это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
176625
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение 3
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 4
Заключение 10
Введение 11
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 12
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Введение
Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей природной среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов.
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны.
Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития.
Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.
Современное состояние энергетического комплекса России и проблемы его дальнейшего развития
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – один из важнейших межотраслевых комплексов любой страны. ТЭК является набором тесно взаимосвязанных отраслей электроэнергетики и топливной промышленности. Именно по признаку тесной взаимозависимости их группируют в единый комплекс. Сюда так же зачастую относят и специализированные виды транспорта, и транспортировочные системы – трубопроводные и магистральные высоковольтные линии.
В России ТЭК является ведущим межотраслевым комплексом, что является отличительной чертой нашей страны по сравнению с другими развитыми странами. Существенным отличием является и то, что ТЭК выполняет не только функции снабжения страны топливом и электроэнергией, но и является основой для национальной экономики, обеспечивая основную часть валютных поступлений. Так, по данным на 2013 год, ТЭК России обеспечил 30% от общего ВВП России, более 40% налоговых доходов бюджета, а так же занял первое место по экспорту – 70% от общего экспорта. Все это объясняет повышенное внимание к перспективам развития этого комплекса.
Исследователи обычно выделяют определенный ряд проблем, характерных как для ТЭК России, так и для мирового энергетического комплекса. Безусловно, при проработке стратегии развития топливно-энергетического комплекса нашей страны, необходимо будет учитывать обозначенный далее ряд проблем .
Во-первых, к глобальным проблемам относится выход природного газа на ведущие позиции в мире по востребованности, которые по прогнозам специалистов должны сохраниться до середины века. Так же, прогнозируется медленный, но относительно стабильный рост цен на нефть в связи с выходом общемировой добычи нефти на предельный уровень к 2030 году. Нужно учитывать, что имеется в виду не физическое истощение доступных ресурсов нефти, а именно экономический феномен в связи с добычей ограниченного количества нефти в единицу времени.
Во-вторых, возможно сокращение доли углеродосодержащих топлив (особенно угля) в потребляемых энергоресурсах в связи с проблемами охраны окружающей среды и глобальным потеплением. Сюда же можно отнести потенциально возможные ограничения на развитие ядерной энергетики после трагических событий на Фукусиме и в Чернобыле.
В-третьих, текущая политика ведущих импортеров энергоресурсов в последнее время направлена на обеспечение безопасности и непрерывности поставок, что приводит к сокращению закупок из регионов с нестабильной геополитической ситуацией. Так же, многие страны делают ставку на диверсификацию поставок сырья и развитие собственных источников энергии.
Что касается проблем, непосредственно характерных для России, то в первую очередь сюда стоит отнести традиционную проблему – обширность территории нашей страны. Это ведет к большим затратам на доставку энергоресурсов до перерабатывающих заводов или конечных потребителей, что делает цены менее конкурентоспособными.
Кроме того, недостаток рабочей силы, обусловленный продолжающимся снижением численности трудоспособного населения страны может стать серьезным ограничением для развития ряда производств. Особенно это характерно для восточных районов России, богатых различными энергоресурсами.
Еще одной географической проблемой развития ТЭК в России является холодный климат, особенно характерный для зон, богатых природными ресурсами. Это, так же влияет на затраты на обеспечение энергетического комплекса всем необходимым для его нормально функционирования, что в свою очередь опять же увеличивает стоимость конечного продукта.
К чисто экономическим проблемам можно отнести сильную зависимость экономики страны от экспорта энергоресурсов, а так же нехватка бюджета на модернизацию энергетического оборудования. Особенно это заметно в электрике, где износ достигает 50%, а сроки возврата капитала – десять лет и более.
Учитывая данные факторы, в перспективе 2030-2040 годов, базовыми направлениями развития ТЭК являются:
• Увеличение использования доли природного газа среди других энергоресурсов по причине его большей конкурентоспособности.
• Развитие передовых технологий электрификации (например использование новых источников энергии, в том числе и возобновляемых или газовых турбин).
• Повышение эффективности использования энергии и энергосбережение.
Обычно перспективы развития ТЭК в России приводятся в привязке к различным сценариям развития страны в целом и к каким-то определенным социально-экономическим параметрам, но поскольку данная статья является обзорной, в ней будут рассмотрены перспективы в обобщенном виде. К сожалению, более подробный анализ проблемы выходит за рамки данной статьи.
Так, прогнозы развития ТЭК принято рассматривать в соответствии с исследованиями ИНП РАН. В них содержится информация по двум основным сценариям экономического развития России – инерционного развития и развития с использованием потенциала экономического роста. Следует отметить, что развитие ТЭК напрямую зависит от общего экономического развития нашей страны, из чего следует, что во втором сценарии ТЭК будет развиваться более интенсивно. Кроме того, важным допущением является тот факт, что в ближайшее время не будут введены ограничения на выбросы СО2 в атмосферу.
Итак, многие отрасли ТЭК России тесно завязаны на экспорте ресурсов, что при условии постоянно растущего потребления приводит к росту необходимых объемов добычи ископаемых.
Так, например, разведанные в настоящее запасы нефти и газа могут обеспечить современный уровень добычи сырья лишь в ближайшие 13-15 лет. Остальные запасы должны быть добыты на новых объектах, что означает необходимость серьезных инвестиций в исследование и разработку новых месторождений. К счастью, некоторые регионы России обладают весьма богатыми залежами полезных ископаемых, но зачастую они находятся в дорогостоящих для добычи местах, что в свою очередь может сказаться на ценах конечного продукта и снизить его конкурентоспособность. Примерами таких регионов являются шельфы Охотского, Каспийского и Баренцева морей, а так же российский сектор Каспийского моря. В связи с этими факторами разумным решением является поиск альтернативных путей получения моторного топлива – например, разработка новых синтетических видов топлива на основе других ресурсов (водорода, электроэнергии, газа и т.д.).
Стоит так же отметить, что, учитывая лидирующие позиции России в мире по суммарным ресурсам газа, степень разведанности его месторождений не превышает в настоящее время 25%. Это оставляет довольно большой потенциал для роста добычи данного вида ископаемых в рамках развития ТЭК. При этом сланцевый газ пока не рассматривается для разработки как экономически целесообразный в силу сложности его добычи.
Примерно такая же ситуация, как с нефтью и газом у нас и с углем – его ресурсы на территории страны весьма значительны. На данном этапе развития ТЭК России они требуют дальнейшего геологического изучения.
Касаемо добычи сырья для атомной энергетики – по данным World Nuclear Association за 2007 г. запасы России составляют 550 тыс. тонн, из которых на изведанные приходится лишь половина. При текущем уровне потребления данного сырья (учитывая экспорт урана), в ближайшие 40 лет может возникнуть дефицит данного вида топлива. Выходом из этого положения могут стать расширение гео-поисковых работ по выявлению рентабельных месторождений урана или внедрение новых реакторов на быстрых нейтронах. Данный тип реакторов потребляет значительно меньше сырья, при этом для него имеется больше ресурсов. Еще одной альтернативой данному решению может стать разработка реакторов на основе ториевого цикла.
Говоря об энергетике, стоит так же упомянуть и такое перспективное направление, как производство электроэнергии из возобновляемых ресурсов.
По некоторым исследованиям, экономический потенциал всех возобновляемых источников энергии в несколько раз превышает годовую потребность страны в энергии в течение всего XXI в. Конечно, из-за высокой материалоемкости технологий добычи энергии из данного типа ресурсов (и как следствие более низкой энергоотдачи), такие источники энергии рассматриваются как возможные в более долгосрочной перспективе.
Вообще, одной из центральных задач развития ТЭК России должно стать решение проблемы энергосбережения, в первую очередь на основании замены устаревшего оборудования и технологий. Энергосберегающий путь развития требует в несколько раз меньше инвестиций, чем в расширение мощностей по производству энергоресурсов, поэтому является целесообразным сделать ставку на инновационные разработки в этой области, а так же на законодательно-правовую поддержку такой политики.
Что касается экспорта энергоресурсов, аналитики предсказывают высокий уровень его роста в долгосрочной перспективе. Ожидается, что после 2030 года экспорт нефти начнет сокращаться в связи с исчерпанием дешевых для добычи ресурсов (на фоне увеличивающего спроса, в том числе за счет экспорта в страны Азии). В связи с этим рассматривается возможность производства искусственной нефти на базе дешевого угля.
Касаемо газа, существует ряд факторов, угрожающих перспективам развития экспорта газа основным потребителям этого продукта России – странам ЕС. Эти факторы лежат в большом промежутке от нестабильной геополитической ситуации на Украине до прогнозируемого в долгосрочной перспективе появления конкурентных предложений других стран. В связи с этим необходимо подготовить техническую базу для способности предложить конкурентные цены за счет удешевления добычи данного ресурса, а так же разработка более гибкой ценовой политики в отношении европейских потребителей.
Кроме того, еще одним важным направлением развития ТЭК является создание инфраструктуры для переработки добываемых ресурсов в готовый продукт, что может так же положительно сказаться на экономике России, сделав ощутимый вклад в ВВП страны.
Таким образом, Россия обладает огромным ресурсным потенциалом, что может стать хорошим подспорьем для решения глобальных проблем ТЭК. Так же, при разработке перспективных направлений развития ТЭК не стоит забывать и о традиционных проблемах России – большой площади страны, суровом климате и так далее. Инвестируя в разработку новых перспективных месторождений, разрабатывая инновационные источники энергии, Россия может достичь более эффективной работы ТЭК.
Заключение
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Целью энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ, является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
Введение
Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансового сектора. Финансовый сектор играет важную роль в экономике страны. Многочисленные теоретические исследования и историческая практика подтверждают тот факт, что финансовый сектор способен стимулировать экономический рост, а не просто удовлетворять потребности в финансовых услугах. Также он обеспечивает переток капитала в отрасли экономики, инвестирование в предприятия промышленности, научно-технической сферы, образование, финансирование реального сектора, государственного бюджета и частных домашних хозяйств.
Мировой экономический кризис отрицательно сказался на финансовом секторе, что, в свою очередь, негативно повлияло на темпы экономического роста и на функционирование экономики в целом. Поэтому на современном этапе особенно актуальным является преодоление последствий кризиса и обеспечение стабильности в финансовых отношениях. В кризисных условиях возникает необходимость усиления государственного регулирования экономики. Актуальность темы также обусловлена возрастающим значением финансового сектора в развитии экономики страны и необходимостью критического анализа и учёта мирового опыта для формирования в стране полноценного финансового сектора.
Закономерности развития финансового сектора составляют одну из важнейших задач экономической теории. Знание определенных концепций, методов и финансовой терминологии помогает лучше понять, как функционирует реальный мир, позволяет общаться с зарубежными специалистами в области финансов и привлекать их для решения проблем.
Финансовый сектор российской экономики и проблемы его развития
В ходе последнего десятилетия российская экономика убедительно доказала, что может поступательно развиваться. Рост реального ВВП за десятилетие (1998–2008 гг.) составил 94%, инвестиции увеличились более чем на 200%, а реальные доходы населения на 137%. Банковские сбережения населения в рублях выросли за период 2000–2009 гг. в 21 раз. Обменный курс рубля по отношению к основным мировым валютам практически не изменился. Вместе с тем сегодня уже очевидно, что не удалось решить задачу удвоения ВВП к 2010 году, поставленную в 2000 году. Продолжается отставание России от ряда стран, являющимися прямыми конкурентами на мировом рынке (Китай, Индия, в течение последних, кризисных лет – Бразилия), что позволило авторитетным мировым экспертам говорить о том, что Россия начинает выпадать из «группы БРИК».
Экономический рост в новейшей истории России начался после кризиса 1998 года. Повышение мировых цен на нефть и прочие сырьевые товары позволило достичь сбалансированности бюджета и усилить государственные финансы. Однако циклический период высоких сырьевых цен не был использован для проведения масштабной модернизации российской экономики, реализации инфраструктурных проектов. Для укрепления конкурентоспособности национальной экономики это время было упущено.
Форсированный рост российской экономики в 2006 – первой половине 2008 годов поддерживался расширением потребления, обеспечиваемым не только доходами, но и банковской системой - прирост внутреннего спроса уже более чем на треть был прокредитован банками. Рост экономики за счет расширения потребления, финансируемого нефтедолларами и внешними займами, оказался неустойчивым. Под воздействием глобального кризиса всего в течение нескольких месяцев промышленное производство вернулось на уровень 2005 г., а внешний частный долг уже превышает валютные резервы России.
В прошедшее десятилетие инвестиции были одним из самых мощных факторов экономической динамики. С 2002 года экономический рост был в значительной мере связан с инвестиционной активностью субъектов хозяйственной деятельности. Это привело к повышению роли финансового сектора до критически важного уровня. Соотношение объема инвестиций, привлекаемых российскими предприятиями на финансовых рынках, и объема инвестиций в основной капитал выросло с 9,1% в 2001 году до 67,5% в 2007 году.
При этом рост данного соотношения, начиная с 2005 года, был во все большей степени обусловлен увеличением объема размещений российскими предприятиями своих ценных бумаг на зарубежных рынках, а с 2006 года – и резким ростом внешних заимствований российских банков. С 2004 года инвестиции предприятий и банков с ведущей ролью государства, а также бюджетные расходы, стимулировавшие, в том числе, опережающий рост платежеспособного спроса, начали играть чрезмерно активную роль в обеспечении экономического роста. В результате произошло снижение экономической обоснованности и целесообразности привлечения финансовых ресурсов. Менее ответственная инвестиционная политика менеджеров в условиях преобладания роли государства в экономике привела к разбалансировке финансового сектора и экономики в целом.
В условиях текущего мирового финансово-экономического кризиса России не удалось стать «тихой гаванью». Несмотря на накопленные международные резервы (по этому показателю Россия занимала 3 место в мире), национальная банковская система и финансовые рынки не смогли смягчить негативное внешнее воздействие.
Чрезмерная (по сравнению с другими странами «Группы 20» и крупнейшими развивающимися экономиками) глубина падения российской экономики в период кризиса 2008 – 2009 гг. была в значительной мере обусловлена ее форсированным ростом в ущерб стабильности в предшествующие кризису годы (2006 – 2007 гг.).
Вместе с тем, несмотря на явно завышенный (относительно разумного уровня риска) объем привлекаемых в российскую экономику финансовых ресурсов, спрос на инвестиционные ресурсы оказался в этот период не удовлетворен. Возник разрыв между объемом спроса на финансовые ресурсы и источниками покрытия этого спроса - т.н. "кредитная яма".
Сегодня, после достижения первых признаков стабилизации, встал вопрос о дальнейшем направлении развития экономики России. Наиболее рациональным был бы выбор модели, сочетающей преимущества относительно быстрого роста с достижением и сохранением его стабильности и устойчивости к внешним воздействиям.
К сожалению, логика развития финансового сектора, заложенная в КДР, соответствует сценарию форсированного роста финансового сектора. Позитивным моментом выступает возможность достижения высоких темпов экономического роста. Однако оборотной стороной этого являются высокие риски финансовой стабильности. Есть основания полагать, что стоимость преодоления подобных кризисов будет возрастать, по мере неизбежного усиления воздействия финансовой сферы на развитие реального сектора.
Наиболее рациональным вариантом развития в ближайшие годы является определенная жертва темпами экономического роста в пользу большей сбалансированности и устойчивости, предполагающих:
• приведение в соответствие потребности экономики в финансовых ресурсах и возможности финансовой системы их предоставлять;
• последовательное развитие во времени факторов производства;
• устранение текущих рисков и дисбалансов, в т.ч. решение проблемы «плохих долгов»;
• уменьшение зависимости российской финансовой сферы от состояния внешней среды, последовательная подготовка к новым реалиям денежной политики, предполагающим как изменение каналов денежного предложения, так и постепенный переход к модифицированной политике таргетирования инфляции;
• рост капитализации и качественное совершенствование национальной финансовой системы.
Структурные реформы не должны ограничиваться лишь финансовым сектором. Важнейший недостаток существующих концепций и стратегий долгосрочного развития экономики и финансового сектора – их слабая взаимоувязка. До сих пор финансовый сектор и реальная экономика не рассматриваются как единое целое, как единый народнохозяйственный комплекс, в котором финансовый сектор играет исключительно важную роль. Взаимодополнению реструктуризаций реального и финансового секторов экономики должно содействовать укрепление конкуренции и завершение структурных реформ в отраслях естественных монополий.
Расчеты показывают, что сбалансированное развитие с опорой на внутренние ресурсы позволяет увеличить совокупный объем денежной массы до 65% ВВП к 2020 году, а объем банковских кредитов экономике достигнет 60% ВВП. Данный результат уступает форсированному сценарию, но допускает, что чистый приток иностранного капитала в негосударственный сектор экономики не будет превышать 2% ВВП в среднем за год (пиковый приток внешнего капитала в прошедшее десятилетие отмечался в 2007 году – 6.4% ВВП). Данный сценарий предполагает ликвидацию «кредитной ямы» и консолидацию банковского сектора. Доля наличных денег в денежной массе (отношение М0/М2) будет постепенно снижаться до цивилизованного уровня 15–17%, а доля счетов в иностранной валюте в общем объеме безналичных средств к 2020 году может снизиться до 5–7% с 25% в 2008 году.
Преимущества сценария сбалансированного развития очевидны. Вместе с тем, реализация этого сценария требует заметных усилий со стороны денежных властей, необходимы изменения структуры денежной массы и укрупнение банковской системы. Выбор сценария сбалансированного роста должен быть осознанным, а его реализация скоординированной между всеми ветвями денежных властей. Результатом же топтания на развилке, на которой в настоящее время находятся экономика и финансовая система России, скорее всего, станут снижение темпов экономического роста и, возможно, еще большие структурные проблемы.
В долгосрочной перспективе главной целью Банка России должно быть снижение инфляции до уровня не более 3%, что ненамного превышает целевое значение инфляции нашего главного торгового партнера – еврозоны, где ориентир прироста цен составляет 2%. В ближайшей перспективе Банк России предполагает завершить переход к режиму инфляционного таргетирования и к свободному плаванию курса рубля. Полагаем, что для полноценного таргетирования инфляции ценовая стабильность должна быть обозначена как единственная конечная цель денежно-кредитной политики Банка России.
Без системных изменений в структуре отечественной экономики Банк России едва ли сможет сразу реализовать полнофункциональную версию инфляционного таргетирования. Вполне вероятно, что для Банка России наиболее подходящим режимом будет двойное таргетирование – инфляции и эффективного курса рубля, где курсу рубля придается меньший вес (не более 0,5) по сравнению с целевым ориентиром инфляции (вес 1,5).
В процентной политике потребуется ряд изменений, а также перенастройка денежно-кредитного инструментария. Прежде всего, необходима разработка формального процентного индикатора (процентной операционной цели) и ведение подробной статистики межбанковского рынка. Кроме того, в дополнение краткосрочному коридору потребуется введение среднесрочного процентного коридора на денежном рынке.
Глобальный кризис выявил слабые места финансового регулирования. Прежде основное внимание уделялось платежеспособности и устойчивости отдельных банков. Кризис продемонстрировал необходимость системной работы с финансовым сектором в целом. Это требует надлежащего регулирования рынков и операций, которые отражают взаимосвязи между банками, а также между банками и другими участниками финансовой системы.
Макропруденциальный надзор (концепция которого разработана под эгидой Банка международных расчетов в 2000-06 годах и стала одной из основных рекомендаций «Группы 20») должен концентрироваться на системной стабильности финансового сектора, а не на предотвращении несостоятельности отдельных банков или финансовых организаций. Такой подход особое внимание уделяет системообразующим институтам и взаимосвязям в финансовом секторе. Мониторинг за системообразующими институтами должен стать действенным механизмом оценки и раннего предотвращения надвигающихся финансовых потрясений. Подходы к нему пока по большей части остаются лишь теоретическими разработками, не находящими отражение в действиях Банка России, направленных на подержание системной стабильности.
Как известно, банковская деятельность испытывает цикличность вместе с макроэкономическими колебаниями. Более того, банковский сектор провоцирует их в нефинансовом секторе. Немалую роль в этом играют банковское регулирование и надзор. Ряд ключевых пруденциальных норм не столько стабилизирует банковский сектор, сколько поощряет его процикличность. В качестве главной меры контрциклического характера следует использовать формирование динамических резервов банков на возможные потери.
Исходя из существующих международных закономерностей, «оптимальное» число банков в России - 220–280. Экспертные расчеты подтверждаются фактами: на первые две сотни банков в настоящее время приходится около 94% совокупных активов сектора.
В настоящее время концентрация в России меньше среднемировой. Рыночная доля пяти ведущих банков в России достигает 46%, в то время как в Европе она колеблется вокруг 60% (от 22% в Германии до 96% в Эстонии).
Отечественным крупным банкам предстоит стать еще сильнее и крупнее – это совершенно необходимо для их глобальной конкурентоспособности. Для поощрения консолидации регулятор намерен постепенно увеличивать требования к капиталу банков. Вопрос о его размерности (до 1 млрд. рублей и даже выше) крайне чувствителен для банковского сообщества и не может решаться регулятором без диалога с «регулируемыми».
Во всех странах, где банковский сектор, как и в России, насчитывает сотни организаций, существует несколько категорий банков, к которым применяются различные режимы пруденциального надзора в зависимости от профиля рисков. Россия является единственной страной, где ко всем банкам вне зависимости от специфики их деятельности предъявляются одни и те же требования. С учетом международного опыта целесообразно не принуждать банки к закрытию или консолидации, а позволить им выбрать свою нишу и в дальнейшем в ней работать.
Поэтому с точки зрения оптимизации банковского регулирования и надзора целесообразно сформировать многоуровневую банковскую систему. После Банка России, выступающего в качестве первого уровня национальной банковской системы, второй уровень могут составлять федеральные банки с генеральной лицензией и собственным капиталом не менее 2 млрд. руб. Они смогут проводить весь перечень банковских операций, действовать на территории всей страны и иметь выход на зарубежные финансовые рынки. Отдельные группы (кластеры) банков могут составлять организации с капиталом ниже 2 млрд. руб. и лицензией на ограниченный круг банковских операций.
В отношении крупных федеральных банков, которые составляют ядро банковского сектора, необходим комплекс экономических стимулов по повышению капитализации банковского сектора, предусматривающих введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль кредитных организаций, расширение источников формирования собственных средств за счет развития субординированных финансовых инструментов, снижение барьеров размещения банковских акций на открытом рынке.
Учитывая, что эффективность финансовой системы в современных условиях имеет как макроэкономический, так и глобальный аспекты, мы предлагаем следующие показатели ее развития, используемые в качестве целевых при разработке программ развития финансового сектора:
1. Соотношение емкости финансового рынка и емкости экономики: устойчивый долгосрочный рост.
2. Доля России на мировом рынке капитала по показателям емкости секторов финансового рынка: устойчивый долгосрочный рост.
3. Уровень процентных ставок (доступность капитала): устойчивое долгосрочное снижение, при сохранении минимально положительного значения реальных процентных ставок.
4. Соотношение объема долгосрочных инвестиций, привлекаемых предприятиями на финансовых рынках, и совокупного объема инвестиций в основной капитал российских предприятий: устойчивый долгосрочный рост.
5. Соотношение рыночной оценки активов и финансовых результатов: максимальная стабильность при тенденции к росту.
6. Курс национальной валюты по отношению к корзине резервных валют: стабильность при тенденции к росту.
В качестве интегрального показателя глобальной эффективности финансовой системы России следует признать рост доли российских компаний как реципиентов в совокупном мировом объеме долгосрочных глобальных инвестиций. Интегральным же показателем макроэкономической эффективности финансовой системы России целесообразно рассматривать объем внутренних частных сбережений, трансформированных в долгосрочные инвестиции. Таким образом, в совокупности глобальная и макроэкономическая эффективность финансового сектора России предполагают в качестве интегрального показателя эффективности объем долгосрочных инвестиций, привлекаемых из всех возможных источников, как внутренних, так и внешних. Другими словами, «длинные деньги» являются наиболее точным индикатором качества финансовой системы.
В перспективе основным источником долгосрочных инвестиций должны стать средства населения. Однако определенные резервы по увеличению объема его сбережений, направляемых на инвестиционные цели в экономику, есть уже сегодня. Для этого необходимо реализовать меры, направленные на снижение спроса населения на наличные деньги; стимулировать повышение доли сбережений и финансовых активов за счет относительного сокращения доли потребительских расходов; частично перераспределить сбережения населения в пользу прироста ценных бумаг (включая паи и акции инвестиционных фондов). Необходимо также исправить ошибки, допущенные в формировании пенсионной системы, вернув стимулы «откладывать на старость» для широких слоев работающего населения и обеспечив преимущественно частный характер управления пенсионными накоплениями.
Заключение
Финансовый сектор России находится на стадии формирования и преобразования. К настоящему времени, по прошествии 9 лет после дефолта и девальвации, финансовый сектор России в целом восстановил в основном свои позиции по объемным показателям – по капиталу и активам, т.е. вышел на свой предкризисный уровень, который и ранее был достаточно невысоким, в сущности, несоответствующим потребностям российской экономики.
К сожалению, в российской экономике устойчивость и стабильность финансовый сектор в целом не входит в число критериев оценки состояния безопасности.
Как видно, негативных факторов, влияющих на развитие российской банковской системы больше чем позитивных. В основном это обусловлено замедлением мировой экономики, падения мировых и российских индексов фондовых рынков, уход иностранного капитала из российской экономики и снижением мировых цен. Кризисные процессы в сегодняшней российской экономике существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются.
Несмотря на принимаемые правительством Российской Федерации и Банком России решения по преодолению периодически возникающих обострений финансовой ситуации, в российской экономике по-прежнему остается совокупность факторов, постоянно продуцирующих нестабильность и возможность возникновения кризисных ситуаций.
Список использованной литературы
1. А.В. Новак, Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Министерство энергетики, minenergo.gov.ru
2. Банковский сектор России: некоторые актуальные вопросы регулирования [Текст] / М.И. Сухов // Деньги и кредит. - 2013. - № 4. - С. 3-6.
3. Воловник А.Д. Базель III: испытание надежности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции / А.Д. Воловник, Н.С. Зиядуллаев, Ю.С. Кабардина / Экономика мегаполисов и регионов. – 3(39). – 2011. – С. 10-49.
4. Герасименко В.В. Основные тенденции развития современной финансовой системы // Экономика. –2009. –№ 6. – С. 3 - 15.
5. Ивантер В.В., Ксенофонтов М.Ю. Концепция конструктивного прогноза роста российской экономики в долгосрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 2012. № 6.
6. Российский банковский сектор [Текст] / Хромов М. // Эволюция развития России. - 2013. - № 9. - С. 37-40.
7. Ю.В. Синяк, А.С. Некрасов, С.А. Воронина, В.В. Семикашев, А.Ю. Колпаков Топливно энергетический комплекс России: возможности и перспективы, http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2013/1/02
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!