это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1821279
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Античная трагедия воплощает в себе мировоззрение и сложившиеся традиции античных людей. Мировоззрение, которое, естественно, было мифологическим, играло основополагающую роль также и в создании трагедий, так как их создателитак как именно мифы составляли представления людей об окружающем их мире, о его устройстве. Как известно, согласно античной мифологии, судьба каждого человека была в руках богов, именно они решали, что и кого ждет в будущем, какие события должны произойти. Рок также был неизбежен, предрешен заранее и избежать страшных событий было просто невозможно, даже если каким-либо образом были предприняты попытки обмануть богов и страшную судьбу. Каждый период эпохи Античности давал свой определенный вариант мифологических сказаний и также свою интерпретацию и отношение к неизбежности судьбы или возможности ее изменить, что, конечно, отражалось и на литературе.
В разные периоды развития античной трагедии судьба и рок трактовались по-разному. Сначала воля богов, неизбежность судьбы, покорность перед роком были естественными, так как дамы помыслить о другом варианте развития событий было просто невозможно. Однако постепенно, с течением времени, когда человек обретал все большую и большую силу и знания, мудрость и опыт, к судьбе стали относиться несколько по-иному, что также можно заметить также и в сюжетах античных трагедий. Чтобы выявить, каким образом происходила трансформация отношения к року и судьбе в античной трагедии, рассмотрим известные произведения – античные трагедии и постараемся выявить некоторые взаимосвязи. Наиболее известные авторы античных трагедий – Эсхил, Софокл, Еврипид. Именно их имена получили мировую известность и их произведения интересны и сегодня.
«Отцом трагедии» принято считать Эсхила. Трагедия «Персы» (472), – самое раннее из точно датируемых произведений Эсхила, – посвящена реальному историческому событию – поражению персидского флота под Саламином. Как мы видим, поражение персов – неизбежное событие, которое стало настоящей трагедией и унесло множество жизней.
К числу наиболее известных творений Эсхила относится также трилогия о Прометее: «Прометей прикованный», «Прометей освобожденный», «Прометей Огненосец». Две последние трагедии, к сожалению, не сохранились.
В образе Прометея нашла отражение этическая проблематика, волновавшая Эсхила на протяжении всего его творческого пути: собственная ответственность личности за свои решения. Как бог, обладающий способностью предвидения, Прометей заранее знал обо всех предстоящих ему страданиях, но не стал уклоняться от них. Более того, он обладал тайной, способной избавиться от мучений, но он не выдал ее. Прометей, похитивший для людей огонь, научивший их всяким ремеслам и искусствам, стал олицетворением человеческого разума, цивилизации, прогресса.
В этом произведении мы отчетливо видим, как человек берет ответственность за все, что с ним происходит и он не боится тех событий, которые ему предрешены свыше. Мало того, он знает о них, но делает то, что считает нужным, не заботясь о последствиях. Ему главное помочь людям, а не думать, что он ослушался богов. По сути, он пошел против их воли и готов нести за это ответственность.
Эсхил видел в судьбах своих героев действие неотвратимого и справедливого возмездия, а в божественной воле – высший нравственный критерий. Также в трагедиях Эсхила явно выражено убеждение, что боги покровительствуют афинскому государству. Однако боги в любом случае контролируют жизнь людей и государства и решают, какая участь и судьба кого ждет.
Еще один выдающийся древнегреческий трагик – это Софокл. В 468 г. до н. э. Софокл впервые выступил в состязании трагических поэтов и завоевал первое место, одержав победу над самим Эсхилом. Софокл, не пытался объяснить или же обосновать волю божества какими-нибудь этическими соображениями. Эта воля, конечно, присутствует в мире его героев, в конечном счете даже торжествует в судьбах людей, но смысл божественного управления миром скрыт от простых смертных. Отказ от этического объяснения божественной воли, возрастающее внимание к человеку определили драматические принципы Софокла.
Наиболее известны трагедии Софокла «Царь Эдип», «Антигона», «Электра», «Эдип в Колоне», «Аякс». Хотя во всех известных трагедиях Софокла в конечном счете торжествует божественная воля, однако, это происходит не в результате непосредственного вмешательства богов, а через самостоятельное осознанное поведение людей. Сознание ограниченности человеческих возможностей перед лицом вечных богов не лишает героев Софокла активности, а также не ослабляет их энергии в достижении намеченной цели, так же, как и не освобождает их от ответственности за совершенные поступки. Софокл меряет полной мерой достоинство и величие человека, его соответствие тем высоким нравственным нормам, которые вытекают из осознания человеком своего места в обществе, своего долга перед ним и перед самим собой.
Софокл изображал людей такими, какими они должны быть, отбрасывая второстепенные или слишком индивидуальные черты характера. Индивидуальность героев Софокла возникает от того, что они оказываются вовлеченными в неповторимую ситуацию. Характерным признаком софокловских героев является их твердая уверенность в правильности однажды избранного пути. Это всегда цельные натуры, остающиеся верными себе на протяжении всего действия трагедии. Часто Софокл подчеркивает цельность и стойкость основного героя, противопоставляя ему персонаж, не способный на самоотверженный поступок или не понимающий всей силы и величия акта доблести. Своим творчеством Софокл утверждает: человек – царь природы, его дела чудесны, он способен спорить с самими богами. Но для этого он должен быть максимально требовательным к себе, готовым во имя своего нравственного идеала поступиться своим личным благополучием и даже пожертвовать жизнью. Вершиной такой требовательности к человеку и стал всемирно известный сегодня софокловский «Царь Эдип». Когда говорят, что греческая трагедия – это чаще всего трагедия рока, что она показывает беспомощность человека перед злой судьбой, обычно имеют в виду именно эту трагедию. Современный Софоклу греческий зритель был очень хорошо знаком с этим мифом об Эдипе. Автора же, прежде всего, интересовал вопрос о том, «как это произошло». Ответить на него психологически точно, показать благородный и цельный характер героя, научить на его примере зрителя мужественной готовности к ударам судьбы – вот важнейшая гуманистическая задача Софокла. Мифологический сюжет, где року принадлежала важнейшая роль, как бы выносился за скобки, принимался как непременная условность, служил поводом для разговора о нравственной ответственности человека за свои поступки, для психологически верной картины достойного поведения в самых трагических обстоятельствах.
Следовательно, трагедия царь Эдип – это настоящая трагедия о роке и судьбе, о свободе человека, которая проявляется не только в том, чтобы делать только лишь то, что он желает, но и отвечать за те события, которые от него не зависят, которых он не хотел, но они предрешены ему свыше. Как бы ни пытался Эдип предотвратить приготовленные ему богами страшные события, как ни старался перехитрить судьбу, он все же не смог этого сделать, так как рок оказался сильнее его. Однако мы можем наблюдать о стойкости и отважности героя древнегреческой трагедии, который сам решает отвечать за свои поступки и сам же наказывает себя, выколов себе глаза. Трагедийный финал этого произведения, таким образом, был предрешен заранее, так было угодно судьбе.
Еще один поэт-трагик – Еврипид, который изображал людей такими, каковы они на самом деле. В самом человеке, по мнению Еврипида, заложены силы, способные ввергнуть его в пучину страданий. Такое понимание оказалось близким уже людям эллинистического периода. В трагедиях Еврипида действуют мифологические персонажи, но воспринимаются они достаточно близкими к людям. Прежде всего из-за главных тем его трагедий – это любовь и внутрисемейные отношения. Еврипид вводил в трагедию, говорившую возвышенным языком, самые реальные бытовые подробности.
Стремление Еврипида к максимальному правдоподобию трагедийного действия проявляется в психологически естественных мотивировках поведения персонажей. Его герои, выходя на сцену, сами объясняют причины своего поведения. Еврипид смело вводил в трагедию бытовой материал и даже изображал темные страсти. В частности, такими чертами обладает наиболее известная трагедия Еврипида «Медея». Образ главной героини здесь глубоко человечен. Медея показана в многократных переходах от яростного гнева к мольбам, от негодования к мнимому смирению, в борении противоречивых чувств и мыслей. В трагедиях Еврипида начинает высказывается мысль, которая выражает религиозные сомнения драматурга: боги, по чьей воле люди без всякой вины терпят такие страдания, недостойны называться богами. Человеку, живущему трудом, деньги нужны для насущных нужд, а изобилие золота не спасет от превратностей судьбы.
Таким образом, судьба и рок являются постоянными сопровождающими героев античной трагедии, влияя на жизнь героев, их поведение и мысли.
ЛитератураБондаренко, Г.В., Серебрякова, И.В. История зарубежной литературы : Ч. 1. От Античности до Просвещения : учебник / Г.В. Бондаренко, И.В. Серебрякова. – М. : ВУ, 2017. – 344 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!