это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1898079
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Банковская система сегодня является ключевым элементом финансовой системы страны, от ее состояния зависит будущее финансовое положение государства, и всей экономики. В данной статье представлена специфика и основные критерии банковской системы в России, проведена аналитика по организациям которые находятся на стадии банкротства за последние 2-3 года, а также предложены рекомендации для возможных путей предотвращения банкротства для большинства российских банков.
Ключевые слова: банкротство, банковская система, кредитная организация, ликвидация, признаки несостоятельности, временное руководство, индикаторы, антикризисное управление, статистика, методика. BANKRUPTCY OF CREDIT INSTITUTIONS
This article presents the concepts of bankruptcy and insolvency of credit institutions, lists Federal laws regulating these concepts and specifics of activity. The signs of bankruptcy of credit institutions and the main peculiarities in case of bankruptcy of credit institutions are presented. The sequence of actions during competitive proceedings is presented.
Keywords: bankruptcy, credit institution, liquidation, insolvency signs, interim management, trades, bankruptcy stages.
Специфика банковской системы России.
Банковская система, как зеркало экономики, отражает положение страны в целом, насколько она уязвима к изменению курса валют, политических и социальных катаклизмов, событий происходящих в мировом сообществе. Любой финансовый, экономический, социальный, техногенный кризис зависит от ряда причин, состояния экономики, внешних и внутренних факторов, финансовых показателей, но и институциональных характеристик. В большинстве случаев основным индикатором состояния банковской системы являются данные о числе негативных макроэкономических последствий. Для России характерно уровень сокращения численности кредитных организаций и увеличение количества банков-банкротов.
В соответствии с Российским законодательством необходимым основанием для осуществления процедуры банкротства является отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Поэтому при проведении банковского надзора и выявление причин отзыва лицензий должно быть первостепенной задачей. См. данные рисунка 1
Согласно данных Банка России ниже на рисунке 1 представлена динамика временных организаций в стадии банкротства в 2017-2018 годах.
Рисунок 1-Количество временных администраций,
действовавших в 2017-2018 г.
Основной целью данной работы является проведение обследования динамики данных, которые свидетельствуют о финансовом состоянии кредитных организаций и выявления у кредитной организации признаков несостоятельности и признаков преднамеренного банкротства.
Своевременное предупреждение банкротства кредитных организаций во все времена играет значительную роль на экономический рост страны, увеличивают уровень доверия населения к банкам, укрепляют банковскую систему.
Понятие банкротства кредитных организаций отражено в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».
Для осуществления банковских операций и банковской деятельности на территории РФ необходимо наличие лицензии. Лицензию предоставляет Банк России. Одной из особенностей регулирования правовой процедуры, связанной с процессом банкротства кредитных организаций, является факт несостоятельности большинства кредитных учреждений, которые в свою очередь обладают целевой правоспособностью.
Основу данного исследования составляют труды отечественных авторов, экономические обзоры, опубликованные на официальных сайтах авторитетных средств массовой информации, относительно области банкротства кредитных организаций. Статистической основой являются аналитические сведения Центрального Банка России, отчеты за год госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов», научные статьи, а также аналитические данные информационных порталов о банковской деятельности.
Закон о банкротстве, регулирует и отражает [5] процедуру несостоятельности кредитных организаций. В нем прописано правовое регулирование процесса, обязанности руководителей юридических лиц, мероприятия, которые помогут организации исправить свое финансовое положение, основания для назначения временной администрации, последствия открытия конкурсного производства и т. д.
Основные причины отзыва лицензий у кредитных организаций.
Основными причинами в 2018 году, повлиявшими на отзыв лицензий со стороны Банка России являются:
- нарушение законов РФ;
- потеря средств кредитной организации, при неверном оценивании финансовых рисков инвестирования в сомнительные активы;
- отмывание незаконных денег (ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);
- осуществления кредитной организации операций, которые являются сомнительными;
- искажение информации в отчетности банка;
- выведение денежных средств собственниками кредитной организации [2].
Аналитические данные.
Согласно данных исследований, проведенных экспертами, при уменьшении размера «чистых» активов значительно идет увеличение отзыва лицензий[3] см. рисунок 2. По данным, которые предоставляет ЦБ РФ, в результате проведения финансового анализа реальная стоимость активов кредитных организаций-банкротов, перешедших от прежнего руководства, в 2017 г. составила 40 %, а в 2018 г. – 38 % [4]. Данная методика анализа данных отображает, что Центральный Банк РФ проводит не достаточно эффективные мероприятия, которые осуществляются с целью уменьшения количества банкротств кредитных организаций.
Рисунок 2 — Величина активов и обязательств по банкам, признанными банкротами, в млрд. руб. [10]
Стремительное увеличение кредитных организаций-банкротов связано с неэффективным механизмом страхования вкладов по мнению специалистов. Так на основании опыта 2014 года во время реформирования банковской системы, страховались только вклады физических лиц, однако юридические лица были полностью проигнорированы. Так в процессе отзыва лицензий у мелких кредитных организаций, большинство юридических лиц «перегоняли финансовые средства в крупные банки с государственным участием» [7].
Итогом стало ухудшение положения мелких частных кредитных организаций, из-за возможности обслуживания сфер бизнеса, связаных с физлицами. В.И. Солодкова указывает, что привлечение денежных средств через депозиты -«самый дорогой способ фондирования» [7]. Следовательно в случае отзыва лицензии, они не могут выполнить свои обязательства, что служит основанием открытия процедуры банкротства.
Статистика удовлетворения требований конкурсных кредиторов по всем кредитным организациям, где ликвидационные процедуры были завершены, до сих пор остается на низком уровне см. рисунок 3.
Рисунок 3 - Результаты удовлетворения требований кредиторов по группам кредитных организаций, ликвидационные процедуры в которых завершены по состоянию на 01.01.2019 (%) [9]
На 01.01.2014 требования кредиторов в среднем были удовлетворены на 38%, а по кредиторам третьей очереди (то есть юридических лиц) на 12,1% [1]. На 01.01.2019 общий уровень удовлетворения требований снизился на 2,9% и составил 35,1%, при этом по требованиям третьей очереди он, наоборот, увеличился на 8,1% (до 21%) (рис. 4).
Ситуация по банкам хуже. Кредитные организации склонны скрывать факты наличия обязательств перед вкладчиками или, наоборот, перекладывают всю ответственность на АСВ, увеличивая его расходы путем разделения крупных вкладов на более мелкие в пределах гарантированного уровня возврата средств или трансформации обязательств перед юридическими лицами в обязательства перед физическими лицами. Наибольший уровень удовлетворения требований достигается в условиях, когда полномочия конкурсного управляющего осуществляло Агентство по страхованию вкладов (АСВ). На декабрь 2018 г. АСВ проводила процедуры конкурсного производства в отношении 372 кредитных организаций. Общий объем обязательств данных кредитных организаций составляет более 3,15 трлн. руб. [6]. То есть даже если удастся поднять уровень удовлетворения требований кредиторов до 40%, то их потери могут составить более 1,9 трлн. руб.
Рисунок 4 — Количество кредитных организаций в стадии ликвидации по состоянию на 01.01.2019 года
Отсюда и вытекает финансовая нагрузка со стороны банковского сектора в виде поддержки АСВ на покрытие величины долговых обязательств кредитных организаций перед вкладчиками.
Такой крупный размер финансовых потерь отнюдь не последствие экономического кризиса. Банкротство кредитных организаций существовало в любые периоды состояния экономики. Управление финансовыми рисками одновременно с профессиональным менеджментом не должно приносить потерь в виде более 50% кредитного портфеля.
Главной причиной такого размера убытков являются преднамеренное адресное кредитование аффилированных заемщиков. Периодически кредиты одобряются и выдаются фирмам, не ведущим какой-либо деятельности. На стадии проверки контрагента присутствует намерение вывести средства из банка. Такие операции осуществляются на последних стадиях существования банка.
Основные меры для снижения банкротства кредитных организаций. Поэтому во избежание финансовых потерь и возникновения банкротства всем кредитным организациям необходимо обратить внимание на критерии оценки финансового состояния заемщика, разработку антикризисного финансового управления кредитной организацией.
Система оценки финансового состояния играет важное значение при планировании деятельности банка. Однако, именно она чаще всего воспринимается в системе управления как второстепенная или такая, что играет не самую важную роль в принятии текущих решений. Отметим, что недооценка роли корректного анализа финансового состояния банка порождает ряд фундаментальных ошибок, которые отражаются как на текущем моменте, так и в стратегически важных ситуациях.
Антикризисное финансовое управление коммерческим банком должно иметь набор методик для применения прогнозирования банкротства в современных российских реалиях. Нельзя просто взять американскую или европейскую модель, разработанную в прошлом, и применить ее к российской действительности по отношению к сегодняшнему дню. Именно поэтому необходимы адаптации, интерпретация того, как можно использовать ту или иную любимую технику для применения в российской действительности и банковскому сектору в РФ. Распространенными проблемами управления банками России являются:
- отсутствие систематичности подхода корректного оценки и мониторинга финансового состояния банковской сферы;
- отсутствие системы прогнозирования наступления банкротства и методики по предотвращению.
Кроме этого российская система банков имеет недостаточную ресурсную базу, рост безнадежной задолженности в результате ухудшения финансовых результатов кредитных компаний.
Появление такого рода дисбаланса определяется несбалансированной банковской политикой, что приводит к кризисным явлениям, положению банкротства и отзыву лицензии. Только постоянный качественный и количественный контроль структуры и динамики активов и пассивов, анализ причин возникновения может устранить кризисные явления в будущем.
Как уже говорилось ранее, одной из проблем является неправильность произведения со стороны банковских учреждений оценки своего состояния на будущие перспективы. Необходимо использовать прогнозирование как основной метод предотвращения банкротства, так как это позволяет эффективно и своевременно реагировать на изменения в управлении банком, и позволить выиграть время с целью принятия нужного стратегически важного управленческого решения, и тем самым избежать возможных потерь и издержек в период риска либо наступления критической ситуации.
Для выявления проблемы необходимо в первую очередь применять не только теоретические основы финансового менеджмента и банковского дела, но и применять методики систем статистики, прикладной информатики и кибернетики [7]. Что значительно осложняет проведение исследований в данной области. Для этого необходимы такие методики и инструменты, которые проводят качественную и всестороннюю оценку и анализ деятельности финансового учреждений. Именно таким инструментарием является оценка финансового состояния коммерческих банков без применения сложных математических вычислений с учетом рейтингирования [8].
Соответственно, прогнозирование финансового состояния российских банков должно иметь следующий вид:
1. Основу рейтинга должны составлять сравнительные и динамические показатели работы финансовой организации и балансовые данные банка.
2. Рейтинг должен быть упорядочен в соответствии с признаками и группировкой по определенным критериям по степени уменьшения либо увеличения данного значения.
3. Классификация банков по определенным критериям должна отражать ту или иную стороны деятельности банка (ликвидность, платежеспособность, рентабельность, прибыльность) либо саму деятельность банка в целом (в виде имиджа, надежности, степени доверия вкладчиков).
С учетом этих необходимых данных и критерий оценки работы банка можно выявить основной обобщенный показатель рейтинга, который осуществит всестороннюю оценку финансового учреждения.
В процессе проведения банковского рейтинга он должен отвечать определенным требованиям:
1) иметь объективную оценку на основе информации о деятельности банков;
2) иметь доступность для широкого круга пользователей в виде рейтинговых показателей;
3) иметь периодичность проведения по определенной методике.
Также стоит обратить внимание, что проведение подобного вида исследований в виде банковского рейтинга и определение основных критериев выборки может расширяться и дополняться тем или иным банковским учреждением — ведь это универсальный инструмент, который отвечает всем целям, задачам, и требованиям необходимым для проведения оценки.
Именно поэтому возникает научно-практический вопрос о систематизации теоретических наработок и практических рекомендаций по совершенствованию системы оценки финансового состояния на национальном уровне. С учетом разработок зарубежных авторов и сопоставлении банковских структур следует рассматривать систему оценки финансового 10 состояния каждого конкретного коммерческого банка России с учетом национальной системы стандартов, которая в свою очередь должна быть согласована с международными. Особенно это важно для банков с внешнеэкономической деятельностью, так как их деятельность должна соответствовать не только качественным и количественным показателям эффективности внутри страны, но и соответствовать международным требованиям устойчивости и ликвидности.
Рассмотренные данные и результаты исследования в статье могут в дальнейшем использоваться при изучении банкротства кредитных учреждений. Представленная модель будет полезна также органам банковского надзора в РФ при применении дистанционного мониторинга, а также предприятий, которые выбирают, в каком банке открыть счет, для ведения своей деятельности. Доступное изложение данных позволяет анализировать банки с позиций своих потенциальных клиентов.
Список литературы:
1. Закон о банкротстве «О начале и завершении ликвидационных процедур, о конкурсном управляющем (ликвидаторе) ст. 28, 128, 189.74»
2. Закон о банкротстве «О проведении торгов и их результатах ст. 28, 110, 139, 189.75»
3. Закон о банкротстве «О порядке и сроках расчетов с кредиторами ст. 189.75»
4. Закон о банкротстве «Об итоговых результатах конкурсного производства ст. 28» 5. ФЗ-127 «Закон о банкротстве» от 26.10.2002 года.
6. Тарасенко, О.А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – М.: МГЮА, 2016. – №8 (69). – С. 84-95
7. Пухов В.И. Система управления финансовой устойчивостью в стратегии развития коммерческого банка // Актуальные проблемы финансовых рынков и финансовых институтов: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.Г. Князевой, Л.И. Юзвович. — Екатеринбург: АМБ, 2013. — 234 с.
8. Пономарева Н.А. Финансовая устойчивость банка, методы ее оценки и способы повышения // Н.А. Пономарева // Наука, 15 3 образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции в 2т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». — 2016. — №2 (8). — С. 166–169
9. Эксперт объяснил причины отзыва лицензий у банков. Официальный сайт газеты Известия [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/809267/2018-11-07/ekspert-obiasnil-prichinyotzyvalitcenzii-u-bankov (дата обращения: 31.01.2020)
10. Банк России https://cbr.ru/ (дата обращения: 28.01.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!