это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1760841
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В данной статье раскрывается сущность, содержание и типы конкуренции в современном мире, анализируются основные черты международной конкуренции, формулируется роль и значение международной конкуренции в условиях глобализации.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, международная конкуренция, рыночная система, глобализация.
Актуальность обозначенной темы определяется тем, что рыночная конкуренция всегда была, есть и будет. Она неотъемлемая часть экономики. Благодаря конкуренции товары или предложения развиваются и улучшаются. Конкуренция является одним из самых важных факторов успеха. Рыночная конкуренция – это «невидимая рука рынка», так как при конкуренции каждый участник рынка хочет добиться своей̆ цели, но сделать это можно лишь удовлетворяя чужую потребность, из чего следует рост и улучшение всего общества.
Цель данной статьи: выявить значение международной конкуренции в современном экономическом пространстве.
Для достижения поставленной цели нужно решить несколько задач, а именно:
Раскрыть сущность, содержание и типы конкуренции в современном мире;
Проанализировать основные черты международной конкуренции;
Сформулировать роль и значение международной конкуренции в условиях глобализации.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется жесткой борьбой за рынки сбыта продукции с одновременным подавлением противодействия конкурентов всеми доступными средствами, как экономическими, так и политическими. При этом каждая конкурирующая сторона стремится нанести своему оппоненту максимально возможный ущерб, прикрываясь при этом «нормами международного права» и трактуя их только в свою пользу.
В странах с рыночной экономикой конкуренция рассматривается как наилучшее средство регулирования человеческой деятельности и социально-экономических отношений. Конкуренция является важнейшим механизмом обеспечения эффективности рыночной экономики. [4]. Она олицетворяет собой соперничество или борьбу между несколькими экономическими субъектами, за достижение похожей цели.
Конкуренция - благо для экономики страны и для международного рынка. Благодаря конкуренции быстрее обновляются товарные линейки, более технологичной и функциональной становится даже привычная продукция, повышается качество товаров, а максимальная прибыль происходит не за счет ухудшения потребительских характеристик, а за счет снижения производственных издержек.
Разнообразие подходов к определению конкуренции связано с неопределенностью в предметной̆ области данного понятия вследствие «смешения понятий объекта, субъекта и предмета конкуренции, а также направлений конкуренции (соревнование за спрос или соревнование за предложение)». [3].
В частности, объекты конкуренции – это явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба (внутренний̆ и мировой̆ рынки) и факторы производства (труд, земля, капитал, информация и власть).
К субъектам конкуренции относится персонал, являющийся носителем специфического товара «рабочая сила». Стоит отметить, что все действия субъектов направлены на борьбу за потребителя и (или) на борьбу за продавца.
Предмет конкуренции – носитель определенных свойств, которые представляют интерес для различных субъектов (собственно товар, работы, услуги, рабочая сила, капитал, инвестиции и т.д.).
Целесообразно заметить, что поведение компании на рынке предопределяется 5 типами конкуренции и соответствующих им рыночным отношениям: [5]
Совершенная конкуренция. Это система, для которой характерно наличие большого количества различных продавцов и покупателей. С таким большим количеством участников на локальном рынке практически невозможно резко изменить сложившуюся на рынке цену и получить стратегическую победу.
Монополия. В чистой монополии есть только один производитель определенного товара или услуги, и вообще не существует никакой разумной замены. В такой системе рыночных отношений монополист способен установить любую цену, такую, какую он хочет из-за отсутствия конкуренции.
Олигополия. Во многих отношениях подобна монополии. Основное отличие заключается в том, что вместо одного производителя товара или услуги есть несколько компаний, которые составляют доминирующее большинство производства на рынке.
Монополистическая (несовершенная) конкуренция. Представляет собой такой тип рыночных отношений, который сочетает элементы монополии и совершенной конкуренции. Разница заключается в том, что каждый участник достаточно дифференцирован от других. Поэтому некоторые из них могут назначать более высокие цены, чем при совершенной конкуренции. Соответственно, такой вид отношений позволяет извлекать дополнительную прибыль за счет видимых отличий.
Монопсония. Рыночные системы могут дифференцироваться не только в зависимости от числа поставщиков на рынке. Они также могут быть дифференцированы в зависимости от числа покупателей. Примером подобных отношений может выступать современная форма госзакупок, при которой государственное предприятие, формируя уникальные требования к госконтракту, становится монопсонией на очень узком локальном рынке.
Исходя из всего можно сделать вывод, что конкуренция - это сложный механизм, являющийся самым важным критерием для продвижения экономики, улучшения товаров и услуг, развития новых технологий.
Здесь стоит подчеркнуть, что в последние десятилетия конкуренция приобретает все более широкий международный характер, появляются новые формы и методы конкурентной борьбы. На современном этапе развития капитализма и в условиях глобализации все это придает конкуренции особую остроту. В связи с этим, международную конкуренцию целесообразно определить как соперничество экономических субъектов в системе мировых хозяйственных связей̆ за лучшие условия реализации своих интересов.
Международная конкуренция составляет основу экономического прогресса, который на протяжении нескольких последних десятилетий неразрывно связан с процессом глобализации. [1]. Иначе говоря, современная международная конкуренция как механизм мирового экономического развития претерпевает существенные изменения под действием феномена глобализации, что, в свою очередь, отражается на конкурентоспособности национальных экономик и глобальном перераспределении конкурентных преимуществ.
Рост международной конкуренции обусловлен увеличением числа участников международных торговых операций ― за пределы национального рынка выходят не только крупные, но также средние и небольшие компании, что повышает плотность конкурентной среды. Общая тенденция такова, что конкурируют сегодня не только фирмы, но и государства.
В свою очередь, международная торговля позволяет стране повышать продуктивность своего производства, так как устраняет необходимость самостоятельно производить все товары и услуги. Страна поэтому может специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным. [8]. Не будь международной конкуренции, уровень продуктивности в одной стране практически не зависел бы от положения в других странах.
Сегодня, традиционно высококонкурентными считаются Япония, США, Германия и Швейцария, экономики которых оперативно адаптируются к мировому спросу, а национальная специализация максимально отвечает внутренним возможностям. На пятки лидерам наступают новые индустриальные страны: Аргентина, Южная Корея, Мексика, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Бразилия. Быстрыми темпами растут экономики Индонезии, Малайзии, Таиланда, Чили, Турции, Ирана. Перспективными в плане повышения конкурентоспособности считаются Египет, Вьетнам, Бангладеш, Пакистан и Нигерия.
По результатам исследования, подготовленного Международным институтом IMD (Швейцария), Сингапур возглавил рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2019 г. [7]. Причины лидерства государства из Юго-восточной Азии – в создании передовой технологической инфраструктуры, наличии квалифицированных кадров, упрощённом порядке открытия бизнеса, благоприятных иммиграционных законах.
В Топ-10 самых конкурентоспособных держав планеты также вошли: Гонконг, США, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты, Нидерланды, Ирландия, Дания, Швеция, Катар. Эксперты оценили меры правительств по созданию конкурентной среды и благоприятных условий для ведения бизнеса в 63 странах планеты – по 4 главным направлениям:
Макроэкономические показатели;
Качество государственного регулирования;
Эффективность бизнеса;
Социальная и транспортная инфраструктура.
Среди бывших советских республик наиболее конкурентоспособными признаны экономики Литвы (29 позиция), Казахстана (34) и Эстонии (35). Россия, как и в прошлом году, заняла 45 место. Италия и Филиппины - (44 и 46 позиции). Замыкают рейтинг IMD в 2019г. Аргентина, Монголия и Венесуэла.
Таким образом, международная конкуренция влияет на экономику всех стран. В числе приоритетных стратегических задач, продиктованных необходимостью повышать конкурентоспособность страны, сегодня, обозначены «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях» и «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».
Необходимо подчеркнуть, что есть много потенциальных выгод от международной торговли, которые приносят пользу предприятиям и странам, которые участвуют в торговле по всему миру.
Внутренние выгоды от международной торговли связаны не только с конкуренцией продуктов, но и с конкуренцией затрат. [6]. Отечественный производитель с монополией на данный продукт может взимать премию за этот продукт, но это обычно не вариант, когда существует международная конкуренция. Выгоды от международной торговли также могут повлечь за собой повышение уровня внутренней безопасности и независимости. Страна с экономикой, которая зависит от сбора определенного количества урожая в год, может быть полностью опустошена засухой или наводнением.
Кроме того, международная торговля создает новые рынки для продукции отечественного производства, и это часто приводит к появлению новых продуктов на внутренних рынках. Разные страны имеют доступ к различным ресурсам и, следовательно, могут производить одни продукты дешевле и эффективнее, чем другие.
Таким образом, одним из основных преимуществ является то, что некоторые продукты, которые могут быть дорогостоящими для производства внутри страны, могут быть импортированы по гораздо более низкой цене. Хотя от международной торговли есть много выгод, существуют и недостатки, такие как высокие первоначальные затраты при выходе на новый иностранный рынок и необходимость соблюдения строгих законов о международной торговле.
Во многих случаях разные предприятия и страны имеют доступ к разным сырьевым материалам и технологиям, что позволяет им производить определенные виды продукции более эффективно, чем другие. Существует также широкий спектр бизнес-стратегий, которые используют различные компании по всему миру.
Подводя итог всему вышеобозначенному, нужно подчеркнуть, что конкуренция является основным элементом международной торговли. Внедрение нового продукта из другой страны на внутренний рынок заставляет отечественных производителей конкурировать с международными продуктами. Эта конкуренция может стимулировать внутреннюю экономику, поощряя инновации и пересматривая рыночные стратегии для создания лучших продуктов и разработки более эффективных методов производства.
Доступ к международным рынкам может помочь стране снизить свою зависимость от этого урожая или от других конкретных внутренних рынков. Международная торговля может также помочь стабилизировать рыночные колебания, которые могут происходить на сезонной основе, обеспечивая круглогодичный доступ к вариантам торговли за пределами внутреннего рынка.
Международная конкуренция позволяет странам и предприятиям специализироваться на производстве продуктов, которые создаются из лучших ресурсов и материалов. Это также позволяет распространять полезные технологии и новые бизнес - стратегии. [2]. В идеальных условиях выгоды от международной торговли приносят пользу всем вовлеченным странам и предприятиям.
Библиографический список:
Бурук А.Ф. Определение сущности понятия конкуренции и проблемы ее измерения / А.Ф. Бурук // Мир экономики и управления. - 2016. - Т.16. - № 3. - С.84-99.
Князев Ю.К. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике / Ю.К. Князев // Общество и экономика. - 2018. - № 4. - С.31-42.
Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 194 с.
Селиверстов А. С. Конкуренция на экономических рынках / А.С. Селиверстов // Молодой ученый. - 2017. - № 6. - С. 291-293. - URL: https://moluch.ru/archive/140/39451/ (дата обращения: 29.11.2019).
https://actualmarketing.ru – Интернет блог о маркетинге
http://geum.ru – Образовательный портал «Geum.ru»
http://global-finances.ru – Интернет портал о мировых финансовых новостях
https://www.vestifinance.ru – Новости мировой экономики, банков, валютного рынка
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!