это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1787997
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
1. Культура речи и ее основные аспекты
2. Коммуникативные признаки культуры речи
3. Характеристика понятия «языковая культура»
4. Основные свойства языка
Заключение
Введение
Язык и культура находятся в одной понятийной плоскости и как духовные ценности органично связаны между собой. Слово культура (от лат. cultura - уход, образование, развитие) означает совокупность материальных и духовных ценностей, которые создало человечество на протяжении своей истории. Речь - это проявление культуры. Речь, по мнению исследователей, удерживает в одном духовном поле национальной культуры всех представителей определенного народа и на его территории, и за ее пределами. Сохраняя речь, заботясь о ее развитии, оберегая ее самобытность, мы сохраняем национальную культуру.
Актуальность. Культура речи – это та область языкознания, которая занимается утверждением (кодификацией) норм на всех языковых уровнях. Используя сведения об истории литературного языка, грамматики, лексикологии, словообразования, стилистики - культура речи вырабатывает научные критерии в оценке языковых явлений, выявляет тенденции развития языковой системы, проводить целенаправленную языковую политику, способствует воплощению норм в языковую практику. Культура речи имеет регулировочную функцию, ведь она постоянно пропагандирует нормативность, стабильность и равновесие языка, при этом постоянно питает и обновляет ее. Культура речи изменяется и развивается, а изучать эти принципы и изменения очень важно и интересно для каждого образованного человека.
1. Культура речи и ее основные аспекты
Культура речи неотделима от практической стилистики, которая исследует и определяет оптимальность выбора тех или иных языковых единиц в зависимости от цели и ситуации речи.
Культура речи - предполагает соблюдение языковых норм произношения, ударения, словоупотребления и построения высказываний, точность, ясность, чистоту, логическую стройность, богатство и уместность речи, а также соблюдения правил речевого этикета.
Выделяют следующие основные аспекты проявления культуры речи:
- нормативность (соблюдение всех правил устной и письменной речи);
- адекватность (точность высказываний, ясность и понятность речи);
- эстетичность (использование экспрессивно-стилистических средств языка, которые делают речь богатой и выразительной);
- полифункциональность (обеспечение применения языка в различных сферах жизнедеятельности).
2. Коммуникативные признаки культуры речи
Высокая культура речи означает совершенное владение литературным языком в процессе общения и речевое мастерство. Основными коммуникативными признаками культуры речи являются: правильность, точность, логичность, содержательность, уместность, богатство, выразительность и чистота речи.
Правильность - один из определяющих признаков культуры речи. Свободно владеть языком означает усвоить литературные нормы, которые действуют в языковой системе. К ним относятся правильное произношение звуков и звуковых комплексов, правильное подчеркивание слов, лексико-фразеологичная, грамматическая, стилистическая нормативность, написание согласно орфографических и пунктуационных норм.
Точность - связывается с ясностью мышления, а также со знанием предмета речи и значения слова. Сообщение будет точным, если употребленные слова будут полностью соответствовать устоявшимся в этот период развития языка их лексическим значениям. Следовательно, точность - это внимательное отношение к языку, правильный выбор слова, хорошее знание оттенков значений слов-синонимов, правильное употребление фразеологизмов, крылатых выражений, четкость синтаксически-смысловых связей между членами предложения.
Логичность. Соблюдение этого признака культуры речи означает логически правильную речь, разумное, последовательное, в котором есть внутренняя закономерность, которое отвечает законам логики и основывается на знаниях объективной реальной действительности. Правильные, конструктивные мысли и хорошее знание языка порождают логически правильную речь.
Последовательность - предполагает глубокое осмысление темы и главной мысли высказывания, подробное ознакомление с разносторонней информацией из этой темы, умение отбирать нужный материал и подчинять его избранной теме, а также полноту раскрытия темы без пустословия и многословия.
Богатство. Показатель богатства речи - большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций. Обычный человек использует около 3 тыс. слов, хорошо образованный - 6-9 тыс. слов, хотя понимает в десять раз больше.
Выразительность. Эта неотъемлемая часть культуры речи означает использование неисчерпаемых ресурсов выразительных средств языка и лежит в основе искусства владения словом. Выразительность речи обеспечивается выразительностью и четкостью дикции и произношения. В большей степени - это умение применять выразительные средства звукового вещания. Технические факторы выразительности - дыхание, интонация, темп, жест, мимика. Выразительность речи - это "душа" речи, средство самовыражения.
Чистота. Речь тогда будет чистой, когда будет правильно звучать, когда будут приниматься только литературно-нормативные слова и словосочетания, будут правильные грамматические формы. Что засоряет русский язык? Лишние слова, слова-паразиты, которые заполняют паузы в речи, когда человеку трудно четко выразить мысль.
К выделенным коммуникативным признакам можно добавить и другие, свидетельствующие о высоком уровне культуры, безупречности и образцовости речи, умение использовать дар слова со всей полнотой: достаточность, краткость, четкость, нестандартность, эмоциональность, разнообразие, внутренняя истинность, значимости, искренность и др.
3. Характеристика понятия «языковая культура»
Являясь важнейшим средством человеческого общения и потому социальным и национальным по своей природе, язык объединяет людей, регулирует их межличностные и социальные взаимодействия, координирует их практическую деятельность. Язык обеспечивает накопление, хранение и воспроизводство информации, являющейся результатом исторического опыта народа и каждой личности в отдельности, формирует индивидуальное и общественное сознание.
Вообще основой культуры является язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки самого языка, слова, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как речемыслительная деятельность, как система имен и как совокупность произведений слова - рукописей, печатных книг, записей устной речи на различного рода физических носителях информации. Любое произведение человека или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.
Под языковой культурой понимается определенный уровень развития языка, отражающий принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц, языковых средств, которые способствует накоплению и сохранению языкового опыта.
Язык общества и язык отдельного человека являются отражениями культуры и считаются показателями уровня культуры любой нации.
Языковая культура формирует общую культуру любого общества, вносит вклад в его развитие, устанавливает место человека в обществе, способствует формированию и организации его жизненного и коммуникативного опыта.
В настоящее время, когда повышаются требования к любому специалисту вне зависимости от сферы его деятельности, возрастает спрос на образованную личность, владеющую определенным культурным уровнем и лингво-культурной компетенцией.
Имея в своем арсенале языковые единицы и языковые средства, обладая умениями их употреблять и применять, он становится более компетентным в выборе и использовании языковых средств и в совершенствовании своей языковой культуры, а значит и общей культуры в целом.
4. Основные свойства языка
Важнейшие свойства языка - номинативность, предикативность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность.
Номинативность состоит в том, что основная единица языка - слово - обозначает или именует предмет, образ которого содержится в душе человека. Предмет обозначения, может быть вещью, событием, действием, состоянием, отношением и т.д.
Предикативность - свойство языка выражать и сообщать мысли.
Мысль есть представление о связях предметов или образов, содержащее суждение. В суждении имеются субъект - то, о чем мы мыслим, предикат - то, что мы мыслим о субъекте, и связка - то, как мы мыслим отношение субъекта и предиката. Например, Иван гуляет, значит: Иван (субъект мысли) есть (связка) гуляющий (предикат).
Членораздельность - свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы; членораздельность является основой системы языка, в которой единицы-слова содержат общие составляющие и образуют классы, выступая, в свою очередь, в качестве составляющих словосочетаний и предложений.
Речь предстает нам как чередование слов и пауз. Каждое слово может быть отделено говорящим от других. Слово опознается слушающим и отождествляется с уже имеющимся в сознании образом, в котором соединяются звучание и значение. На основе единства этих образов мы можем понимать слова и воспроизводить их в речи.
Рекурсивность - свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.
Каждый раз, как мы вступаем в разговор, мы создаем новые высказывания - число предложений бесконечно велико. Создаем мы и новые слова, хотя чаще изменяем в речи значения существующих слов. И тем не менее мы понимаем друг друга.
Диалогичность и монологичность речи. Речь - осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в языковой форме. Внешняя речь представляет собой общение. Единицей речи является высказывание - выраженное и организованное средствами языка сообщение завершенной мысли. Высказывание может быть простым (минимальным) и сложным. Языковая форма минимального высказывания - предложение.
Итак, языковая культура понимается нами как сложное интегративное качество личности, предполагающее высокий уровень развития и саморазвития языковых знаний, умений и навыков, творческих способностей, а также потребностно-мотивационной и эмоционально-ценностной сфер.
Заключение
Язык - знаковый механизм общения; совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей.
Речь - последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Из различия этих терминов и понятий следует, что можно говорить не только о культуре речи, но и о культуре языка. Культура языка окажется не чем иным, как степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточеностью его семантики, многообразием и гибкостью его интонации и т.д.
Культура речи - это, как было сказано ранее, совокупность и система его коммуникативных качеств, а совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от различных условий, в число которых войдут и культура языка, и не затрудненность речевой деятельности, и смысловые задания, и возможности текста.
Следует отметить, что отношение к языку, потребность развивать культуру речи формируется, прежде всего в семье.
Родители закладывают самые верные основы уважения и любви к родному слову. Школа добавляет теоретических знаний и практики, а далее в рамках культурного окружения, обучения, средств массовой информации - приходит опыт пользования словом, обогащается лексика, улучшается чистота речи. Но при одном условии - преодоление лени и сильное желание упорно работать над своей личностью.
Речевая характеристика - неотъемлемая часть индивидуальной характеристики человека, отражение его общей культуры. Уровень языковой культуры человека свидетельствует о его духовности или бездуховности, интеллекте или невежестве и т.д.
Владение культурой речи - важное условие успеха в учебе, труде, составляющая психологии бизнеса. Высокую культуру речи можно считать наиболее надежной опорой и рекомендации для профессионального роста.
Работа над своей речью и богатством языка - вызывает уважение и, без сомнения, дает результаты. Путей совершенствования является множество, а процесс продолжается всю жизнь.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!