это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1814067
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Проблема религиозной деятельности великого киевского князя Владимира Святославовича, прозванного за принятие Русью христианства Святым, до настоящего времени сохраняет свою повышенную актуальность. История Киевской Руси и принятия страной христианства является частью истории двух ныне независимых государств- России и Украины. В последнее время украинскими псевдоисториками предпринимаются попытки переписать историю взаимоотношений двух государств, а иногда прямо сфальсифицировать и подтасовать исторические факты. Все это делается с целью оторвать друг от друга оба братских народа, сформировать у подрастающего поколения убеждение, что с самого начала истории Киевской Руси судьбы русского и украинского народов складывались по- разному. Поэтому изучение данного вопроса в настоящее время является особо актуальным. Очень важно показать, что и у российского, и у украинского народов общая история, общая культура, язык, религия, что не существует никакого разделения восточных славян на «укров» и «москалей», как это пытаются преподнести современные украинские историки. Кроме того, Крещение Руси сыграло огромную позитивную роль в истории нашей страны.
Последняя четверть Х века явилась во многом судьбоносной в истории нашей страны. Именно в этот период на землях, населенных многочисленными восточнославянскими племенами, заканчивался процесс складывания раннефеодального государства Киевская Русь. Многочисленные восточнославянские племена полян, древлян, радимичей, дреговичей, волынян, бужан и так далее были объединены под единой политической и военной властью киевских князей. Кроме политического объединения, восточнославянские племена имели тесные экономические связи друг с другом, что служило еще одним из базисов единой государственности. Но окончательному духовному объединению разрозененных восточнославянских племен, несмотря на общность культурных связей, мешало отсутствие единства в вопросах религии между отдельными племенами. Вплоть до конца Х века восточнославянские племена исповедовали язычество, однако в этом вопросе между различными племенами отсутствовало единство. Каждое из племен поклонялось своим богам и божкам, что не способствовало духовному объединению восточнославянских племен. Попытку реформирования язычества в 980 году предпринял киевский князь Владмир Святославович (980-1015 годы). Из многих языческих богов и божков Владимир выделил основных, главных, кому поклонялось большинство восточнославянских племен. Из этих богов Владимир создал пантеон богов, среди которых верховным богом стал бог войны Перун. Кроме Перуна, в пантеон языческих богов вошли также бог Солнца Хорс, бог дождя Даждьбог, боги и богини Стрибог, Семаргл, Макошь и другие. Новая реформа довольно агрессивно стала насаждаться среди восточнославянских племен и сразу же встретила не менее агрессивное противодействие. Фактически эта языческая реформа изначально была обречена на неудачу. Так, верховный бог Перун, будучи популярным среди полян и дружины князя Владимира, не пользовался уважением других племен, например, словен, населявших Новгород. К тому же в пантеон богов не вошли такие почитаемые во многих племенах боги как Велес (бог скотоводства), Сварог, Род. Многочисленные языческие боги и божки не могли стать той основой , на которой могло бы состояться духовное объединение Киевской Руси. Вскоре после проведения реформы Владимир осознал, что она потерпела неудачу. Стало понятно, что единой государственной религией для Руси могла стать только монотеистическая, наднациональная и надплеменная религия, которая не зависела бы зависела бы от воли и предпочтений того или иного племени и могла на новой основе объединить восточнославянские племена, покланявшиеся разным богам.
Почему же Русь приняла именно христианство в качестве мононациональной религии? Исключительная роль в этом принадлежит, конечно, Византийской империи. Древнерусская культура уже с 9 века начала складываться в тесном взаимодействии с передовой в то время культурой Византийской империи, которая оказала огромнейшее влияние на развитие культуры Руси. Годом принятия христианства на Руси считают 988 г., когда князь Владимир Святославович крестил киевлян и приказал сбросить в реку Днепр статуи языческих богов. Однако есть многочисленные свидетельства тому, что христианство на Руси начало распространяться гораздо раньше, и это распространение шло именно из Византии. Известно, что после в 860 г., когда киевские князья Аскольд и Дир совершили первый поход на Константинополь, византийский патриарх Фотий направил в Киев первых христианских миссионеров, которые, по свидетельству византийских источников, крестили Аскольда и Дира. Есть многочисленные свидетельства историков и летописцев о том, что немало христиан служило в дружине князя Игоря (912-945 годы). Известно также, что бабушка киевского князя Владимира Святославовича княгиня Ольга в 957 г. совершила визит в Константинополь, где приняла христианство под именем Елена.
Почему же Русь приняла христианство именно по византийскому образцу, а не по римскому, или не приняла другую религию? В этом случае сыграл огромную роль фактор личности в истории, а именно выбор князя Владимира. Насчет выбора религии Русью в одном из первых русских исторических источников –«Повести временных лет»- существует легенда о выборе князем Владимиром религии для Руси. Мусульманство князь Владимир отверг якобы по причине того, что данная религия запрещала употребление вина и Владимир отказался принимать ее, заявив, что «… веселие на Руси есть пити». На самом деле, на мой взгляд, причины этого гораздо глубже. Слишком глубокие культурные, ценностные, ментальные различия лежали между Русью и мусульманским Востоком, и летописец своей фразой хотел сказать именно это. Иудаизм Владимир не стал принимать потому, что данная религия являлась государственной религией Хазарского каганата, который разгромил его отец князь Святослав Игоревич в 965 году. Религия, которую исповедовало слабое государство, которое тем более к тому времени прекратило свое существование, была не нужна Владимиру. Как язычник по рождению и по дохристианскому вероисповеданию, Владимир связывал силу страны с силой Бога, а уж коли иудейский бог допустил разгром Хазарского каганата, он в глазах Владимира являлся «слабым» богом. Христианство по римскому образцу также было отвергнут князем Владимиром. Думается, что главной причиной отказа от принятия христианства по римскому образцу явилось то, что во времена раннего средневековья государи Центральной и Западной Европы находились в зависимости от власти римского папы, то есть светская власть играла подчиненную роль по отношению к власти духовной. Конечно, это не устраивало Владимира. А христианство по византийскому образцу провозглашало приоритет светской власти над духовной. Поэтому в конечном итоге князь остановился на принятии христианства по византийскому образцу. К тому же не стоит забывать и того, что в конце X века Византия являлась могущественнейшим государством тогдашнего мира и Владимир Святославович, как и любой князь-язычник, могущество державы связывал в том числе с религией страны. Непосредственному крещению Руси предшествовали внутриполитические события в самой Византии. В 987 г. в Византии вспыхнул мятеж против императора Василия Второго со стороны византийского полководца Варды Фока. Император Василий Второй обратился к Владимиру с просьбой оказать помощь в подавлении мятежа. Владимир Святославович согласился оказать такую помощь, но в ответ потребовал от Василия Второго выдать за него замуж сестру Анну. Когда Василий Второй принял условия Владимира, то помощь была оказана, мятеж полководца подавлен. Однако после подавления мятежа Василий Второй не спешил выполнять свое обещание и выдавать cвою сестру замуж за Владимира Святославовича. Видимо, для императорского рода было стыдно породниться с князем- варваром. Тогда Владимир со своим войском вторгся в причерноморские владения Византии и овладел городом Корсунь. После этого император Василий Второй согласился выдать за Владимира замуж свою сестру, но при условии принятия им христианства. По легенде, на это Владимир дал свое согласие, крестившись в городе Корсунь и приняв имя Василия. После принятия христианства Владимир, как известно, приказал сбросить в Днепр статуи языческих богов, а все жители города Киева приняли крещение по византийскому обряду. И хотя это было только начало крещения Руси, которое растянулось на несколько десятилетий и веков, именно 988 год считается годом крещения Руси, которая обрела свою единую государственную монотеистическую религию в виде христианства по восточному образцу.
Но, надо сказать, что процесс принятия христианства на Руси был делом долгим. В конце Х-начале ХI веков позиции язычества на Руси были еще очень сильны, поэтому распространение христианства на землях многих восточнославянских племен происходило насильственным путем, порой даже с применением вооруженной силы. В истории были зафиксированы случаи восстаний язычников под предводительством языческих волхвов, например, в 1024 в Суздале и 1071 году в Новгороде, имели место случаи изгнания христианских епископов. Особенно сильны были позиции язычества в Новгородской земле, в княжествах Северо-Восточной Руси. Однако православие медленно, но верно, получало все большее распространение. Но все же сопротивление христианизации Руси и сильные позиции язычества заставили иерархов русской церкви пойти на некоторые уступки язычеству. Это выразилось в том, что в православные обряды были допущены некоторые элементы языческих обрядов и культов. К числу таковых, например, можно отнести культ Параскевы Пятницы, вкладывание в руку умершего списков с текстами, признание праздника Масленицы и многие другие. Такое взаимодействие двух религий в науке получило название религиозного синкретизма, и православное христианство в данном случае являло собой яркий пример этому.
Принятие Русью христианства дало мощный толчок культурному развитию нашей страны, тем более что Русь переняла лучшие образцы передовой и развитой византийской культуры, причем это касалось многих сторон культурной и духовной жизни Руси. Именно после принятия христианства на Руси массово начинает распространяться письменность, родоначальниками зарождения которой на Руси были, как известно, византийские монахи Кирилл и Мефодий. Причем уровень развития письменности и грамотности населения благодаря влиянию Византии на Руси был довольно высок, особенно в городах. Принятие христианства по византийскому образцу оказало сильное влияние и на законодательство Руси. Например, церковные Уставы Владимира Святого, регулировавшие в том числе семейно-брачные и церковные отношения на Руси, были составлены под воздействием знаменитых византийских Номоканонов- византийских сборников церковных правил и императорских указов. Особенно сильным византийское влияние было в архитектуре, иконописи, художественном творчестве. Образцами византийского зодчества на Руси являются так называемая Десятинная церковь в Киеве и Спасо- Преображенский собор в Чернигове. И позднейшие творения древнерусских мастеров, например, Золотые Ворота и Дмитриевский собор во Владимире, Спасо-Преображенский собор в Переяславле, вошедшие, между прочим, в список всемирного наследия ЮНЕСКО, были выполнены во многом под влиянием византийской архитектурной школы. Более отдаленным последствием крещения Руси по византийскому образцу явилось то, что после раскола единой христианской церкви в 1054 году на римско-католическую и православную Русь выбрала православие, которое в дальнейшем сыграло огромную роль в деле объединения русских земель в единое централизованное государство и освобождению Руси от монголо-татарского ига. Еще более отдаленным последствием крещения Руси по византийскому образцу стало правопреемство Руси в качестве оплота православной веры. В 1453 г Византийская империя пала под ударами Османской империи, прекратив свое существование. Русь, в которой еще только складывалось единое централизованное государство, ничем не могла помочь Византии. Однако известно, что великий князь московский Иван Третий был женат на внучке последнего Византийского императора Софье Палеолог. Этим браком утверждалось правопреемство Руси вслед за погибшей Византией как единственной крупной православной державы и обосновывались ее притязания на лидирующую роль в православном мире. Уже в начале 16 века псковский монах Филофей разработал так называемую теорию «Москва-Третий Рим», в которой утверждалось, что Московское государство являлось духовной правопреемницей «двух Римов»- Римской и Византийской империй и единственным плотом истинной веры-православия. И во многом Русь действительно явилась правопреемницей Византийской империи. Однако крещение Руси по православному византийскому образцу в отдаленной перспективе объективно способствовало духовному отчуждению Руси и католических в основной своей массе европейских стран, что во многом породило разницу в культуре, ментальности, мироощущении русских людей и Европы. Вместе с тем крещение способствовало формированию уникальной и единственной в своем роде русской цивилизации.
Список источников и литературы.
Русско-византийские отношения 9-15века–Библиотека -Церквно- научный центр « Православная энциклопедия», https www.sedmitza.ruВизантия и Русь в 9-10 веках www.historic.ru
Литература
3.Бушуев С.В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Кн.первая IX-XVI вв.- М., 1991. С.63-80.
4. Никольский Н.М. История Русской церкви- М, 1988, 275 стр.
5. Рапов О. М. Русская церковь в 9-12 веках. Принятие христианства. М, 1988, 211 стр.
6.Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси : IX-X вв. – М ., 1980.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!