это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1866678
Ознакомительный фрагмент работы:
План
Введение…………………………………………………………………………...3
Изменение государственного строя России начала XX века………………….5
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список литературы………………………………………………………………15
Введение
Перед Россией на рубеже XIX-XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками.
В начале XX века, во многих западных странах произошли глобальные изменения. Вместо свободной конкуренции, стало развиваться господство монополий. Управляли ими всемогущее олигархи. Именно в начале века, в мире сформировалась новая система хозяйственной деятельности. При ней значительно усилилась борьба за рынок сбыта. Россия, в то время, проигрывала конкуренцию на этом рынке.
С начала XX века российская экономика значительно отставала от передовых западных государств. Но, несмотря на отставание, в стране резко увеличилась потребность в каменном угле, деловой древесине, металле и продовольствие. Такая потребность ускорила темпы экономического роста. Государство финансировало проекты заводов и фабрик. Строительство железнодорожных путей, ещё больше увеличило грузоперевозки товаров. В это время на Руси начинают появляться картели и синдикаты, которые берут под свой контроль производство и промышленность.
Параллельно промышленным синдикатам стал концентрироваться банковский капитал. В то время, в стране, было всего пять крупных банков. Через них шли все финансовые потоки Российской империи. Банкиры смогли рассмотреть будущее за развитием крупных предприятий и стали усиленно вкладывать деньги в промышленность и строительство заводов. Так в России появилась новая финансовая структура олигархия. Удивительный факт двадцатого века, все деньги, которые были заработаны в этой стране, здесь же и вкладывались. Осваивались дальние провинции и северные земли, строились железные дороги, заводы и фабрики.
В начале XX в. в условиях бурного развития капитализма Россия продолжала оставаться абсолютной монархией. В стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы. В этих условиях начали формироваться различные политические партии, выдвигавшие идею «народного представительства», которая приобретала различные формы: от создания конституционной монархии до демократической республики.
Возникли и получили развитие монополии в промышленной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капиталах. Крупнейшие монополистические объединения действовали при участии англо-французских финансовых кругов.
Также следует отметить сильное отставание социально-экономического развития деревни. Сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации крестьян, непомерно высокие платежи и т. д.
Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.
К началу XX в. в России обострились национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, происходили крупные крестьянские выступления. Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.
Цель работы – охарактеризовать изменение государственного строя России начала XX века.
Изменение государственного строя России начала XX века
В начале XX в. в России сохранялось сложившееся ранее деление общества на сословные группы, чему в немалой степени способствовала государственная политика, препятствовавшая размыванию сословных границ. Небывалый подъём экономики, который Россия пережила в конце XIX в., вызвал к жизни новые слои населения, которые меняют привычную картину сословий. Появляется предпринимательский слой, собственная буржуазия, крупная и средняя, численность и политический вес которой постоянно растут. Былое деление купечества на гильдии, с разными для каждой правами, уходит в прошлое. Российское государство к началу XX в. по форме оставалось самодержавным, абсолютистским, ибо в стране отсутствовали представительные учреждения. В управлении страной абсолютный монарх опирался, с одной стороны, на централизованный бюрократический аппарат, который был строго иерархизирован.
В России развивались выборные структуры, прежде всего, в местном управлении. Их роль выполняли земские собрания и управы, городские думы, дворянские общественные организации. Органом высшей исполнительной власти по-прежнему оставался Совет министров, созданный, как и Государственный совет, при Александре 1. Правительствующий Сенат, исполняя роль верховного суда, обнародовал законы, разъяснял их, следил за их исполнением и контролировал законность действия власти на местах. В начале XX в. политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом.
На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали:
Манифест 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее: Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.
Манифест 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.
Основные законы 1906 г. устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.
Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились. Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей. Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством. Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.
В 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.
В 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете. Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.
Политические партии России в начале XX в.: борьба за либерализацию государственной и правовой системы страны.
В межреволюционный период 1907-1917 гг. политический процесс в России в основном протекал в рамках избирательных кампаний в нижнюю законодательную палату - Государственную Думу и в местные органы самоуправления по феодально-представительной антидемократической цензовой системе и под жестким политическим контролем государства. В это время в России были образованы по идейно-политической ориентации четыре основных группировки политических сил:
1.Правые, националистические партии («Союз русского народа», «Отечественный союз», «Русская монархическая партия» и т.д.). Все они защищали интересы абсолютной монархии, традиционалистских кругов дворянства и чиновничества, опираясь на городские «низы», патриархальное крестьянство и националистские слои интеллигенции. Их финансирование осуществлялось в основном за счет казны по линии МВД.
2.Правоцентристские, консервативные партии. Партия «Союз 17-го октября» стремилась к сохранению существующих порядков, допуская лишь незначительные реформы «сверху».
3.Левоцентристские, либеральные партии, ориентировавшиеся на модернизацию России путем реформ. Партия кадетов выступала за радикальные реформы - переход к конституционной монархии и ускоренный курс «на Запад».
4.Левые, социалистические партии меньшевики, эсеры, большевики, анархисты), выступавшие за построение в России идеального т.н. социалистического» общества.Пик численности партий наблюдался в период революции 1905-1907 гг. Накануне революции 1917 г. реальный вес всех партий в политической жизни России был незначителен.
Деятельность партий находилась под жесточайшим политическим контролем, и практически вся их активность сводилась к многочасовым словопрениям в Государственной Думе.
В Первой Государственной думе 1906 г. из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.
Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой российской Конституцией, предоставившей этим органам одинаковые законодательные права. Государственный совет, наполовину состоявший из высших чиновников, сдерживал либеральные настроения Государственной думы.
Не менее острыми были конфликты между Думой и правительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса правительство возражало против экспроприации поместий и утверждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение помещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требовала его отставки. В итоге царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума проработав всего 72 дня.
Вторая Государственная дума начала работу в 1907 г. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.
Премьер-министр П.А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. Он пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др. Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Проведение правительством законов наталкивалось на жесткое сопротивление. Правительство разогнало Вторую Государственную думу, которая просуществовала 102 дня.
Третья Государственная дума начала работу в 1907 г. Большинство мест в Думе получили октябристы - представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований. Были приняты: указ, предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, Положение о землеустройстве, регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.
Выборы в Четвертую Государственную думу прошли в 1912г. в обстановке нового социально-политического кризиса.
Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требования производилась неоднократная смена кабинета министров.
В 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была распущена позже уже решением Временного правительства.
Летом 1905 г. было решено созвать Государственную думу. Манифест от 6 августа и Положение о выборах представительного органа положили начало превращению России в конституционную монархию. Законодательство о Государственной думе формировалось в несколько этапов. На первом этапе, в августе 1905 г., оно не было радикальным. Дума провозглашалась представительным органом, избираемым сроком на 5 лет, на основе цензового и сословного избирательного права. На этом этапе Дума мыслилась как орган, совмещающий черты западного парламента и старинных Земских соборов Московской Руси. Главным в ней было законосовещательное начало. Дума должна была осуществлять предварительную разработку и обсуждение законодательных предположений, передаваемых затем через Государственный совет на утверждение царю. Дума не могла иметь право голоса по вопросам бюджета и распускалась досрочно по указу царя. Следующим шагом правительства в направлении придания государственному строю России конституционных черт явился подготовленный Витте Манифест 11 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», непосредственным поводом к изданию которого послужила октябрьская политическая стачка. Одновременно по закону от 19 октября был преобразован высший орган исполнительной власти. Хотя министерства остались подчиненными императору, их действия были объединены и скоординированы в руках премьер-министра. Следующим этапом формирования законодательства о Государственной думе стал закон от 11 декабря 1905 г. Он был принят в разгар восстания рабочих фабрики Н. Шмита в Москве, в котором активное участие приняли сформированные социал-демократами «боевые дружины». Последний избирательный закон был принят 3 июня 1907 г., после роспуска II Думы. Левая по своему составу (только социалисты имели в ней более 100 мест) Дума противодействовала начатым аграрным преобразованиям П. А. Столыпина, оказывала яростное сопротивление мерам борьбы с ширившимся в стране терроризмом. По этому закону была избрана III Государственная дума, которая стабильно отработала весь положенный ей пятилетний срок. Ведущие позиции в ней занимали представители лояльно настроенных к правительству слоев. В феврале 1906 г. специальным царским манифестом был преобразован Государственный совет. Он получил равные с Думой права в области законотворчества и превратился как бы во вторую палату парламента.
Царское правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной. В этих условиях в апреле 1906 г. созывается 1-я Государственная дума. Однако ее состав и деятельность показались правительству слишком революционными и 9 июля того же года 1-я Дума была распущена Николаем. Состав 2-й Государственной думы (20 февраля-2 июня 1907 года) оказался более левым, чем первой. Центральным вопросом оставался аграрный. 2-я Дума была распущена после обвинения в подготовке военного заговора, выдвинутого против социал-демократической фракции.
3-я Государственная дума работала в период с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года. Она приняла закон от 14 июня 1910 года, направленный на разделение общинных земель в пользу единоличных владельцев. Закон был принят, несмотря на протесты депутатов от крестьян, которые внесли свой законопроект, фактически требовавший ликвидации помещичьего землевладения. Следствием принятия закона от 14 июня 1910 года стал быстрый рост экономической мощи России.
Таким образом, в начале XX в. в России общество по-прежнему оставалось разделением на сословные группы, и фактором, способствующим этому в немалой степени являлась государственная политика, которая препятствовала размыванию сословных границ. Население Российской империи законом подразделялось на 3 большие группы: природных обывателей (коренных граждан), инородцев (кочевые и другие аборигенные группы) и иностранцев. Группа природных обывателей или подданных Российской короны, в свою очередь, включала в себя 4 сословия: дворян, духовенство, городских и сельских обывателей.
Российское государство к началу XX в. по форме по-прежнему было самодержавным, абсолютистским в силу отсутствия в стране представительных учреждений. В управлении страной, для абсолютного монарха опорой служил, с одной стороны, централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат. Каждое звено его находилось на своем, отведенном ему месте в многоступенчатой системе (министры, советники, губернаторы и т.д.). Все чиновники получали назначение от императора и несли перед ним ответственность. Эта система была неплохо отлажена, действовала оперативно, почти без сбоев, все ее винтики вращались в нужном направлении.
В начале XX в. в России имела место дестабилизация политической ситуации. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, которые спровоцировали русско-японская война и экономический кризис. Известно, что японцами, в их стремлении ослабить военный потенциал противника, применялись революционные эксцессы и оказание финансовой помощи (в том числе поставками оружия) не только большевикам, но и другим политическим силам, таким, как эсеры, финские и польские националисты и др. При этом, на эти цели ими было истрачено 35 миллионов долларов в соответствии с современным курсом.
Заключение
Небывалый подъём экономики, пережитый Россией в конце XIX в., привел к выходу на сцену новых слоев населения, изменивших привычную картину сословий. Возникает предпринимательский слой, собственная буржуазия, крупная и средняя, численность и политический вес которой постоянно возрастают. Прежнее подразделение купечества на гильдии, каждая из которых обладала своими правами, уходит в прошлое, и принадлежность к буржуа определяется теперь «промысловыми свидетельствами», которые ежегодно выдаются властями. В этих свидетельствах указывается сумма капитала, в пределах которого ведется предпринимательство и наступает имущественная ответственность. России остаётся сделать всего один шаг к окончательному уравниванию предпринимателей и купечества, равно как и к уравниванию прав всех сословии, который она делает в 1905 г.
В политической жизни, русские предприниматели, в основном, поддерживают либеральное движение, таким образом, формируется оппозиция правительству, требующая участия в управлении государством. В России в указанное время формируется ещё одна новая социальная прослойка - промышленный пролетариат. Рабочих, которые были заняты в промышленности, торговле, на заработках в различных отраслях сельского хозяйства насчитывалось примерено 9 миллионов человек, число же рабочих в строгом смысле слова среди них составляло около 3 миллионов. Большая часть русских рабочих оставались в этот период рабочими с наделом. Будучи бывшими крестьянами, они ещё надеялись восстановить свою, все более ослабевающую связь с деревней. Но деревней была, все же, выплеснута в город на рубеже веков огромная масса лишних рабочих рук, поглотить которую город оказался неспособен. Они-то и составили наиболее горючий материал для совершившихся впоследствии революционных потрясений.
В крестьянской деревне в России в концу XIX в., в результате бурного прироста, численность населения за последние 40 лет увеличилась на 65 %. Закономерным результатом этого стала более ощутимая нехватка земли в Европейской России, приведшая к тому, что лишними для деревни стало около 30 % крестьян. Тормозом для экономического развития села были сохранявшиеся в нем общинные порядки (круговая порука при уплате податей, переделы земли, невозможность распоряжаться ею без согласия общины). Они явились фактором, сдерживающим расслоение крестьянства, формирование чувства собственника, хозяина своей земли. «Горе той стране, - писал известный государственный деятель России рубежа веков, С.Ю. Витте, - которая не воспитала в населении чувства законности и собственности, а, напротив, насаждала разного рода коллективное владение».
События первой русской революции поставили Николая II перед необходимостью определить концепцию дальнейшего государственного развития России. В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, существующий ещё с допетровских времен, патернализм, представляющий собой концепцию управления государством, основанного на единении царя с народом. Поэтому из двух возможных путей подавления революционных выступлений, насильственного и парламентского, выбор правительства Николая II выпал на второй. Роль представительства, которое носило совещательный характер, состояла в доведении до царя «голоса народа», а царь, будучи конечной инстанцией в принятии закона, брал на себя обязательство святого исполнения закон, ибо законность провозглашалась залогом успешной деятельности государства. На преобразования, более радикальные, нежели приведение в жизнь идеи правового самодержавия, Николай II не был способен.
Список литературы
1.Артемов, В.В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М.: Academia, 2015. - 360 c.
2.Данилов, А.А. История России с древнейших времен до наших дней. В вопросах и ответах / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
3.Жукова, Л.В. История России в датах. Справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2018. - 320 c.
4.Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2017. - 656 c.
5.Карпачев, С.П. История России. Краткий курс лекций / С.П. Карпачев. - М.: Юрайт, 2017. - 481 c.
6.Кузнецов, И. Н. Отечественная история / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 816 c.
7.Московкин, В.В. Отечественная история. Учебное пособие / В.В. Московкин. - М.: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2015. - 328 c.
8.Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков. - М.: Проспект, 2015. - 768 c.
9.Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов и др. - М.: Проспект, 2018. - 592 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать курсовую работу по теме «Пенсии по инвалидности»
Курсовая, Мдк 01.01, право социального обеспечения
Срок сдачи к 20 дек.
Выполнить практические задания по церковно-славянскому...
Решение задач, церковно-славянский язык, культурология
Срок сдачи к 15 нояб.
опубликовать научную статью в издательстве, желательно в сибак или синергия наук
Другое, уголовное право
Срок сдачи к 10 нояб.
Практическое задание по дисциплине «Основы Психиатрии»
Другое, основы психиатрии, психиатрия
Срок сдачи к 9 нояб.
Задание:1 Составить два комплекса упражнений Для девушки
Другое, Физическая культура и спорт
Срок сдачи к 20 нояб.
Профилактика буллинга среди подростков, 25 страниц, антиплагиат 60%
Курсовая, Психология и педагогика
Срок сдачи к 9 нояб.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!