это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1787554
200 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы бюджета РФ 5
2. Анализ проблем формирования и использования бюджета РФ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
ВВЕДЕНИЕ
В современной рыночной экономике государство планирует свою деятельность на много лет вперед. Естественно, что в таких условиях встает вопрос о необходимости долгосрочного финансового планирования, одним из рычагов которого и является трехлетний бюджет. Бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе.
Государственный бюджет — это финансовый проект, который верстается финансовыми структурами правительства (в частности министерством финансов). В соответствии с этим проектом планируются расходная и доходная части в казне государства. При этом бюджет бывает закрытого и открытого типа. По открытому, который представляется общественности, можно судить о том, как все расходные статьи скажутся на жизни граждан и экономике страны.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что федеральный бюджет является важным инструментом государственного регулирования экономики любой страны. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Объектом исследования выступает бюджетная система России, федеральный (государственный) бюджет.
Предметом исследования являются проблемы формирования и использования федерального бюджета в России на современном этапе.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем использования государственного бюджета и рассмотрение возможных путей их решения.
Задачи работы:
1. Сформулировать теоретические основы бюджета РФ;
2. Провести анализ проблем формирования и использования бюджета РФ.
Информационной базой для написания работы послужили нормативные документы, регулирующие формирование и исполнение федерального бюджета России, труды ведущих отечественных экономистов, посвященные вопросам федерального бюджета, периодическая печать, данные Министерства Финансов РФ, а также интернет-источники по проблематике исследования.
1.Теоретические основы бюджета РФ
федеральный̆ бюджет – главный̆ план государства, который̆ отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства. Бюджет выполняет следующие функции: макроэкономического регулирования; институционализации общественных предпочтений; информационную; контрольную.
Федеральный̆ бюджет состоит из двух частей̆: доходной̆ (формирование доходов) и расходной̆ (использование средств). Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в бюджет РФ в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной̆ власти РФ в качестве федеральных налогов и неналоговых доходов. Расходы бюджета – экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению.
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, наука); выплата процентов по государственному долгу. Также через бюджет осуществляется процесс перераспределения денежных средств по уровням бюджетной системы посредством субвенций, субсидий, дотаций и бюджетных ссуд. Таким образом, Федеральный бюджет — это фонд денежных средств Правительства Российской̆ Федерации.
Далее необходимо рассмотреть теоретические особенности и проблемы формирования и использования бюджетных средств.
Стоит подчеркнуть, что действующая система сбора средств федерального бюджета (формирование бюджета) имеет некоторые недостатки. Прохождение средств от налогоплательщика до получателей̆ средств замедляет большое количество счетов по уровням органов казначейства. Ненадлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей̆ по уплате налогов и сборов также препятствует формированию доходной̆ части бюджета. К проблемам формирования доходов федерального бюджета в настоящее время также можно отнести: отсутствие правильной информации об объемах поступлений средств в бюджет; уклонение от уплаты налогов; «теневая» экономика.
К увеличению доходов федерального бюджета РФ может привести повышение цен на нефть и газ, но необходимо искать и другие источники доходов. Возможные пути преодоления этих проблем сводятся к устранению следующих недостатков организации бюджета РФ: недостаточная заинтересованность субъектов РФ и муниципальных образований в наиболее эффективном использовании собственных возможностей, несовершенство системы государственного (муниципального) финансового контроля (аудита).
Кроме того, одним из ключевых вопросов бюджетной политики становится выбор структуры расходов, определяющей приоритеты распределения ресурсов, которые в наибольшей степени соответствуют решению базовых задач государства – созданию условий для экономического роста, оказанию качественных государственных услуг, обеспечению социальной̆ стабильности, безопасности общества и государства.
В настоящее время можно выделить ряд принципиальных вопросов, от которых зависит «структурная» эффективность расходов бюджетной̆ системы:
Во-первых, следует определить оптимальный объем расходов на оборону. С учетом достаточно непростой геополитической ситуации нужно найти такой̆ уровень расходов на эти цели, который̆, с одной̆ стороны, не будет ухудшать условия для экономического роста и реализации других приоритетов государства, а с другой – позволит гарантированно решить задачу укрепления обороноспособности страны.
Во-вторых, необходимо обеспечить сбалансированное распределение имеющихся бюджетных ресурсов между социальными расходами и расходами на развитие (инфраструктуру, образование, здравоохранение).
В-третьих, требуется определение оптимальной степени децентрализации бюджетной системы. Для решения подобной задачи нужно двигаться к децентрализации полномочий – прежде всего, в сфере оказания бюджетных услуг, обеспечивая их необходимыми финансовыми ресурсами.
Таким образом к сбалансированности бюджета может привести:
Теоретическая разработка и обоснование принципов построения бюджетной системы Российской Федерации;
Создание реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике;
Разработка и принятие нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня;
Создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления;
Разработка новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
2. Анализ проблем формирования и использования бюджета РФ
Исполнение федерального бюджета в 2018 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый̆ период 2019 и 2020 годов», а также нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов. Изменение законодательно установленных основных показателей федерального бюджета и их исполнение в 2018 году представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные показатели федерального бюджета в 2018 году
Исполнение основных показателей̆ федерального бюджета за 2018 год составило:
По доходам – 19 454 369,0 млн. руб. (102,7% к объему доходов федерального бюджета;
По расходам – 16 713 002,7 млн. руб., или 99,4% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом и 95,6% к объему бюджетных ассигнований, установленному сводной̆ бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2018 год с учетом внесенных в нее изменений. Профицит федерального бюджета за 2018 год составил 2 741 366,3 млн. руб., или 2,6% ВВП.
Анализируя данные по динамике доходов федерального бюджета на 2018-2020 годы, приведенные в таблице 1, следует отметить факт последовательного роста доходов. Прогнозируемая динамика доходов характеризуется опережающим ростом ненефтегазовых доходов по сравнению с нефтегазовыми доходами. По итогам 2018 года в сравнении с 2017 годом наблюдался профицит доходов.
21 ноября 2018 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла закон «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Согласно разработанному Минфином проекту бюджета России на 2020 год в цифрах можно выделить следующие важные аспекты:
42,4$ - цена отсечения за баррель нефти марки Юралс;
67-68 руб. - прогноз по цене 1-ого долл. США;
3% - закладываемый и ориентировочный уровень инфляции;
112,863 трлн. рублей - ожидаемый общий объем внутреннего валового продукта;
20,379 трлн. рублей - прогнозируемые доходы в госбюджете страны, что на 431 миллиард рублей большем, чем в предыдущем 2019 году. При этом доходы от нефтегазового сектора составят примерно 2,334 трлн. руб.;
19,503 трлн. рублей - закладываемый уровень общих расходов в составе госбюджета, что на 1,44 трлн. рублей (1 триллион четыреста сорок миллиардов) больше, чем в 2019 году;
876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
64,4 млрд. долл. - максимальное значение по уровню внешнего долга;
3,323 трлн. рублей - секретная часть расходов в структуре госбюджета, что на 323 млрд. руб. больше, чем по предыдущему году.
более 50 рублей - ожидаемая стоимость за литр бензина с 1 января;
более 65-70% - закрытая часть расходов на Национальную оборону;
12 130 рублей - федеральный минимальный размер оплаты труда;
≈ 40 тыс. руб. - ожидаемый уровень средней заработной платы по стране.
Ниже представлено процентное отношение статей расходов к общему бюджету в РФ в 2020 году, в процентах (Рис.1).
Рис.1 - Процентное отношение статей расходов к общему бюджету в РФ в 2020 году, %.
Далее приведено графическое изображение представленных статей расходов (Рис.2).
Рис. 2 – Структура расходов бюджета России в 2020 году, в трлн. руб.
Бюджет предполагает рекордные суммы расходов (на 2020 год они запланированы в 19,5 трлн. руб.) и сверстан исходя из относительно линейной динамики доходов (20,38 трлн. руб. в 2020 году, 21,25 трлн. — в 2021-м и 22,06 трлн — в 2022-м). В 2020 году, как и в 2021, и 2022 годах, бюджет будет исполнен с профицитом. При этом увеличиваемые налоговые поборы смогут наполнять казну в превышающем расходы объеме (Таблица 2).
Таблица 2 - Характеристики федерального бюджета на 2020 – 2022 гг.
Характеристики федерального бюджета 2020 год 2021 год 2022 год
Прогнозируемый общий объем доходов 20 379 млрд. руб. 21 246 млрд. руб. 22 058 млрд. руб.
в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов 2 332,9 млрд. руб. 2 234 млрд. руб. 2 035 млрд. руб.
Общий объем расходов 19 503 млрд. руб. 20 634 млрд. руб. 21 763 млрд. руб.
Верхний предел государственного внутреннего долга 12 981 млрд. руб. 14 644 млрд. руб. 16 619 млрд. руб.
Верхний предел государственного внешнего долга 64,4 млрд. долларов США, или 56,4 млрд. евро 67,6 млрд. долларов США, или 57,8 млрд. евро 68,9 млрд долларов США, или 57,4 млрд. евро
Профицит бюджета 876 млрд. руб. 612,5 млрд. руб. 294,9 млрд. руб.
Следует также отметить, что все три последующих года Минфин планирует увеличивать расходы на здравоохранение с целью повышения качества оказываемых медицинских услуг, поддержания здоровья населения и увеличения рождаемости. Таким образом, новый бюджет сделан более социально ориентированным, чем прежние. Общий прирост ассигнований на социальные нужды по сравнению с 2019 годом составляет 8%. Запланирована индексация пенсий на 6,6% в 2020 году, что должно оказаться почти вдвое выше уровня инфляции.
Параллельно акцент переносится с финансирования нацобороны (расходы заложены в сумме 1,89 трлн руб., на 43% меньше рекордной) на обеспечение безопасности и правопорядка. Приоритетами выбраны средства обеспечения внутренней стабильности, в то время как технологические прорывы и активная деятельность «на внешнем контуре» на время «подмораживаются». С учетом глобальной экономической неопределенности такая стратегия выглядит рационально. То, что даже в условиях сверхвысоких доходов бюджета Минфин ориентирован на накопление резервов, выглядит разумным на фоне неблагоприятного инвестиционного климата.
Стоит также обратить внимание на Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов на 2019–2024 годы, реализацию которой Минфин начал в текущем году. Ее элементами служат и развитие проектных принципов управления, и перевод госзакупок в электронную форму, и конкурентные способы оказания государственных и муниципальных услуг, а также отказ от авансирования расходов и перевод их на оплату по факту. Все эти меры говорят о том, что власти отходят от использования бюджетного финансирования как инструмента балансирования интересов разного рода лоббистов и групп влияния.
Однако, несмотря на то, что при принятии бюджета вносились поправки в параметры бюджета по расходам, но ряд системных проблем остался за рамками широкого обсуждения.
Во-первых, чтобы добиться реализации целей, сформулированных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», необходима модернизация структуры расходов федерального бюджета с целью финансового обеспечения мероприятий по формированию современной инфраструктуры, повышению качества человеческого капитала, производительности труда, решению демографических проблем и преодолению технологического отставания России от стран с развитой рыночной экономикой.
Однако анализ структуры расходов федерального бюджета на 2019-2021 годы свидетельствует, что она остается инерционной:
Расходы на национальную экономику только сокращаются: в 2014 г. они составляли 4,3% от ВВП, в 2018-2021 гг. не превысят 2,4%;
Бюджетные ассигнования, обеспечивающие рост качества жизни населения, снижаются с 7% от ВВП в 2014 г. до 6,7% в 2018-2019 гг. и 6,0% в 2021 г.;
Предусматривается сокращение бюджетных инвестиций с 3,7% от общей суммы расходов федерального бюджета в 2018 году до 2,7% в 2021 году.
Все это свидетельствует о том, что расходы федерального бюджета на 2019-2021 годы не обеспечивают предпосылок для долгосрочного экономического роста.
Во-вторых, множественность документов стратегического характера не позволяет оценить результативность расходов на реализацию целевых программ и проектов. При этом объем расходов в 2019-2021 годах на реализацию госпрограмм составляет более 70% от общей суммы расходов бюджета, на реализацию нацпроектов планируется выделить 5633,0 млрд руб. (9,87% от общей суммы расходов федерального бюджета на этот период). Все это делает высокими риски неэффективного использования средств на реализацию проектов и программ, низкой результативности как самих проектов, так и государственных расходов на их реализацию, инвестирования для государства и частных инвесторов при реализации государственных программ Российской Федерации и национальных проектов. По мнению экспертов реализация уже начатых объявленных национальных проектов практически не даст никакого эффекта для роста экономики в 2020 году, улучшения макроэкономических показателей.
Учитывая вышеобозначенные особенности и проблемы запланированного государственного бюджета, стоит отметить, что, фактически основой исполнения федерального бюджета на 2019-2021 гг. должна стала идея о приоритете бюджетной стабильности как фактора макроэкономической устойчивости. Переход к сбалансированному бюджету и возврат к накоплению средств в Фонде национального благосостояния будут способствовать повышению макроэкономической стабильности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что у федерального бюджета на 2019 – 2021 годы имеются системные проблемы. При этом необходимо подчеркнуть, что на период до 2024 года необходимо повысить темпы экономического роста, а также предусматривается сокращение бюджетных инвестиций.
Стоит отметить, что на темпы экономического роста негативно влияют такие факторы, как: слабое развитие инфраструктуры, неэффективная отраслевая структура экономики, низкие темпы роста производительности труда, старение населения, большая роль государства в экономике, недостаточный уровень интеграции в мировую экономику, а также геополитические риски, негативно влияющие на частные инвестиции.
Полученные в ходе анализа особенностей формирования и использования федерального бюджета РФ данные говорят об относительно неустойчивом финансовом положении России и нестабильности федерального бюджета РФ обеспечивать свое регулярное присутствие как на внешнем, так и на внутреннем рынке капитала.
Все это свидетельствует о том, что расходы федерального бюджета на 2019 - 2021 годы не обеспечивают предпосылок для долгосрочного экономического роста. Решение этих задач предполагает уточнение приоритетов государственных доходов и расходов и соответствующее изменение структуры федерального бюджета на средне- и долгосрочную перспективу.
При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, для сохранения сбалансированности бюджета РФ и недопущения возникновения предкризисных ситуаций в экономике, необходимо постоянно проводить мониторинг динамики структуры доходной и расходной частей бюджета, чтобы заранее быть готовым к возникновению возможных рисков и вовремя предпринять необходимые меры по их устранению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый̆ период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ;
Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 г. № 204;
Концепция повышения эффективности бюджетных расходов на 2019–2024 годы, утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р;
Дмитриева И.Е. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов / И.Е. Дмитриева, Н.А. Биндасова. - Саратов, 2016. - 154 c.;
Жидкова Е.Ю. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / Е.Ю. Жидкова, Н.В. Видеркер. - Ставрополь, 2014. - 252 c.;
Минаев Р.М., Глотова И.И. Анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ // Научные исследования современных ученых. – 2016. - № 15. - С. 218-221.;
Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы / Л.М. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2015. - 561 c.;
https://center-yf.ru – Официальный сайт «Центр управления финансами»;
http://fincan.ru - Финансовая социальная платформа «Финансовая возможность»;
https://www.garant.ru – Информационно-правовой портал «Гарант.Ру»;
http://kapital-rus.ru - Интернет-издание «Капитал страны»;
https://www.minfin.ru/ru - Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!