это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1850052
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основное содержание Российского стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98….…5
2. Типы экологических служб на промышленных предприятиях……………12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………….…….20
Введение
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий на прямую связана с техногенным воздействием на окружающую среду. На основании ст. 67 закона «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.02 г. [1] на предприятиях обязан осуществляться производственный экологический контроль за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросом вредных веществ в водоемы, образованием токсичных отходов на предприятиях. Данная информация содержится в статистической отчетности: качественное и количественное воздействие предприятий на воздушные, водные и земельные ресурсы.
Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий закреплены в главе 8 федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствие с ними, эксплуатация предприятий и других объектов, которые оказывают прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом обязаны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности [5].
Экологическую политику определяет высшее руководство предприятия, а служба должна разрабатывать программу достижения целевых и плановых экологических показателей (использования водных ресурсов, снижения выбросов, сбросов, сокращения образования отходов, сведения к минимуму воздействия на окружающую среду).
Актуальность темы реферата состоит в том, что управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент повышения эффективности работы отдельных предприятий и социально-экономического развития территорий за счет рационализации природопользования и усиления статуса охраны окружающей среды, при этом важно следовать исполнению государственных стандартов Российской Федерации. Организации по всему миру, и их участники, все больше понимают необходимость рационального природопользования, социально ответственного поведения, а кроме того устойчивого роста и развития. Кроме того, правительственным и иным регулирующим органам все чаще требуются стандарты ISO для создания основы для обеспечения согласованности и последовательности на национальном и международном уровнях.
Международные стандарты ISO и связанные с ними нормативные документы обеспечивают потребителей, регулирующие органы и организации в государственном и частном секторах, экологическими инструментами
Предмет исследования - Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 и природоохранные (экологические)службы предприятий.
Цель работы – исследовать основное содержание Российского стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 и рассмотреть типы экологических служб на промышленных предприятиях.
1. Основное содержание Российского стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98
В первой части нашей работы мы исследуем Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. Краткое название- ГОСТ Р ИСО 14001-98.
Стандарт – это нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Соответственно экологическую стандартизацию определяют, как установление в стандартах научно обоснованных норм и требований по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.
Настоящий стандарт разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России. Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. № 378.
Различные организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы получить достаточную экологическую эффективность и демонстрировать ее, осуществляя контроль над воздействием своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей. Предприятия осуществляют это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и иных мер, которые направлены на охрану окружающей среды, а кроме того в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие [4].
Немало организаций провели экологический «анализ» или «аудит», чтобы оценить свою экологическую эффективность. Но все-таки сами по себе эти «анализы» и «аудиты» могут быть недостаточными для того, чтобы обеспечить организации залог того, что ее эффективность не только удовлетворяет, но и в будущем будет удовлетворять требованиям, налагаемым законом и ее собственной политикой. Чтобы быть действенными, эти «анализы» и «аудиты» должны проводиться в рамках структурированной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью.
ISO 14001 - признанная в мире основа для построения системы экологического менеджмента (СЭМ) – внедренная от Аргентины до Зимбабве. Внедрение данного стандарта дает возможность организациям одновременно наилучшим образом управлять их воздействием на окружающую среду и демонстрировать рациональное природопользование.
Международные стандарты, распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с иными элементами административного управления, с тем чтобы оказывать содействие организациям в рамках достижения экологических и экономических целей. Настоящий стандарт закрепляет требования к такой системе управления окружающей средой. Стандарт разработан так, чтобы его можно было применить к предприятиям всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана на рисунке 1.
Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система предоставляет возможность предприятию устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), для того чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим.
3244215889001186814336550237744088900Постоянное улучшение
00Постоянное улучшение
53340250825Анализ со стороны руководства
0Анализ со стороны руководства
411099050165Экологическая политика
00Экологическая политика
58674078740486346512065
18669086995Проведение проверок и функционирующее действие
00Проведение проверок и функционирующее действие
4044314354330Планирование
00Планирование
3329940182880
1443990192405213868020955Внедрение и функционирование
00Внедрение и функционирование
Рисунок 1 - Модель системы управления окружающей средой
согласно данному стандарту
Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 состоит из следующих 4 разделов:
1. Область применения. Общая цель данного стандарта состоит в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Необходимо отметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время.
Настоящий стандарт содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке для сертификации/регистрации и/или самостоятельного заявления. Он закрепляет требования к системе управления окружающей средой для оказания помощи организации в определении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о существенных воздействиях на окружающую среду. Он применим к тем экологическим аспектам, которые организация может контролировать и на которые она предположительно может оказывать влияние. Стандарт не закрепляет определенных критериев экологической эффективности.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая желает:
- внедрить, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой;
- удостовериться в своем соответствии сформулированной ею экологической политике;
- продемонстрировать это соответствие другим;
- получить сертификацию/регистрацию внешней организацией своей системы управления окружающей средой;
- самостоятельно определить соответствие данной системы настоящему стандарту и самой заявить об этом соответствии.
Все требования, которые содержатся в настоящем стандарте, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует.
2. Нормативные ссылки. В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.
3.Определения, основными из которых являются:
- Окружающая среда - внешняя среда, где функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие;
- Воздействие на окружающую среду - всякое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, её продукции или услуг;
- Система управления окружающей средой - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики;
- Организация - компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, или их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.
4. Требования к системе управления окружающей средой - раздел является основным и важным, разбит на следующие блоки:
- Общие требования. Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управления окружающей средой;
- Экологическая политика. Высшее руководство должно определить экологическую политику организации;
- Планирование;
- Внедрение и функционирование. Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кто имеет к этому отношение, с тем чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой. Организация должна определить свои потребности в обучении персонала. Организация должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту. Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными важными экологическими аспектами, согласующимися с ее политикой, целевыми и плановыми экологическими показателями.
- Проведение проверок и корректирующие действия. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой.
- Анализ со стороны руководства. Высшее руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и эффективности. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценивания. Анализ должен документально оформляться.
Анализ со стороны руководства должен проводиться для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления окружающей средой в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению.
Также в стандарте присутствует:
Приложение А -Руководство по использованию требований- Приложение содержит дополнительную информацию и предназначено для того, чтобы избежать неправильного толкования настоящего стандарта;
- Приложение Б - Связь между стандартами ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р ИСО 9001- Цель сравнения состоит в том, чтобы продемонстрировать сочетаемость обеих систем тем организациям, которые уже применяют один из вышеуказанных стандартов и могут пожелать применять оба;
- Приложение В – Библиография.
2. Типы экологических служб на промышленных предприятиях
Основным составляющим элементом в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, а если это небольшое предприятие отдельный квалифицированный специалист (менеджер), который уполномочен решать соответствующие задачи. На практике существует четыре основных типа структур систем экологического управления и менеджмента, которые различаются по положению в них экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:
- Структура, где отсутствует экологическая служба или специалист в области экологического менеджмента;
-Структура, где экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-нибудь иным подразделением (иными должностными обязанностями) предприятия;
- Структура, где экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность);
- Структура, где экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равнозначным по рангу заместителю директора предприятия.
Достаточно неэффективной считается структура экологического управления и менеджмента первого типа. Решение производственных экологических задач в том случае возложено на то или другое должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и иные должности. Потому как эти должностные лица вначале выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований действующего природоохранительного законодательства, к примеру, к заполнению требуемой отчетности[3, 18 с.].
Для структуры второго типа типично наличие подразделения или отдельного специалиста, который занимается вопросами экологического управления и менеджмента. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены с иными функциями (должностными обязанностями). К примеру, нередко происходит совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда или совмещение экологической службы и службы эксплуатации средоохранного оборудования. Для систем экологического управления и менеджмента такого типа характерны следующие недостатки:
- отводится недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия;
-ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности;
- большой объем обязанностей, который ограничивает возможности инициативной деятельности;
-недостаток авторитета экологической службы (специалиста-менеджера).
В третьем типе системы экологического управления и менеджмента экологическая служба (специалист в области экологического менеджмента) выделена в отдельное подразделение предприятия (должность), где есть свой руководитель, но при этом он не обладает достаточным весом в иерархической структуре предприятия. Для систем экологического управления и менеджмента третьего типа можно отметить один характерный недостаток, который состоит в том, что эффективность функционирования экологической службы (специалиста-менеджера) зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и менеджмента. В то же время такой тип структуры экологического управления и менеджмента приобретает существенные достоинства:
- возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность;
-более высокий авторитет экологической службы (специалиста-менеджера);
-детальное изучение экологическим проблем.
Достаточно эффективной и имеющей наибольшие потенциальные возможности в использовании преимуществ экологического менеджмента является система четвертого типа, где экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель (специалист-менеджер) по должности в зависимости от размера предприятия равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для таких структур характерны следующие достоинства:
-возможность достаточно комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;
-эффективное совмещение основных производственных и экологических целей и задач на предприятии;
-осуществление различной и экономически эффективной экологической деятельности [2, 8 с.].
По способу организации деятельности существует следующее деление экологических служб предприятий:
1. Экологические службы дифференцированного типа, где обязанности сотрудников разделены по виду воздействия на окружающую среду. Для большинства служб данного типа выделяют сотрудников, которые заняты:
- охраной атмосферного воздуха;
- охраной окружающей среды от отходов производства и потребления;
- охраной и рациональным использованием водных ресурсов;
- охраной и рациональным использованием земельных ресурсов.
Разделение обязанностей в экологических службах такого типа похоже на структуру государственных органов экологического контроля. Аналогичное разделение обязанностей оправдано для больших предприятий (производственных объединений), где экологическая служба состоит из более чем 10 человек.
К недостаткам структуры экологических служб данного типа относятся изолированность областей деятельности специалистов и возможность случаев, когда при невозможности выполнения специалистом по каким-либо причинам своей работы иным специалистам потребуется большее количество времени, прежде чем они квалифицированно смогут выполнять обязанности отсутствующего сотрудника, а кроме того организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений.
Преимущество экологической службы данного типа состоит в том, что можно тщательно изучить требования и возможности в конкретной области деятельности, выполнять более эффективное управление и менеджмент, к примеру, в области обращения с отходами производства и потребления и принимать верные решения.
К такому типу относятся и экологические службы, где обязанности сотрудников разделены по виду технологических операций, существующих на предприятии. Работники данных служб занимаются экологическими вопросами, связанными с определенной технологической операцией.
2. Экологические службы интегрированного типа. Сотрудники экологической службы данного типа в составе подразделения, которое отвечает за природоохранную деятельность на предприятии, совместно выполняют работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Данный тип структуры экологической службы предприятия очень распространен для средних и небольших предприятий.
Преимущества экологических служб интегрированного типа:
- взаимозаменяемость сотрудников (в случае отсутствия кого-либо из сотрудников иные специалисты имеют возможность успешно выполнить его обязанности);
-комплексный характер работ (при рассмотрении вопросов, которые связаны с одним видом воздействия на окружающую среду, принимаются во внимание и другие аспекты такого воздействия. Так, к примеру, при разработке обоснования лимитов размещения отходов основными являются не только знания и навыки в этой области, но и в области воздействия на атмосферный воздух, рационального использования водных и земельных ресурсов);
- разработка правильной экологической политики, определение комплексных целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- достаточно эффективное управление охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов; данное управление можно осуществлять только при комплексном подходе в определении экологической политики и стратегии, целей и задач.
3. Экологические службы смешанного типа. Сотрудники таких экологических служб могут выполнять обязанности, связанные с разными видами воздействия на окружающую среду, а кроме того решать экологические вопросы определенной технологической операции. Экологическим службам данного типа присущи достоинства и недостатки служб вышеописанных типов.
Оптимальным типом организации производственной экологической службы для небольших и средних предприятий является служба интегрированного типа, где нет разделения обязанностей по видам воздействия на окружающую среду.
Для больших предприятий и производственных объединений, где количество сотрудников в экологической службе более 10 человек достаточно эффективна служба дифференцированного типа с разделением обязанностей между сотрудниками.
При всякой организации производственной экологической службы имеет значение комплексный подход в осуществлении эффективного экологического управления и экологического менеджмента, включая и разработку экологической политики предприятия, определения главных целей и задач в этой области, организации деятельности, мотивации и контроле.
Информационно экологическая служба предприятия связана с отделом главного энергетика, главного механика, подразделением, которое занимается вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями, промсанлабораторией и иными службами. Обмен информацией может быть односторонний и двухсторонний. Экологическая служба собирает всю информацию по осуществлению экологического управления и менеджмента на предприятии, а потом проводит ее анализ, представляет в различных внутренних и внешних документах, разрабатывает программы (планы) экологического менеджмента, подготавливает и ведет экологическую отчетность.
Одно из направлений экологического менеджмента относится непосредственно к труду менеджера: это управление деятельностью, которая обеспечивает осуществление в жизнь организационных, технических и других мероприятий по реализации безопасных условий труда менеджеров, таких как:
-гарантия обеспечения экологической безопасности на весь период жизненного цикла менеджера;
-объективная информация о технических возможностях новейшей оргтехники и ее соответствия экологическим стандартам;
-содействие сотрудничеству в области охраны труда предпринимателей и персонала на всех уровнях управления [2, 122 с.].
Заключение
Экологическая ситуация, в которой сегодня приходится функционировать современной экономике вызывает потребность комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды. Поэтому природоохранная деятельность - это необходимое условие производственной деятельности предприятия, основной целью которой является обеспечение охраны окружающей среды от пагубного влияния деятельности человека, а кроме того поддержание, восстановление и улучшение ее качеств и защита здоровья людей от негативного воздействия этой хозяйственной деятельности.
В первой части работы мы рассмотрели основное содержание Российского стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98, область применения; во второй части работы рассмотрели основные типы структур систем экологического управления и менеджмента, исследовали типы экологических служб на промышленных предприятиях, их преимущества и недостатки. Поставленные задачи работы выполнены, цель достигнута.
Список использованных источников
1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями на 26 июля 2019 года)
2. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. - 256 с.
3. Трифонова Т.А.. Экологический менеджмент. Учеб.пособие/ Владим.гос.ун-т, Владимир.- 2010.- 291 с.
4. http://docs.cntd.ru/document/1200005254
5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!