это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1863271
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Сущность отраслей права и специфика содержания суботраслей
экономического права: научное исследование 6
1.1. Понятие и классификация права и его отраслей 6
1.2. Источники правового регулирования в Российской Федерации 8
1.3. Сущность отраслей права и специфика содержания суботраслей
экономического права 10
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Введение
В публично-правовых отношениях деление права на отрасли занимает очень важное место. Законодательное регулирование обеспечивает стабильное функционирование государства и его органов и учреждений, что затрагивает абсолютно все сферы жизни современного общества. Для экономической стороны деятельности государства система отраслей и суботраслей права является одним из ключевых институтов.
Вопросы отраслей и суботраслей права всегда являются актуальными. Экономические правоотношения всегда отличаются своими характерными особенностями, в том числе и с той стороны, что они затрагивают несколько областей права: административное право, гражданское право и финансовое право с точки зрения государственного бюджета.
В последнее время в юридической науке данный институт отраслей и суботраслей права обсуждается в связи с некоторыми изменениями в законодательстве. Часто поднимаются вопросы проблемы квалификации действий лиц и организаций в данной сфере, различные процессуальные и правовые аспекты, а также актуальные проблемы. Эти и другие важные положения будут рассмотрены в данном курсовом исследовании.
Целью исследования является определение основных процессуальных и правовых особенностей отраслей и суботраслей права.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:
- Определить понятие отраслей и суботраслей права;
- Изучить источники правового регулирования в Российской Федерации;
- Исследовать сущность отраслей права и специфику содержания суботраслей экономического права.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере деления права на отрасли. Предмет исследования – это институт экономического права, особый порядок действий уполномоченных лиц с момента правоотношений между лицами до момента наступления определенных последствий и достижения целей такого правоотношения.
В процессе исследования были применены следующие общенаучные и специальные юридические методы исследования: метод системного анализа; исторический метод познания; сравнительно-правовой метод; структурно-системный метод исследования.
Работа, в соответствии с выделенными задачами исследования, структурно состоит из трех пунктов: «Понятие и классификация права и его отраслей», «Источники правового регулирования в Российской Федерации» и «Сущность отраслей права и специфика содержания суботраслей экономического права», введения, заключения и библиографического списка.
Теоретическую базу исследования составляют исследования таких ученых-цивилистов, как А.Ю. Бежецкий, Б.М. Гонгало, И.А. Иванчак, В.А. Микрюков и Г.А. Микрюкова, А.И. Рарог, В.А. Цветков, которые являются авторами научных и учебных работ по проблемам, связанным с данной правовой областью.
Несмотря на широкую освещенность темы в юридической литературе, в сфере деления права на отрасли есть много актуальных проблем, требующих разрешения. Проблемы возникают как на этапе квалификации действий лиц, так и на различных стадиях правоотношения. Например, часто могут возникать проблемы с применением определенного метода исследования или выбора конкретной отрасли права для регулирования отношений. В данной работе будут исследованы основные отличительные черты по обозначенным выше вопросам и сделаны важные выводы, которые могут быть применимы на практике.
Сущность отраслей права и специфика содержания суботраслей экономического права: научное исследование1.1. Понятие и классификация права и его отраслейПри определении налогового преступления следует рассмотреть его основные характеристики. При таком рассмотрении будет возможно дать наиболее точное определение именно налогового преступления и выявить его отличительные особенности, а также классифицировать отдельные виды преступлений в сфере фискального законодательства.
Право представляет собой четко установленную систему общеобязательных, формально определенных норм и правил поведения, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением.
Из данного определения можно выделить основные особенности, которые выделяют его на фоне других социальных регуляторов.
В первую очередь, право устанавливается государством и обеспечивается его принуждением. Под государством в данном случае подразумевается публично-правовое образование, которое обладает властью на определенной территории. Обеспечение права силой определенного принуждения служит определенной гарантией исполнения права, несмотря на возможное несогласие некоторых участников правоотношений.
Помимо этого, право всегда формально определено. Это означает, что право всегда четко, понятно для большого круга лиц, которых оно затрагивает, а также всегда закреплено в определенных актах. В условиях современного общества это означает, что право официально опубликовано и доступно для чтения, исследования, осознания и применения.
Также правовые нормы всегда общеобязательны. Хотя право может регулировать только определенную систему отношений (например, трудовое право регулирует правоотношения между работником и работодателем), общеобязательность права означает, что любой субъект, который уже участвует в правоотношениях или собирается в них вступить, обязан подчиняться установленным нормам.
Право системно. В современном обществе право не может быть хаотичным, что сделало бы его трудным для применения и восприятия. Право имеет четкую структуру, институт юридической силы, различной для отдельных уровней кодификации права. Как сказано выше, право регулирует как отношения в обществе в целом, так и отдельные направления жизнедеятельности, такие как семья, труд, жилище и другие. Системность права обеспечивает отсутствие непреодолимых коллизий и противоречий законодательства, структурность правоприменения и защиту основных прав и свобод граждан.
Многие авторы также выделяют основной характеристикой права его интеллектуально-волевой характер. Под этим подразумевается, что право всегда выражает волю людей, ориентировано на определение и реализацию сознания общества, и достижения целей, важных для общества в целом. То есть, по сути, право устанавливается обществом посредством государства.
Основные признаки правового акта подробно рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Классификация актов на законы и подзаконные акты важна с точки зрения реализации принципа разделения властей. В публичных правоотношениях принцип разделения властей занимает очень важное место. Практически каждое правоотношение, урегулированное в рамках гражданского или уголовного законодательства, должно быть подкреплено нормативно-правовыми актами и силами государственного принуждения. Однако, помимо непосредственно наличия такого закрепления, необходимо четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Об отраслях права важно отметить следующее:
Во-первых, отрасль права и отрасль законодательства являются фундаментальными категориями юриспруденции.
Во-вторых, термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» недопустимо отождествлять.
В-третьих, препятствием для безудержного увеличения количества отраслей права и отраслей законодательства может послужить равенство тех и других (например, гражданское право — гражданское законодательство).
1.2. Источники правового регулирования в Российской ФедерацииПравоотношения субъектов в данной области права урегулированы нормативными актами. Понятие права можно рассматривать с различных точек зрения. Для наиболее точного сравнения рассмотрим общее понятие и основные признаки права, установившиеся в правовой научной среде.
В Российской Федерации в первую очередь все нормативные акты разделяются на законы и подзаконные нормативные акты. Данная классификация предусмотрена в зависимости от органа, принимающего рассматриваемый акт.
Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом в виде референдума. Этот нормативный акт относится к сфере ведения законодательной власти.
По юридической силе и регулированию общественных отношений законы делятся на федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Федеральные конституционные законы регулируют те сферы правоотношений, которые относятся к ведению Конституции РФ, определяют основные правовые начала всего действующего законодательства. Перечень общественных отношений, по которым принимаются федеральные конституционные законы, закрытый. В Конституции такие сферы правоотношений только обозначаются и не рассматриваются достаточно подробно, а в федеральных конституционных законах они рассмотрены более детально. Конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ. Изменения в федеральные конституционные законы принимаются также данными актами. Изменения в Конституцию РФ принимаются именно в виде федеральных конституционных законов.
Федеральные законы принимаются для урегулирования тех сферы правоотношений, которые прямо не отнесены к ведению Конституции РФ. Разновидность федеральных законов - это Кодексы, или кодифицированные акты, федеральные законы, регламентирующие подробно определенную сферу правоотношений. Кодексы обладают большей юридической силой, чем остальные законы. Изменения, вносимые в Кодексы, принимаются отдельными федеральными законами. Обычно такие федеральные законы содержат в себе все необходимые или самые главные нормы определенной специфической отрасли правоотношений. Как правило, в каждом Кодексе есть общая и особенная часть. В общей части установлены принципы деятельности субъектов в каждой категории общественных отношений, а в особенной части подробно разбираются конкретные ситуации, урегулированные Кодексом, и также в особенной части правоотношения более детализированы.
Подзаконный правовой акт принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. Рассматривая классификацию нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что подзаконные акты занимают важное место в системе права в Российской Федерации.
В настоящий момент разные авторы приводят различные основания для классификации подзаконных актов. Некоторые разделяют подзаконные нормативные правовые акты в зависимости от сферы применения на общие, местные и локальные. Другие же авторы считают, что приоритетной должна быть классификация в зависимости от органа, принимающего акт, и разделяют акты на федеральные, региональные, акты органов местного самоуправления и локальные. Мы считаем, что необходимо придерживаться в исследовании классификации в зависимости от органа, принимающего акт, так как это позволит надлежащим образом изучить структуру системы подзаконных нормативных правовых актов.
1.3. Сущность отраслей права и специфика содержания суботраслей экономического праваРассмотрим некоторые отрасли и суботрасли экономического права.
Термин «таможенное право» употребляется в трех основных аспектах. Указанным термином принято обозначать соответствующую отрасль российского законодательства, отрасль юридической науки и учебную дисциплину. При этом в отечественной юридической науке отсутствует единое мнение по вопросу о месте таможенного права в системе российского права, в связи с чем обращение к данному вопросу представляется весьма актуальным.
В предмет таможенного права входит значительное число групп общественных отношений. Весьма удачная попытка классифицировать общественные отношения, входящие в предмет таможенного права, предпринята А.Г. Чернявским: «Первая группа - отношения в сфере таможенной политики; вторая - отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств; третья - отношения, характеризующие статус таможенных процедур; четвертая -отношения в области таможенно-тарифного регулирования; пятая - отношения в области взимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов); шестая - отношения, связанные с определением таможенной процедуры; седьмая - отношения в области таможенного контроля; восьмая - отношения в сфере таможенной статистики и ТН ВЭД; девятая - отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; десятая - отношения, связанные с нарушениями таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая - отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая - отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил».
В системе права сформировалась новая отрасль — конкурентное право как важнейший регулятор рыночной экономики, который сложился как объективный фактор. Предметом конкурентного права являются общественные отношения по защите и развитию конкуренции, включающие отношения по пресечению действий и соглашений, приводящих к нарушению, ограничению, недопущению или устранению конкуренции, отношения по предупреждению ограничения, недопущения или устранения конкуренции, а также процедурно-процессуальные отношения по профилактике и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.
Прежде всего выделение в системе права ранее не существующей отрасли связано с необходимостью определения самостоятельного характера предмета и метода правового регулирования, т. е. тех критериев, которые положены в основу структурирования и функционирования всей системы российского права, что в настоящее время является учебной истиной.
Деятельность государств в сфере разработки, пользования и межгосударственного движения энергетических ресурсов приобретает характер правоотношений, требующих регулирования на международном уровне. Регулирование относительно обособленной и качественно однородной сферы общественных отношений, представляющих собой совокупность юридических норм, составляет отрасль права. При этом методом правового регулирования являются приемы и способы, выраженные в правовых нормах, регулирующих общественные отношения. Несомненно, предмет новой отрасли права трудноотделим от предмета существующей отрасли права, но является жизненно необходимым для развития все новых усложненных общественных отношений, которые не ограничиваются рамками одной отрасли права. Отрасли права, предметы ведения которых пересекаются, называются комплексными. Общественные отношения, возникающие в энергетической сфере, можно отнести к комплексной отрасли права, поскольку предмет этой отрасли затрагивает как национальные интересы отдельного государства, так и интересы международного сообщества и не регулируется одной отраслью права.
Один из актуальных вопросов в области данных правоотношений – это аспект взаимодействия правового и технического регулирования. Вопрос является сам по себе актуальным, так как техническое регулирование является профильным и узконаправленным, и регламентирует определенный род деятельности более подробно. В свою очередь, правовое регулирование обладает большей юридической силой, первостепенно к применению, однако зачастую субъекты нормотворчества не могут регламентировать в достаточной степени какие-либо технические стороны жизнедеятельности, так как не обладают достаточными познаниями в регулируемой области.
В этом и заключается главная проблематика этой сферы – какие нормы и в каких ситуациях должны преобладать: более точные технические регламенты, созданные профессионалами-практиками, или нормы правового регулирования, которые устанавливаются в законодательном порядке.
При определении понятия и принципов соотношения технического и правового регулирования следует понимать, что любое техническое регулирование закреплено на каком-либо уровне в форме права. Во многом рассматривая соотношение правового и технического регулирования, мы по большей части подразумеваем уровень юридической силы нормативного правового акта, сравнение нормативных актов федерального уровня – законов и подзаконных актов – и актов локального уровня и местного значения. К таким актам относятся технические регламенты предприятия, внутренние приказы и другие документы.
Предпосылки подобных коллизий определяются сменой командно-административной системы экономической сферы жизни общества на рыночную экономику и масштабными изменениями в правовом регулировании. Также определенную роль играет установление определенных правил и норм в сфере предпринимательской деятельности, в области изготовления товаров и оказания определенных услуг.
Цели технического регулирования всегда направлены на улучшение качества производства и оказания услуг, а также реализации качества с точки зрения потребителя конечного продукта. Техническое регулирование всегда должно иметь под собой нормативную основу, и эта нормативная основа в последнее время подвергается определенным изменениям.
Следует отметить, что в сфере оказания услуг правовое и техническое регулирование являются смежными категориями. Как указывает в своей работе А.С. Панова, «объединяющим началом выступает категория «регулирование».
Под регулированием в широком смысле подразумевается система действий, направленных на упорядочивание поведения субъектов, участвующих в правоотношениях, и организацию определенной системы. При этом такая система включает в себя защиту прав и свобод заинтересованных лиц, поощрение легального поведения, стимулирование определенной модели поведения, взаимное ограничение положения и деятельности определенных субъектов и наложение запрета на какие-либо конкретные действия.
Под регулированием в узком смысле понимается конкретные нормы и правила, установленные для субъектов, которые участвуют или желают участвовать в определенном правоотношении.
Регулирование подразумевает под собой не статичное ограничение, а установление норм с целью развития. Регулирование, как правовое, так и техническое направлено на динамику правоотношений, но только в определенных рамках. Такие рамки позволяют уравновесить интересы сторон.
Сторонами правоотношений, чьи интересы нужно защищать, могут быть многие субъекты. К примеру, в правоотношениях могут принимать участие физические или юридические лица. С их точки зрения технические регламенты и правовые нормы будут содействовать взаимной защите прав и свобод.
Часто могут требовать регулирования те правоотношения, которые затрагивают интересы неограниченного круга лиц, то есть которые на определенном этапе не имеют конкретного участника с одной стороны. Например, это сфера утилизации твердых бытовых отходов. Установленные технические и правовые нормы в этой области защищают права граждан на здоровую окружающую среду, помогают сохранить природные ресурсы от вредного воздействия, что приносит в итоге пользу неограниченному кругу заинтересованных лиц.
Заключение
В работе была рассмотрена тема: «Сущность отраслей права и специфика содержания суботраслей экономического права: научное исследование».
Была достигнута цель работы – определены и классифицированы основные процессуальные и правовые аспекты отраслей права и специфика содержания суботраслей экономического права.
При исследовании было установлено следующее:
Рассмотрены некоторые отрасли и суботрасли экономического права. Например, термин «таможенное право» употребляется в трех основных аспектах. Указанным термином принято обозначать соответствующую отрасль российского законодательства, отрасль юридической науки и учебную дисциплину.
Деятельность государств в сфере разработки, пользования и межгосударственного движения энергетических ресурсов приобретает характер правоотношений, требующих регулирования на международном уровне и определяется как международное экономическое право.
Кроме того, в системе права сформировалась новая отрасль — конкурентное право как важнейший регулятор рыночной экономики, который сложился как объективный фактор. Предметом конкурентного права являются общественные отношения по защите и развитию конкуренции, включающие отношения по пресечению действий и соглашений, приводящих к нарушению, ограничению, недопущению или устранению конкуренции.
Один из актуальных вопросов в области данных правоотношений – это аспект взаимодействия правового и технического регулирования. Вопрос является сам по себе актуальным, так как техническое регулирование является профильным и узконаправленным, и регламентирует определенный род деятельности более подробно. В свою очередь, правовое регулирование обладает большей юридической силой, первостепенно к применению, однако зачастую субъекты нормотворчества не могут регламентировать в достаточной степени какие-либо технические стороны жизнедеятельности, так как не обладают достаточными познаниями в регулируемой области.
В этом и заключается главная проблематика этой сферы – какие нормы и в каких ситуациях должны преобладать: более точные технические регламенты, созданные профессионалами-практиками, или нормы правового регулирования, которые устанавливаются в законодательном порядке.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета». – 25 декабря 1993 г. –N 237.
2. Учебная литература:
Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. — М.: Юстицинформ, 2015. – 348 стр.
Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. – М.: Статут, 2014. – 268 стр.
Куликов Е.А. Теория юридической ответственности (проблемные вопросы). – Барнаул: Новый формат, 2016. - 308 с.
Крашенинников П.В. Времена и право. Монография – М.: Статут, 2018. – 190 стр.
Крашенинников П.В. Зарождение права. Монография – М.: Статут, 2016. – 240 стр.
Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. / А.Г. Чернявский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстиция, 2016. - 556 с.
Чепус А.В. Теория позитивной юридической ответственности: монография. — М: Проспект, 2016. — 160 с.
3. Специализированная литература:
Баукен А.А. Место актов локального технико-правового регулирования в системе локальных нормативных актов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2014. – № 1 (13). – С. 90-97.
Баукен А.А. Общая характеристика локального технического регулирования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2013. – № 1 (12). – С. 145-160.
Городов О. А. К понятию энергетического права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. Сер. 14. Вып. 1. С. 26-38.
Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. – 2010. – № 5. – С. 42-53.
4. Судебная практика:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29 ноября 2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2007. – № 12.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!