это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1760288
Ознакомительный фрагмент работы:
Конфликты занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых из них бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет. Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе велика, во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология, дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. Конфликт можно охарактеризовать как наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, сопровождающийся негативными эмоциями, часто выходящими за рамки правил и норм.
По моим наблюдениям, многие люди, представляя конфликтную ситуацию, чаще всего ассоциируют ее с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.д. В обществе бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Я считаю, что конфликт – это осознанное противоборство с целью осуществления собственных потребностей за счет интересов других индивидов. В настоящее время психологи склоняются к такой точке зрения, что некоторые конфликты неизбежны, а другие не только возможны, но и желательны. Если конфликт мал, то он остается незамеченным и не разрешается. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается развитием стресса у его участников. Компромиссное же решение вырабатывается в ходе диалога. Такое решение приводит к более эффективной работе в той или иной компании. Чем эффективнее будет управление конфликтом, тем конструктивнее будут его последствия.[1]
Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обострения противоречия». Например, А. Г. Здравомыслов, автор фундаментальной работы по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».[5] Р. Дарендорф, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные („латентные“) или субъективные („явные“) противоположности». Б. И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане.[5]
Анализ этих и других определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального. У каждого мыслителя и исследователя своя индивидуальная точка зрения на этот вопрос. Мое понимание конфликта сводится к тому, что под конфликтами подразумеваются те взаимодействия и отношения, в основе которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности участников общения, их одновременное удовлетворения невозможно. Но я считаю, что конфликты не всегда сопровождаются негативным состоянием и вызывают разрушительные действия. Для того, чтобы лучше понять сущность конфликта, необходимо определить какие виды конфликтов существуют. Далее будет приведена моя точка зрения на стиль поведения в конфликтной ситуации.
На данный момент можно выделить два вида конфликта, которые воздействуют на определённую группу лиц: конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты – инциденты, приводящие в итоге к положительным последствиям. Ниже приведены их отличительные признаки.[2]
Разногласие разрешается способом, который всецело устраивает его участников. Каждая из сторон чувствует свою заслугу в урегулировании возникшего конфликта.
Совместное решение приводится в действие быстро и просто.
Участники инцидента находят взаимопонимание, благодаря чему в будущем они могут избегать подобных проблем.
Пример конструктивного конфликта: представим, что простой работник не может найти общего языка с начальником, по поводу какого-либо вопроса. После открытого разговора им удается найти компромисс и улучшить взаимоотношения. При возникновении разногласия между шефом и подчиненным, у последнего появляется возможность высказывать без страха свою точку зрения, отличающуюся от руководителя. Отношения между сотрудниками становятся теплее. Обе стороны смотрят на раздоры, как на вполне нормальные вещи. Для меня этот вид конфликта является самым нормальным способом проведения конфликтных ситуаций, так как я считаю, что конфликт должен нести положительные эмоции. Разрешение конфликта должно быть направлено на созидание.
Деструктивные конфликты – инциденты, приводящие к негативным последствиям. В таких случаях обе стороны не в состоянии найти какой-либо компромисс, чтобы решить проблему. Более того, участники конфликта начинают испытывать враждебность друг к другу. К последствиям подобного вида конфликта можно отнести:[1]
сопернические взаимоотношения между субъектами;
нежелание идти на контакт;
рассматривание другого объекта в качестве противника, чужие взгляды – неверны, а свои – всегда правильны;
желание к снижению или прекращению любой совместной работы с враждующей стороной;
уверенность, что выигрыш в споре важнее, чем нахождение общих точек соприкосновения;
пессимизм, отрицательные эмоции, ворчливость.
Примеров деструктивных конфликтов довольно много: военные противостояния, преступления, драки и т.п. Данный вид конфликтной ситуации несет разрушительные и отрицательные действия. Такой вид конфликтов необходимо избегать, потому что последствия могут быть очень плачевными.
По своему содержанию конфликты делятся на:
реалистические,
нереалистические.
Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением некоторых требований участников или несправедливым разделением между ними каких-либо преимуществ. Пример: работодатель на незаконных основаниях отказывается выплачивать заработную плату своим работникам, вследствие чего возмущенные сотрудники требуют справедливости.
Нереалистические конфликты выражены откровенной демонстрацией негативных эмоций и враждебности. По сути, потребность в конфликте нужна не столько для разрешения проблемы, сколько ради самого процесса. Пример: убийство человека только по той причине, что он является виновником всех бед в жизни убийцы.
Классификация конфликтов по характеру участников можно разделить на следующие категории:
Внутриличностные.
Межличностные.
Конфликты между человеком и группой.
Межгрупповые конфликты.
Внутриличностный конфликт наступает тогда, когда в сознании человека происходит дисгармония различных факторов его психологического характера. Это может касаться его эмоций, чувств, действий. Например, главе семейства нужно своевременно возвращаться домой после работы, чтобы уделять внимание своей семье. Но из-за постоянных задержек человек не может этого сделать. Внутриличностный конфликт тут возникает вследствие расхождения между его семейными потребностями и работой. Иногда в таких случаях приходится обращаться к психологу для решения внутреннего дисбаланса.[2]
Межличностный конфликт считается самым популярным видом конфликта. Интересен факт, что он может возникнуть, как по субъективным, так и объективным причинам. Например, частой причиной подобного вида конфликта является дефицит каких-либо ресурсов (людей, денег, различных благ). К примеру, один сотрудник уверен, что он нуждается в чем-то больше, чем его коллеги, тогда как его сослуживцы думают иначе. Конфликт между человеком и группой возникает, когда кто-то из участников коллектива не соблюдает общепринятые правила поведения в социуме. Межгрупповой конфликт возникает между группами лиц, принадлежащими к обществу или организации. Любопытно, что в момент выяснения отношений люди способны объединяться в разные сплоченные сообщества. Например, конфликт может наступить между рядовыми сотрудниками и руководством компании вследствие сокращения штата или понижением оплаты труда.
Классификаций видов конфликта действительно много, выше приведены основные из них, наиболее точно определяющие сущность конфликта и цели. Из примеров различных жизненных ситуаций видно, что конфликты возникают по многим причинам. Хочется отметить, основные причины, способствующие появлению конфликта. Я считаю, что конфликт являет собой абсолютно естественное состояние личности. На протяжении реализации человеком сознательной жизнедеятельности, он пребывает в конфликте с самим собой, группами личностей, иными людьми. Вместе с тем, в случае освоения человеком навыков, способствующих понять, как разрешить конфликтную ситуацию, он может заметно развить, укрепить профессиональные и личные отношения. Мне кажется, что решение конфликтов социальных – достаточно значимый, очень полезный навык.
Основой каждого конфликта является ситуация, охватывающая или несовпадение желаний, интересов, влечений сторон, или противоположные средства, цели их достижения в существующих обстоятельствах, или противоречивые позиции сторон по какому-то поводу. Вместе с тем, для развития конфликта, нужен инцидент, в результате которого одна сторона приступает к действиям, ограничивая интересы противоположной стороны.
Существует довольно-таки много причин образования конфликтов. Вне сомнения, хотелось бы их разрешать формами организационными. Имея одно представление о них можно выявить их, управлять ими.[3]
Информационные - ненадежность свидетелей, экспертов, искажения, недостаточное доверие к информации, невольные факты, дезинформация.
Структурные - столкновение традиционных ценностей, взглядов, привычек; столкновение в результате статусных притязаний или различий; столкновения по поводу техники, эффективности ее использования; столкновения по поводу цены или качеств покупки; столкновения по поводу соглашений, контрактов, договоров о покупке.
Ценностные - ущемление чьих-либо прав, нужд, нарушение этических норм, нарушение принятых норм организационных или профессиональных.
Факторы отношений - нарушение в отношениях совместимости, нарушение в отношениях баланса сил.
Социального и экономического неравенства - несправедливое распределение власти, признания, вознаграждений, престижа меж отдельными группами, подразделениями, членами организации.
Конфликт возникает с того времени, когда одна из взаимодействующих сторон сознает отличие собственных принципов и интересов от принципов и интересов другой стороны и приступает к односторонним действиям по выравниванию данных отличий в свою пользу. Напряженность можно считать первым признаком конфликта. Она проявляет себя в результате нехватки знаний для преодоления затруднения, противоречивости или недостатка информации.
Действительный конфликт зачастую проявляет себя при поползновении убедить противоположную сторону или индифферентного посредника в своей правоте.
На мой взгляд, в конфликте движущая сила - это стремление или любопытство человека, победить, сохранить, улучшить собственную безопасность, устойчивость, положение в коллективе или же надежда на достижение поставленной цели. Зачастую бывает не ясно, как действовать в данных ситуациях. Причины конфликтов кроются в анормальности жизни общества и недостатках самого человека. Прежде всего, среди причин, вызывающих конфликты, выделяют нравственные, политические и социально-экономические. Данные причины являют собой питательную среду для образования разного вида конфликтов. На образование конфликтов воздействуют биологические и психофизические особенности человека. У каждого конфликта существует множество причин. Значимые причины конфликта - это различия в ценностях и представлениях, взаимозависимость заданий, ограниченное количество ресурсов, которые необходимо делить, отличия в целях, в уровне образования, в поведенческой манере, плохие коммуникации.[4]
Причин возникновения конфликтов в обществе большое количество, все зависит от ситуации и от личностей людей. Самое главное-это определить для себя стратегию поведения в конфликтной ситуации, чтобы он пошел на пользу. Некоторые люди выбирают - принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. [6]
Вторая стратегия-уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Мне такая стратегия очень близка, так как она не воздействует негативно на человека. Мне кажется, мудрые люди так и поступают-уходят от конфликта. Опять же все зависит от ситуации и от того какие цели человек преследует в конечном итоге.
Еще одна прекрасная стратегия - определить возможность переговоров и согласовать процедуру переговоров. Попробовать найти компромисс-отличная идея. Не всегда такое возможно, но попытаться стоить. Я считаю, что нет ничего плохого, чтобы пойти на уступку, но остаться при своем мнении.
Итак, основные рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций, которые, на мой взгляд, помогут достойно пройти этот процесс, можно привести следующие:[6]
1.Выясните скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.
2.Определите проблему в категориях целей, а не решений, проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.
3. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы - это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них - ключ к решению проблемы.
4. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента (оппонентов). «Ваша проблема - не вина других», - утверждают известные американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер и У. Юри. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.
5. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.
6. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
7. Придерживайтесь правила «эмоциональной выдержки». Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические.
Придерживаясь этих правил, можно достичь определенного баланса в конфликтной ситуации. Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что причинами многих конфликтов могут быть разногласия интересов, взглядов на жизнь, психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей. Все зависит от того, с каким видом темперамента людей имеется дело. В конце каждого конфликта есть 2 пути: пойти на компромисс и попытаться решить возникший спор или остаться при своем мнении и не прислушиваться к другому.
Список использованных источников
1)Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер. 2019. 528 с.
2)Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 179-182.
3) Причины возникновения конфликтов. Слепцова Ю.А. Инновационная наука. 2015. Т. 2. № 6 (6). С. 261-264.
4) Причины возникновения коммуникативных конфликтов. Вострикова Т.П. Образование и наука в современных условиях. 2015. № 1 (2). С. 165-167.
5)Научные определения конфликтов [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.su/12_120989_nauchnie-opredeleniya-konfliktov.html6)Стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.ru/10_267738_stili-konfliktnogo-povedeniya-i-sposobi-razresheniya-konfliktov.html
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!