это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1766352
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: Наиболее значимой социально-экономической проблемой в стране остается наличие и рост социального неравенства и дифференциации. Данный тренд негативно влияет на социально-экономическое развитие как страны или региона, так и на общество, ограничивая индивидуальные потребности людей в развитии и трудовом потенциале. Проводимый нами анализ динамики показателей бедности в Республики Башкортостан показал негативное наличие социального неравенства и большую дифференциацию между разных групп населения региона.
Abstract: The most significant socio-economic problem in the country remains the presence and growth of social inequality and differentiation. This trend negatively affects the socio-economic development of both a country or region, and society, limiting the individual needs of people in development and labor potential. Our analysis of the dynamics of poverty indicators in the Republic of Bashkortostan showed a negative existence of social inequality and a large differentiation between different groups of the region’s population.Ключевые слова: Дифференциация общества, малоимущие, социальное неравенство, коэффициент фондов, коэффициент Джини.
Keywords: Differentiation of society, the poor, social inequality, coefficient of funds, Gini coefficient.
Бедность считается наиболее актуальной социальной проблемой современного общества. Проблемы бедности исследуются экономистами и социологами, которые признают закономерность существования бедности в обществе, её зависимости от производства и разделения труда, а также необходимость вмешательства государства в решении проблемы бедности. В научной литературе она определяется как невозможность индивида или социальной группы, семьи удовлетворять минимальный круг своих потребностей, как специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление [1; 2].
Граждане, относящиеся к категории бедных, упоминаются в действующем законодательстве, как малоимущие. Малоимущие граждане – это лица, имеющие доход ниже установленного прожиточного минимума [3]. При определении размера дохода учитываются заработная плата, пенсии, стипендии, алименты, доходы от использования имущества и т.п.
Как известно, слой малоимущего населения появляется в условиях экономического кризиса в стране, для которого характерен рост безработицы, сокращение уровня заработной платы, рост дефицита бюджета, снижение объемов государственной поддержки в социальной сфере.
Проанализируем динамику показателей бедности в Республике Башкортостан. В таблице 1 проанализируем население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения субъекта) [4].
Таблица 1
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах к общей численности населения региона)
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Российская Федерация 17,83) 12,5 12,7 10,7 10,8 11,2 13,3 13,3 13,2
Республика Башкортостан 14,9 12,1 12,6 10,3 10,4 10,8 12,8 12,4 12,3
Республика Марий Эл 39,7 24,0 24,2 20,0 19,5 19,7 22,3 22,5 22,1
Республика Татарстан 12,8 7,7 8,1 6,5 7,2 7,0 7,2 7,5 7,4
Удмуртская Республика 22,4 13,7 14,0 11,1 11,2 11,3 12,3 12,3 12,2
Чувашская Республика 26,7 18,2 19,3 16,0 16,0 16,1 17,8 18,6 18,5
Пермский край 16,9 13,2 14,4 12,2 11,4 12,0 12,6 14,9 14,9
Кировская область 26,2 14,2 15,0 12,4 13,6 12,7 14,9 15,9 15,7
Нижегородская область 17,5 12,3 12,5 10,3 9,0 8,5 9,6 9,6 9,9
Оренбургская область 21,5 13,9 14,4 12,7 12,1 11,9 13,9 14,7 14,6
Пензенская область 26,3 15,2 15,4 13,1 12,6 12,6 14,2 14,5 14,0
Саратовская область 24,7 16,4 17,3 15,9 15,4 14,9 16,9 17,4 16,8
Ульяновская область 28,9 16,4 16,8 13,3 13,3 12,1 14,8 14,9 14,9
Бедность зависит от множества факторов и различается как между странами, так между внутристрановыми территориальными социально-экономическими системами. Так разрыв по численности населения с денежным доходами ниже прожиточного минимума (в % к общей численности населения) составляет 5,5 раз (7,4% в Республике Татарстан и 40,5% в Республике Тыва) на 2017 г. Республика Башкортостан по показателю занимает 22 место среди регионов России.
Как видим, средний уровень бедности в России составляет 13,2 %, в Республике Башкортостан составляет на 12,3 %, что ниже на 0,9 % среднего уровня по России, в целом показатели Республики ниже Республики Марий Эл, Чувашкой Республики, Пермского края, Кировской области.
Резкий рост бедности в Республике Башкортостан произошел в 2015 г., к 2017 году показатель немного снизился.
Снижение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения является одной из ключевых стратегических задач в России, установленной в государственной программе «Социальная поддержка граждан» (9% к 2020 году).[ https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/2 ]
Еще одним показателям оценки уровня бедности является удельный вес населения с наименьшими доходами в общей численности населения. Статистика показателя общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в регионах ПФО в 2017 г.
Таблица 2
Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в 2017 г.
Удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся на соответствующую группу населения, в общем объеме денежных доходов, процентов Коэффициент фондов, раз Коэффициент Джини
первая (с наименьшими доходами) вторая третья четвертая пятая (с наибольшими доходами) Российская Федерация 5,4 10,1 15,1 22,6 46,8 15,3 0,410
Республика Башкортостан 5,3 9,9 14,9 22,6 47,3 16,0 0,416
Республика Марий Эл 6,4 11,3 16,1 23,0 43,2 11,1 0,365
Республика Мордовия 6,6 11,5 16,3 23,0 42,6 10,5 0,357
Республика Татарстан 5,7 10,5 15,4 22,8 45,6 13,8 0,395
Удмуртская Республика 6,4 11,3 16,0 23,0 43,3 11,2 0,366
Чувашская Республика 7,1 12,0 16,7 23,1 41,1 9,2 0,337
Пермский край 5,5 10,3 15,2 22,7 46,3 14,6 0,403
Кировская область 7,0 11,9 16,6 23,1 41,4 9,5 0,342
Нижегородская область 5,6 10,4 15,4 22,7 45,9 14,1 0,398
Оренбургская область 6,1 10,9 15,8 22,9 44,3 12,3 0,379
Пензенская область 6,7 11,5 16,3 23,0 42,5 10,4 0,356
Самарская область 6,1 10,9 15,8 22,9 44,3 12,2 0,379
Саратовская область 6,7 11,5 16,3 23,0 42,5 10,4 0,356
Ульяновская область 6,6 11,4 16,2 23,0 42,8 10,7 0,360
Анализ статистических данных показывает, что общий объем денежных доходов каждой из групп населения Республики Башкортостан находится в пределах показателей по России в целом. Однако, Республика Башкортостан занимает первое место в группе с наименьшими доходами населения среди всех субъектов ПФО, опережая Пермский край на 0,2%, Нижегородскую область на 0,3%, а Чувашскую Республику на 1,8%.
Социальное неравенство общества определяется коэффициентом фондов, который характеризуется разделением населения по уровню доходов. Расчет коэффициента фондов производится путем соотношения денежных доходов среди слоев наиболее и наименее обеспеченного населения и показывает значение, во сколько раз средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами превышает средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми низкими доходами.
Как видим, коэффициент фондов по стране равен 15,3 раза, в Республике Башкортостан равен 16,0 разам, это означает, что степень социального расслоения в Республике выше, чем по России, а среди субъектов ПФО Республика занимает последнее место уступая Пермскому краю в 1,4 раза, Чувашской Республике 5,8 раз.
Возрастающее расслоение населения по уровню доходов можно оценить коэффициентом Джини, который характеризуется степенью отклонения фактического распределения денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Пределы величины коэффициента могут варьироваться в пределах от 0 до 1, но чем выше значения показателя, тем не равномернее распределяются доходы в обществе.
Как мы видим, в Республике Башкортостан индекс концентрации доходов равен 0,416%, это выше на 0,006 % чем по стране в целом, но и среди регионов ПФО Республика занимает 14 место, что указывает на большой уровень неравенства в распределении доходов среди населения.
Рост бедности в Республике Башкортостан – следствие множества социально-экономических факторов, воздействовать на которые далеко не просто. Тем не менее, государство может проводить политику, способную сократить бедность и смягчить её последствия. Данные условия требуют применения к управлению социальной защитой населения системного подхода, рассмотрения ее как сложной экономической системы во всей совокупности составляющих элементов, их свойств, связей и отношений, а также структурных и функциональных зависимостей [6].
Исходя из проведенного нами анализа в Республике Башкортостан была выявлена тенденция дифференциации населения по уровню доходов и существует слой малоимущего населения. Чтобы смягчить уровень социального разделения населения необходимо провести на государственном или региональном уровне ряд мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни граждан, путем социальной поддержки как малоимущих семей, так и пенсионеров, и иной категории граждан. Особое внимание в системе мероприятий по сокращению социального неравенства необходимо уделить политике выравнивания доходов между слоями населения.
Список использованной литературы:
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
"Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018)
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (утв. Минфином России)
"Публичная декларация целей и задач Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2019 год" (утв. Минтрудом России)
Шаховская Л.С., Климкова К.О. Перспективные институты борьбы с бедностью в Российской Федерации // WschodnioeuropejskieCzasopismoNaukowe. – 2018. – № 3-4 (31). – С. 34-38.
Климкова, К.О. Институциональные проблемы борьбы с бедностью в России // Глобальная экономика в XXI веке: диалектика конфронтации и солидарности : сб. науч. тр. [по итогам IV-й междунар. науч. конф.]. – 2017. – C. 342-344.
https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/2
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!