это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1839947
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В современное время особенно важной является социальная сфера, в которой реализуется государственная социальная политика, непосредственно направленная на удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан страны, формирование соответствующих условий для достойной жизни, повышение их благосостояния.
Основной задачей социальной политики государства выступает обеспечение каждого гражданина доступным комплексом социальных благ, которые призваны удовлетворить его необходимые биологические, материальные, а также социальные и духовные потребности.
Первостепенность для государства решения социальных вопросов демонстрирует современное состояние развития отечественного законодательства, где характерной чертой выступает существенное обновление законодательных основ, призванных регулировать большую часть социальных вопросов.
В современное время фактически проходит испытание на прочность отечественная система права, вынужденная функционировать на пределе своих возможностей. На процесс реализации прав человека, в т.ч. права на социальное обеспечение огромное воздействие оказывают современные экономические и политические процессы, которые происходят в обществе.
Заметим, что тесно связано с трудовыми правами граждан в наибольшей степени право человека на социальное обеспечение. Особенно важной задачей, которая поставлена перед российским государством, как социальным государством, является недопустимость ухудшения качества условий труда, которые предоставляются работникам и обеспечение права каждого гражданина на достойный труд.
Целью данного эссе является выявление основных проблем правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан и предложение путей их решения.
Основные проблемы правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан и пути их решения
Российское законодательство в области социального обеспечения содержит в себе различные источники, которые принимаются на федеральном уровне госвласти и на уровне госвласти субъектов Российской Федерации. Стало быть, российская система законодательства о государственной социальной помощи состоит из законов и подзаконных актов федерального и регионального уровня.
На федеральном уровне ими являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Основные направления госполитики в области поддержки граждан и оказания им государственной социальной помощи определены согласно положениям Конституции РФ, федеральному законодательству, в т.ч. Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому предоставляет гарантия на социальное обеспечение по возрасту, в результате наступления болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, определенных законодательством. [1]
Можно заметить, что хотя социальное обеспечение может охватывать разные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу положений Конституции РФ основное его содержание состоит непосредственно в материальном обеспечении, а также предоставлении человеку средств к существованию. [1]
Обеспечение, которое предоставляется человеку обществом, государством, в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в определенной поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена социума.
О качественном состоянии государства и общества в целом может свидетельствовать, как именно осуществляется соцзащита, социальное обеспечение граждан.
На уровне субъектов РФ система законодательства о государственной социальной помощи включает в себя законы субъектов РФ в данной области и подзаконные нормативно-правовые акты, которые издаются органами госвласти субъектов РФ. При этом, законы и иные нормативно-правовые акты субъекты РФ принимают согласно законодательно установленным нормотворческим полномочиям.
Также, субъекты РФ, основываясь на финансово-экономические возможности региональных бюджетов, вправе устанавливать какие-либо дополнительные меры поддержки, устанавливать объем и виды государственной социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Многие правовые нормы, которые предусматривают единство правового регулирования отношений в области социального обеспечения граждан, входят в состав общей части права социального обеспечения.
Законодательные акты, которые призваны регулировать отношения по социальному обеспечению граждан, содержат раздел, который посвящен самым важным, используемым в них понятиям, а это в значительной степени облегчает правоприменительную деятельность и упорядочивает нормотворчество.
Такие нормы содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях», а также в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Социальное обслуживание – это сложная целостная система, эффективность которой зависит непосредственно от ее структуры и осуществляемых функций. [2]
К сожалению, по сей день нерешенными остаются проблемы разграничения полномочий в исследуемой сфере между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ, споры о месте законодательства о социальном обслуживании в самой системе отечественного законодательства, о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения, а также определенные терминологические вопросы. Проанализируем данные проблемы:
1. Проблемы определения содержания социального обслуживания и его структуры.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» имеет множество серьезных недостатков. Так, например, название данного нормативного акта не соответствует его содержанию. В нем говорится только о некоторых разновидностях социального обслуживания. [2]
В данном документе также нет правовых норм о таких разновидностях соцобслуживания, как протезирование и ортезирование, предоставление специальных транспортных средств инвалидам, профреабилитация, ритуальные услуги. [5,c.77]
На наш взгляд, данный Федеральный закон стоило бы назвать «Об основах предоставления гражданам отдельных социальных услуг в системе социального обслуживания», а уже в дальнейшем ввести в него положения об иных разновидностях социального обслуживания.
Такой недостаток законодательного акта говорит непосредственно об отсутствии в правотворчестве связей между самими разработчиками федерального законодательства, представителями науки права социального обеспечения и представителями юридических вузов, а также учета опыта зарубежных государств в этой области.
Далее проанализируем Федеральный закон № 442 и принятых в его развитие федеральных подзаконных актов, а также актов субъектов РФ.
Так, представленное в статье 3 данного закона определение «социального обслуживания» как деятельности по оказанию социальных услуг гражданам не выдерживает никакой критики.
Можно согласиться с мнением автора Е.А.Токаревой, которая утверждает, что родовым признаком соцобслуживания выступает «вид социального обеспечения», а не деятельность по оказанию социальных услуг.
К тому же содержание социального обслуживания ограничено предоставлением социальных услуг, что не соответствует реальности. [7,c.34]
2. Несовершенство разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области социального обслуживания граждан.
Является особенно важным вопрос о том, каким образом распределены полномочия между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ в области социального обслуживания.
В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. [1]
Согласно статье 263 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «к полномочиям органов госвласти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей».
Из представленного текста достаточно сложно понять, кому из отмеченных выше граждан должно оказываться социальное облуживание, а кому должна быть оказана непосредственно социальная поддержка.
Не случайно многие авторы, которые исследовали вопросы социального обслуживания, связывают социальное обслуживание с социальной поддержкой и даже с социальной помощью государства, игнорируя тот факт, что здесь мы имеем дело с тремя самостоятельными видами общественных и правовых отношений: социальным обслуживанием, социальной поддержкой и государственной социальной помощью.
3. Место права социального обеспечения в системе российского права и место правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения.
Рассматривая правовую подсистему, можно заметить, что о месте законодательства о социальном обслуживании в системе российского законодательства единого мнения не существует. Так, П.В.Абрамов считает, что законодательство в сфере социального обслуживания можно отнести к административному законодательству.[5,c.78]
Автор Е.Ю.Карпова, в свою очередь, считает, что Федеральный закон № 442 перевел социальное обслуживание в договорную сферу, то есть в сферу действия гражданского законодательства.[6,c.228]
С нашей позиции, в таком случае имеет место системное правовое регулирование общественных отношений. Иначе говоря, отношения в области социального обслуживания граждан призваны регулироваться нормативными актами нескольких отраслей законодательства.
Так, административное законодательство распространяется на отношения между федеральными органами исполнительной власти и организациями социального обслуживания, которые находятся в их ведении, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, оно распространяется на отношения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, которые располагаются непосредственно в их ведении.
Отношения по финансированию социального обслуживания находятся под влиянием непосредственно финансового законодательства, а отношения по предоставлению гражданам отдельных видов социального обслуживания – нормативных актов жилищного, семейного, трудового законодательства, законодательства о социальном обеспечении, о занятости населения.
Существенное развитие правовых норм о социальном обслуживании за последнее время позволяет согласиться с позицией некоторых ученых о том, что данные нормы в совокупности образуют генеральный институт в составе особенной части отрасли права социального обеспечения.
Сложнее будет обстоять дело со структурой данного института. Одни исследователи за основу его структуры берут субъекты обеспечения и различают правовые институты социального обслуживания престарелых, инвалидов и детей, иные, в свою очередь, берут как формы и виды социального обслуживания, так и его субъекты.
Они выделяют также следующие правовые институты: [6,c.229]
- стационарное и полустационарное обслуживание;
- социальная помощь на дому;
- срочная социальная помощь;
- профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и пр.
С подобной классификацией можно согласиться лишь отчасти. Конечно, найти одно основание классификации (формы, виды или субъекты социального обслуживания) достаточно сложно.
В связи с этим, на наш взгляд, необходимо объединить некоторые формы и разновидности социального обслуживания, а также ввести в данную сферу наиболее современную терминологию.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в состав генерального института социального обслуживания должны входить такие правовые институты, как стационарное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому; протезирование и ортезирование; обеспечение граждан специальными транспортными средствами; профессиональная реабилитация и абилитация; ритуальные услуги.
Заключение
Обобщая все вышесказанное, можно заметить, что социальное обслуживание представляет собой сложную целостную систему, эффективность которой зависит непосредственно от ее структуры и осуществляемых функций.
К сожалению, по сей день нерешенными остаются проблемы разграничения полномочий в исследуемо сфере между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ, споры о месте законодательства о социальном обслуживании в самой системе отечественного законодательства, о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения, а также определенные терминологические вопросы.
1. Проблемы определения содержания социального обслуживания и его структуры - Федеральный закон №442 стоило бы назвать «Об основах предоставления гражданам отдельных социальных услуг в системе социального обслуживания», а уже в дальнейшем ввести в него положения об иных разновидностях социального обслуживания.
2. Несовершенство разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области социального обслуживания граждан – необходимо пересмотреть законодательство в области разграничения полномочий в сфере социального обслуживания граждан, описать их наиболее конкретно и детально.
3. Место права социального обеспечения в системе российского права и место правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения - необходимо объединить некоторые формы и разновидности социального обслуживания, а также ввести в данную сферу наиболее современную терминологию.
Таким образом, единство правового воздействия на отношения по социальному обеспечению граждан предопределяет законодательное установление понятийного аппарата отрасли, принципов, целей и задач правового регулирования в указанной сфере в соответствующих законодательных актах.
Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
3.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ», 13.01.2014, № 2 (часть II).
4.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Парламентская газета», № 50, 24.11- 01.12.2011.
5.Абрамов, П.В. Эффективность социально-правовой политики государства: монография / П.В.Абрамов. -М., 2016.-134с.
6.Карпова, Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2015. -№ 35. -С. 228–232.
7.Токарева, Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: моногр. / Е.А.Токарева.- Е.: Ажур, 2017. -121 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!