это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1902533
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: статья посвящена исследованию особенностей мошенничества в сфере государственных закупок. Исследована динамика объема закупок в зависимости от способа их осуществления, приведены статистические данные выявленных нарушений законодательства в данной сфере. Рассмотрены основные мошеннические схемы как на этапе проведения тендеров, но и со стороны их организаторов и участников. Предложены меры по противодействию мошеннических действий в рамках реализации 44-ФЗ.
Ключевые слова: теневая экономика, государственные (муниципальные) закупки, тендеры, торги, мошенничество, противоправные действия.
FRAUD IN PUBLIC PROCUREMENT
Abstract: Abstract: the article is devoted to the study of the features of fraud in the field of public procurement. The dynamics of the volume of purchases depending on the method of their implementation is studied, and statistical data on detected violations of legislation in this area are provided. The main fraudulent schemes are considered both at the stage of conducting tenders, but also on the part of their organizers and participants. Measures to counteract fraudulent actions in the framework of the implementation of the 44-FZ are proposed.
Keywords: shadow economy, state (municipal) purchases, tenders, auctions, fraud, illegal actions.
Масштабный характер российских государственных (муниципальных) закупок, составляющих около 30% консолидированного бюджета, определяет важность формирования прозрачных и эффективных механизмов размещения государственного и муниципального заказа [7]. При этом тендеры стали сегодня неотъемлемой и основной частью сферы госзакупок. Распределение объема закупок в зависимости от способа их осуществления представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение объема государственных закупок в зависимости от способа их осуществления [6]
Торги не только способствуют расширению конкуренции, целесообразному расходованию денежных средств, повышению качества приобретаемой продукции, но и к сожалению, по причине несовершенного законодательства или несвоевременного контроля являются благодатной почвой для совершения противоправных действий в рамках реализации 44-ФЗ [5].
С каждым днем мошенничество в данной сфере набирает обороты, являясь одним из наиболее распространенных видов экономических преступлений (после незаконного присвоения активов). Только за 2018 год сумма выявленных нарушений законодательства составила 294,6 млрд. руб., что в 5,5 раз превышает суммы нарушений за 2016 год [7] Безусловно, мошеннические действия в рамках реализации 44-ФЗ [1], используемые в целях наживы, непосредственно увеличивает долю теневой экономики в нашей стране и негативно влияют на ее экономическую безопасность.
Стоит отметить, что мошенники все изощреннее придумывают различные схемы, разобраться в которых порой не под силу даже грамотному специалисту. При этом мошеннические действия могут осуществляться на различных стадиях процесса госзакупок.
Сравнительный анализ количества мошеннических действий в Российской Федерации на всех стадиях процесса государственных закупок показал, что наиболее рискованными в части совершения мошенничества, по данным статистики, являются такие этапы тендеров, как рассмотрение заявок и выбор победителя (37%), а также процесс подачи конкурсных заявок (31%). Следующим стоит выделить этап сдачи-приемки выполненных работ и обязательств, то есть мошеннические действия при проверке качества, которые составляют 26% от всего количества совершаемых правонарушений при данном процессе. А вот мошенничество на этапе заключения контракта с поставщиком встречается реже (6%) [6].
Проведем анализ основных мошеннических схем, используемых в рамках реализации 44-ФЗ. При это мошеннические действия имеет смысл рассмотреть не только со стороны этапов проведения тендеров, но и со стороны их организаторов и участников, которые непосредственно и совершают противоправные действия. Как правило, наиболее часто используются следующие устоявшиеся формы мошенничества со стороны участников госзакупок, приведенные в таблице 1.
Не менее изощренно выглядит и мошенничество при проведении и государственных закупок со стороны заказчика, которое обычно совершается следующими способами (таблица 2).
Таблица 1 – Формы мошеннических действий со стороны участников государственных закупок
Форма Характеристика
1. Предложения-прикрытия. При данной схеме претендующая на победу компания, своевременно вступившая в сговор с другими участниками торгов, направляет заявку в целях создания такими действиями иллюзии реальной конкуренции. Впоследствии уже после заключения контракта она передает его на исполнение третьему лицу
2. Отзыв предложения. Данная схема состоит в том, что участник договаривается за некоторую сумму денежных средств отозвать заранее поданное предложение-заявку. Также нежелательного конкурсанта могут попросить не участвовать в процедуре торгов за определенное вознаграждение.
3. Раздел рынка. В данном случае по заранее осуществленному сговору рынок делится по многим признакам, например, по отраслям экономики, по географическим характеристикам и т.д. При этом участие «чужака» в тендере практически исключается. Необходимо понимать, что препятствие участию «ненужных» лиц в такой ситуации влечет за собой высокую вероятность взяточничества и коррупционного сговора должностных лиц.
4. «Карусель предложений». Существуют некие договоренности между исполнителями и заказчиком, согласно которым «нужные» компании будут побеждать в тендере по определенным схемам-графикам, то есть по очереди
5. Схема «таран». В данном случае добропорядочных участников, которых специально вводят в заблуждение резкими изменениями цены, заставляют отказаться от
Таблица 2 – Схемы мошеннических действий при проведении и государственных закупок со стороны заказчика
Схема Характеристика
1. Использование фиктивных сроков. Происходит установление нереальных (фиктивных) сроков для выполнения контракта, то есть при данной схеме торги проводятся формально, а работы чаще всего уже выполнены.
2. Избыточная детализация. Избыточная детализация нужного товара или услуги, приводимая как обязательное условие, приводит к тому, что торги максимально «заточены» под определенного поставщика.
3. Укрупнение заказа. Увеличение цены контракта осуществляется без разбивки по лотам. Казалось бы, налицо лишь плюсы – чем выше цена контракта, тем больше прибыль. Но добросовестный участник в таких торгах не сможет выполнить одновременно все работы, поскольку заказ формируется таким образом, чтобы по технологическим или иным условиям было крайне затруднено его осуществление.
Необходимо обратить внимание на потери, которые терпит компания, сталкиваясь с мошенничеством. Такой урон определяется различными формами мошеннических действий, которые можно сравнивать с точки зрения непосредственных экономических потерь. Но не только финансовые потери грозят компаниям – подобные экономические преступления могут повлечь за собой такие негативные последствия, как нарушение гармоничного психологического климата в коллективе, потеря партнеров по бизнесу, значительное ухудшение репутации и снижение значимости бренда компании, напряженные отношения с регулирующими органами и т.д.
В целях противодействия подобных экономических преступлений необходимо осуществлять хотя бы минимальные меры как при организации и проведении тендеров (например, четко сформулированные требования к закупкам, распланированный процесс торгов), так и внутри организаций (грамотно выстроенная система экономической безопасности, в том числе антикоррупционная политика, компетентный и непрерывный мониторинг рынка).
Также будет крайне полезным совершенствование законодательства, в частности, необходимо выделить мошенничество в качестве отдельного состава преступления при проведении госзакупок. К примеру, в 2019 году в Уголовном кодексе РФ были выделены такие статьи, как злоупотребления в сфере закупок, а также подкуп работника контрактной службы либо члена комиссии по осуществлению закупок [4].
Таким образом, можно отметить, что мошеннические действия в сфере госзакупок наносит значительный финансовый ущерб экономической безопасности страны. Но помимо финансовых потерь необходимо принимать во внимание и нефинансовый ущерб (который часто в итоге выражается в денежной стоимости). Как правило, это ущерб имиджу компании, ее репутации, ущерб взаимоотношениям компании с партнерами и т.д. Увеличение результативности противодействия мошенничеству в сфере государственных закупок может наступить благодаря усилению контроля в нескольких ключевых областях. Например, тщательная проверка поставщиков и обеспечение независимости сотрудников, осуществляющих контроль за качеством. Для эффективной борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок требуется комплексный подход, выходящий за рамки рутинных средств контроля и предусматривающий решение проблемы с разных сторон.
Список литературы:
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 N 449-ФЗ, вступающих в силу с 08.01.2020.) // СПС КонсультантПлюс, 2020.
Ботарева Е.А. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных заказов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvestvennost-za-prestupleniya-sovershaemye-v-sfere-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakazov (дата обращения: 14.02.2020).
Бычков А.М., Победоносцева А. В. Преступления в сфере государственных закупок. Соотношение преступности и наказуемости // Государственная служба и кадры. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-sootnoshenie-prestupnosti-i-nakazuemosti (дата обращения: 14.02.2020).
Исаичева М. М. Преступления в сфере государственных закупок, совершаемыми должностными лицами. Способы совершения и проблемы квалификации // Государственная служба и кадры. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-sovershaemye-dolzhnostnymi-litsami-sposoby-soversheniya-i-problemy-kvalifikatsii (дата обращения: 14.02.2020).
Королев М.И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика, выбор стратегии [Текст] / М. И. Королев. – М.: Экономика, 2017. – 283 с.
Российский обзор экономических преступлений за 2019 год // - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/recs-2019.html / (Дата обращения 15.02.2020)
Система государственных закупок в России. Аналитическая записка, 2020 // URL: https://game.cpur.ru/pdf/policy-paper.pdf (дата обращения: 14.02.2020).
List of references:
Federal law "On the contract system in the sphere of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs" dated 05.04.2013 N 44-FZ (as amended on 27.12.2019 N 449-FZ, effective from 08.01.2020.) / / SPS ConsultantPlus, 2020.
Botareva E. A. Criminal liability for crimes committed in the sphere of state and municipal orders / / international journal of Humanities and natural Sciences. 2019. No. 6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvestvennost-za-prestupleniya-sovershaemye-v-sfere-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakazov (accessed 14.02.2020).
A. M. Bychkov, A. V. Pobedonostsev, Crimes in the sphere of public procurement. The ratio of crime and punishability / / Public service and personnel. 2019. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-sootnoshenie-prestupnosti-i-nakazuemosti (accessed 14.02.2020).
Isaicheva M. M. Crimes in the sphere of public procurement committed by officials. Methods of Commission and problems of qualification / / State service and personnel. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-sovershaemye-dolzhnostnymi-litsami-sposoby-soversheniya-i-problemy-kvalifikatsii (accessed 14.02.2020).
Korolev M. I. Economic security of the firm: theory, practice, strategy choice [Text] / M. I. Korolev. - Moscow: Economics, 2017. – 283 p.
Russian review of economic crimes for 2019 / / - [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/recs-2019.html / (accessed 15.02.2020)/
Public procurement system in Russia. Analytical note, 2020 / / URL: https://game.cpur.ru/pdf/policy-paper.pdf (accessed 14.02.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!