это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1763900
Ознакомительный фрагмент работы:
Известный социолог Ч. Р. Миллс в своё время отмечал: «чтобы сформулировать какую-нибудь проблему, необходимо указать на связанные с ней ценности и угрожающие им опасности». [5, с.200.] Следуя этой мысли, можно сказать, что проблема любого тоталитарного режима заключается, в конечном счете, в угрозе личным свободам человека как гражданина. В тоталитарном обществе личность становится в полной мере средством для реализации государственной идеологии, бесправным «винтиком» могущественной системы, которая регулирует все сферы жизни, вплоть до личной.
Но как именно это происходит? В чём сила и слабость тоталитарных политических режимов? В чём их сущность и почему история постоянно демонстрирует неминуемый крах любой формы тоталитаризма? В этих вопросах я постараюсь разобраться.
Рассуждать о всех тоталитарных политических режимах сразу достаточно трудно, ведь у каждого режима был свой исторической контекст, свои особенности. [1, с.16] Поэтому в качестве образца политического режима, в котором достаточно ярко выразились все типичные тоталитарные свойства, я хочу взять фашизм. Причина выбора проста: слишком много путаницы вокруг фашизма, по сей день слишком много дискуссий. [2, с.200] Например, некоторые современные либералы утверждают, что сталинизм – это тот же самый фашизм. С ними не согласны многие национал-патриоты, утверждающие, что фашизм – исключительно итальянское и немецкое явление, которое удалось побороть именно благодаря Сталину. Я не буду вдаваться в детали такого рода споров, но попробую выявить главное.
Нужно понимать, что, безусловно, основным содержанием фашизма как тоталитарного политического режима идеологии является особая идеология, которой фашизм «пропитывает» насквозь всю общественную жизнь. Политические черты фашизма широко известны. Это исторический синтез национализма, антилиберализма, антикоммунизма, популизма, экстремизма, милитаризма, этатизма, вождизма на общем фоне декларирования опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам. Политическая доминанта фашистского типа тоталитаризма – провозглашение интересов государства в качестве первостепенных интересов. Фашисты связывают благополучие гражданина исключительно с ростом могущества государства, и коллективное начало провозглашают первичным по отношению к индивидуальному.
Чтобы увидеть, как фашизм (и любой другой тоталитаризм!) функционирует, нужно постараться выделить в нём то неполитическое содержание, которое позволяет утверждать о тотальности политического влияния на гражданское общество. [7, с.84] Это могут быть любые высказывания, идеи, художественные формы, практики, символы, нормы, институты, которые касаются социальной и биологической жизни людей как членов общества, в котором данный политической строй существует.
Приведу пример. Термин «фашизм» происходит от итальянского слова «fascio» («союз»), которое, в свою очередь, восходит к латинскому «fascis» («прутья, розги»), которые были символом магистратской власти. Фасции связывались в пучки – фашины, которые использовали ликторы — почётные стражники римского народа. Магистрат имел право телесно наказывать, то есть мог своей властью приказать стражникам высечь любого провинившегося, для чего ликторы и носили розги (фасции).
Изображение фасций присутствует в символах государственной власти многих стран, например, в эмблеме Федеральной службы судебных приставов РФ (фасции совмещены с топором – символом могущества) (см. приложение 1) Таким образом, хотя фашизм уже давно уничтожен, но некоторые его элементы продолжают жить в современных символах, потому что олицетворяют саму власть. Однако тоталитаризм тем и отличается от современной власти, что он проповедует и практикует абсолютную и всепроникающую власть. А такое вторжение в общественную жизнь и её социальные институты всегда требует тщательного обоснования. Именно так целый ряд великих деятелей своего времени и их достижения стали частью доктрины фашизма. [6, с.33] Ключевыми источниками идей в фашистской идеологии были Дарвин и его учение о борьбе за существование (в трактовке социал-дарвинистов), эстетика Вагнера, философия Ницше, психология Г. Лебона, произведения Достоевского и др.
Другими словами, любой тоталитаризм всегда богат на обоснование собственной значимости. [8, с.28] Не менее интересным и даже более основательным смотрится обоснование советского сталинского тоталитаризма, базирующегося на трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, но это уже немного другая тема.
Основателя самой одиозной, даже в чём-то более величественной, чем нацизм или сталинизм, идеологии, Муссолини всегда волновала пропаганда и покорение умов. Поэтому к политическому содержанию фашизма можно отнести и публикации в прессе, радиопередачи, образовательные программы, фильмы и театральные постановки, которые тщательно контролировались в Италии для создания мнения о том, что фашизм является доктриной «третьего пути», способной заменить либерализм и демократию. [9, с.68]
Достаточно оценить архитектурную монументальность изображения Муссолини в виде сфинкса, которого сделали итальянские военные после победы в Эфиопии (см. приложение 2), чтобы почувствовать идейный дух самого политического режима, который постоянно самим режимом и воссоздавался. Итальянский фашизм претендовал на лавры Римской империи, хотя бесславно развалился, как и его не менее фашистский «брат» нацизм. Про нацистский режим Гитлера как фашизм стоит отметить то, что он активно использовал киноискусство и дизайн, чтобы зомбировать население своими идеями. (см. приложение 3) Глядя на кадры нацистских пропагандистских фильмов можно убедиться в том, какую непомерную монументальность выстраивает государство в общественном сознании относительно своего могущества и величия.
На мой взгляд, это один из признаков, присущих любому государству: через идеологию сплачивать народ. Но отличие тоталитаризма от современных способов идеологической обработки в том, что народ сплачивается в тоталитарных режимах вокруг человеконенавистнических идей. [4, с.121] Будь то нацизм или фашизм, но общими элементами любого тоталитарного политического режима, по моему мнению, выступают:
- культ состязательности,
- культ вождя, почитание его лидерских и личностных качеств,
- культ превосходства общего над частным, целого над отдельным, великого над ничтожным, силы над слабостью, смелости над трусостью,
- культ определенной общей идеи,
- разграничение на «своих и чужих», доходящее до абсурда и самых крайних форм.
Как только государство начинает обращаться со своими лозунгами, пропагандой или иным популизмом к тому, как одеваются, что кушают, с кем спят, как проводят свободное время граждане, так сразу становится понятно, что базовые потребности населения стали одновременно мишенью и средством тотального идеологического воздействия. В этом смысле очень легко распознать в любом высказывании идеологическую составляющую: как только любой нанятый обществом государственный чиновник в своих выступлениях затрагивает частную жизнь с точки зрения её оценки, так сразу можно уверенно говорить, что он транслирует некую тоталитарную идеологию.
Кроме того, отличить политические ростки тоталитаризма можно по тому, как власть старается расширять контроль за гражданами. Принцип здесь очень простой: чем больше контроля, запретов и наказаний, тем более тоталитарным является режим и тем меньше свобод у граждан. [3, с.90]
Надеюсь, что современное российское государство не уйдёт в ближайшие годы в дальнейшее тотальное запретительство: закрытие Интернета, отмену права на отказ от прививок, запрет на сбор грибов и ягод, запрет на критику власти, запрет на распространение информации о коррупции, ограничение в правах инакомыслящих и т. п. К сожалению, все признаки таких тенденций сегодня налицо, и многое сегодня зависит от самого гражданского общества, его реакции на многие политические процессы.
Список использованных источников
Клюкина Е.А. Тоталитарный политический режим: подходы к пониманию // Современное право. 2012. № 10. С. 15-18.
Клюкина Е.А. Тайна переписки в период тоталитарного режима в СССР // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 4 (30). С. 199-203.
Клюкина Е.А. Влияние тоталитарного политического режима на развитие общества // Научно-исследовательские публикации. 2013. № 2 (2). С. 83-93.
Мархиев М.С. Тоталитарные режимы: сходства и различия // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 8. С. 120-123.
Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. М.: “Стратегия”. – 1998.
Морозов А.И. Тоталитарный режим и культурная революция // Альманах современной науки и образования. 2010. № 4. С. 31-33.
Першина Е. Внешний фактор трансформации навязанных тоталитарных режимов // Власть. 2007. № 9. С. 82-85.
Табейкина Е.К., Губкин П.В. Теоретические основания тоталитарного режима // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 41. С. 27-29.
Чернышева А.Ф. Философские вопросы исследования идеологии фашизма // Система ценностей современного общества. 2010. № 12. С. 67-72.
Приложение 1
Эмблема Федеральной службы судебных приставов РФ
center28003500
Приложение 2
Изображение Муссолини в виде сфинкса в Эфиопии
center38354000
Приложение 3
Кадр из фильма «Триумф воли»
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!