Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности реализации государственных программ поддержки предприятий Российского ОПК

Тип Статья
Предмет Управленческая экономика

ID (номер) заказа
1893501

300 руб.

Просмотров
1133
Размер файла
672.99 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

В статье рассматривается крупный сектор в экономике России – оборонно-промышленный комплекс, как он устроен, как и за счет чего функционирует. Значимость ОПК придает тот факт, что его наличие в определенной степени определяет геополитику на мировой арене. В статье изучены и обозначены текущие проблемы ОПК, сформулированы задачи, которые будут способствовать устранению проблем. Также рассмотрены существующие программы развития ОПК.
Ключевые слова: ОПК, программа поддержки, рыночная экономика, научные школы, производственные мощности, стратегическое планирование, геополитика, отрасль, конкурентоспособность.
The article discusses a large sector of the Russian economy – the military-industrial complex, how it works and how it functions. The importance of this industry is given by the fact that its presence to a certain extent determines geopolitics on the world stage. The article examines and identifies the current problems of the industry, defines the tasks that will help to solve the ongoing problems. Also in this article are reviewed the existing programs of the military-industrial complex development.
Keywords: military-industrial complex, support program, market economy, scientific schools, production facilities, strategy planning, geopolitics, industry, competitiveness.
Реализация любых программ, направленных на поддержку частных, государственных предприятий в крупном объеме это долгосрочная инвестиция, которая не всегда может обеспечить тот или иной прогнозируемый результат в силу многих факторов (например, более высокое значение реальной инфляции). Оборонно-промышленный комплекс – это комплекс отраслей, который призван функционировать для удовлетворения военных потребностей, что, в свою очередь, связано с защитой национальной безопасности. Работающие в данной сфере предприятия объединяются в комплекс по ведомственной принадлежности, целевому предназначению, фактическому использованию продукции, производственно-технологическим особенностям ее изготовления и др. признакам. Специфика оборонно-промышленного комплекса проявляется в следующем:
Единственный заказчик государство – монополия;
Необходимость обеспечения непрерывного функционирования мобилизационных мощностей, хранения запасов стратегического сырья и материалов;
Секретность;
Сложность налаживания сбыта на мировом рынке.
Начиная с 1990-х годов ОПК в России занимает все большую долю в государственном бюджете. Территориальная структура ОПК во многом определяется размещением производительных сил страны, но не отражает его в точности, что обусловлено интересами эффективности и устойчивости предприятий. Отраслевая структура ОПК усложняется в зависимости от военных потребностей, видов военного производства. В 1990-е годы в ОПК вошло около 2000 компаний (8 млн рабочих), из них 1100 промышленные и 900 научно-производственные. Разработкой и производством военной техники было привлечено порядка 300 компаний, которые занимали 4% от общего объема военной продукции. В середине 1990-х годов структура ОПК была расформирована, в том числе намерено сократили производственные мощности и количество персонала. Также распалась школа, которая занималась разработкой высоких технологий в данной сфере, что повлекло за собой утечку мозгов и технологий. Кроме того, в ходе транcформации самой отрасли российские оборонные предприятия резко сократились в объеме и стали искать способы выживания за счет сторонних заказов, а не государственных. Стоит отметить, что до середины 90-х годов страна претерпевала серьезный экономический и политический кризис. Уровень безработицы составлял чуть ли не треть от численности трудоспособного населения, вследствие чего процветал бандитизм и воровство. К середине 90-х годов политический кризис постепенно начал уходить, как и экономический, пока 1998 году национальная валюта не была девальвирована. К этому времени стратегически важным отраслям была оказана помощь со стороны государства, уже потом и частного бизнеса тоже.
В конце 1990-х годов ситуация в данной сфере начала меняться в лучшую сторону. Удвоили производственные мощности, выросли объемы производства, но что самое важное, вырос объем финансирования в НИОКР почти вдвое. Далее в начале 2000х годов сформированы и приняты ряд программ: «Государственная программа вооружений», «Национальная технологическая база», «Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей» и др. Согласно указанным программам было положено начало взаимодействия государства и частных предпринимателей в развитии сферы ОПК (стратегия развития, приватизация, создание нормативной базы для регулирования предприятий, участие иностранного капитала и др.). С этого периода развитие и финансирование ОПК имеет высокий уровень приоритета в политике государства.
Однако начало 2000 – х годов было временем восстановления экономики и существовали проблемы обеспечения безопасности в целом. Утраченные технологии, научные центры и школы требовалось воссоздать, однако на это не было ресурсов. Экономический потенциал России во многом превосходил страны евросоюза, даже Китай и США, однако необходима была эффективная программа развития экономики, промышленность в том числе. На время выживания ОПК за счет экспорта, военная безопасность поддерживается в отношении стратегических сил сдерживания.
Становление рыночной экономики в России произошло на за один день, и даже не за один год, а за несколько лет. Соответственно ОПК необходимо было интегрироваться в рыночную экономику. Использование новых технологий позволило отказаться старых и более дорогих решений, что снизило нагрузку на экономику. Одни из первых компаний, которым удалось возродить свою деятельность в ОПК стали ОАО «АХК «Сухой», РСК «МиГ». Также появились холдинги.
В 1995 году был принят Федеральный закон РФ «О Государственном оборонном заказе» № 213-ФЗ, который установил порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственных оборонных заказов и пути регулирования правовых и финансовых отношений в этой области. В лице государственного заказчика может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем арсенале войска и вооруженные формирования. Заказ размещается на конкурсной основе, чьи условия будут наиболее выгодными, с тем предприятием будет заключена сделка. Проект государственного заказа разрабатывают ежегодно при планировании бюджета на основе текущего военного положения, мобилизационного плана экономики, федеральной программы исследований и разработок (НИОКР), программ военного партнерства с другими государствами и др.
До 2010 года на НИОКР выделялось около 40% бюджета на военные нужды. С одной стороны, это отражает наличие острой необходимости в обновлении технической базы, с другой стороны, приоритет государственной политики. Далее расходы на НИОКР будут занимать меньшую долю, чтобы высвободить средства и направить их на серийное производство разработанных новинок.
ОПК в России это частица плановой экономики, которая так до конца и н будет интегрирована в рыночную экономику. На то есть свои причины. Во-первых, это монополия государства. Во-вторых, предприятиям ОПК оказывают большую поддержку со стороны государства: фиксированный уровень рентабельности, ежеквартальная индексацию ассигнований на ставку инфляции ЦБ, освобождение от таможенных пошлин, налоговые льготы и др.
Преобразование ОПК не повлияло на ее принадлежность к государству, несмотря на вхождение на данный рынок акционерных обществ. Это сопровождалось тем, что 62% предприятий данного сектора принадлежали государству.
Преобразование ОПК можно разделить на два периода: первый до 2005 года, второй с 2005 по 2010 год. Тем не менее, во время первого этапа преобразований данного сектора была проделана большая работа в части инвентаризации производственных мощностей и их обновление, концентрация производства вооружений и военной техники на ограниченном числе предприятий, повышение квалификации персонала. Второй этап сопровождался развитием ограниченного числа предприятий, на которых было сконцентрировано производство стратегического вооружения и техники, в том числе через партнерство с частным бизнесом. Такой подход позволял снизить себестоимость, соответственно увеличить маржу и доход, что в свою очередь давало возможность реинвестировать прибыль в НИОКР, модернизацию производства и выход на новые рынки сбыта. Таким образом, у России появляется возможность принять участие в разделе мирового рынка военной продукции в рамках ТНК.
Изменения в структуре ОПК позволили увеличить доход почти до 50%. Такое положительное изменение результат комплексной работы на развитие научного-технического потенциала на основе имеющегося опыта и разработок. Также была воссоздана научно – техническая школа, а именно наукограды. Можно сказать начался синтез науки и предпринимательства в ОПК, в России и за границей появились собственные инновационные центры «Обнинск-Технополис», «Технополис-Зеленоград» и др. В целом со второй половины периода преобразований в ОПК наблюдается увеличение производственных мощностей и выход на новые рынки сбыта, а также возрождение школы.
Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о создании нормативно-правовых условий для наращивания объема выпуска и реализации предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского назначения [8].
Однако, полного восстановления сектора ОПК не произошло. На сегодняшний день сектор ОПК в России испытывает ряд серьезных проблем:
- утрата базы электронного машиностроения ОПК.
- развал научно-технологической школы ОПК.
- переход страны на рыночные отношения в ОПК не создал рыночные механизмы ценообразования.
- слабая взаимная координация работ, проводимых в ОПК.
- расхождение провозглашаемых целей государственной программы развития ОПК и возможностей. 
- отсутствие налаженной системы принятия решений о направлениях финансирования НИОКР.
- несовершенство инфраструктуры инновационной базы. 
- низкая производительность и эффективность процессов.
Для того чтобы решить вышеперечисленные проблемы, необходимо кардинально пересмотреть концепцию развития ОПК, а именно выявлять сильные стороны и наращивать производство конкурентной продукции, чтобы генерировать доход для устранения “узких мест”. Также необходимо тщательно проанализировать мировой опыт развития ОПК, учесть собственные особенности, сохранить историческую преемственность в отечественной оборонной промышленности, оценить сегодняшние потребности в военной и гражданское технике исходя из современных угроз нашей безопасности. Наличие сильной и развитой промышленности – это хороший показатель самостоятельности государства.
Мы уже говорили, что ОПК это относительно самостоятельная система и она напрямую зависит от внешней политикой, состояния национальной экономики, военной организацией внутри и за пределами страны. Конечно, ключевую роль играет геополитика и ее место на мировом рынке политических отношений определяет национальные интересы и угрозы безопасности государства. Соответственно, большую роль в управлении ОПК играет геополитика.
Геополитическая ситуация последние десять лет характеризуется динамичной трансформацией международных отношений. На мировом рынке наблюдаются три тенденции: формирование многополярного мира, формирование союзов и доминирование одной страны над другими или над группой стран. Изменения в геополитике вызваны стремлением стран с сильной экономикой усилить свое влияние на мировую экономику. Наличие оружия массового поражения до сих пор остается существенным аспектом охраны национальной безопасности, в том числе это касается и России. Общемировые расходы на ОПК имеют тенденцию расти и лишь небольшое количество стран не имеют ни армии, ни оружия и не развивают ОПК в целях охраны национальной безопасности. Исключением стал 2009 год, потому что в 2008 году случился мировой кризис.
Выручка сектора ОПК в 2013 году выросла по сравнению с 2011 годом в два раза и достигла значения 1386 млрд руб. По сравнению с 2012 годом рост составил более 30%.В 2013 году в среднем производительность труда выросла по сравнению с 2012 годом почти на 19% (с 2,03 млн. руб./чел. до 2,41 млн. руб./чел.). Это говорит о том, что меньшей численностью персонала были достигнуты более высокие значения выручки, значит и о неэффективном задействовании производственных мощностей и управлении ими. Глобальной целью государственной политики в секторе ОПК является трансформацию действующих наукоградов в инновационное оружие, который может обеспечить обороноспособность страны и национальную безопасность. Основными инструментами реализации стратегии выступают государственные программы и финансирование, которые преимущественно будут направлены на усовершенствование технологий для уменьшения себестоимости.
Мировая тенденция демонстрирует гонку технологий и такую гонку могут осилить лишь немногие. Во-первых, это дорого, во-вторых, нужны кадры. Если деньги может дать государство из бюджета, то откуда брать кадры. Их нужно растить и не одно поколение, или привлекать со стороны. Однако, ОПК закрытый сектор и вход «чужим» нежелателен, поскольку работа в данном секторе предполагает наличие определенного уровня секретности. Искусственный интеллект уже наступает на пятки кадрам, и его постепенно пробуют внедрять в разные сферы деятельности в силу его преимуществ, связанных с качественной аналитикой и принятием решений.
В настоящее время оборонно-промышленный комплекс России представляет собой системообразующую группу из восьми военно-ориентированных отраслей, включает около 800 промышленных предприятий и около 570 проектных, конструкторских и технологических организаций [4]. К ним относят:
информационно-телекоммуникационные системы;
индустрия наносистем и материалов;
живые системы;
рациональное природопользование;
энергетика и энергосбережение;
авиационно-космические
транспортные системы
производственные системы
промышленная инфраструктура
медицина и здравоохранение
Численность занятого в ОПК персонала составляет около 2 млн человек. ОПК в России всегда был и во многом сохраняет позицию единственным поставщиком высоких технологий в гражданском секторе производства товаров и услуг. С 2010 увеличился выпуск гражданской продукции во всех отраслях ОПК. Ниже на рисунке 1 представлена отраслевая структура предприятий ОПК и на рисунке 2 представлена численность и названия предприятий ОПК (данные 2017 года).
Рисунок 1. Структура предприятий ОПК (%).
Рисунок 2. Предприятия ОПК (шт).
Факт развития ОПК показателен, учитывая, что его достижению сопутствовал продолжающийся процесс реформирования, реструктуризации и сокращения количества предприятий. Однако ОПК не устойчива, поскольку напрямую зависит от состояния экономики и возможности выделять средства на ее финансирование. В связи с чем стоит выделять ряд задач, необходимые для решения проблемы неустойчивости сектора ОПК:
- создание современных действенных механизмов стратегического планирования, управления и контроля;
- обеспечение внутренней консолидации ОПК, избавление его от структурной избыточности;
- повышение экономической отдачи от используемой государственной собственности.
Безусловно, формирование стратегии развития есть ключевое решение многих проблем. Стратегия ОПК должна соответствовать цели ее функционирования. Соответственно, чтобы выработать стратегию необходимо подробное обоснование и описание целей существования ОПК.
Оборонно-промышленный комплекс можно отнести к социальным или гуманистическим системам, т. е. системам, главными компонентами которых являются социальные единицы и образованные ими различного рода общности (национальности, государства и т. п.), а также объекты биологической и неживой природы, наиболее тесно связанные с деятельностью человека [7].
Россия с учетом ее геополитического положения, большой площади территории, низкого уровня экономической развитости, кадровых и природных ресурсов всегда имела значимую дипломатическую и военную роль в мире. В веке технологий самое важное сохранить партнерские отношения, чтобы иметь доступ к новым технологиям и прочим благам. Данный тренд вызван необходимостью удовлетворить, в первую очередь, потребности людей.
Среди ожидаемых изменений можно назвать следующие: территориальную и отраслевую кластеризацию с участием предприятий ОПК [5]; образование интегрированных структур по основным направлениям научно-технологического развития ОПК [6]; оптимизацию производственных мощностей, в том числе сокращение излишних мощностей, дублирующих друг друга однотипных производств [1]; совершенствование государственного регулирования деятельности ОПК (в части ресурсного обеспечения производства, поддержки военно-технического сотрудничества, развития социальной и производственной инфраструктуры, стимулирования инвестиций и др.) [3]; воссоздание государственной системы подготовки и переподготовки кадров для ОПК и смежных производств [2].
Поручением Президента России от 05.12.2016 г. № Пр-2346 установлена доля продукции гражданского назначения и продукции двойного назначения от общего объема продукции оборонно-промышленного комплекса, которая должна вырасти до 30 % к 2025 году и до 50 % к 2030 году. Также с 2015 года основной упор в росте экономике делается за счет импортзамещения, то есть нарастить производственные мощности в том числе в секторе ОПК. Например, на сегодняшний день уже существует ряд правовых мер, стимулирующих закупки гражданской продукции у российских предприятий из ОПК:
- запрет на иностранные товары и услуги для нужд обороны страны и безопасности государства;
- ограничения и условия допуска отдельных видов иностранной радиоэлектронной продукции;
- запрет на допуск продукции станкоинструментальной промышленности для нужд обороны страны;
- ограничение допуска иностранного оружия, боеприпасов и их деталей;
- запрет на закупку мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- ограничения и условия допуска лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- запрет на иностранные товары легкой промышленности;
- ограничения и условия доступа стентов для коронарных артерий, а также катетеров;
- запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- ограничения и условия допуска отдельных видов иностранных медицинских изделий;
- запрет на допуск иностранного программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В целом импортзамещение не свойственно для рыночной экономики, рыночная экономика самостоятельно выявляет сильных и отсеивает слабых. С одной стороны, стимулирование внутреннего производства это хорошо, но навязывание сбыта нет. Последние напрямую связано с тем, что технологии развиваются в геометрической прогрессии. Лучше иметь к доступ новым технологиям, чем изобретать велосипед. Глобализация неизбежна для всех секторов, в том числе для таких стратегически важных как ОПК. Однако, войны остались позади, и главная военная цель любого государства предотвратить любую угрозу безопасности населения.
Литература: 1. Вертакова, Ю.В. Оценка экономической эффективности инновационно-ориентированных интегрированных структур и выбор управленческих решений повышения результативности взаимодействий / Ю.В. Вертакова, О.О. Ватутина // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 1-2. С. 112-117. 2. Голов, Р.С. Эконометрическое моделирование объемов подготовки рабочих кадров для ОПК / Р.С. Голов, М.Е. Ставровский, В.А. Фролов, С.В. Игнатьев, Л.В. Кузнецова, А.В. Олейник, Н.Л. Пономарев // Экономика и управление в машиностроении. 2012. № 3. С. 55-58. 3. Курбанов, А.Х. Механизм реализации аутсорсинга в системе материально-технического обеспечения ВС РФ: проблемы и пути решения / А.Х. Курбанов // Вооружение и экономика. 2011. № 2. С. 71-80. 4. Московский А.М. Военно-техническая политика государства: современный этап и тенденции развития. М.: Военный парад, 2006. 5. Насибов, О.Л. Кластерная модель развития малого промышленного бизнеса / О.Л. Насибов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009. № 2. С. 153-156. 6. Попов, А.И. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике / А.И. Попов, В.А. Плотников // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 197-219. 7. Рассадин В.Н., Хрусталёв Е.Ю. Социально-экономические основы национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 7 8. URL: http://government.ru/activities/selection/525/37305/ (дата обращения 27.01.2020)


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
Кузбасский ГАУ им. В. Полецкого
Не хватало времени самостоятельно написать научную статью, обратилась к Екатерине. Препода...
star star star star star
научная лаборатория
Очень благодарен Руслану за консультацию по моему заданию. Считаю, что за полезные консуль...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.