это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1824769
Ознакомительный фрагмент работы:
Упражнение 1. Определите и исправьте логические ошибки, допущенные в следующих высказываниях:
Упражнение 2. Определите, какое коммуникативное качество было нарушено в данных высказываниях. Устраните по возможности имеющиеся недостатки речи:
1. В то время рэпа не было, поэтому пипл оттягивался на балах. 2. Участники саммита пришли к консенсусу. 3. Дилеры прогнозируют дальнейшее падение котировок этих акций. 4. Ему из Грузии чуваки привозили всякие специи, и я с детских лет привык к грузинской кухне. 5. Мы имеем хороший спортивный зал. 6. Можешь гулять, но поставь в известность меня или маму. 7. Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь к, сами понимаете, людям. 8. Дети редко навещают родительскую оселицу. 9. Жена попалась трудолюбимая, ухо с глазом. 10. Склон с прикрутицей муравится.
Упражнение 3. Поработаем над выразительностью речи. Подберите синонимы к следующим цветообозначениям (при выполнении задания используйте словари синонимов современного русского языка):
Белый, черный, желтый, красный, синий, зеленый, коричневый.
Упражнение 4. Поработаем над выразительностью речи. Подберите синонимы к следующим следующим словам (при выполнении задания используйте словари синонимов современного русского языка):
Говорить, смотреть, маленький, большой.
Упражнение 5. Определите, в каких словах происходит оглушение звонких согласных, а в каких – озвончение глухих. Выполните фонетическую транскрипцию:
Свадьба, женитьба, косьба, молотьба, вокзал.
Упражнение 6. Определите, в каких словах твердые согласные смягчаются при произнесении (при выполнении упражнения используйте орфоэпические словари современного русского языка). Выполните фонетическую транскрипцию:
Бензин, дверь, масленица, медведь, медленно, мостик, снег, усни, четверг.
Упражнение 7. Найдите слова, в которых произносится сочетание [ч’н] (при выполнении упражнения используйте орфоэпические словари современного русского языка):
Булочная, вечный, встречный, гречневый, двоечник, девичник, коричневый, лавочник, мелочный, молочный, нарочно, Никитична, порядочный, пустячный, Саввична, скворечник, сердечное лекарство, сердечный друг, скучно, сливочное, стрелочник, троечник, шапочная мастерская, шапочное знакомство.
Упражнение 8. Назовите слова, в которых допускается вариативное произношение твердого и мягкого согласного (при выполнении упражнения используйте орфоэпические словари современного русского языка):
Бактерия, инертный, консервы, критерий, портвейн, свитер, стратегия, тема, фонема, шинель, экземпляр, эпидемия, эффект.
Упражнение 9. Определите произношение заимствованных слов (при выполнении упражнения используйте орфоэпические словари современного русского языка):
Ателье, вестерн, гантели, гротеск, дебют, декан, дефис, идентичный, индекс, кафе, кашне, кодекс, коктейль, компьютер, крем, леди, одеколон, отель, о туризме, ноктюрн, пастель, паштет, поэтесса, пресса, проект, резюме, рояль, свитер, сессия, синтез, фольклор, шедевр, Шопен, энергия.
Упражнение 10. Расставьте ударение в следующих грамматических формах прилагательных и глаголов (при выполнении упражнения используйте орфоэпические словари современного русского языка):
Вреден – вредна – вредно – вредны; грустен – грустна – грустно – грустны; легок – легка – легко – легки; темен – темна – темно – темны; жив – жива – живо – живы; брал – брала – брало – брали; взял – взяла – взяло – взяли; пил – пила – пило – пили; понял – поняла – поняло – поняли; поднял – подняла – подняло – подняли; создал – создала – создало – создали; родился – родилась – родилось – родились; начался – началась – началось – начались.
Упражнение 11. Определите по орфоэпическому словарю ударение в словах:
Атомный, баловать, балованный, блага, блокировать, блокированный, бытие, вероисповедание, ворота, выборов, высококвалифицированный, газированный, гравированный, газопровод, гражданство, гуся, добыча, документ, завидно, запломбированный, звонит, звонишь, искра, жалюзи, каталог, квартал, километр, красивее, обеспечение, облегчить, одновременно, опека, надолго, нефтепровод, позвонит, приговор, приданое, ракушка, средства, статуя, туфля, украинский, феномен, эксперт, светел – светла, светло, светлы, принял – приняла – приняло – приняли.
Упражнение 12. Определите род имен существительных, согласуйте с ними подходящие по смыслу прилагательные:
Алоэ, авеню, бандероль, бра, ВАК, визави, врач (она), гороно, ГЭК, денди, евро, ЖКХ, (рыба) иваси, какаду, кашне, кепи, кольраби, кофе, крем-брюле, леди, мадемуазель, МГУ, мозоль, НАТО, пенальти, пианино, пони, РАН, рантье, салями, секретарь (она), СНГ, Сочи, такси, Токио, толь, тюль, хинди, шампунь, шимпанзе.
Упражнение 13. Выберите верное утверждение:
1. В литературных формах существительных Р.п. ед.ч. окончания: 1) -а/-я, 2) -у/-ю. Приведите примеры.
2. В литературных формах существительных П.п. ед.ч. окончания: 1) -е , 2) -у. Приведите примеры.
3. В литературных формах существительных Им.п. мн.ч. окончания: 1) -а/-я, 2) -ы/-и. Приведите примеры.
4. В литературных формах существительных Р.п. мн.ч. окончания: 1) -ов, 2) нулевое. Приведите примеры.
5. Форма числительного обе Р.п. мн.ч.: 1) обоих, 2) обеих, 3) двух.
Упражнение 14. Определите, какие из данных форм слов не являются верными. Приведите правильные варианты:
Шахмата, гантеля, подмосток качеля, пара ботинок, башкиров, татар, англичанинов, валенков, чулков, килограмм помидоров, износу нет, мне бы чайку; пятеро автобусов, четверо женщин, два слуги, обоих женщин, в обеих книгах, с трехстами рублями, в двух тысячно третьем году, о тысячи девятьсот пятом годе, пятьюдесятью копейками, с тремястами рублями, тысячи пятисот четырех человек; красив, ярок, светел, делен, кисел, медлен, своевременен, болезнен, свойствен, надменен, ответствен, бессмыслен, безнравствен, безукоризнен, естествен, тетин Лизин муж; каплет, махает, брызжет, кудахтает, рыскает, дудю, пылесошу, очутюсь, поезжай, ставь, ляг, ехай, положь, не клянчите, выдь вон, покажь, разиня (рот).
Упражнение 15. Укажите, какие из приведенных форм глагола находятся за пределами литературной системы языка:
Машет, полощет, мяукает, колыхается, плескается, рыщет, предупрежу, рассохся, слеп, поникнул, угас, оглохнул, обусловливать, уполномачивать, заподазривать, сосредоточивать, сосредотачивать, подытоживать, приурочивать; глохший, оглохший, мокший, мокнувший, гаснувший, угасший, промерзший, забредший, привыкший, приобретший, изрешеченный, прилипший, завязнувший; написавши, узнавши, замерши, разиня, глядючи, гуляючи, заперев, купивши, заслыша, едучи, завоевавши; взгляни, клади, выкинь, уведомь, почисть, напои, не морщь.
Упражнение 16. Запишите предложения, заменяя цифры словами и, где нужно, раскрывая скобки.
1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 3. Высота останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 4. За массовую приватизацию высказалось более 51% (опрошенный). 5. Год приблизительно равен 365 (сутки). 6. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание. 7. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку. 8. С докладами выступили (четыре, четверо; профессор). 9. Поселок находится в (1,5 километр) от города. 10. Гроссмейстер провел сеанс одновременной игры на (полтораста досок).
Упражнение 17. Завершите определения лингвистических терминов, проиллюстрируйте языковые явления, которые называются данными терминами:
1. Лексическое значение – это… Многозначные слова – это… Приведите примеры.
2. Синонимы – это… Приведите примеры абсолютных, семантических, стилистических и семантико-стилистических синонимов.
3. Антонимы – это… Приведите примеры антонимов.
4. Омонимы – это… Приведите примеры разновидностей омонимов: омографов, омофонов, омоформ, лексических омонимов.
5. Паронимы – это… Приведите примеры паронимов.
6. Покажите различия между грамматической, лексической и семантической сочетаемостью.
Упражнение 18. Исправьте выражения, в которых нарушены нормы сочетаемости слов:
Ехать пешком, оглянуться вперед, лил большой дождь, посвятить жизнь на благо Родины, скучать по вам, предостеречь от опасности, коснуться о теме любви, контролировать за ходом лечения, верность к мужу, кануть в историю, глубокая весна, указать о недостатках, взаимное уважение друг друга, занять звание чемпиона, озабочен о здоровье детей, отара лошадей, благодаря распорядок, описывать о детстве, оплатить проезд, заведующий кафедры, абонент на цикл концертов, управляющий фирмы, согласиться скрипя сердцем, наступила ситуация, губы заплетаются, воспоминания о будущем, косяк овец, согласна графика, большую роль имеет хороший аттестат, одеть часы.
Упражнение 19. Дайте определение стилистической окраски. Приведите примеры слов с экспрессивной, эмоциональной, оценочной и функционально-стилистической окраской.
Упражнение 20. Сгруппируйте слова по типу стилистической окраски:
1) ахнуть, по грибы, актуальный, взыскание, вкалывать (‘работать’), за грибами, для улучшения, в целях улучшения, в цехе, слесаря, доверенность, дефект, килограмм помидор, килограмм помидоров, слесари, дверьми, зачетка, иждивение, книга, книжка, притча во языцех, почивать на лаврах, встреча на высшем уровне, хоть глаз выколи, картошка, лингвистика, чрез года;
2) чаяния, держава, брюзга, критикан, беззаветный, восхотеть, зубрила, набедокурить, изумительный, грандиозный, бесстыдник, заинька, вздыхатель, великовозрастный детина, драндулет, чепуховинка, голубчик, гад, иностранщина, выскочка, глупыш.
Упражнение 21. Найдите, квалифицируйте (определите тип ошибки) и исправьте ошибки в высказываниях:
1. Ради любопытства заглянули в теплицы. На ветках болтались, дозревая, помидоры. 2. В этом году выросли грабежи. 3. Большинство денег уйдет на восстановление разбитой машины. 4. Алеша безропотно переносил все тяжести жизни. 5. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов. 6. Иногда нравоучения старшего брата вершились в столь обидной форме, что младший демонстративно отвергал их. 7. Во время ремонта рабочие тщательно аннулировали неровности стен. 8. Она чересчур взяла на себя много полномочий. 9. Свои преступления он исполнял одинаково. 10. К счастью, все гораздо не так. 11. Хочется столько много дать детям! 12. Пришлось очищать бульвар от падших листьев. 13. С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших. 14. Это просто ни в какие рамки не вяжется. 15. Я уже год не был в отпуске как проклятый. 16. На всякий экстренный случай она взяла с собой плащ. 17. К середине второго тайма ситуация устаканилась. 18. Она была очень эффективной женщиной. 19. 12 апреля весь мир потрясла величайшая ассоциация. 20. Казаков написал свою автобиографию год назад. 21. В милиции сразу решили, что палец оставил именно убийца. 22. Давеча наш президент заявил, что переизбираться не будет. 23. Вы оказали мне полную доверчивость. 24. Таким образом можно охаять любое полезное дело.
Упражнение 22. Определите значение фразеологизмов (при выполнении упражнения используйте фразеологические словари современного русского языка):
Вернуться к своим пенатам, Гордиев узел, Троянский конь, проглотить пилюлю, лезть в бутылку, дуться как мыльный пузырь, Дамоклов меч, Пиррова победа, брать на пушку, почивать на лаврах, между молотом и наковальней, синий чулок, курить фимиам, комар носа не подточит, тертый калач, притча во языцех, без всяких околичностей, вернуться к своим пенатам, мелко плавать.
Упражнение 23. Определите функционально-стилистическую принадлежность текста. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:
Плохо когда автор не пр…двидит вопросов которые возникают у читателей… Я например знаю на/перед один вопрос который уже застрял в головах у теперешних моих читателей которые практику газетной работы знают не хуже меня. Вопрос такой а сколько же времени ты потратил уважаемый автор на эту самую статью о качестве?
Упражнение 24. Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями.
|
Нейтральное |
Официальное |
Разговорное, с оттенком фамильярности |
|
Можно к вам? |
Разрешите? |
Не помешаю? |
|
|
|
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника) |
|
Нельзя ли позвонить вам? |
|
|
|
|
Разрешите обратиться к вам с просьбой? |
|
|
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности) |
|
|
|
|
|
Знакомься: мой братан Олег. |
|
|
Позвольте попрощаться |
|
Упражнение 25. Оцените нормативность следующих словосочетаний:
Известный в мире микробиолог Сергеева — известная в мире микробиолог Сергеева; инженер Николаева, выступившая на собрании — инженер Николаева, выступивший на собрании; интересная газета «Аргументы и факты» — интересные «Аргументы и факты».
Упражнение 26. Подберите определения к следующим сложным словам, соблюдая нормы согласования:
Машина-автомат, плащ-палатка, павильон-беседка, автомат-закусочная, горе-ученик, крепость-герой, крем-сода, крем-брюле, кресло-качалка, диван-кровать, доберман-пинчер, сарай-кладовая, каша-концентрат, блок-схема, бой-баба, плакун-трава.
Упражнение 27. Выберите нужную форму существительного:
1. Мы отдыхали летом на реке (Ока), притоке реки (Волга). 2. Самолет подлетал к одному из островов (Новая Зеландия). 3. Мы остановились в гостинице («Минск»). 4. Стихи будут опубликованы в журнале («Новый мир»). 5. Автобус прибыл на вокзал города (Уфа). 6. На озере (Ладожское) образовано новое рыболовецкое хозяйство. 7. Специальная аппаратура была установлена на планете (Марс). 8. Прошлым летом мы отдыхали в (Сочи).
Упражнение 28. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм:
1. Ученый, который сообщил нам эти данные, и оказавшийся поклонником статистических методов исследования, привел интересные цифры. 2. Кто нуждается в общежитии, ему следует обратиться к декану факультета. 3. Мой родной язык — это русский. 4. Цель нашей лекции — знакомство с основными грамматическими категориями имени существи-тельного и какие способы выражения они имеют. 5. Учитель получил у завхоза не только карандаши, а также ручки, книги, краски. 6. К сожалению, новые формы работы не привлекли еще как учеников, так и школы в целом. 7. Никто из нас не поинтересовался здоровьем Алексея и почему он вторую неделю пропускает занятия. 8. Выполняя упражнения, учащиеся могут справляться в таблице. 9. Приехав на турбазу, было еще темно, только погуляв по лесу часа полтора, стало светать. 10. Поднявшись еще раз на трибуну, аспирант нашего факультета был встречен аплодисментами.
Упражнение 29. Объясните написание Н и НН, указывая часть речи и выделяя суффикс:
1. Погода стояла безветре…ая, океан походил на расплавле…ое стекло. 2. Утре…ее солнце било сквозь спуще…ую занавеску. 3. На полках стояли серебря…ые кубки и позолоче…ые чарки. 4. Промежутки между стволами деревьев были полны тумана, пропита…ого насквозь лу..ым светом. 5. Затихавшие волны несли излома…ые рассея…ые остатки ледя…ых полей. 6. Ребята удивле…о рассматривали холст, где были изображе…ы дикови…ые птицы. 7. На расчище…ой и разработа…ной поляне возвышалась усадьба. 8. Избушка была заброше...а, стекла выставле…ы. 9. А вьюга с ревом беше…ым стучит по ставням свеше…ым. 10. Марья Ивановна явилась к ужину блед…ая и заплака…ая. 11. Ползли безжизне…ые сумерки, заволакивая пусты…ый берег. 12. Роняет лес багря…ый свой убор. 13. Есть в светлости весе…их вечеров умильная таинстве…ая прелесть. 14. Как любят находить задумчивые взоры завея…ые рвы, навея…ые горы, былинки со…ые среди нагих полей.
Упражнение 30. Объясните написание НЕ и НИ, указывая часть речи:
1. Без пословицы (не/ни)проживешь. 2. Белый свет (не/ни)околица, а пустая речь (не/ни)пословица. 3. На пословицу (не/ни)суда (не/ни)расправы. 4. Я (не/ни)мог (не/ни)рассказать об этом. 5. За ученого двух (не/ни)ученых дают, да и то (не/ни)берут. 6. Мелет день до вечера, а послушать (не/ни)чего. 7. Какой (не/ни)отруби палец, все жалко. 8. Сказал бы словечко, да волк (не/ни)далечко. 9. (Не/ни)поживши вместе, друга (не/ни)узнаешь. 10. Попытка (не/ни)пытка, а спрос (не/ни)беда. 11. Чем бы дитя (не/ни)тешилось, лишь бы (не/ни)плакало. 12. Я человеческим делам (не/ни)удивляться (не/ни)могу. 13. (Не/ни)что (не/ни)трогало его, (не/ни)замечал он (не/ни)чего. 14. Смотритель пошел домой (не/ни)жив (не/ни)мертв. 15. (Не/ни)единая былинка (не/ни)шевелилась. 16. Как (не/ни)верти, а дело верши. 17. Так хорош лес, что сколько в него (не/ни)ходи, сколько (не/ни)смотри, (не/ни)слушай, а все увидишь (не/ни)виданное и услышишь (не/ни)слыханное.
Упражнение 31. Объясните написание гласных после шипящих, определяя часть речи и выделяя часть слова с орфограммой:
Упражнение 32. Объясните написание чередующихся гласных в корнях слов:
1. Мы заг…рали все лето. 2. Соб…рите книги со стола. 3. Сквозь асфальт пробивается р…сток. 4. Ср…вните игру двух актеров. 5. Я во всем пол…гаюсь на Вас. 6. Обм…кните кисть в краску. 7. Зап…реть дверь не трудно. 8. Некоторые отр…сли требуют реконструкции. 9. В знак согласия мой спутник накл…нил голову. 10. Волк уд…рает от преследования охотника. 11. Где вы смогли так вым…кнуть? 12. З…рница – это отблеск молнии дальней грозы.13. Ваше предл…жение следует обдумать.
Упражнение 33. Объясните правописание приставок:
бе…воздушное пространство
во…стать против несправедливости
и…жить предрассудки
ра…бросать вещи
во…дать должное
бе…корыстная помощь
и…лить душу
явная ди…гармония
получить де…информацию
пр…быть на место
пр…добрый человек
пр…украсить действительность
пр…вокзальная площадь
пр…градить путь
пр…творить дверь
пр…ступить закон
пр…шить пуговицу
пр…давать значение
пр…рвать разговор
Упражнение 34. Определите, какими членами предложения являются однородные члены. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку:
1. Реки ручьи и озера почти всегда обрастают лесом и кустами. 2. Снег и ветер проникали за воротник в рукава знобили холодом. 3. Некоторые думают спастись на юге на Кавказе пробуют пробраться куда-нибудь подальше. 4. Меж горцев пленник наблюдал их веру нравы воспитанье. 5. Кругом весело ласково приветливо.
Упражнение 35. Объясните постановку тире (там, где оно необходимо), подчеркивая подлежащее и сказуемое и указывая, какими частями речи они выражены.
1. Пятью восемь сорок. 2. Наш школьный двор как сад. 3. Он порча, он чума, он язва здешних мест. 4. Рассчитывать и проектировать его любимые занятия. 5. Бедность не порок. 6. Москва столица России.
Упражнение 36. Объясните постановку знаков препинания (там, где они необходимы):
1. Сквозь стекло пробивались лунные лучи освещая комнату неярким светом. 2. Обреченный судьбой на праздность я не делал решительно ничего. 3. Туманы клубясь и извиваясь сползли по морщинам соседних скал. 4. Я шел по еловым иглам покрывавшим землю. 5. Почувствовав приближение дождя собака спряталась в конуру.
пражнение 37. Определите тип сложного предложения и расставьте знаки препинания:
1. Когда в доме все еще спали я прокладывал росистый след в густой траве сада. 2. Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели. 3. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. 4. Потянул западный ветерок и белая туча заволокла горизонт. 5. Я смотрел в ту сторону откуда ко мне могли прийти. 6. Сдадите работу в срок отпуск вам обеспечен. 7. Под тем предлогом что в доме мне душно я отправился в палатку.
Упражнение 38. Замените разговорные и просторечные слова их литературными синонимами:
Упражнение 39:
а) замените слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами:
Препровождать, вышеизложенное, предоставить жилплощадь, отдать распоряжение, проживать, в принудительном порядке, суверенный, в соответствии с постановлением, следует завизировать, подвергнуть осмотру, оплатить проезд.
б) замените нейтральные слова и словосочетания единицами официально-делового стиля:
Поблагодарить, помочь, из-за болезни, дать творческий отпуск, просьба, способный ученик, уважаемый человек, привезти, износ станка, сбежать, отремонтировать, не прийти на занятия.
Упражнение 40. Найдите, квалифицируйте и исправьте ошибки в соответствии с нормами публицистического стиля:
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!