это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1913073
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Данная статья в своем содержании раскрывает проблему развития общения детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта: недоразвитием речи и нарушением зрения. Раскрываются особенности коммуникативного взаимодействия таких детей. Отмечается важность организации диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Описываются эффективные методы работы с детьми с ОНР и нарушением зрения.
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с таким понятием как «дети с особыми образовательными потребностями». Какие это дети? В первую очередь к ним относятся дети с задержкой в психическом развитии и с нарушениями деятельности ВНС, что является отклонением в развитии человека и характеризуется специфическими особенностями личности.
Для таких детей необходима организация специальных образовательных условий, а также постоянное получение ими психолого-педагогической помощи, которая специализирована на их особенностях.
Если в развитии одного ребенка наблюдаются сочетание от двух психофизических нарушений, то это уже есть сложное нарушение детского развития или другими словами сложный дефект. Опираясь на определение, которое дает известный советский и российский психолог Сергей Сергеевич Степанов «сложный дефект - сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих» [8].
Категорию сложного дефекта составляют дети с:
- умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
- умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
- ЗПР (задержкой психического развития), в сочетании с дефектами зрения или слуха;
- нарушением слуха и слабовидящие;
- слепоглухотой;
- нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта) и глухие. [2].
Значительное количество детей, которые имеют подобные дефекты в психофизиологическом развитии не в силах усвоить материал традиционной коррекционной образовательной программы из-за быстрого и динамичного темпа. В следствие не усвоения данной программы у детей возникают проблемы в первую очередь в социальной сфере, им трудно адаптироваться к условиям образовательного учреждения, как к процессу обучения, так и самой организации в целом. Для таких детей образовательное учреждение в первую очередь должно организовывать особый специализированный воспитательно-образовательный процесс, в котором формы и методы работы соответствуют возможностям детей.
Проблемам развития общения дошкольников с недоразвитием речи и нарушением слуха в полной мере не раскрыта, мало изучена, но область специальной психологии продолжает динамично развивается, благодаря постоянным исследованиям данной сферы. Огромный вклад в развитие специальной психологии и конкретно в исследовании проблемы развития общения дошкольников со сложным дефектом - нарушение зрения оставили именитые отечественные и зарубежные педагоги, психологи к которым относятся: С.Л. Рубинштейн, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, Г.М. Андреева, Б. Коутс, Б. Спок, У. Хартап, А. Кимпински и многие другие. Многих исследователей данной проблематики объединяет взгляд на то, что общение является важнейшим условием для формирования, а также психического развития личности. В свою очередь общение является весомым условием, которое влияет на протекание таких важных процессов развития личности как индивидуализация и социализация.
Для детей, в развитии которых присутствует сложный дефект – нарушение зрения, общение является необходимостью для формирования и развития некой адаптации личности ребенка к собственным (внутренним) и внешним (окружающим) изменениям.
Именно общение для детей с нарушением зрения является значимым условием, благодаря которому происходит формирование компенсаторной системы, т.е. процесс общения для таких детей частично или полностью может возместить их сложный дефект.
Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что для детей со сложным дефектом – нарушение зрения необходимо разрабатывать такие коррекционные методики, которые в первую очередь будут направлены на преодоление тех трудностей, появляющихся во время взаимодействия ребенка с окружающим миром посредством общения.Благодаря общению ребенок со сложным дефектом нарушения зрения получает опыт взаимодействия с окружающими, знания о том, как строить межличностные отношения. М.И. Лисина считает, что общение является первым компонентом, влияющим на становление личности, так как благодаря этому процессу ребенок устанавливает коммуникативное взаимодействие с окружающими его людьми [3, с. 15].
При общении дети дошкольного возраста со сложным дефектом нарушения зрения строят взаимодействие с окружающими специфическим образом. Играя со сверстниками, их взаимодействие происходит как-бы рядом без включения в общую деятельность. Если же даже такие дети предпринимают попытки играть вместе с другими детьми полноценно, то чаще всего их действия заканчиваются конфликтом в группе. Такие особенности взаимодействия детей с нарушением зрения были описаны в исследованиях Е.О. Смирновой.
В своих работах Е.О. Смирнова отмечает, что при общении детей с нарушениями зрения можно заметить то, что чаще их действия то есть невербальное общение (жесты) в большинстве ситуаций не совпадают с тем, что они хотят донести своим собеседникам. Их неречевые средства преподносятся в нечетком виде. При наблюдении за такими детьми замечается то, что их движения скованы, жестикуляция, и позы не подходят для выражения эмоционального состояния. Для таких детей очень сложно перенести свое обычное, привычное для них общение в другие виды деятельности.
Но если правильно организовать и систематизировать коррекционную работу с детьми с нарушением зрения, которая в первую очередь будет направленна на развитие общения, на формирование предпосылок к построению правильного взаимодействия, то эта работа поможет ликвидировать выявленные минусы [6, с. 344].
Если в коррекционной работе с детьми со сложным дефектом соблюдать определенные педагогические условия, то такая работа ознаменуется успехом. К таким условиям относятся:
- высококачественное психолого-педагогическое и коммуникативное просвещение родителей детей с нарушениями зрения;
- полнота содержания, методов, средств и форм коррекционной работы с детьми со сложным дефектом нарушение зрения коррекционной работы в семье;
- обеспечение ребенка с нарушением зрения и специалиста, которые направляет на него воздействие в образовательной организации.
Отечественный тифлопсихолог, тифлопедагог Л.И. Солнецева в своих исследованиях делает вывод, что качественная специальная коррекционная работа является тем условием благодаря которому становится возможным компенсация «пробелов» в коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения. Такая работа должна состоять из двух модулей: первый – воздействие медицинских средств; второе – психолго-педагогическое обучение, которое базируется на «развитии зрительного анализатора» [7, с.116]. Такая коррекционная работа позволяет дать детям обобщенные, правильные знания о мире, о человеке и его взаимодействии с другими людьми в различных формах.
Н.А. Яковлева в своих исследованиях в данной сфере опиралась на то, чтобы сформировать невербальное общение детей с нарушением зрения необходимо в коррекционной работе применять следующие методы:
- знакомство с новыми действиями (движениями) с обязательным словесным описанием происходящего;
- метод комплексных действий;
- разнообразные дидактические игры, благодаря которым ребенок принимает активное участие во взаимодействии[8 с. 115].
Рассматривая проблему ОНР (общее недоразвитие речи) детей с таким сложным дефектом делят на три категории:
1) первая группа – дети имеют легкие признаки ОНР, их нервно-психическая деятельность не повреждена;
2) вторая группа – ОНР проявляется в совокупности с синдромами нервно-психической деятельности;
3) третья группа – ОНР ярко выражено и проявляется в виде моторной алалии. В переводе с древнегреческого алалия означает отсутствие речи.
Данной проблематике свои труды посвятили такие исследователи как: Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, И.Т. Власенко, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева и многие другие.
У детей со сложным дефектом ОНР внимание в своем развитии находится на низком уровне, а мышление имеет специфические особенности. Таким детям очень трудно овладеть разными мыслительными операциями.
Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод о том, что для детей с ОНР необходимо своевременно провести качественную специальную коррекционно-педагогическую деятельность. Для таких детей необходимо в первую очередь развивать их кругозор и активный словарный запас ребенка.
При работе с детьми с ОНР можно использовать как эффективный метод – терапию песком. Благодаря игре в песке ребенок свободно самовыражается, песок расслабляет его, и он свободно без какого-либо дискомфорта может выразить свои мысли.
Благодаря стимуляции мелкой моторики ребенка во время работы в песке активно работают соответствующие этой деятельности отделы мозга, тем самым стимулирует работу соседней зоны головного мозга, которая отвечает за развитие речи.
Для развития общения детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта: недоразвитием речи и нарушением зрения необходимо проводить специальную качественную диагностику и на её результатах строить коррекционно-развивающую работу. Для таких детей необходимо своевременно с помощью специалистов овладеть речью, так как речевое развитие человека является важнейшей составляющей для формирования личности.
Список литературы:
Браудо Т.Е. Онтогенез речевого развития / Браудо Т.Е. , Бобылова М.Ю., Казакова М.В. // Русский журнал детской неврологии. – 2017. - №12. С. 41 – 46.
Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: уч.пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: Гуианит изд центр Владос, 2000. 240 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М.: Педагогика, 2009. - 144 с.
Казгунова А.С. Развитие речи дошкольников / Казгунова А.С. // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств) – 2017. С. 188-191
Левина А.А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Левина А.А., Бут-Гусаим М.В. // Международный научный журнал «Инновационная наука» - 2016. - №3. С. 17-19.
Смирнова Е.О. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Инт практ. психол.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010.- 392с.
Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 126 с.
Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2007. – 208 с.
Феоктистова, В. А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения - С- Пб.: Образование, 2010. - 234с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Нормы точности червячного редуктора
Курсовая, Метрология, стандартизация и сертификация
Срок сдачи к 10 дек.
Выполнить курсовую работу по дисциплине "Теория механизмов и машин". Шифр 43.
Курсовая, Теория механизмов и машин
Срок сдачи к 11 дек.
Реконструкция зданий и сооружений
Тест дистанционно, Реконструкция зданий и сооружений
Срок сдачи к 31 дек.
тема любая из перечисленных. важно соблюдение ТЗ и получить исходники...
Курсовая, Современные технологии разработки программного обеспечения
Срок сдачи к 22 дек.
Нормативно-техническая документация в проектировании и строительстве
Тест дистанционно, Нормативно-техническая документация в проектировании и строительстве
Срок сдачи к 31 дек.
Решить задачи 5 вариант
Решение задач, Изыскание и проектирование железных дорог
Срок сдачи к 5 дек.
Конструкции из дерева и пластмасс
Тест дистанционно, Конструкции из дерева и пластмасс
Срок сдачи к 31 дек.
Нужно составить рабочее пособие по теме "формирование устной речи у...
Другое, логопедия
Срок сдачи к 10 мар.
Чем отличалась капиталистическое развитие России от западной Европы
Реферат, История
Срок сдачи к 8 дек.
Здравствуйте 1 вариант нужно выполнить , оформлять как лабораторную работу не нужно , просто развернутое решение
Лабораторная, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!