это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1913920
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 3
Тезаурус………………………………………………………………………… 7
1. Понятие мелкой моторики у дошкольников.
2. Взгляды зарубежных и отечественных ученых на развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
3. Лего технологии и их значение в развитии детей дошкольников с нарушением зрения
4. Развивающие занятия по формированию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Заключение
Список информационных источников………………………………………. 8
Приложение
Введение
В мире информационных технологий, где представление о развитии ребенка тесно связано с новыми образовательными технологиями такими как разработка и общественная экспертиза инновационные практико-ориентированные образовательные программы, которые рассчитанные на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Поиск новых форм и приемов обучения в условиях современного мира является не только закономерностью, но и необходимостью. Именно это повлияло на поиск таких приемов и средств, для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Одним из таких средств обучения в настоящее время, по мнению российских и зарубежных педагогов, являются конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использования их в различных игровых и учебных целях.
Изменения в российском образовании, гуманистические взгляды педагогов и психологов, на развитие потенциальных возможностей каждого ребенка. Выдвинула на одну из главных ролей в педагогическом воспитании развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Так как все формы движения, свойственные человеку (от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков), объединяются в понятие «моторика». Различные по степени сложности движения, осуществляемые кистями и пальцами рук, называют мелкой, или ручной, моторикой[3].
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка[10].
Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики такие как В.А. Сухомлинский, М.А. Васильева, A.В. Запорожец, М. Монтессори, Т.В. Лусс,
Р. Штайнер, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».
Развитие мелкой моторики с одной стороны они считали фундаментом общего умственного и речевого развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в раннем возрасте, школе, и для трудовой деятельности во взрослой жизни.
Следовательно, развитие мелкой моторики для детей с нарушением зрения является наиважнейшей функцией, так как тактильные ощущения компенсируют пониженное зрение и дают ребенку наиболее полное представление о предметах окружающих их.
У ребенка с нарушением функции зрения возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия полностью или частично выключается зрительная информация. Только с помощью взрослых ребенок сможет понять смысл и содержание вещей. Очень важно воспитывать в ребенке с нарушением зрения уверенность в том, что ему доступны в основном все действия. Вызывая у детей положительное эмоциональное отношение и переживание к окружающему миру, людям, природе, мы как бы готовим ребенка к непосредственному контакту, с реальным миром, обучаем его жить соответственно его возможностям. Мы, взрослые, должны помочь ребенку преодолеть страх, и неуверенность перед окружающим миром [7].
Забота Российского государства о детях с различными недостатками в физическом и умственном развитии, говорит о том, что для общества важен любой малыш. Дать ребенку все, что бы он чувствовал себя счастливым и нужным обществу.
Для этого были разработаны нормативные документы такие как СанПин 2.4.1.3049-13, ФГОС о дошкольном образовании, в котором четко прописаны требования к дошкольным учреждениям: 3.2.2. «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» [5].
Цель исследования: изучить педагогические особенности развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения с использованием конструкторов LEGO DACTA.
Для достижения поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: педагогические технологии с использованием конструкторов фирмы LEGO DACTA позволит:
Теоретически обосновать развитие мелко моторных качеств у дошкольников с нарушением зрения;
будет способствовать достижению более высокого развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения;
активизирует конструктивную деятельность дошкольников с нарушениями зрения, одновременно способствуя совершенствованию развития личностной сферы ребенка;
обеспечит наиболее рациональную организацию полисенсорного развития дошкольников с нарушением зрения.
На основании цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие мелкой моторики у дошкольников.
2. Рассмотреть взгляды зарубежных и отечественных ученых на развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
3. Изучить влияние Лего технологий и их значение в развития детей дошкольников с нарушением зрения
4. Проанализировать занятия по формированию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.(например предложенное каким то автором)
Эта работа направлена на изучение технологий развития мелкой моторики посредством Лего конструирования. Поможет выявить особенности проведения занятий, для детей с нарушением зрения построить учебно-воспитательный процесс с использованием конструкторов LEGO DACTA.
Тезаурус
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой.
(Добавить термины используемые в реферате)
1.Понятие мелкой моторики у дошкольников
Моторика (от латинского слова motor – приводящий в движении) это двигательная активность организма, отдельных его органов или частей[]. Моторика это система двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнить ими тонкие координированные манипуляции[3].
Т.А Власова, М. С. Певзнер дают определение моторики как совокупности двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Моторика у детей развивается в определенной последовательности. Изначально, это элементарные двигательные реакции, которые последовательно формируются в сложные навыки во время движения и взаимодействия с предметами. В зависимости от поражения отделов центральной нервной системы, нарушения в моторике могут носить разный характер. Даже при небольшом нарушении моторной координации возможны плохие последствия в виде общего недоразвития некоторых высших психических функций ребенка и, как следствие, ухудшение в его успеваемости[3].
Под термином “мелкая моторика” мы понимаем высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Также, это точные движения пальцев рук и некоторых элементов артикуляционного аппарата. Одной из составных частей моторных способностей является тонкая моторика[4].
Движение – комплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма. Благодаря движению работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело или отдельные его части перемещаются в пространстве, изменяется поза и мимика, регулируются функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека. Непроизвольные и произвольные движения это движения, которые человек отличает между собой тем, что одни выполняются бессознательно или автоматически, а другие несут сознательный вид и производятся с целью, запланированной человеком. У ребенка в результате постоянного накопления двигательного опыта и организованного обучения формируются произвольные движения.
На ранних генетических стадиях, как показал Л.С. Выготский, эта регуляция носит межиндивидуальный характер: взрослый дает словесную инструкцию, а ребенок ее выполняет. На этой основе в дальнейшем возникает у ребенка саморегуляция движения при помощи речи, сначала внешней, а затем внутренней, что знаменует собой переход на высший, специфически человеческий уровень развития движений произвольных, выполняемых в соответствии с социально поставленной целью[4].
Двигательный анализатор это такая система, которая осуществляет анализ и синтез сигналов, возникающих в органах движения человека. Двигательный анализатор моделирует движение, создает как бы образ движения, которое предстоит совершить и постоянно сличает реальный поток аффективных импульсов от движения мышц с заранее созданным его образом – планом.
Двигательные центры это участки коры больших полушарий мозга, в которых локализуется корковый конец двигательного анализатора.
Двигательный акт – есть сложное многоуровневое построения, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений), отмечает Н.П. Вайзман.[4]
Н.А. Бернштейн дал определение двигательному навыку как скоординированной структуре, которая представляет собой навык выполнять тот или иной вид двигательной задачи[4].
Двигательный навык это доведенное до автоматизма умение решать любую двигательную задачу, двигательную задачу, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.
Двигательный состав – набор двигательных операций, выполняемых в определенном пространственно- временном режиме в соответствии с содержанием двигательной задачи и имеющимися в распоряжении субъекта внешними и внутренними средствами ее решения. Двигательные ощущения- ощущения положения различных частей тела и его перемещений.
И.М. Сеченов был первоначальным учёным, подвергший критике теорию наследственной предопределенности изменение движений ребёнка как результат формирования конкретных нервных структур[4]. Он написал, что движение рук человека наследственно не обусловлены, а складываются в процессе воспитания и учения как результат идеаторных связей между зрительными, осязательными и мышечными улучшениями в процессе активного контакта с окружающей средой.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением. Степень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе, как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, способен логически рассуждать, у него довольно развиты память и внимание, связная речь.
И.П. Павлов выражал гипотезу о том, что развитие функции обеих рук дает развитие “центров” речи в обоих полушариях, дает достоинства в интеллектуальном развитии, так как речь непосредственным образом связана с мышлением. Упражнения для пальцев рук является сильным возбужденным фактором для коры больших полушарий, поскольку активно поднимает её функциональное состояние. Современные ученые, а также И.М. Сеченов, И.П. Павлов исследуя нервную деятельность, доказали, что правильно изучать закономерности формирования двигательных умений, в том числе и мелкой моторики, опираясь на учение об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа.
Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг.Мария Монтессори увидела связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если плохо с речью, в этом виновато плохое развитие мелкой моторики. Биологами было установлено, что в головном мозге человека существуют центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
В.М. Бехтерев доказал, что элементарные движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Психиатр В.М. Бехтерев отмечал, что движения руки тесно взаимосвязаны с речью и содействовали её развитию. Развитие деятельности руки и речи у людей идет в одно время: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется произношение слов; все последующее улучшение речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени развития движений пальцев.
Известные слова В.А. Сухомлинского, что «ум ребёнка находится на кончике пальцев» говорят о роли развития мелкой моторики. Сухомлинский В.А утверждал, как положительно влияет стимуляция мелкой моторики на мыслительные функции[3].
М.М. Кольцова пишет, что «есть основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же артикуляционный аппарат и тесно связанны с речевой функцией».
Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы снабжены высоким количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук устроены множество акупунктурных точек, массируя которые можно влиять на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Много лет япоанский ученый Йосиро Цуцуми исследовал древние манускрипты и нынешнюю медицину и в результате разработал особую «методику сохранения здоровья пальцевыми упражнениями» Н.А. Бернштейн указывал в своей работе, что координация тонких движений пальцев рук это преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему.
И. Кант писал: «Рука – вышедший наружу мозг». Английский психолог Д. Сели также вносил очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. В процессе развития кисть становиться не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Область проекции кисти и особенно большого пальца в передней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же величину, как все остальные тело.
В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М. Н. Звонаревой, было замечено, что, когда ребёнок выполняет пальцами ритмические движения, у него быстро возрастает согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. С этой точки зрения проекция руки есть основная речевая зона мозга.
Л. С. Выготский утверждал, что моторная сфера, которая относительно самостоятельна от интеллектуальных функций, дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.В России еще с далеких веков было принято с колыбели учить ребенка играть своими пальчиками. Все помнят такие игры как: «Ладушки», “Сорокабелобока” и т.п. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются еще и память, внимание, а также пополняется словарный запас малышей. Таким образом, под термином “тонкая моторика” мы понимаем высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. Мы видим, что темой «мелкая моторика» занимались многие ученые, все они считают, что мелкую моторику необходимо развивать. Развитие движений рук ребёнка в психологической и педагогической литературе исследовано достаточно полно многими исследователями.
Список информационных источников.
1. Лусс Т.В., Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Авт.-сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. –М.: РУДН, 2007 –133 с.
2. Осипова, Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности : монография / Л.Б. Осипова. – Челябинск, Цицеро, 2011. - 112 с3. Е. А. Смирнова Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013. — 144 с.
4. Теплова В.В., Методическая разработка, Развитие мелкой моторики и осязательной чувствительности у детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
5. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)
6. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/211/1/aref00223.pdfСУРИФ Е.А., диссертация «Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием lego-конструктора» Екатеринбург – 2007
7. http://elar.uspu.ru/handle/uspu/150?mode=full Осипова Л.В., кандидат педагогических наук, автореферат «Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников снарушениями зрения», Челябинск 2010.
8. https: //docs.google.com/viewerng/viewer?url=pedportal.net/attachments /000/728/685/728685.docx?1427784151&a=v Lego-конструирование - современная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения. Педагог дополнительного образования И.Н.Пономаренко г. Москва 2015.
9. https://xn---j1ahfl.xn-p1ai/library/ispolzovanie_konstruktora_lego_duplo_v_organizatci_212834.html О.Н. Иванова, Учитель-дефектолог. Использование конструктора Lego Duplo в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья г.Чебоксары 2017г
10. https://moluch.ru/archive/61/9134/ Н.А.Майборода, « Ручной труд в детском саду»., журнал молодой ученый №2 (61), 2014
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!