это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1881413
200 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
Определения понятий «социальная реабилитация» и «умственная отсталость»………………………………... 4
Современные проблемы реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью………………………….. 8
Условия и этапы реабилитации умственно отсталых детей….. 11
Заключение…………………………………………………………………. 13
Список литературы………………………………………………………… 14
Введение
Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, в числе прочего, выразились в усилении внимания к тем категориям и группам населения, специфические социальные проблемы которых прежде либо неоправданно рассматривались как незначимые, либо не замечались и игнорировались, либо намеренно замалчивались и скрывались. Речь идет, в частности, о лицах с ограниченными возможностями здоровья (инвалидах), в том числе о детях и взрослых с нарушениями интеллекта.
В настоящее время изменилось само отношение к людям с инвалидностью: члены общества стали более внимательно, с пониманием относится к их потребностям. Большое внимание уделяется включению в общество лиц с нарушениями интеллекта. Социальная реабилитация является главным фактором успешной интеграции инвалидов в общество, их трудоустройства, полноценной, равноправной и активной жизни.
Принципиальное значение для успешной реализации данной функции и задачи приобретает кадровое обеспечение соответствующей практической деятельности, т.е. насыщение ее инфраструктуры специалистами, владеющими современными эффективными социально-реабилитационными технологиями. Обучение кадрового состава должно быть направлено на приобщение специалистов к новой «философии» взаимодействия общества с людьми с проблемами интеллекта и на выработку практико-ориентированных представлений о проведении реабилитационной работы, направленной на включение людей с интеллектуальной недостаточностью в общество.
Определения понятий «социальная реабилитация» и «умственная отсталость».
В настоящее время научные исследования в области изучения умственной отсталости имеют весьма широкий диапазон. Они касаются вопросов диагностики (С. Д. Забрамная), организации обучения и коррекционновоспитательной работы в разных типах учреждений (Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, А. П. Зарин, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото), реабилитации данной категории детей (Н. Ф. Дементьева, И. В. Ларикова, Б. П. Пузанов, Л. М. Шипицына и др.).
Социальную реабилитацию мы понимаем как комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и других мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма детей и утраченных ребенком социальных связей [10; с.59].
В целях реализации равных прав детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью открываются специальные группы и классы «особый ребенок», центры психо-лого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, много внимания уделяется помощи и поддержке родителей детей-инвалидов, появляется ряд законодательных актов и целевых программ, направленных на улучшение положения детей. Специальная поддержка направлена и на период взрослости, то есть позднюю реабилитацию и возможность самостоятельной жизни, работы и самообслуживания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [5; с.51].
В то же время нельзя забывать о том, что достаточный процент таких детей находится в учреждениях системы Министерства здравоохранения и социального развития. В этом случае они не имеют широких контактов со сверстниками. Если они содержатся в интернатных учреждениях, то окружены детьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их социализация затруднена в связи с отсутствием навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству [3; с.143].
Исторически сложилось так, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, социологи и т. д. Отсюда родилось множество терминов для обозначения этой группы индивидов. Поэтому в данном контексте мы используем термины «лица с проблемами в умственном развитии», «интеллектуальные нарушения» и «умеренная и тяжелая умственная отсталость» как синонимичные.
Термин «умственная отсталость» является обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы (ревматическое поражение центральной нервной системы, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и т. д.) [1; с.64].
В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994 г.) формы умственной отсталости по глубине интеллектуального нарушения делят на легкую умственную отсталость, умеренную умственную отсталость, тяжелую умственную отсталость, глубокую умственную отсталость.
«Социальная реабилитация» определяется как комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, а также восстановление разрушенных или утраченных ребенком-инвалидом общественных связей [7; с.54].
В своих исследованиях В.З. Кантор [8] указал, что реабилитация может быть только социальной и предложил выделить основные направления реабилитации, охватывающие три сферы жизнедеятельности человека: сферы труда, быта, культуры, поскольку и реабилитация должна охватывать эти три сферы их жизнедеятельности. Следовательно, определяются три объективно необходимых направления реабилитации:
1) социально-трудовая,
2) социально-бытовая,
3) социально-культурная.
В данном контексте обеспечение продвижения во всех этих направлениях следует понимать как всестороннюю реабилитацию. Соглашаясь с концептуальными идеями В. З. Кантора, мы рассматриваем возможность обозначения трех направлений реабилитации (бытовая, культурная и трудовая), так как они носят социальный характер изначально [8; с.112].
Процесс социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей предполагает включение и вовлечение их в классно-урочную и внеурочную деятельность и связанное с этим межличностное общение со сверстниками с нормальным развитием, способствующее успешной социокультурной интеграции воспитанников.
Содержание реабилитации умственно отсталых детей включает следующие взаимосвязанные компоненты:
- мотивационный (потребности, мотивы, интерес к социально-культурной реабилитации, социальные ценности);
- когнитивный (система социальных представлений и понятий: о структуре и содержании социально-культурной реабилитации; о нормативно-правовых документах, регламентирующих социально-правовую систему государства, активную социально-правовую позицию);
- эмоционально-волевой (эмоциональные переживания правовой сущности социальной действительности, воля);
- деятельностный (адекватная оценка и самооценка поведения; соблюдение существующих в обществе и законодательно закрепленных норм и принятых правил поведения; осмысление решений при преодолении проблем (трудностей, препятствий); умения и навыки социальной деятельности) [4; с.90].
Основные задачи социальной реабилитации:
1) компенсация нарушенных психических функций;
2) снятие (ликвидация) разного рода психо- и патопсихологической симптоматики;
3) формирование психологических особенностей, способствующих успешности социальной адаптации ребенка;
4) психологическое обеспечение возможности адекватно профессионального самоопределения;
5) психологическое обеспечение оптимальной позиции ребенка в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т. п.).
6) формирование средовых условий, в том числе внутрисемейных, стимулирующих психическое развитие ребенка [11; с.65].
Центральным, системообразующим компонентом модели является цель - обеспечение успешной социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей, в обобщенном виде которую можно представить как воспитание разносторонне развитой личности, гражданина, патриота, труженика и подготовка к дальнейшей производительной деятельности [3; с.145].
Большинство исследователей считают комплексную реабилитацию приоритетной при работе с данной категорией детей. Примерно треть отдают приоритет социально-бытовой реабилитации. Остальные говорят о том, что приоритеты в выборе форм реабилитации зависят от возраста ребенка. Например, в младшем возрасте приоритет должен отдаваться медицинской реабилитации, в более старшем психологической и педагогической реабилитации, в подростковом – трудовой [11; с.61].
Современные проблемы реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью
Организация деятельности по социальной реабилитации указанной категории детей имеет свою специфику. По существующей нормативно-правовой документации в учреждениях системы Министерства здравоохранения и социальной защиты воспитанникам оказываются различного рода услуги. Качественное оказание услуг, в свою очередь, будет способствовать воспитанию, развитию и социальной реабилитации данных детей [6; с.57].
Практика коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его разрешения в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует [11; с.63].
В практике реабилитационных учреждений выявляется наличие многих проблем по организации реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью:
Недостаточно педагогов со специальным дефектологическим образованием. Как отмечает И.М. Бгажнокова, это не может не влиять на качество помощи, оказываемой воспитанникам. И хотя в последние годы в штатном расписании подобных детских домов предусматриваются ставки специалистов, все же их недостаточно, поэтому основную педагогическую работу выполняют воспитатели со средним специальным образованием, не всегда с педагогическим. При таком положении дел воспитатель полагается на имеющийся у него опыт, но чаще — на рекомендации врача, который, как правило, ориентируется не на потенциальные психические возможности того или иного ребенка, а на патологические симптомы и устоявшиеся представления о «некурабельности детей-олигофренов». При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовы осуществлять действенную помощь таким детям, довольно часто она сводится к элементарному уходу и лечению, а коррекционно-педагогической работе уделяется мало внимания, т.к. отсутствует продуманная система. В части домов-интернатов недостаточно развита материально-техническая инфраструктура, отсутствует общественное внимание и контроль за содержанием детей [2; с.213].
Решение проблемы социальной реабилитации детей-сирот и детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, невозможно без разработки научно-методического обеспечения данного процесса. Для обеспечения условий социальной и трудовой адаптации воспитанников воспитатель должен использовать разнообразные приемы, методы и технологии воспитания. На основе изучения индивидуальных особенностей планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально), составлять и реализовывать индивидуальные программы социальной реабилитации воспитанников, своевременно корректировать их. Кроме того, воспитатель должен организовывать досуг, вовлекая детей в художественное творчество, спортивные секции, кружки по интересам. Немаловажно организовывать с учетом возраста и состояния здоровья воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности. Воспитателю необходимо способствовать проявлению интереса у воспитанников к определенному роду деятельности и проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек [6; с.57].
В комплексной социальной реабилитации умственно отсталых детей в специализированных учреждениях необходимо руководствоваться принципом преемственности между медицинской реабилитацией, представленной педиатрической и психиатрической помощью, и коррекционно-педагогическим воздействием, социально-бытовой и профессионально-трудовой реабилитацией.
В специальной литературе содержание комплексной социально-реабилитационной работы с данными детьми в этих учреждениях рассмотрено недостаточно.
Как отмечает Евтушенко И.В., в реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью важную роль играют три группы факторов социально-культурной реабилитации:
а) включение воспитанников в разнообразные виды деятельности - игровую, учебную, трудовую, спортивную, творческую;
б) осуществление педагогом различных видов социально-культурной деятельности - руководство, обучение и воспитание, осуществление контролирующих функций при преодолении нарушений развития;
в) воспитательный коллектив является той микросредой, которая благотворно влияет на формирование личности, в том числе на развитие у нее социально-культурных оценок, интересов, предпочтений [4; с.89].
Таким образом, большое значение в реабилитационной работе имеет кадровый потенциал учреждения - команда, заинтересованная в результатах работы, обладающая такими качествами, как профессионализм, милосердие и доброта, является одним из основных факторов, влияющих на результаты реабилитационной работы. Создание реабилитационной среды в учреждении, в которой определяющими параметрами являются доброта и отзывчивость, милосердие и равноценное партнёрство, взаимный интерес к достижению поставленных целей, является гарантом успеха реабилитационных мероприятий.
Условия и этапы реабилитации умственно отсталых детей
Наиболее важное условие реабилитации умственно отсталых детей − раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью учреждений, дифференцированных с учетом возраста и степени психического недоразвития. Эта сеть включает в себя специализированные ясли и дома ребенка для детей с последствиями органических поражений ЦНС и интеллектуальным недоразвитием, детские сады для умственно отсталых детей, вспомогательные школы и школы-интернаты для обучаемых олигофренов школьного возраста, специализированные профессионально-технические училища для умственно отсталых подростков, а также интернаты социального обеспечения для глубоко умственно отсталых. Детям с интеллектуальным дефектом в тяжелой и умеренной степени, а также с более легким интеллектуальным недоразвитием, но с наличием дополнительной симптоматики, затрудняющей обучение и воспитание ребенка, выплачивается пенсионное пособие по детской инвалидности [11; с.64].
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Целью социальной реабилитации умственно отсталых детей является наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться [9; с.53].
Основными этапами реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью являются следующие.
1. Лечебные мероприятия. Начальным звеном системы общей реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, приостановление прогрессирования заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом − уже в ходе оказания медицинских услуг потерявшему здоровье индивиду должны учитываться возможности дальнейшей реабилитации.
2. Корреционно-развивающее обучение (занятия с логопедом, психологом, учителем-дефектологом).
3. Социальная адаптация. Чтобы реализовать названные задачи, специалист по социальной реабилитации должен знать все направления и аспекты работы с детьми с умственной отсталостью [11; с.64].
Кроме реабилитационных занятий, как отмечает Л.А. Хижняк, которые могут проходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д. Проводится амбулаторно-комплексная реабилитация (социальная, медицинская, профессиональная) инвалидов с рождения до 18 лет. Реализуются следующие направления деятельности: работа с детьми; работа с подростками; работа с родителями; научно-методическая работа. Помощь детям с интеллектуальной недостаточностью предусматривает социально-психологическую поддержку их семей [11; с.66].
В заключение изложенного следует отметить, что результативность психологической реабилитации детей с умственной отсталостью должна и может определяться следующими факторами: комплексностью, системностью и последовательностью осуществляемого воздействия.
Заключение
Исходя из вышесказанного, реабилитацию детей с интеллектуальной недостаточностью можно определить как специально созданную систему, включающую в себя субъектов реабилитации и их взаимодействие, реабилитационные мероприятия, реабилитационные средства.
Существует множество проблем реабилитации в современном обществе, таких как: недостаточное количество педагогов со специальным дефектологическим образованием; нехватка разработок научно-методического обеспечения реабилитационного процесса; отсутствие преемственности между медицинской реабилитацией, представленной педиатрической и психиатрической помощью, и коррекционно-педагогическим воздействием, социально-бытовой и профессионально-трудовой реабилитацией; недостаточная изученность содержания комплексной социально-реабилитационной работы с данными детьми.
Реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью может быть эффективной в том случае, если проводить комплекс работ: лечебные мероприятия, корреционно-развивающее обучение, социальная адаптация, при работе с семьями воспитанников. Необходимо помнить, что создание реабилитационной среды в учреждении, в которой определяющими параметрами являются доброта и отзывчивость, милосердие и равноценное партнерство, взаимный интерес к достижению поставленных целей, является залогом успеха реабилитационных мероприятий.
Таким образом, организация социально-бытовой реабилитации детей с умственной отсталостью, требует тщательного изучения ребенка и реализации таких форм, в которых он будет наиболее успешно развиваться как целостная личность. Ориентирование в этих вопросах повышает эффективность целенаправленного процесса социальной реабилитации воспитанников детского дома.
Список литературы
Баряева, Л. Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др. ; под ред. Л. Б. Баряева, Н. Н. Яковлевой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.
Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-метод. материалы] / Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. ; под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 239 с.
Евтушенко Е. А., Евтушенко И. В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 26-27 июня 2014 года) / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. - Москва, 2014. - С. 136-147.
Евтушенко Е.А. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е.А. Евтушенко // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2015. – С. 88-92.
Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Г.Г. Зак // Специальное образование. – 2012. - №2. – С. 49-52.
Зак Г.Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома / Г.Г. Зак // Специальное образование. – 2013. - №3. – С. 56-62.
Зак, Г. Г. Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование. — 2012. — № 3 (27).
Кантор, В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих / В.З. Кантор. - СПб., 2004.
Никитин В.А. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2008. 326 с.
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / авт.-сост. А. Н. Нигаев [и др.] — 2-е изд., стер. — Екатеринбург, 2003. — 118 с.
Хижняк Л.А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта / Л.А. Хижняк // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». –№ 3. – 2011. – С. 62-66.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!