это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1769290
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
Особенности трудового воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности 4
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Введение
Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. С другой же стороны физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что в процессе общественной жизни человек формируется как личность: в общении с людьми, в учебе, в труде. Всесторонне развитая личность формируется благодаря физической культуре и спорту. Нравственное, умственное, эстетическое, а также трудовое воспитание оказывают немалое воздействие при формировании личности.
Цель работы заключается в исследовании особенностей трудового воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
По структуре работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Источниковую базу исследования составили труды российских авторов, материалы Интернет-сайтов, периодической печати.Особенности трудового воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельностиТрудовое воспитание занимает особое место в системе образования и является важнейшей составной частью воспитательной системы любого образовательного учреждения. Трудовое воспитание – одно из главных средств социализации детей, которое непосредственно влияет на умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения. В трудовой деятельности детей, подростков и взрослых решается целый комплекс педагогических задач.
Трудовое воспитание находится в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом, которые оказывают на него непосредственное влияние, способствуя физическому совершенствованию человека, развитию его трудовых навыков и умений, становлению его как работника.
Миссия трудового воспитания – сформировать у человека отношение к труду как к жизненной необходимости, необходимому условию успешной жизнедеятельности и достижения личных планов и целей, решающему средству получения удовлетворения от процесса и результатов трудовой деятельности [2, с. 34].
Можно сказать, что трудовое воспитание направлено на достижение двух основных и взаимосвязанных целей:
1) успешную социализацию человека в качестве активного субъекта трудовой деятельности;
2) развитие его личности и индивидуальности.
Трудовое воспитание всегда выполняет целый ряд функций в социальном и профессиональном развитии воспитанника, основными из которых являются:
- ориентационная,
- стимулирующая,
- пропедевтическая,
- коррекционная,
- интегративная,
- функция сохранения и укрепления здоровья.
Ориентационная функция трудового воспитания направлена на то, чтобы сформировать самоопределение воспитанника в различных сферах жизнедеятельности. Она проявляется в оказании активной целенаправленной помощи воспитаннику в его самоопределении и реализации его индивидуальных возможностей. Важно включить ребенка в качестве субъекта в процесс собственной трудовой и профессиональной ориентации, помочь ему осознать свое будущее и ответственно отнестись к нему на основе оценки всей совокупной информации, привлечь его к процессу сознательного проектирования своего жизненного и профессионального пути.
Один из основных механизмов реализации ориентационной функции – это построение вариативной части программы трудового обучения, а также внеклассной и общественно полезной работы с учетом интересов и возможностей детей – посредством разработки, а затем реализации индивидуальных образовательных программ развития. Сюда также относятся построение личностно-профессиональных и профессионально-образовательных планов [3, с. 105].
Пропедевтическая функция трудового воспитания непосредственно связана с выявлением и содействием решению проблем личностного развития и социализации детей. Обычно они довольно эффективно решаются в процессе трудовой созидательной деятельности. На организационном уровне пропедевтическая функция осуществляется в разработке и реализации средств трудового воспитания, которые предотвращают развитие негативных процессов и тенденций либо ослабляют их влияние на личность ребенка. Основа выявления и преодоления трудностей в процессе трудовой социализации – это развитие процессов рефлексии различными средствами педагогической, психологической и социальной поддержки.
Реабилитационная функция трудового воспитания призвана сформировать уверенность детей в собственных силах в условиях их удовлетворения от успешно решенных трудовых задач. Когда в результате продуктивного труда создается ситуация успеха, объективно подтверждаемая результатами трудовой деятельности, у детей повышаются уровень самооценки и уверенность в собственных силах, преодолевается комплекс неполноценности, обычно присущий весьма значительной части детей. Формирование стабильной уверенности в себе и умения опираться на собственные силы – чрезвычайно важный фактор самоорганизации в процессе жизненного и профессионального самоопределения детей и особенно подростков.
Коррекционная функция трудового воспитания тесно связана с реабилитационной функцией. Она направлена на выявление и преодоление существующих проблем и развитие сильных сторон личности в процессе активного решения трудовых задач. Коррекционная функция реализуется с помощью создания условий для диагностики затруднений в трудовой деятельности, а затем поиска путей их преодоления. Это делается на основе самоорганизации, эффективного использования и развития ребенком собственного потенциала.
Стимулирующая функция трудового воспитания нацелена на формирование в представлениях и мировоззрении воспитуемого исключительной значимости успешной самореализации в трудовой деятельности и возникновение стойкой внутренней потребности в дальнейшем развитии трудовой успешности. Если удастся обеспечить положительную обратную связь с ребенком в процессе его трудового обучения и воспитания, то довольно нетрудно создать условия для выявления и освоения им предпочтительной для себя трудовой деятельности, которая определила бы потребность в последующей специальной профессиональной подготовке [7, с. 202].
Трудовая деятельность детей и подростков по своей природе является очень важным средством сохранения и укрепления их здоровья: как психического (за счет того, что успешность в работе придает воспитаннику уверенность в своих силах), так и физического (развиваются двигательные умения, укрепляется физическая сила, выносливость и т. п.), и нравственного (занятость полезным созидательным делом укрепляет мораль) [6, с. 45]. Полезный творческий труд, который обеспечивает самореализацию ребенка, его удовлетворенность собой и своими достижениями, способствует формированию у него здорового образа жизни, позволяет воспитаннику найти занятие в соответствии со своими интересами и потребностями.
Интегративная функция трудового воспитания определяет его системообразующую роль в общей структуре образовательной деятельности, содержании и формах учебно-воспитательной работы. Трудовое обучение всегда требует взаимодействия и объединения усилий самых различных дисциплин. Оно выступает одним из основных факторов в структуре общего образования, в том числе его внеклассных и внешкольных форм. Развитие комплекса трудового обучения и воспитания приводит к необходимости развития всей образовательной системы на основе активной интеграции ее отдельных компонентов.
Интегративная функция трудового воспитания также связана с решением задач ресурсного обеспечения трудовой деятельности детей – на основе объединения имеющихся возможностей всех существующих образовательных учреждений, а также других социальных институтов. Реализация этой важна для расширения образовательного и жизненного пространства детей, которое необходимо для их успешной социализации и трудовой адаптации. А это возможно только при сознательной координации усилий и тесном взаимодействии образовательных учреждений дополнительного и профессионального образования.
В теории труд подразделяется на умственный и физический, однако на практике они тесно взаимосвязаны между собой и всегда успешно сочетаются в любой деятельности, просто их соотношение различно. Тем не менее, существует как преимущественно физический труд, требующий больших затрат физических усилий и выполнения серьезной (порой однообразной) работы, и преимущественно умственный. В целом же можно сказать, что чем сложнее технологические процессы, положенные в основу труда, тем больше у воспитанника возможностей для раскрытия и развития своих задатков и личностных способностей.
Основы трудового воспитания детей закладывает семья, в дальнейшем же трудовое обучение и воспитание осуществляется в функционирующей системе дошкольного, общего и дополнительного образования.
Серьезную роль в трудовом воспитании играет развитая система внеурочной деятельности детей, внеклассная работа, дополнительное образование, взаимодействие с профессиональными образовательными организациями и предприятиями.
Любые задачи социализации детей всегда требуют приобщения последних к практической деятельности в самых разных трудовых сферах. Для этого трудовое воспитание должно обеспечивать преобразовательную деятельность детей и подростков в комплексной системе предметов труда, куда входят природа, техника, знаковые системы, художественные образы, сам человек.
Обычно в содержание трудовой деятельности включаются следующие виды труда:
- самообслуживание,
- общественно-полезный труд,
- производительный труд.
Самообслуживание – домашнее и школьное – является наиболее простым и доступным видом труда. Причем когда дети приучаются обслуживать себя и помогать членам семьи, то и в школе учителю обычно значительно легче организовать труд по самообслуживанию. Именно этот вид труда воспитывает у детей уважительное отношение к работе других людей, заботу о младших и слабых членах семьи, друзьях, животных.
В процессе самообслуживающего труда у воспитанника формируются социальные отношения, поскольку результаты такого труда нужны всему коллективу. Кроме того, постоянное выполнение одних и тех же трудовых обязанностей вырабатывает у ребенка необходимые трудовые навыки, формирует добросовестное отношение к делу. Наконец, самообслуживание помогает детям подготовиться и к самостоятельной жизни, ведь те, кто активно включается в такой, в будущем более успешно овладевают профессией.
Под общественно-полезным трудом традиционно понимается целенаправленная, планомерная, сознательная и добровольная трудовая деятельность, которая имеет четко выраженную общественную значимость. В процессе такого формируются ответственность, трудолюбие, бережное отношение к общественной собственности, дисциплина, творческая активность и самостоятельность. Отличительная особенность общественно-полезного труда – в нем проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях и окружающей среде.
К общественно-полезному труду относятся: изготовление и ремонт оборудования, пособий, демонстрационных материалов, участие в оборудовании учебных кабинетов, «красных уголков», бытовых помещений, выставок, выполнение работ для библиотеки, оформление кабинетов, музеев и иных помещений, ремонт мебели, участие в текущем ремонте помещений, работа на приусадебном участке, и т.д.
Особое внимание педагогам следует уделять труду, который связан с заботой об окружающих. Последний имеет исключительно важное значение, так как формирует у воспитанника гуманистические качества, а оценка этого труда доставляет детям и подросткам радость и вызывает дальнейшее устойчивое стремление делать добро людям. Виды такого труда: помощь в организации досуга и труда младших детей, помощь ветеранам, пенсионерам, изготовление игрушек, ведение кружков для младших детей, подготовка для них праздников, подготовка подарков для друзей, родных и близких, ребят из детского дома, и т.п.
Производительный труд возникает, когда трудовая деятельность в учебной, общественной и бытовой сфере связана с созданием материальных и интеллектуальных ценностей, которые впоследствии могут найти практическое применение как в жизни самих детей, так и в их социальном окружении. В этом случае трудовая деятельность часто приобретает характер продуктивного, производительного труда, который играет важную роль в формировании личностных качеств и социально-профессиональном становлении воспитанника. Производительным труд становится тогда, когда продукт общественно-полезного труда становится товаром в форме материальной ценности или услуги.
По своему воспитательному влиянию производительный труд является самым значимым видом труда. Виды производительного труда детей чрезвычайно разнообразны: школьники могут участвовать в работе промышленных предприятий и сферы услуг, в жилищном строительстве и благоустройстве, сельхозработах и лесопосадках. Выбор определяется основными хозяйственно-экономическими задачами, особенностями детей и реальными возможностями образовательных учреждений [9, с. 71].
Включение детей в трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций, их деловое общение с рабочими и специалистами, непосредственное участие в производстве, конкретные результаты труда, положительная оценка их труда взрослыми – все это оказывает прямое и очень важное влияние на формирование личности подростков.
Содержание трудовой деятельности реализуется через различные ее формы: поручения (задания), трудовые звенья и бригады, кружки и творческие объединения по интересам, лагеря труда и отдыха.
Всегда необходимо обеспечивать единство труда и творчества воспитанников. Труд становится творческим, когда его содержание и формы определяются в совместном поиске детей и взрослых.
Трудовая деятельность по своей сути направлена на создание экономической базы общества. В свою очередь, физическая культура и спорт содействуют подготовке человека к трудовой деятельности путем общего укрепления его здоровья и развития тех способностей, которые необходимы для успешного овладения избранной профессией и достижения в ней высокого уровня мастерства, а также подготовки к будущей службе в армии.
Одним из главных условий эффективности использования физической культуры и спорта для трудового воспитания и содействия овладению профессией является своевременное изучение, развитие и прогнозирование общих и профессиональных способностей будущих работников [5 с. 218].
Таким образом, физические упражнения часто являются одним из основных средств и методов изучения и развития трудовых способностей. Эффективность их применения основывается на следующих положениях.
1. Физические упражнения обязательно должны быть близки по психомоторной структуре к избранному человеком виду профессиональной деятельности.
2. Физические упражнения должны воздействовать на любую функцию организма строго избирательно и строго дозированно.
3. Физические упражнения, применяемые как контрольные, должны отвечать всем требованиям стандартизации тестов.
Только в этом случае ответная физическая реакция человека на выполненное им упражнение станет объективным показателем состояния его профессиональных способностей.
Таким образом, педагогика, система образования способны сделать многое, воспитывать для нашего общества гармонично развитое поколение, которое должно быть физически здоровым, высокоинтеллектуальным, профессионально подготовленным, наделенным морально-нравственными устоями. В этом процессе воспитания существенная роль отводится труду, в различных формах и проявлениях. Без трудового воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность. Трудовая деятельность видоизменяет представление о себе и окружающем мире, развивая самопознание на основе самооценки. Развитие двигательных навыков, моторики, освоение умений и навыков в процессе трудовой деятельности являются основой интеллектуального развития человека. Великие педагоги прошлого оставили наследие, которым мы должны воспользоваться в полной степени и мере. Многие критики теории Ч. Дарвина не отрицают его открытия о важнейшей роли «труда» в достижении человечеством высокого уровня развития, не исчерпав при этом своего колоссального потенциала.
Заключение
В работе проанализированы и отражены основные особенности трудового воспитания, которое в данном аспекте можно рассматривать как процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов с использованием методов и средств физической культуры.
Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, счастье, делать человека благополучным. Кроме того, труд - это проявление заботы людей друг о друге.
Взаимосвязь физической культуры, спорта и трудового воспитания выражается в том, что первые оказывают непосредственное содействие трудовому воспитанию, повышая трудоспособность людей. В свою очередь, трудовое воспитание придает физической культуре и спорту конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду. Люди, активно занимающиеся физической культурой и спортом, потенциально отличаются более высокими трудолюбием и сознательным отношением к труду, активнее овладевают элементарными трудовыми умениями и навыками.
Поэтому физическую культуру и спорт необходимо активно применять в процессе трудового воспитания. Активно используя разнообразные физические упражнения, тесно связанные со своей будущей или уже имеющейся трудовой деятельностью, человек улучшает собственные профессиональные навыки и профессиональную подготовленность, совершенствуется как специалист. Физическое совершенство отражает такую степень возможностей личности, какие позволяют ей наиболее полно реализовать свои силы как работника, успешно принимать участие в необходимых обществу видах трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социально-трудовой отдачи.
Список использованной литературы
Бочкарева С.И. Физическая культура. – М.: ЕАОИ, 2011. – 344 с.
Кашин А.И. Особенности трудового воспитания людей, занимающихся физической культурой и спортом // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. - № 8(45). – С. 44-49.
Лях В.И. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.
Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. Издательство: Физкультура и спорт, Москва, 2013. – 114 с.
Попович А.П., Гарин Э.В. Трудовое воспитание как основа гармоничного развития личности // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 216-220.
Ростигаева А.Н. Влияние физических упражнений на организм человека // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2016. – № 12(27). – С. 44-49.
Теория и методики физического воспитания. / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
Физическая культура студента. / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2014. – 448 с.
Черных, З.Н. Физическая культура как фактор формирования готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности [Электронный ресурс] / З.Н. Черных, Г.А. Степанова // Ученые записки Курского государственного университета : электрон. журн. - 2016. - № 3(39). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/iizicheskaya-kultura-kak-faktor-formirovaniya-gotovnosti-studentov-k-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!