это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1837257
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Современный человек в своей повседневной жизни сталкивается с большим количеством событий вызывающих у него те или иные переживания. Порой события становятся травмирующими и влекут за собой возникновение стресса. В такой ситуации личность сталкивается с потребностью решения возникающих затруднений. Но, справиться самостоятельно, получается не всегда. Именно в этот момент требуется обращение к практикующему психологу за психологической помощью.
К сожалению, на протяжении многих десятков лет, в России не было достаточного количества специалистов, а так же существующие в нашей культуре стереотипы, относительно умственных способностей людей, посещающих психолога, негативно влияли на развитие психологической терапии.
В настоящий момент ситуация существенно меняется. Прогрессивное общество признало потребность в качественной психологической поддержке. Люди стали чаще обращаться к специалистам. Наиболее часто используемый вид взаимодействия психолога с клиентом консультативный процесс. Подобная совместная деятельность способствует осмыслению клиентом своей проблемы и нахождению путей решения.
Важным для эффективности консультационного взаимодействия психолога с клиентом, является понимание консультантом своего клиента. Психолог должен владеть информацией о наиболее типичных особенностях клиентов того или иного возраста, пола, социального статусу и т.д.. Подобные знания, могут несколько облегчить простаивание взаимоотношений и создание позитивной атмосферы.
На протяжении многих лет исследователи старались определить, образ типичного клиента психолога-консултанта. Так наиболее часто за консультативной помощью обращаются женщины от 26 до 35 лет (по данным Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. П. Г. Демидова)[1]. По социальному положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному составу следуют инвалиды и рабочие. Менее представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др.
Но, стоит отметить, что клиенты все очень разные, и различия их заключаются в их индивидуальных особенностях. Многие исследователи, в погоне за лучшим понимание людей обращающихся за психологической помощью, создавали классификации типов клиентов. Одной из таких классификаций, в качестве критерия для которой была выбрана ориентация клиентов, предложена В.В. Столиным.[2] Им были выделены три основные ориентации:
1. Деловая ориентация:
а) адекватная - клиент искренне заинтересован в решении проблемы;
б) неадекватная - клиент преувеличивает возможности консультанта.
2. Рентная ориентация:
а) "обаятельный рантье"- клиент считает, что его действия позволят ему переложить ответственность на консультанта;
б) "требовательный рантье" - клиент хочет получить результат уже с самой позиции посетителя консультации.
3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. [3]
Важно здесь отметить, что к успешной работе может привести лишь адекватная деловая ориентация клиента.
По нашему мнению, наиболее полной классификацией клиентов, является теория, предложенная Н.Н. Обозовым, согласно которой, можно выделить пять разных оснований для классификаций:
Характер запроса на психологическую помощь:
не уверенный в себе клиент;
уверенный в себе клиент;
клиент все знающий, и доверяющий только себе;
клиент с потребностью выговориться.
Особенности восприятия психических явлений:
рационалистичный, прагматически ориентированный клиент;
интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент.
Способы работы со своими проблемами:
клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане;
клиент, который в ситуации затруднения стремится сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей.
Гендерная принадлежность.
Особенности телосложения:
лица с атлетическим телосложением;
лица с астеническим телосложением;
лица с пикническим телосложением. [4]
Таким образом, данная классификация, включает в себя 5 разных классификаций построенных на основе различных критериев. Нам кажется, что основания для классификаций, связанные не с личностными особенностями клиента, а с демографическими, являются не достаточно достоверными. Такие классификации наделяют клиентов определенного пола, возраста, телосложения, социального статуса и т. д., рядом личностными характеристиками, что является уж очень субъективным.
Конечно, психологу-консультанту, необходимо знать различные классификации клиентов, но в своей работе, мы с большей уверенностью готовы опираться на классификации, построенные на основании особенностей личности клиента непосредственно связанные с консультативным процессом (например, ориентация клиента в консультативной работе, характер запроса, и т.д.).
Список литературы:
1.Клюева, Н. В. Консультационная психология : методические указания / Н. В. Клюева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 60 с.
2.Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. -- М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.
3.Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993. – 49 с.
4.Столин В.В. Некоторые принципы психологического консультирования // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. М.: Отделение психологии и возрастной физиологии АПН СССР, 1981. с. 58 – 65.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!