это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1798332
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ 4
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы организации контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления приобретают особую значимость в настоящий период, когда идет становление новой системы местного самоуправления. Демократия, власть, управление не могут быть эффективными без контроля. Не будет эффективным без контроля, как и без самостоятельности, и местное самоуправление. Подобное восприятие базируется на единстве двухуровневой системы конституционного законодательства, зафиксированного в Конституции РФ, закрепляющей следующие основы (начала) конституционного (уставного) права субъекта РФ. Так, ст. 5 Конституции РФ устанавливает, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
Конституция РФ определяет перечень вопросов, относящихся к исключительному вéдению Федерации; совместному вéдению России и субъектов и вéдению субъектов Российской Федерации.
Одной из наиболее актуальных проблем современного права является проблема отдельных регионов как субъектов РФ и контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Таким образом, предметом данной работы являются публично-властные, экономические, социально-культурные и личностные отношения, регулируемые федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
1 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
В России применяется два вида территориального деления:
- административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления;
- муниципальное устройство — для организации местного самоуправления.
Местное самоуправление требует муниципального управления, для обеспечения которого и существует муниципальная служба. Как социальный институт она представляет собой совокупность учреждений, выполняющих управленческую функцию, которая заключается в оказании социальных услуг населению. Под эту функцию формируется структура, нормативная основа, а также соответствующий механизм регулирования.
Социальный характер функционирования муниципальной службы основан на том, что она выступает как социальная организация, должна являться образцом организации и оказывать упорядоченное воздействие на другие институты общества. Для этого персонал муниципальной службы и всех органов местного самоуправления должен быть профессионален и компетентен, необходимо исполнение современных управленческих технологий и согласованность деятельности всех звеньев. По мнению Г. П. Зинченко, «муниципальная служба представляет собой сложную социальную организацию, выполняющую специфическую функцию управления обществом».
Объектом управления выступает социальная система (административно-территориальная единица, муниципальное образование), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач. «В социологическом плане, данная служба выступает как форма социальной регуляции и имеет своей целью социальное управление – деятельность, направленную на обеспечение упорядоченности и согласованности в действиях людей, их организаций с целью осуществления намеченных задач». В данном случае речь идёт о социально-политическом управлении определёнными сферами жизни населения муниципального образования в интересах населения данной территории.
Муниципальная служба в системе самоуправления представляет собой, с точки зрения Ю. А. Тихомирова, «такую систему управления общими делами, в которой обеспечивается активное и действенное решение вопросов общественной жизни». Маркин В. В. считает, что «особенность управления в муниципальной службе заключается в том, что она является не только социальным институтом (власти), но и социальной организацией, имеющей свою структуру, руководителей, исполнителей и внутриорганизационные отношения».
Таким образом, цель всех органов местного самоуправления состоит в повышении благосостояния жителей соответствующего муниципального образования, а муниципального управления – в удовлетворении конкретных потребностей различных социальных общностей, решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения. При этом, главным выступает вопрос о решении социальных проблем социальных общностей, населения муниципально-территориальных образований.
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Необходимость контроля в области административно-правовых отношений, определила возникновение контрольного (надзорного) аппарата в данной сфере. Закрепление за определенными органами исполнительной власти надзорных полномочий, является неотъемлемой частью правового регулирования государственного аппарата. Функции контрольных органов исполнительной власти имеют определенные установленные нормами пределы осуществления полномочий.
В сфере местного самоуправления объектами контроля являются органы местного самоуправления, принимаемые ими акты, решения, принятые населением муниципального образования на референдуме, решения органов государственной власти в отношении муниципальных образований.
Сами по себе законы и муниципальные правовые акты, какими бы они совершенными ни были, не способны гарантировать точное и надлежащее их исполнение. Внешний контроль за деятельностью органов местного самоуправления в рамках системы публичного управления осуществляют органы государственной власти. В структуре механизма государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления можно выделить следующие основные формы: административный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор.
Контроль в сфере муниципального управления базируется на принципах: законности, правовой определенности, соразмерности.
Часть 2 ст. 132 Конституции РФ определяет основы разграничения предметов ведения и компетенции между государством и органами местного самоуправления: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». В данной конституционной норме заключена обязанность государства осуществлять контроль за реализацией переданных местным органам самоуправления полномочий силами государственных органов.
Однако, следует учитывать существующие ограничения контроля деятельности местного самоуправления со стороны государства. Как утверждает «во-первых, регулирование контроля осуществляется Конституцией или федеральными законами. Во-вторых, контролировать можно только соблюдение законности в деятельности местного самоуправления. И, в-третьих, степень вмешательства должна быть соразмерна защищаемым публичным интересам».
Так, согласно ст. 21 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств».
Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.
Контроль в свою очередь подразделяется на внешний контроль и внутренний. «Особенность внешнего контроля заключается в том, что он проводится за неподчиненными в административном отношении контролирующему субъекту органами. Внутренний контроль осуществляется непосредственно внутри органов одной системы и охватывает всю деятельность обследуемого органа, а система внешнего контроля чаще всего образуется как узкоспециализированная и касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольного звена» .
Можно выделить следующие формы и направления государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления:
- прокурорский надзор,
- контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
- контроль за организацией и проведением конкурсов на размещение муниципальных заказов,
- административный контроль и надзор,
- финансовый контроль,
- государственная регистрация уставов муниципальных образований и контроль за законностью муниципальных правовых актов,
- отрешение от должности главы муниципального образования и главы администрации,
- роспуск выборного органа местного самоуправления,
- временное государственное управление.
На основе анализа действующих в настоящее время законов субъектов РФ о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями можно выделить наиболее часто указываемые формы и способы данного контроля:
- дача указаний органам местного самоуправления по вопросам реализации переданных полномочий. Органы государственной власти, по сути, получают возможность осуществлять отдельные исполнительно-распорядительные полномочия в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления;
- согласование решений по вопросам осуществления соответствующих полномочий;
- осуществление проверок и правовых экспертиз актов органов местного самоуправления, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий;
- направление органами государственной власти запросов и получение документов и иной информации по вопросам реализации переданных полномочий;
- заслушивание отчетов органов местного самоуправления;
- проведение проверок и ревизий деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, главной функцией государственного контроля за органами местного самоуправления является пресечение беззакония и злоупотребления правом на основе контроля за состоянием дел и исполнением принятых законов и решений.
3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Общественный контроль является одним из ключевых видов контроля, поскольку способствует открытости и гласности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, помогает в борьбе с коррупцией, обеспечивает неукоснительное соблюдение прав граждан при их взаимодействии.
Особенностью «общественного контроля является следующее:
1) объектом общественного контроля являются органы власти и должностные лица;
2) субъектом общественного контроля выступают представители независимого от органов власти и местного самоуправления – гражданского общества, которые имеют двойственный статус – они выступают, одновременно и в личном качестве, как граждане, реализующие свое право, предусмотренное ст. 29 Конституции РФ, так и в качестве представителей некоего формального определенного сообщества – общественной правозащитной организации;
3) общественный контроль осуществляется не в личных, корпоративных или в государственных, а в общественных интересах;
4) передача и распространение информации сопряжена с оценкой соответствия практики деятельности подконтрольного органа общественным ожиданиям».
Общественное мнение и общественная критика существенно влияют на эффективность как управленческой, так и административно-служебной деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественной жизнедеятельности. Таким образом, мнение и критика общества одновременно является общественным контролем за законностью деятельности органов местного самоуправления.
Критические предложения граждан, направленные на выявление и устранение недостатков в сфере организации работы органов местного самоуправления, являются действенным средством предупреждения и пресечения нарушений прав, свобод и законных интересов населения.
Отношения в сфере организации обеспечения общественной безопасности всегда развиваются в результате разрешения тех или иных социально-правовых противоречий и являются актуальной темой, обсуждаемой населением.
Ненадлежащее исполнение обязательств, взятых непосредственно перед населением, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. На выборные органы местного самоуправления, депутатов возлагаются вытекающие из природы местного самоуправления обязанности по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретных муниципальных образований. Следовательно, население вправе защищать свои права и свободы, реализуемые на уровне местного самоуправления, путем воздействия на выборных должностных лиц местного самоуправления, а контроль за их деятельностью представляет собой, по существу, одно из средств самоорганизации населения.
В уставах многих муниципальных образований предусмотрено право граждан на участие в обсуждении проектов городских нормативных правовых актов, проектов планов и программ социально-экономического развития территорий, бюджетов, участие в заседаниях представительного органа и его комиссий и др.
Однако механизмы реализации этих прав обычно отсутствуют. Между тем общественный контроль и общественная экспертиза деятельности органов местного самоуправления необходимы по самому широкому спектру вопросов как на стадии разработки планов и проектов, так и на стадии их реализации.
Для осуществления реального и эффективного контроля необходимо, чтобы соответствующие органы и заинтересованные лица могли легко заметить и установить незаконные или наносящие ущерб действия местных властей. Также важно, чтобы каждый мог увидеть факты неправильных действий, их причины, мотивы, цели, преследуемые представителями местных властей. Таким образом, эффективность любой системы контроля основывается не только на наличии определенных органов и методов контроля, но и на максимально доступном и ясном понимании гражданами и организациями Действий администрации. Общественные интересы будут обеспечены наилучшим образом в том случае, если население будет иметь доступ к максимально большему объему информации. Поэтому к числу всех форм административного контроля необходимо отнести информацию о внутреннем процессе функционирования местной власти, то есть гласность ее работы.
Как отметил Смоляр А. А. «общественный контроль − это система отношений гражданского общества с государством, основанная на подотчетности органов государственной власти органам государственной законодательной власти (парламентский контроль) негосударственным структурам («третьему сектору» и СМИ)».
В сфере местного самоуправления достаточно эффективными в процессе организации общественного контроля могут быть общие собрания граждан по месту жительства. Общее собрание является формой непосредственного участия членов территориальной громады в обсуждении и решении вопросов местного значения, относящихся к ведению местного самоуправления. Собрание граждан предусматривает не только наличие механизма получения участниками собрания определенной информации, но и ее оценку и осуществление контроля за выполнением принятых решений.
Оганы местного самоуправления, с учетом особенностей социально-экономического и культурного развития того или иного региона, сложившихся местных традиций, используют различные формы взаимодействия со СМИ, трудовыми коллективами, населением по месту жительства: регулярные встречи (брифинги, пресс-конференции, интервью) руководителей и ответственных работников местного самоуправления с представителями СМИ, творческих союзов, организаций и населением для информирования их о результатах и имеющихся проблемах деятельности органов местного самоуправления.
Не менее важным являются выступления в центральной и местной печати, по радио, телевидению руководителей и иных ответственных работников местного самоуправления по актуальным вопросам жизнеобеспечения населения.
Таким образом, общественный контроль является важной составляющей контроля за деятельностью органов местного самоуправления, т.к. последние, в свою очередь, выбраны народом и для обеспечения благосостояния своего населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление требует муниципального управления, для обеспечения которого и существует муниципальная служба. Объектом управления выступает социальная система (административно-территориальная единица, муниципальное образование), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач. Цель всех органов местного самоуправления состоит в повышении благосостояния жителей соответствующего муниципального образования, а муниципального управления – в удовлетворении конкретных потребностей различных социальных общностей, решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения.
В настоящее время присутствуют некоторые проблемы, мешающие развитию государственной (муниципальной) службы, однако предпринимаются и будут предприниматься меры по совершенствованию данной системы. Необходимо в постоянно меняющихся условиях подбирать динамичные методы, которые смогут реальным образом повлиять на усовершенствование системы государственного управления. Для этого необходимо постоянно мониторить протекающие процессы в системе государственного управления и оперативно подстраиваться под них путем совершенствования системы государственной и муниципальной службы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ 2014. №15. ст.1691
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)// Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822
Монографии и учебники:
Зинченко, Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция / Г. П. Зинченко // Социологические исследования. – 1996. – № 3- 104 с.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2007. – 546 с.
Маркин, В. В. Управленческие решения. Разработка и реализация : учеб. пособие / В. В. Маркин, О. С. Кошевой, Л. И. Найденова [и др.]. –Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2004- 112 с.
Основин, В. С. Основы науки социального управления / В. С. Основин. – Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1976- 260 с.
Тихомиров, Ю. А. Управление делами общества (субъекты и объекты управления в социалистическом обществе) / Ю. А. Тихомиров. – М. : Мысль, 1984.- 223 с.
Научные статьи:
Сивицкий В.А. Ответственность в сфере местного самоуправления. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. // Государственное управление и местное самоуправление. 2007. №5. С. 34–38.
Смоляр А.А. Общественный контроль в сфере местного самоуправления: теория и практика // Проблемы законности. 2014. №125 С. 1-8
Чуманова В.В. Формы и способы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2015 С. 119-123
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!