосвязи перфекционизма и особенностей социально-психологической адаптации, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей социально-психологической адаптации при нормальном и патологическом перфекционизме у людей в юношеском возрасте.
Результаты эмпирических исследований. Отметим, что большинство эмпирических исследований феномена перфекционизма проводится в трех направлениях:
- изучение взаимосвязи перфекционизма с другими психологическими явлениями, как например депрессия, прокрастинация;
- выявление личностных особенностей перфекционистов, таких как темперамент, акцентуации;
- сравнительный анализ уровня перфекционизма у разных групп людей.
Т. Юдеевой было проведено исследование, которое направлено на изучение взаимосвязи перфекционизма с разными типологическими характеристиками. Она использовала два инструмента: опросник перфекционизма А. Холмогоровой и Н. Гаранян и опросник SCID-II [ REF _Ref26788188 \r \h 4]. В данном исследовании приняли участие две группы испытуемых: 60 пациентов с депрессивными расстройствами и 160 человек из общей популяции.
В результате были установлены взаимосвязи общего уровня перфекционизма с дисфункциональными чертами различных типов личности: избегающего, зависимого, обсессивно-компульсивного, пассивно-агрессивного, депрессивного, параноидного, шизоидного и нарциссического. Отметим, что данные, полученные на выборке пациентов, имеют ту же тенденцию, что и показатели, полученные на выборке из общей популяции, что указывает на прямую закономерность между общим неблагополучием личности и уровнем перфекционизма.
Исследование, направленное на сравнение проявлений перфекционизма учащейся молодежи, было проведено Е. Новгородовой. В нем приняло участие 520 студентов образовательных учреждений разного профессионального уровня: училища, техникумы и колледжи, а также университеты. В качестве методологической основы исследования выступила Многомерная шкала перфекционизма в адаптации В. Ясной и С. Ениколопова, которая состоит из четырех шкал: обеспокоенность ошибками, организованность, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и родительские ожидания.
Т. Бескова в своем исследовании ставит целью выявление взаимосвязей перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачу Другого. Выборку составило 203 человека. В процессе исследования авторы использовали методику выявления перфекционизма Шулера, а также методику «Способы реагирования субъекта на превосходство и неудачи Другого» Т. Бесковой. Авторская методика Т. Бесковой была условно разделена на два фактора:
- нравственное отношение к Другому, включающее два способа реагирования на успех (радость за другого и желание достичь того же) и два способа реагирования на неудачи другого (пассивное сожаление, содействие и помощь);
- безнравственное отношение к Другому, включающее такие способы реагирования на успех, как сожаление по поводу себя, детерминированное превосходством Другого в какой-либо сфере, и желание прямо или косвенно лишить человека преимущества, а также такие способы реагирования на неудачи, как равнодушие, выражающееся в безразличном, безучастном отношении к неприятностям Другого, и злорадство.
Автор пришел к выводу, что субъекты, обладающие высоким уровнем перфекционизма реагируют скорее на успех, чем на неудачу Другого, и это выражается в большей степени именно в безнравственных способах. При этом, перфекционисты чаще реагируют на успех в карьерной сфере, профессии и материальном достатке, а при неудаче Другого выражают злорадство. По мнению Т. Бесковой и других отечественных исследователей это связано с тем, что перфекционистам свойственно чувство несостоятельности, и перманентное отслеживание успехов других людей и сравнение себя с ними [ REF _Ref26788459 \r \h 1].
Цель исследования О. Виндекер - выяснить взаимосвязь факторов перфекционизма с мотивационным компонентом, а также подтвердить гипотезу о наличии высокого уровня субъективного страдания у лиц с высоким уровнем перфекционизма [ REF _Ref26788502 \r \h 2]. Исследование проводилось при помощи Многомерной шкалы перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флитта, методик «Мотивация к успеху» и «Мотивация к неудаче» Т. Элерса, а также методики «Невербальная шкала страданий» Т. Кента. В качестве испытуемых были выбраны студенты психологического и химического факультетов в количестве 101 человек.
По результатам исследования авторами было доказано, что студенты, имеющие высокий уровень перфекционизма ориентированного на себя, мотивированы на достижение успеха. При наличии высокого уровня перфекционизма ориентированного на других, обнаруживается низкая мотивация достижения успеха. Студенты, демонстрирующие социально предписанный перфекционизм, имеют высокую мотивацию избегания неудач, что согласуется с исследованиями Н. Гаранян и других отечественных ученых.
При исследовании взаимосвязи уровня субъективного страдания, мотивационного компонента и перфекционизма, О. Виндекер с коллегами было обнаружено, что высокая, умеренно высокая и средняя степень субъективного страдания тесно связана со всеми параметрами перфекционизма.
Заключение. Несмотря на существующий интерес к вопросу перфекционизма, наличие эмпирических исследований данного феномена, проблема остается недостаточно изученной, прежде всего в области социально-психологической адаптации людей с нормальным и патологическим перфекционизмом, что демонстрирует необходимость проведения дальнейших исследований с целью ее изучения.
Список литературы:
Бескова Т. В. Взаимосвязь перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачу другого //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 2.Виндекер О. С., Иргашева К. А. Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки) //Приволжский научный вестник. – 2014. – №. 5 (33).Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации //Психологическая наука и образование. – 2009. – Т. 2009. – №. 1. – С. 72-81.
Гаранян Н. Г., Низовцева А. А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма //Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. – 2012. – №. 1. – С. 200-210.
Новгородова Е. Ф. Сравнительный анализ перфекционизма молодых людей, обучающихся в учреждениях разного профессионального уровня //Человек и образование. – 2015. – №. 3 (44).
Юдеева Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств //М.: МНИИП. – 2007.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!