это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1854585
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассматриваются существующие виды административных наказаний за правонарушения, посягающие на предпринимательскую деятельность, особенности их назначения. В административном праве назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности — это реализация административно-правовых санкций, исполнение административных наказаний, назначенных судом, органом исполнительной власти или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом в сфере предпринимательской деятельности. Автором исследуются понятия предпринимательской деятельности и устанавливаются субъекты, которые могут осуществлять данный вид деятельности.
Ключевые слова: административная ответственность, административные наказания, предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательской деятельности, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.
Types of administrative penalties for offenses encroaching on entrepreneurial activity
Abstract. The article discusses the existing types of administrative penalties for offenses that encroach on entrepreneurial activity, especially their purpose. In administrative law, the imposition of administrative punishment entails the onset of administrative responsibility. Consequently, the administrative responsibility of legal entities in the field of entrepreneurial activity is the implementation of administrative sanctions, the execution of administrative penalties imposed by a court, executive body or official authorized to consider cases of administrative offenses committed by a legal entity in the field of entrepreneurial activity. The author explores the concepts of entrepreneurial activity and establishes the subjects that can carry out this type of activity.
Key words: administrative responsibility, administrative penalties, entrepreneurial activity, business entities, warning, administrative fine, confiscation of the instrument or subject of an administrative offense, administrative suspension of activity.
Право на свободу осуществления гражданина предпринимательской деятельности и способность ее реализации являются фундаментом развития экономики любого правового и демократического государства, к которым принадлежит и Российская Федерация.
Конституция РФ, являясь Основным Законом нашего государства закрепляет на самом высшем уровне данное право в п.1 ст. 34, устанавливая, что: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Понятие предпринимательской деятельности установлено в ст. 2 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), согласно которой под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
ГК РФ в ст. 23 устанавливает, что предпринимательской деятельностью вправе заниматься не только юридические лица, но и граждане, получив в установленном законом порядке специальный правовой статус индивидуального предпринимателя.
Таким образом, в качестве субъектов предпринимательской деятельности мы можем выделить индивидуальных предпринимателей (граждане, обладающие специальным правовым статусом, позволяющим осуществлять предпринимательскую деятельность не образовывая юридическое лицо) и юридические лица.
Несомненно, при осуществлении предпринимательской деятельности указанные субъекты обладают свободой своих действий. Однако данная свобода не является абсолютной и имеет свои пределы, очерченные правовыми нормами различных отраслей законодательства, а в частности – административного. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим административную ответственность за совершение правонарушений в сфере предпринимательства является Кодекс об административных нарушениях РФ (далее – КоАП РФ).
Выходя за установленные правовые границы, субъект предпринимательской деятельности совершает правонарушение, в результате чего подлежит административной ответственности. Перечень административных правонарушений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности является довольно объемным и закреплен в главе 14 КоАП РФ.
Для возникновения административной ответственности, необходимо наличие состава административного правонарушения, состоящего из четырех признаков: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Особенностью административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности является то, что административные наказания устанавливаются как в отношении граждан-индивидуальных предпринимателей, так и в отношении юридических лиц, чего нет в уголовной ответственности, которая реализуется только в отношении физических лиц.
Перечень административных наказаний за совершение административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности в отношении юридических лиц устанавливается в ч.2 ст. 3.2. КоАП РФ: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.
Рассмотрим данные наказания подробнее.
1. Предупреждение.
Данный вид административного наказания является самым легким. Как
указано в ч. 1 ст. 3.4. КоАП «Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме».
Указанный вид административного наказания является самым легким. Предупреждение может назначаться в качестве основного наказания только за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили правонарушение.
Следует отметить, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ был внесен ряд изменений о предупреждении, которые в первую очередь затронули субъектов малого и среднего предпринимательства [ REF _Ref30794958 \r \h 4].
Согласно данным изменениям, если предупреждение как административное наказание не установлено соответствующей статье КоАП РФ или Закона об административных правонарушениях субъекта РФ, наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение в отношении лица, относящегося к категориям малого или среднего предпринимательства.
Примерами норм КоАП РФ, которые в качестве наказания предусматривают предупреждение, можно привести ч. 3 ст. 14.1 , ч. 3 ст. 14.1.2, чч.4,5 ст.14.5 и т.д.
2. Административный штраф.
Под административным штрафом понимается «установленная государством мера административного наказания за административное правонарушение в виде денежного взыскания, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами». Административный штраф является как карательной мерой, так и средством превенции от совершения иных правонарушений.
Следует отметить, что размер административного штрафа в отношении юридических лиц не может превышать 1 000 000 рублей, однако существует несколько исключений для правонарушений в сфере предпринимательской деятельности: от 1 000 000 до 5 000 000 рублей за совершений правонарушения, ответственность за которое установлена ч.5 ст.14.32 КоАП РФ; до 5 000 000 рублей по ст. 14.42 КоАП РФ; до 3 000 000 рублей по ч.3 ст. 14.51 КоАП РФ; от 5 000 000 до 10 000 000 по ч.1 ст.14.51 КоАП РФ.
Об эффективности штрафа в целом как вида административного наказания свидетельствует тот факт, что в качестве вида административного наказания он упоминается в КоАП РФ 1872 раза, тогда как предупреждение только 173 раза, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 391 раз и административное приостановление деятельности всего 161 раз. Таким образом, можно сделать вывод о том, что более 85-90% составов правонарушений в области предпринимательской деятельности устанавливают в качестве меры ответственности именно штраф.
Также вывод об эффективности административного штрафа подтверждает и статистика. Так, согласно данным Верховного суда РФ в сфере предпринимательской деятельности было наложено 216 507 штрафов на сумму 3 291 695 рублей, тогда как назначение иных видов административных наказаний составило: приостановление деятельности – 52 наказания, конфискация - 22 629 наказания [ REF _Ref31565706 \r \h 9].
3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискация - это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Характерным признаком конфискации в административном праве в настоящее время является применение данной санкции только в судебном порядке (часть 1 ст.3.7. КоАП РФ). Как указывает А.А. Чувилов, конфискация производится государственно-властными методами и является экстраординарной и безвозмездной мерой по изъятию собственности в пользу государства [ REF _Ref30794999 \r \h 8, c. 318].
Так, пример закрепления конфискации как административного наказания в сфере предпринимательской деятельности закреплен в ч.1 ст.14.10 КоАП РФ: Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров санкция которой в числе прочих предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Назначается конфискация судьей. В силу статьи 3.3 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения относится к дополнительным видам административных наказаний, и, как правило, применяется в совокупности с административным штрафом.
4. Административное приостановление деятельности.
Согласно ст. 3.12. КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Как указывает Р.С. Гриценко, данная санкция подлежит применению по отношению «к субъектам административного правонарушения, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, их филиалам, представительствам, структурным подразделениям».
Максимальный срок приостановления – 90 суток. Оно назначается только в случае какой-либо угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии и прочих особо опасных техногенных угроз. Примерами данного вида административного наказания можно привести: ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ; ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ; ч.2 ст. 14.54 КоАП РФ.
Стоит отметить, что 30.01.2020 Министерство Юстиции РФ обнародовало проект нового КоАП РФ Кодекса об административных правонарушениях. Как сказано в пояснительной записке, «Законопроектом предлагается ввести в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие» [ REF _Ref31566830 \r \h 5].
Из основных новелл законодательства об административных правонарушениях, вводимых проектом в сфере предпринимательской деятельности, можно выделить следующие:
к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности не только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и законами субъектов РФ, принятыми по предметам совместного ведения;
нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные;
закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев;
исключены с учетом сложившейся законодательной практики верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Данные размеры предлагается сохранить только для законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения;
возможность конфискации распространена не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений;
увеличен до одного года общий срок давности привлечения к административной ответственности;
переименован такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности. В проекте этот вид наказания предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток.
Таким образом, делая вывод из рассмотренной нами информации, стоит сказать о том, что административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности возникает за совершение субъектами предпринимательской деятельности правонарушений. Административное законодательство устанавливает четыре возможных вида административных наказания применяемых к данным субъектам: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.
Административный штраф является наиболее эффективным видом административного наказания, поскольку более 85-90% составов правонарушений в области предпринимательской деятельности устанавливают в качестве меры ответственности именно штраф, и именно штраф чаще всего налагается в качестве вида административного наказания, о чем свидетельствует статистика.
Литература:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31 ст. 4398.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 1.Федеральный закон от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. N 149. 2016Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch?type=Grid#npa=99059 (дата обращения 25.01.2020)Василенко Г.Н., Виноградов И.А. Административный штраф как вид административного наказания // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019/1. С. 13—14.
Гриценко Р.С. Административное приостановление деятельности коммерческой организации как один из инструментов обеспечения безопасности личности, общества, государства // Молодой учёный. № 23 (261). 2019. С. 446 – 449.Чувилов А.А. Административная природа конфискации орудия совершения (предмета административного правонарушения) как вида административного наказания // Вестник Науки. № 5 (14). Т.3. 2019. С. 316 – 323.Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] URL: http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/74 (дата обращения 25.01.2020)Literature
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 N 6-FKZ, dated 30.12.2008 N 7-FKZ, dated 05.02.2014 N 2 -FKZ, dated July 21, 2014 N 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2014. N 31 Art. 4398.
2. Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated November 30, 1994 N 51-FZ (as amended on July 18, 2019) // Collection of legislation of the Russian Federation. 1994. N 32.Art. 3301.
3. The Code of the Russian Federation on administrative offenses dated December 30, 2001 N 195-ФЗ (as amended on December 2, 2019) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2002. N 1 (part 1). Art. 1.
4. Federal Law of 03.07.2016 N 316-ФЗ "On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" // Russian newspaper. N 149. 2016
5. Draft Code of the Russian Federation on Administrative Offenses [Electronic resource] URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch?type=Grid#npa=99059 (date of treatment 01.25.2020)
6. Vasilenko G.N., Vinogradov I.A. Administrative fine as a form of administrative punishment // Actual problems of administrative law and process. 2019/1. S. 13-14.
7. Gritsenko R.S. Administrative suspension of the activities of a commercial organization as one of the tools to ensure the security of the individual, society, state // Young scientist. No. 23 (261). 2019.S. 446 - 449.
8. Chuvilov A.A. The administrative nature of the confiscation of the instrument of commission (the subject of an administrative offense) as a form of administrative punishment // Vestnik Nauki. No. 5 (14). T.3. 2019.S. 316 - 323.
9. Administrative offenses in the field of entrepreneurial activity [Electronic resource] URL: http: //stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/74 (date of treatment 01.25.2020)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!