это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1783130
Ознакомительный фрагмент работы:
На сегодняшний день в свете систематично сменяющих друг друга реформ достаточно важным считается проблема о том, какое место занимает прокуратура в государственном секторе, какое назначение полномочий, а также функций прокурора не только в уголовном судопроизводстве, но, в частности, в его досудебных стадиях.Работа прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса обычно является очень сильным рычагом по обеспечиванию законности в стране. Являясь многогранной и функциональной, она достаточно жестко ограничена рамками гласности, открытости также состязательности, чего невозможно отметить о противоположных ей судебных стадиях уголовного судопроизводства. Это, по суждению ряда научных работников, а также правоведов, ведет отнюдь не только к сужению многофункционального аппарата прокуратуры, но также, в первую очередь в целом, - к вопросам обеспечения легитимных интересов личности.
Согласно Уголовно-процессуального кодекса (далее по тексту - УПК РФ) обвинителем является должностное лицо, которое уполномочено в границах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, а также органов предварительного следствия
Существенные преобразования досудебного производства произошли в связи с принятием Федерального закона от 05 июня 2007 г. №87-ФЗ. Идеологической основой стала концепция разграничения процессуальных функций предварительного расследования, прокурорского надзора и ведомственного контроля, закрепления их за независимыми участниками уголовного судопроизводства. Организационная независимость прокуроров была достигнута за счет выведения из состава прокуратуры органов предварительного следствия и создания самостоятельного следственного органа – Следственного комитета РФ, функциональная – путем изъятия у прокурора ряда традиционных надзорных полномочий, и передача их руководителю следственного органа. Проведенные преобразования были направлены на разделение функций руководства расследованием и надзора за расследованием, на реализацию принципа «кто надзирает, тот не расследует».
В русле вышеупомянутых изменений Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. №226-ФЗ наделил руководителя следственного органа дополнительными правами, усилившими его роль как органа уголовного преследования. Этот участник включен в число лиц (органы расследования, прокурор), осуществляющих публичное уголовное преследование (ст. 21 УПК РФ), получил право проверять наличие оснований к возбуждению уголовного дела (ст. 144), возбуждать уголовное дело (ст. 145, 146), отказывать в возбуждении уголовного дела (ст. 148), вносить представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158), участвовать в допросах (п. З ст. 39), рассмотрении судом жалоб на действия следователя (ст. 125), ходатайств следователя об избрании меры пресечения (ч. 4 ст. 108). Однако эти изменения лишь уточняют круг полномочий руководителя следственного органа, который и раньше, как это неоднократно отмечалось, наряду с прокурором выступал органом уголовного преследования. Тем не менее эта его функция получила теперь более четкое нормативное обозначение, нежели функция прокурора.
После указанных изменений состояние законности в досудебном производстве ухудшилось, число допущенных органами предварительного следствия нарушений закона заметно увеличилось, и, как следствие, это привело к снижению правовой защищенности участников уголовного процесса.
Множественность органов уголовного преследования, отсутствие ясности в разграничении функций между прокурором и руководителем следственного органа на предварительном следствии создали ситуацию неразберихи и нездоровой конкуренции, которая, увы, повсеместно наблюдается в регионах.
Понимая сложность ситуации, в которой оказался прокурор, законодатель повторно обратился к вопросу о статусе прокурора в досудебном производстве и наделения его дополнительными надзорными полномочиями. Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ прокурор был наделен правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении предварительного расследования и прекращении уголовного дела (уголовного преследования), а также отменять такие решения в случае их несоответствия требованиям закона, что позволило не только оперативно выявлять нарушения, но и устранять их
Восстанавливая указанные полномочия прокурора, законодатель фактически признал, что прежние законоположения, лишившие прокурора данных полномочий, были необоснованными, а также, добавим, непродуманными и поспешными. Однако не все возможности вести эффективное уголовное преследование возвращены прокурору.
Мы считаем, что прокурору необходимо возвратить некоторые полномочия, которые позволят ему с большей эффективностью осуществлять возложенные на него функции. Одним из таких полномочий должно стать право прокурора в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела, которое до настоящего времени не возвращено прокурору.
В соответствии с ст. 144 УПК РФ принимать и проверять сообщения о каждом содеянном либо готовящемся преступлении полномочны только дознаватель, орган дознания, следователь также руководитель следственного органа. В соответствии с ст. 6 УПК РФ назначением уголовного судопроизводства считается защита прав, а также законных интересов лиц также организаций, пострадавших от преступлений. Уголовно - процессуальная доктрина, а также практическая деятельность определяет основы уголовного судопроизводства как основополагающие, коренные начала, базированные в Конституции РФ, распространяющиеся и являющиеся строго неотъемлемыми для абсолютно всех участников уголовного судопроизводства, в этом числе, также в интересах прокурора.
В связи с этим, образовывается проблема о том, что, исходя из положений ст. 144 УПК РФ, прокуратура при обращении к ней людей с сообщением о совершенном или же готовящемся преступлении обязана, отказать им в оказании процессуальной помощи по причине недоступности у нее на то полномочий.
Надежда Ивановна Булдыгина в своей работе утверждает, что отсутствие данного полномочия лишает прокурора возможности своевременно реагировать на наиболее серьезные нарушения закона. Вместо этого он должен обращаться в органы дознания и предварительного следствия. Возвращение же этого полномочия позволит ему как участнику уголовного судопроизводства со стороны обвинения в полной мере реализовать функцию уголовного преследования, которая будет закономерно вытекать из основной функции – надзора, а значит, повысит ее эффективность.
Другое полномочие, которое следует возвратить прокурору, является прекращение уголовных дел. По мнению ученого Ефановой Валентины Алексеевны, улучшению качества расследования уголовных дел будет способствовать право прокурора утверждать постановление о прекращении следователями уголовных дел (относительно дознавателей это право за прокурором сохранено) и самому прекращать уголовные дела, которые направлены следователем прокурору с обвинительным заключением. Наделение прокурора этим правом позволит ему участвовать в формировании законного и обоснованного обвинения на стадии предварительного расследования.
Таким образом, в целях разрешения изложенных проблем прокурорского надзора, повышения его роли в защите прав и законных интересов граждан на досудебной стадии уголовного производства представляется целесообразным еще раз вернуться к проработке вопроса о необходимости внесения дополнений в ст. 37 УПК РФ в части предоставления прокурору прав в установленном уголовно-процессуальном законодательстве порядке возбуждать уголовное дело и поручать его расследование следователю в соответствии с предусмотренной законом подследственностью, а также отменять незаконные и необоснованные постановления следователя.
Список использованной литературы:
Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174–ФЗ: в ред. федер. закона от 2 авг. 2019 г. № 315–ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. –2001. – № 52, ч. 1, ст. 4921.
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 02 декабря 2008 г. № 226–ФЗ] // Российская газета. – 2008. – 05 декабря.
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации»: [федер. закон от 05 июля 2007 г. № 87–ФЗ: в ред. федер. закона от 22 декабря 2014 г. № 145–ФЗ] // Российская газета. – 2007. – 08 июня.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: [федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 404–ФЗ: в ред. федер. закона от 31 декабря 2017 г. № 492–ФЗ] // Российская газета. – 2010.
Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.А. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: издательство Юрайт, 2019. – 390с.
Бочаров М.Н. Проблемы процессуального статуса прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводство и потребность возвращения определенных функций государственному обвинителю / М.Н. Бочаров // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. - 2019. - С. 85-89.
Жубрин Р.В., Буланова Н.В. Правовой статус прокурора в досудебном производстве / Р.В. Жубрин, Н.В. Буланова // Вестник академии Генеральной прокуратуры РФ. – 2017. - №1 (57). –С.51-57.
Рогак Ю.Н. Проблема определения функций прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса / Ю.Н. Рогак // Инновационные процессы в современной науке, тенденции развития. - 2019. - С. 22-27.
Соловьева У.М. Проблемы определения функций прокурора в досудебном производстве / У.М. Соловьева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки. - 2017. - С. 240-243.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!